Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Районирование территории басср в 30-е ГГ. ХХ века






Z4 Тема 4. Государство и право Башкортостана в период социалистической

Реконструкции народного хозяйства

1. Борьба с антипартийными выступлениями троцкистско-зиновьевской оппозиции. XI, XII областные партконференции. Сталинские репрессии в республике.

2. VIII Всебашкирский съезд Советов (1931г.) о первом пятилетнем плане в республике. Переход к сплошной коллективизации сельского хозяйства. Ее особенности и итоги.

3. Развитие государственного аппарата в республике.

4. Районирование БАССР. Ликвидация кантонов и введение районной системы управления. Перестройка советских органов власти, коренизация совгосаппарата.

5. Конституция БАССР 1937 г.

РАЙОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ БАССР В 30-е ГГ. ХХ ВЕКА

 

Принципиально новыми на советском этапе развития научной мысли были, прежде всего, положения о соответствии экономического и административного районирования. Иначе говоря, районирование осуществлялось скорее не для нужд научного исследования территорий, а в целях практического управления территориями.

Идея учета, прежде всего, экономических факторов при районировании страны была легко воспринята большевиками, так как не противоречила основным положениям марксистской теории. Нельзя не отметить, что факторы, которые выглядят в первом приближении явно экономическими, были в то же время и откровенно идеологическими. Концепция примата экономических, и, прежде всего, производственных отношений, «базиса» над «надстройкой» была одной из ключевых в теории К. Маркса.

Точно так же одним из важнейших в марксизме, и особенно в ленинской его трактовке, было положение о диктатуре пролетариата. Советское государство позиционировало себя как пролетарское, а пролетариат концентрировался, прежде всего, в развитых промышленных центрах. Это же, кстати, было одним из побудительных мотивов и при включении в состав национальных образований местностей, населенных русскими, поскольку титульные этносы проживали, как правило, в сельских поселениях и зачастую даже не имели городских центров.

Поэтому наряду со стихийным дроблением территорий уже на начальном этапе гражданской войны была осознана необходимость перейти к принципиально иным основам регулирования территориальных отношений. II Всероссийский съезд советов народного хозяйства, проходивший в декабре 1918 г., «признал существовавшее тогда административное деление Европейской России на губернии и уезды устаревшим и не соответствующим организации социалистической экономики Советского государства» и предложил «ВСНХ совместно с Комиссариатом внутренних дел и административным отделом ВЦИК приступить в ближайшем будущем к пересмотру административных границ в целях постепенной замены существовавшей системы административного деления новой системой деления Советской России на районы, основанной главным образом на экономических признаках».

Старая система административного деления страны на губернии, уезды и волости, исторически сложившаяся на протяжении столетий, оказалась совершенно не пригодной в новых условиях, когда начинались индустриализация, коллективизация и другие общественные изменения. Старое деление страны затрудняло развитие производительных сил, тормозило проведение в путь мероприятий по социалистической реконструкции хозяйства.

В целях упрощения и приближения к массам управленческого аппарата, в интересах укрепления и развития ближайших к народу органов власти было принято решение о введении нового административно-хозяйственного деления в опытном порядке в некоторых районах СССР. Так стали упраздняться губернии, уезды, волости и образоваться округа, районы.

В Башкирии округов не было. Здесь в 1930 г. проводилось районирование. Башкирская АССР в 20-е гг. ХХ века являлась одной из тех национальных республик, где до сих пор продолжало существовать старое административное деление на кантоны и волости. Вопрос об организации работ по административно-хозяйственному районированию БАССР вошел в повестку дня Заседания Президиума БашЦИКа, которое состоялось 19 ноября 1929 г. в 18-00 в г. Уфа. Согласно постановлению Всебашкирского съезда Советов и Президиума ВЦИКа от 16 сентября 1929 г. началась разработка нового административно-экономического районирования БАССР с установкой на районы.

10 октября 1929 г. проходит совещание при БашГосплане по вопросу проведения административно-экономического районирования, БАССР. Ссылаясь на наличие постановления Президиума ВЦИК от 16 сентября 1929 г. и правительства БАССР о проведении административно-экономического районирования, решили, что черновой материал проекта районирования должен быть представлен в Административную комиссию ВЦИК к 1 января 1930 г., более же детальный материал будет представлен туда позже.

На совещании постановили в связи с решением Президиума ВЦИКа и решениями правительства БАССР о проведении административно-экономического районирования для разработки этого вопроса создать специальную комиссию. Здесь решили начать концентрацию материалов в Госплане, прекратить изменения кантонных и волостных границ, за исключением перечисления селений из одного сельсовета в другой.

Созданная постановлением Президиума Госплана БАССР по вопросу организации работ административно-хозяйственного районирования БАССР в 1929 г. особая комиссия при БашГосплане в составе члена Президиума Госплана - Управляющего БЦСУ, представителя БНКзема (агронома-экономиста), Секретаря Административной комиссии при президиуме БЦИКа, работников Госплана Шмелева, Сироткина и научного сотрудника Госплана по вопросам районирования 4 декабря 1929 г. на заседании Комиссии по районированию БАССР при БашГосплане приняли рабочую программу по вопросам административно-экономического районирования.

По этой программе, вся работа по районированию должна была разбиться на 4 последовательных стадий.

1 стадия - накопление материалов по районированным областям, а также материалов, характеризующих современные административно-хозяйственные деления БАССР и изучения техники и др.

2 стадия - определение основных установок. Под основными установками следовало понимать как основные принципы районирования применительно к условиям БАССР, так и основные методы работы по районированию.

3 стадия - разработка характеристики районов. В соответствии с решением президиума Госплана должна была проводиться корректировка состава и границ новых административных звеньев и характеристика их признаками по аналогии с характеристикой волостей в 1 стадии работ с отметкой положительных и отрицательных результатов в отдельных случаях по сравнению с системой кантонно-волостного деления: отдаленности административных органов, охват кооперативными организациями, дробность участков и т.п.

4 (заключительная) стадия - техника проведения районирования. Материалы к проекту районирования, разработанные комиссией в окончательном виде, должны были быть представлены на рассмотрение и одобрение Президиума Госплана, Административной комиссии при президиуме БашЦик и, по возможности, СНК, после чего направиться с представителями БашЦика для окончательного согласования в кантонах на обсуждение в партийных, советских и профсоюзных организациях. Те, в свою очередь, должны направить представителей кантонных исполкомов в волости, где материалы обсуждаются расширенными Пленумами волостных исполнительных комитетов, и далее на расширенные пленумы сельсоветов аналогичным путем.

Считалось, что переход на районную систему управления в условиях БАССР может быть осуществлен путем реорганизации существующей кантонной и волостной системы сначала в окружную и районную (соответственно структуре районных областей), т.е. в неприкосновенную 4-ступенчатую систему управления: 1) сельсовет, 2) район, 3) округ, 4) ЦИК, а затем путем полного упразднения среднего звена - округов и кантонов - в 3-ступенчатую систему: 1) сельсовет, 2) район, 3) ЦИК.

Проект районирования разрабатывался БашГоспланом, конечно, в начале в кабинетном порядке. Прежде чем утвердить на территории Башкирии 48 районов, Обком ВКП(б) и правительство обсуждали еще 2 варианта: 41 или 57 районов. При создании 57 районов каждая административная единица оказывалась недостаточно мощной в отношении количества населения, бюджета и, кроме того, усложнялся вопрос с руководящими кадрами. Плановой комиссии было предложено проработать вопрос вновь, максимально сократив при этом количество районов. Второй вариант (41 район) тоже не удовлетворял предъявляемым требованиям. Например, нельзя было считать удачным создание из Аргаяшского кантона только одного района - здесь не достигалось близости аппарата к массам. В этом варианте было также много и других недочетов.

На заседании комиссии при БашЦИКе по районированию, которое прошло 22 декабря 1929 г. в Уфе, постановили принять первый черновой вариант нового районирования до 1 апреля 1930 г. с тем, чтобы на окончательное утверждение центральным органам (ВЦИК) представить проект к 1 августу 1930 г.

Начиная с 1929 г., в Башкирии работала экспедиция Тимирязевской сельскохозяйственной академии по сельскохозяйственному районированию. Материалы этой экспедиции были собраны по методу микрорайонирования и по своей разносторонности являлись ценным вкладом в работу по административному районированию. Тимирязевская академия разбила всю территорию Башкирии на 450-400 микрорайонов по признакам большей или меньшей их хозяйственной однородности. Эти микрорайоны были приняты во внимание при наметке характеристики районов и сельсоветов. Три признака должны были образовать сельсовет: 1) национальная однородность; 2) устранение чересполосицы; 3) совпадение границ территории сельсовета и территории колхоза.

По каждому сельсовету составили подробные характеристики с подразделением по национальным признакам, отраслям сельского хозяйства, степени доходности, кустарным промыслам и т.д. В конце обсуждения административно-хозяйственного деления БАССР решили не создавать округов. Согласно постановлению Президиума ЦИК и СНК БАССР “О ликвидации в БАССР административного деления на кантоны и волости и об установлении административного деления на районные системы управления” от 20 августа 1930 г., устанавливается территориальное деление БАССР на 48 районов.

Районы были образованы таким образом, что они являлись более или менее однородными по своим естественноисторическим условиям, отличались сравнительной цельностью и законченностью всего строя хозяйственной жизни, единством перспективного ее развития. По размерам в общем и целом они были достаточно мощны, чтобы иметь свою собственную хозяйственную базу, надлежащий размах в области совхозного и колхозного строительства. По составу населения они являлись образованиями, в пределах возможного обладающими национальной однородностью. Все народности, проживающие на территории БАССР, более или менее значительные по численности, получили свои национальные районы, что в условиях БАССР, разноплеменной по составу населения, имело огромное политическое и социально-культурное значение. Этим предусматривалось, что ряд наиболее отсталых народностей (чуваши, мари) в лице национальных районов своих будут иметь достаточно мощные очаги своего национального, социально-культурного развития и самоопределения, получать возможность полной коренизации аппарата и реализации родного языка в органах государственной власти.

Согласно постановлению президиума БашЦИКа от 13 августа 1930 г. административное деление на районы должно было вводиться с 15 сентября 1930 г.

20 августа 1930 года Президиум ЦИКа и Совнарком Башкирской АССР приняли постановление " О ликвидации в Башкирской АССР административного деления на кантоны и волости и об установлении административного деления на районы и районной системе управления".

Вместо восьми кантонов и 110 волостей было образовано 48 районов. В 17 из них преобладало башкирское, в 17 - русское, в 11 - татарское, в двух - чувашское и в одном - марийское население. Национальный состав учитывался и в культурном строительстве, ведении делопроизводства, работе с кадрами. Число сельсоветов сократилось с 1927 до 1297. Кроме того, имелось девять поселковых Советов. Столица республики - Уфа - выделялась в самостоятельную единицу с непосредственным подчинением БашЦИКу. Города Белорецк, Бирск, Белебей и Стерлитамак были отнесены к городам районного подчинения.

Вскоре в районах прошли съезды Советов, которые избрали райисполкомы. В соответствии с новым административным делением произошла перестройка партийных, комсомольских и других организаций. В ноябре 1930 года - феврале 1931 года в Башкирской АССР состоялись выборы всех местных Советов. Районирование и выборы в Советы позволили приблизить советский аппарат к народу, привлечь к управлению новые силы.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал