Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Установление сословно-представительной монархии и ее структура
Установление нового государственного устройства стало результатом реформ, предпринятых центральной властью, недовольной принципом «король – первый среди равных». Стратегией этих реформ был переход от сеньориального статуса королевской власти, основанной на вассалитете, к полноценному государственному статусу королевской власти, основанной на подданстве. В Англии этот процесс начался с завоевания страны герцогом Вильгельмом Нормандским в 1066 году. Заняв трон англосаксонского короля Гарольда, Вильгельм провел перепись населения и земель, назвав ее «Книга страшного суда». По переписи население королевства составило 1, 5 млн., в том числе 283242 мужчин; 82% населения были крестьяне, 12% из которых были свободные; 15% относилось к светским и церковным феодалам; 3% были рабами. Все владетели земли, даже самые крупные – лорды, были связаны «великой присягой» королю, считались держателями его земли и были обязаны служить ему. Еще более королевская власть усилилась при Генрихе II (1154-1189). В правление этого короля были проведены три реформы – судебная, военная и административная. Реформы Генриха II преследовали цель укрепить королевскую власть и ослабить позиции феодалов и церкви. Проведя военную реформу, этот король получил возможность содержать постоянное наемное войско на «щитовые деньги», т.е. откуп владетелей от службы в королевском войске. Военная реформа Генриха II состояла в распространении воинской повинности на все свободное население страны: любой свободный — феодал, крестьянин, городской житель — должен был иметь вооружение, соответствующее его имущественному положению. Имея свое снаряжение, войско тем не менее содержалось за счет государственной казны, поступления в которую были значительно увеличены. Церковная реформа сделала короля главой церкви. Генрих II, пытаясь усилить влияние короны на местную церковь, издал в 1164 году Кларендонские конституции. По ним король признавался верховным судьей по делам, рассматриваемым церковными судами. Все споры по поводу церковных назначений должны были решаться в королевском суде. Судебная реформа привела к созданию центрального королевского суда общих тяжб, ведавшего делами общего характера, и суда королевской скамьи, ведавшего уголовными делами и разбором апелляций. Суд состоял из выездных судей, которые регулярно объезжали страну, вызывали к себе местных шерифов и представителей знати, старшин и зажиточных крестьян и на основании их показаний под присягой вершили суд. Королевский суд, хотя и был платным, имел явные преимущества. В нем практиковалось инквизиционное судопроизводство (предварительное расследование дела) в отличие от обычных судов, где установление истины при отсутствии достаточных свидетельских показаний производилось с помощью ордалий (испытаний). Естественно, что в королевский суд обращались охотнее, и сеньориальная юрисдикция в отношении свободных людей неуклонно свертывалась. Конфликт между усилившейся королевской властью и знатью, настаивающей на своих сеньориальных правах, предопределил создание органов при короле. По «Великой хартии» (magna charta) 1215 г. знать получала право выбрать комитет 25 баронов, который должен был контролировать соблюдение этой хартии, в том числе и королем. В 1267 году этот комитет был преобразован в парламент, созванный Симоном де Монфором (граф, выходец из французской знати), сводным братом правившего тогда короля Генриха III. Парламент (от франц. парлеман – «собрание для обсуждения») – представительное сословное собрание, созываемое и распускаемое по желанию короля. В 1352 году парламент разделился на верхнюю палату лордов (знать) и нижнюю палату общин (рыцари и горожане). В функции парламента входили: финансовая функция, вопросы войны и мира. Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа. В XV в. за парламентом закрепилось право законодательной инициативы в виде петиции. Елизавета I прямо заявляла, что «прерогатива парламента – говорить «да» или «нет», когда королеве это угодно, и не заниматься обсуждением других вопросов». В 1371 году парламент впервые применил импичмент против королевского министра. В Германии усиление королевской власти было связано с Оттоном I, представлявшим саксонскую династию. В 962 году Оттон I был провозглашен в Риме императором. Государство получило название «Священная Римская империя германской нации». Церковное сословие вело все государственные дела. Миссией императора была охрана религии. Наставником и духовником императора считался Римский папа. Кроме церковников, император вынужден был считаться с сословием феодальной знати. Ее, т.е. знати, права были отражены в «Золотой булле», в грамоте, принятой в 1356 году императором Карлом IV. «Золотая булла» - грамота с золотой печатью и в особой упаковке. Съезд знати (рейхстаг) должен был избирать императора. Рейхстаг состоял из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Курфюрсты (великие князья) получали значительный суверенитет. Усиление королевской власти во Франции было связано с Людовиком IX Святым (1226-1270). Этот король запретил рыцарские турниры, и все вооруженные формирования феодалов и городов возглавили королевские командиры. Дело в том, что в королевском домене была запрещена частная война, т.е. разрешение споров между сеньорами путем вооруженной борьбы. Соперники должны были обращаться в королевский суд. В рамках военной реформы создавались городская милиция, отряды наемников. В результате король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами. При короле была учреждена финансовая палата во главе с канцлером (министром финансов) и судебная палата во главе с коннетаблем. Коннетаблю подчинялись ассамблеи следователей, которые контролировали власть на местах, расследовали обвинение и приводили в исполнение приговоры. Высшим органом юстиции стал парламент, члены которого назначались королем и должны были надзирать за финансами и правосудием. Парламент состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов — выпускников юридических факультетов университетов, активно поддерживавших королевскую власть. Впервые были введены единые монета и система мер и весов (до этого у каждого владетеля были свои деньги). Была создана корпорация легистов (юристов). Знатоками права в средневековой Франции считались знатоки римского права. В судебных делах вошла в обыкновение письменная процедура, заимствованная из римского права. Легисты готовили указы короля и судебные приговоры. Впервые был открыт государственный университет по инициативе королевского священника Роберта Сорбона (сейчас Парижский университет входит в десятку лучших университетов мира). В университете обучение шло на двух факультетах: богословия и юридическом. Обучающиеся в университете получали степени бакалавра, магистра, лиценциата и доктора. Централизация государственной власти позволила королю Филиппу IV Красивому созвать в 1302 году Генеральные штаты (местный аналог английского парламента). В этом собрании 1-е сословие представляло духовенство, 2-е место - феодальная знать-дворянство, 3-е место – зажиточные горожане и крестьяне. Первые два сословия получали индивидуальные приглашения от короля, 3-е сословие выбирало депутатов по территориальному принципу (после возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями). Каждое сословие имело один голос. Несогласие с королем приводило к роспуску штатов. По Великому мартовскому ордонансу 1357 г. решения Штатов должны были считаться окончательными и входить в силу без королевского одобрения. Финансовые субсидии могли бы расходоваться только на предписанные Штатами цели. Однако перерывы между созывами штатов достигали 70 лет. Последние Генеральные штаты были созваны в 1614 году.
|