Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Только все должно быть благопристойно и чинно.
23. Положим, говорит, что собралась вся Церковь наша и все имеющие дар языков начнут говорить на них или по одиночке, или несколько зараз. И само по себе это безобразно. Но если в это время войдут к вам не знающие – простецы, селяне, или неверные, то не скажут ли они, что вы беснуетесь, сошли с ума? И оттолкнете вы от дверей спасения тех, кто пришел искать спасения, и при том так, что и после не привлечешь его послушать истины, да и другим он расскажет о безобразиях, происходящих в ваших собраниях. Совсем иное действие пророчеств. 24-25. Совершенно противоположное действие произведет ваше собрание, говорит Св. Павел, на душу простеца или неверующего, когда, вошедши в вашу Церковь, они услышат то, что вы один за другим пророчествуете, т.е. говорите языком всем понятным, что кому внушает Дух Святой – пророчества ли, разум ли, откровение ли, научение ли, молитву ли. Христианские истины и сами по себе, и, тем более, непосредственно внушенные Духом Святым и переданные языком убежденным, способны встревожить совесть, возбудить страх Божий и обратить на добрый путь невера и грешника. Тогда вошедший на ваше собрание обличен будет пред всеми не при помощи судебных каких-нибудь допросов, а посредством истин, высказанных пророками, вместе же с обличением, душе его откроется и путь спасения в Господе Иисусе Христе. Таким образом, обличаемый тут же может получить и надежду спасения, и даже дойти до решимости стать на путь истины. А благодать Духа Св., всех осеняющая в собрании, приникающая и самое слово говорящих, совершит дело обращения. И вот, неверный, внутренне изменившийся под действием пророческого слова, падши, поклониться Богу Христианскому и исповедует, что в собрании христиан в церкви воистину присутствует и действует Бог. Б) Правила об употреблении в Церкви даров пророчества и языков (XIV, 20-38). Сначала дается общий закон – все к созиданию (26); потом – частные правила: для говорящих языками (27-28), для пророков (29-33), для жен (34-35), наконец, прилагается общее убеждение к исполнению сказанного (37-38). а) Общий закон пользования дарами (26). 26. Что же выходит из всего сказанного о дарах Св. Духа? Как вам следует поступать? Вот как. Собрались вы в Церковь, каждый имеет что-либо от Духа Божия: кто псалом, - всякого рода молитвенное обращение к Богу – прошение, благодарение, славословие; кто поучение, (слав. учение), догмат, нравоучение, совет, решение недоумений; кто откровение – прозрение в будущее, открытие тайного в настоящем или прошедшем, уведение тайн сердечных: кто – язык: дар все показанное говорить на языке чуждом; кто истолкование, (сл. Сказание) – дар истолковывать сказанное на языке непонятном. Итак, собрались вы в Церковь со всем этим богатством духовным: вот вам общий закон на употребление его: все да будет к назиданию. Помните, что никто ничего не получает исключительно для себя, но все получает для всего собрания верующих. С ними он и должен делиться полученным, не славы своей ища, а исполняя поручение Божие, Который как бы говорит каждому: возьми и раздай. Этот общий закон, прилагая к возможным в собрании случаям, Св. Апостол говорит: б) Частные правила (27-36). ба) К говорящим языками (27-28). 27-28. Языками говори в собрании тогда только, когда будет истолкователь-переводчик; а когда его не будет, то молча, себе говоря и Богу, т.е. говори про себя, в уме, тайно и без шума (Злат.). В каждом собрании говорите двое, много трое, и при том, не вдруг, а раздельно, один за другим, чтобы Церковь получила назидание. бб) К пророкам (29-33). 29. Так же и получившие дар пророчества должны передать Церкви полученное от Духа в назидание, двое или трое – один за другим. При этом, чтобы под видом пророчества не вкралось чего-либо бесовского, повелевает сподобившимся дара различения духов (1 Кор. 12, 10) рассудить о произносимом пророчестве, по действию ли Духа Божия говорится это (Злат.). 30. Бывает, что во время речи первого пророка Св. Дух возбудил к речи другого сидящего и слушающего, тогда пусть говорит этот, а первый пусть замолчит; ибо для того Св. Дух и возбудил другого (Злат.). Потом в утешение тому, которому заповедует молчать, говорит (см. ст. 31). 31. Как бы так: пусть поговорит вновь возбужденный Духом, потом и тот, кто замолчал, может опять говорить, если есть еще что сказать. Так как цель распоряжений Апостола, - дабы всем поучаться и всем получать утешение, то легко понять, почему он дает предпочтение речи только что получившего откровение от Духа: его речь оглаженнее, сердечнее и потому влиятельнее на слушателей и благолепнее, чем речь, быть может, еще во время своей домашней молитвы получившего откровение, а потом уже в Церкви передавшего откровение по памяти. Но получивший откровение от Духа мог возразить, что он не может противиться Духу, - замолчать, когда Дух повелевает говорить. На это Св. Павел отвечает: 32. Благодать Св. Духа, вдохновляющая пророка, не действует принудительно на волю пророка, - он всегда господин своей воли, следовательно, может подчиниться распоряжению Св. Апостола, которое согласно с волей Божией. 33. Ибо этот порядок установил чрез Апостола Бог мира во всех Святых Церквах, чтобы нигде не было неустройства, противного Богу. Таково было устройство Церкви Апостольской. «Церковь тогда была небом; Дух устроял все в народе, руководил и вдохновлял каждого из предстоятелей. А теперь у нас только знаки тогдашних дарований. И ныне мы говорим, но все это только знаки и памятники прежнего. В древности говорили не по собственной мудрости, но по внушению Духа, а теперь говорят свое. В древности было действительное сокровище в Церкви, а теперь – она по большей части только место, где лежали эти сокровища» (Злат.). бв) К женам (34-36). 34. И женщины Коринфские вносили беспорядок в общественные собрания Христиан. Вопреки женской скромности, на основании равенства во Христе, получая воодушевление, они осмеливались в Церкви учить и, таким образом, к соблазну других, нарушали основной закон Божий о подчинении жены мужу. Правда, учительство не воспрещалось женщинам. Апостол Павел сам с похвалой относится к женщинам трудящимся о Господе (напр. Римл. 16, 6. 12). Но их обязанность учительская ограничивалась домашними (1 Тим. 2, 15; 5, 10 и др.). Наставлять же в вере жена могла только за неимением учителей из мужчин, как и делала Прискилла в Ефесе, уча Аполлоса вере Христовой, принявши его предварительно в свою семью (Деян. 18, 26). «Этот беспорядок в церкви Св. Павел пресекает не увещанием и советом, а повелением со властью, приводя о том и древний закон. Какой? – К мужу твоему обращение твое, и той тобой обладати будет (Быт. 3, 16). Этот закон повелевает женам не только молчать пред мужем, но и молчать со страхом, и при том с таким страхом, с каким надлежит безмолствовать рабе. Если же жены таковы должны быть в отношении к мужьям, то тем более в отношении к учителям и отцам и общему собранию, Церкви. Им должно слушать, что следует, а о сомнительном спрашивать у мужей дома» (Злат.). 35. Женам, говорит Апостол, не позволительно в Церкви не только самим говорить открыто, но и спрашивать о чем-нибудь. Если они в Церкви услышат что-либо непонятное для себя, то пусть обращаются за разъяснением к своим мужьям, но не в Церкви, а дома. «Почему же он поставляет их в таком подчинении? Потому, что жена существо слабейшее, непостоянное и легкомысленное. Посему он и поставляет им в учителя мужей и доставляет скромными, а мужей внимательными, так как они должны с совершенною точностью передавать женам то, что услышат. Далее, поелику у них (в Коринфе) считалось честью говорить в собрании, он доказывает противное и говорит: ибо неприлично жене говорить в Церкви, это противно обычаям общечеловеческим и церковным установлениям» (Злат.). 36. «Он говорит, как бы так: вы не первые христиане и не одни вы – верные; вы не можете сказать: мы были учителями других и вам не следует учиться у других; здесь только утверждалось учение веры. И нам не следует подражать примеру других. Нет, были и есть и другие Церкви и не от вас произошли, и везде такой обычай, какой я вам возвещаю, ему и следует подражать вам» (Св. Злат.). в) Общее убеждение к исполнению сказанного (37-38). 37. Этим подтверждает Св. Павел свои распоряжения относительно употребления в Церкви даров пророчества и языков. Итак, говорит, вы, говорящие языками и пророчествующие, вникните как следует в то, что пишу, и исполняйте то в точности, ибо это заповеди Господни. «Бог повелел это чрез меня» (Злат.). 38. Не имеющий даров благодати и не могущий, при помощи их, уразуметь этого, должен молчать как не разумеющий. В) Заключение всего сказанного о даре пророчества и языков (39-40). 39-40. Начав рассуждать о дарах пророчества и языков. Апостол сначала доказал, что дар пророчества лучше и полезнее для Церкви дара языков; теперь заключает: итак, о даре пророчества ревнуйте, но и когда кто получит дар языков, тому не возбраняйте употреблять его, с теми ограничениями, какие я сделал. И в заключении к этому прилагает слова: только все «благообразно и по чину»; а как благообразно и по чину будет, это он уже указал в выше изложенных правилах.
|