Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 12. Приемы и средства эмпирического изучения исторических фактов






Целью занятия является усвоение наиболее общеупотребительных приемов и средств, которые используются для эмпирического изучения фактического материала. В процессе выполнения практической работы необходимо выявить зависимости между отбором образно-эмоциональ­ных приемов и характером исторического материала.

План:

1. Понятие «прием учебной работы».

2. Сущность эмпирического изучения фактического материала; приемы и виды образов.

3. Общая характеристика образно-эмоциональных приемов.

4. Примеры приемов.

Литература

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968. — Глава II.

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М., 1971. — Параграфы 8—11.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней шко­ле. — М., 1988. — С. 72—90.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Теоре­тический курс. Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 88—93; 112—121.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред Ф.П. Коровкин. — М., 1978. — Ч. 1. — С. 96—104.

Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» // С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. — С. 74—81, 123—127.

Содержание занятия:

1. В начале занятия дается общее понятие о категории «прием учебной работы». Для обсуждения предлагаются следующие вопро­сы: 1. В психолого-педагогических науках есть два подхода к трак­товке понятия «прием»: мыслительная операция (А.Н. Леонтьев, Н.И. Запорожец) и совокупность действий, приводящих к решению определенных задач (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.И. Мах-мутов). Раскрывают ли данные подходы категорию «прием»? Что


такое внутренний и внешний планы в этой категории? Как они свя­заны? 2. Вспомните из лекционного курса, какие три аспекта включает понятие «прием». Как связаны между собой общедеятель-ностный, логический, специфический аспекты понятия «прием» и как они учитываются в познавательной деятельности? 3. В чем со­стоит общее и различие в дидактическом и методическом подходах к определению понятия «прием»? Согласны ли вы с выводом: цен­ность данной категории состоит в синтезе чувственно-практичес­кой и мыслительной деятельности? Обоснуйте свое мнение.

2. Следует акцентировать внимание на том, что эмпирическое изучение исторических фактов — это процесс осмысления зритель­но ощущаемых, воспринимаемых на слух и чувственно-осознавае­мых картин, в результате которого у детей складываются опреде­ленные образные представления.

Вопросы и задания: 1. Вспомните, какие образы формируются путем раскрытия главных фактов. В случае необходимости обрати­тесь к книге «Методика обучения истории: Схемы. Таблицы. Опи­сания». 2. Продолжите характеристику образного материала в пунк­тах в, г, д:

а) образы материально-пространственной среды, которые отра­
жают застывшие неизменные картины природы и важны для пони­
мания хозяйственно-экономических и экологических проблем мест
исторических событий, ландшафтов культурных сооружений;

б) образы материальных предметов — статичные устойчивые об­
разы вещественных исторических источников (здания, сооружения,
орудия труда, оружия, предметы быта, одежды, утварь), которые по­
могают понять уровень материальной жизни того или иного перио­
да, вникнуть в повседневную жизнь людей, раскрыть условия их тру­
да и быта, состояние военного дела на тот или иной период, осоз­
нать уровень культуры;

в) образы людей...

г) статичные целостные образы исторических событий и явле­
ний...

д) динамичные целостные образы исторических событий и яв­
лений...

3. Продумайте, как вы будете излагать материал учащимся, чтобы сформировать различные образы.

3—4. На занятии обсуждаются основные приемы изучения фак­тического материала. По ходу изучения проводится работа с фраг­ментами исторического материала с целью определения приемов описаний, повествований, характеристик. Но прежде предстоит вспомнить все о приемах изложения фактов, поработав с таблицей на с. 40—42 данного пособия.


Название приема Исторические факты, излагаемые приемом Действия, входящие в состав приема Средства обучения, используе­мые в сочета­нии с прие­мом Роль приема в организа­ции познава­тельной деятельности и формиро­вании исторических знаний
Приемы по­вествования 1. Сюжетное повествова­ние Главные фак­ты. Неповто­римые собы­тия политиче­ской жизни общества; во­енные сраже­ния, события военных дей­ствий Все приемы повествова­ния передают развитие еди­ничных собы­тий или ти­пичных явле­ний во време­ни и про­странстве Воссоздают живой, дина­мично разви­вающийся об­раз событий. Изложение ведется по сюжетной ли­нии Учебные со­бытийные картины, ап­пликации, схемы Создает исто­рическое представле­ние о собы­тии, активи­зирует вни­мание, вызы­вает интерес, эмоциональ­ное сопере­живание, раз­вивает вооб­ражение
2. Образное повествова­ние Главные факты урока. Типич­ные явления и процессы эко­номической жизни обще­ства; культур­ные явления В образной форме вос­создает раз­витие типич­ного истори­ческого явле­ния в услови­ях определен­ного времени. Привлекают­ся характер­ные эпизоды, яркие детали Типологичес­кие картины, аппликации, пиктограммы, например Создает ис­торическое представле­ние об изучае­мом явлении, которое слу­жит основой для выявле­ния его суще­ственных черт. Развивает воссоздаю­щее вообра­жение и мыш­ление
3. Конспек­тивное пове­ствование Неглавные факты урока. События по­литической жизни; воен­ные сражения Краткая, ли­шенная об­разности ин­формация о развитии ис­торического Исторические карты, схемы, графики Помогает по­нять процесс развития. Развивает ло­гическую па­мять

Продолжение

 

Название приема Исторические факты, излагаемые приемом Действия, входящие в состав приема Средства обучения, используе­мые в сочета­нии с прие­мом Роль приема в организа­ции познава­тельной деятельности и формиро­вании исторических знаний
  и события со­циальных дви­жений, кото­рые дополня­ют или связы­вают между собой главные факты события или явления в ус­ловиях опре­деленного места и вре­мени    
4. Простое ин­формативное сообщение Неглавные факты урока, например, пе­речисление мест и дат событий Перечисле­ние фактов, дат, имен, географичес­ких мест, взаимосвя­занных друг с другом и с главным фак­том урока Исторические карты, кален­дари событий В соответст­вии с главны­ми фактами содействует созданию це­лостных кар­тин изучае­мых явлений и событий об­щественной жизни. Разви­вает память
Приемы опи­сания 5. Картинное описание Главные фак­ты урока: ти­пичные явле­ния экономи­ческой, соци-ально-поли-тической и культурной жизни обще­ства. Природ­ные условия стран и мест, где происхо­дили события, излагаемые как главные факты урока Описания, образно вос­создавая факт, не пока­зывают его развитие. Воссоздание образа отно­сительно ста­тичного исто­рического факта с соб­людением единства вре­мени, места и действия Документаль­ные фотогра­фии местно­сти. Монумен­тальные па­мятники и па­мятные места Реконструк­ции истори­ческих памят­ников. Изо­бражения ис­торических объектов. Ло­кальные схе­мы. Докумен­ты, беллетри­стика Создает отно­сительно ста­тичные исто­рические представления (основа фор­мирования по­нятий и знания теоретических выводов). Ак­тивизирует внимание и мышление. Вызывает эмо­циональное сопережива­ние. Развивает воссоздающее воображение

Продолжение

 

Название приема Исторические факты, излагаемые приемом Действия, входящие в состав приема Средства обучения, используе­мые в сочета­нии с прие­мом Роль приема в организа­ции познава­тельной деятельности и формиро­вании исторических знаний
6. Аналитиче­ское описа­ние Главные фак­ты урока. Объ­екты матери­альной культу­ры: орудия труда, ору­жие, памятни­ки архитекту­ры. Устройст­во аппарата гос. власти Описание со­ставных час­тей, деталей историческо­го объекта, их взаимодейст­вия и назна­чения Документаль­ные изобра­жения объек­тов матери­альной культу­ры (фото, ри­сунки). Маке­ты, модели, муляжи. Схе­мы, чертежи, изображаю­щие устройст­во предметов Создает дета­лизирован-ные истори­ческие пред­ставления. Активизирует внимание, вы­зывает инте­рес к теме. Содействует осмыслению изучаемого, развитию ис­торического воображения
7. Портретное описание Главные фак­ты урока. Вы­дающиеся ис­торические личности С помощью фактов о дей­ствиях лич­ности, ее вы­сказываний, портретного изображения, биографичес­ких сведений создается об­раз истори­ческого дея­теля Портреты, фотографии исторических деятелей. До­кументы. Опи­сания исто­рических дея­телей из худо­жественной и научно-попу­лярной лите­ратуры. Кари­катуры. Учеб­ные памятки Создает жи­вые представ­ления о исто­рических дея­телях

Задание: прочитайте предлагаемые тексты и определите назва­ния приемов. Сверьте свои соображения с ответами в конце текстов (а — сюжетное повествование; бобразное повествование; в — кар­тинное описание; г — аналитическое описание; д — образная харак­теристика исторических деятелей и портретное описание; е — ин­формативное сообщение; жконспективное повествование). Все ли ответы верны? Обоснуйте свой ответ.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал