Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, причины и формы вывоза капитала






Точно так же, как экспорт и импорт товаров в совокупности образуют международную торговлю, вывоз и ввоз капитала в совокупности представляют собой международное движение (миграцию) капитала. Речь в данном случае идет о движении одного из важнейших факторов производства, который уходит из обращения внутри собственной («своей») национальной экономики и перемещается в другие страны. Вывоз капитала, его активная международная миграция (перелив) является одной из характерных черт современного мирового хозяйства.

Уже в начале XX в. вывоз капитала в мировой экономике по своей динамике опережал вывоз товаров, хотя они между собой взаимосвязаны: вывоз капитала часто способствует вывозу товаров и, наоборот, вывоз товаров нередко влечет за собой вывоз капитала.

Вывоз капитала — это изъятие части капитала из национального оборота данной страны и перемещение его в соответствующих формах в экономику зарубежных стран. При этом существенно, что за рубеж переносится не акт реализации прибыли, уже заключенной в цене экспортируемого товара или услуги, а процесс ее создания.

Размещение части национального капитала за границей и допуск иностранного капитала в национальную экономику означают формирование устойчивых экономических связей между хозяйствами двух стран, поскольку экспортируемый (или импортируемый) капитал становится частью воспроизводственного процесса страны конечного использования либо непосредственно (в форме предпринимательского капитала), либо опосредованно (в форме ссудного капитала).

Основной целью вывоза капитала является получение предпринимательской прибыли или ссудного процента (если вывозится ссудный капитал). Кроме этого преследуются цели завоевания новых сегментов мирового рынка и закрепления на них, т. е. цели собственно экспансии капитала.

 

 

Причины «выхода» капиталов за национальные государственные границы разнообразны. Традиционное марксистское экономическое учение исходило из того, что главной причиной вывоза капитала в эпоху империализма является относительный избыток капитала (монополии не всегда находят сферы достаточно при^ быльного применения капитала в собственной стране). Отмечалось также, что техническая возможность вывоза капитала практически во все регионы мира появилась с распространением передовых средств транспорта в конце XIX — начале XX в.

Однако на рубеже XX—XXI вв. такое объяснение не является полностью адекватным.

Всемирный научно-технологический переворот привел к существенным изменениям в масштабах производства. В экономике промышленно развитых стран сохраняется и развивается сложная иерархия мельчайших, мелких, средних, крупных и крупнейшихЖ предприятий. В то время как первые три категории оперируют преимущественно в национальных границах, крупные и крупнейшие ' предприятия в поисках прибыльного приложения капитала стре- ' мятся освоить все больше мирового экономического пространства, что способствует:

• достижению экономии в масштабах производства;

• использованию более дешевой квалифицированной рабочей

силы;

• использованию фактора неодинаковой обеспеченности раз- i

личных регионов и стран природными ресурсами;

• проникновению на рынки стран, проводящих политику ог

раничения иностранного капитала;

• укреплению позиции фирм на существующих и потенциаль- ]

ных рынках сбыта продукции.

В современных условиях быть крупной компанией и замыкаться в национальных границах означает, как правило, утрату «тем-1 па движения», а следовательно, ухудшает позиции в конкурент-! ной борьбе. Сильным побудительным стимулом является стремле-| ние преодолеть тарифные и нетарифные ограничения, которые препятствуют проникновению импортных товаров на нацио-1 нальные рынки. Важным стимулом также является возможностьЯ диверсифицировать экономический и политический риски, получить доступ к более точной информации о конъюнктуре и пер-1 спективах сбыта и тем самым создать более твердые гарантии ста-1 билъности деятельности компании. Определенное значение имеетИ и стремление утвердиться в странах, рынки которых в будущеми могут стать полем приложения капитала.

Наиболее полно разнообразие причин, побуждающих компа-1 нии вывозить капитал за национальные границы, проявляется вЯ условиях глобализации мирового хозяйства. Логика хозяйствен-] ного развития такова, что для упрочения своего положения круп-г

 

 

ная компания должна осваивать все мировое экономическое пространство. При этом в некоторых случаях предприятия компании могут оставаться в одной стране, однако сфера приложения будет намного шире. Примером такой глобальной компании можно считать «Майкрософт».

Экспорт государственного капитала также осуществляется в целях обеспечения национальных экономических интересов. Кроме того, не утратили своего значения и идеологические соображения. В ряде случаев экспорт государственного капитала ставит своей целью либо поддержать соответствующие политические режимы, либо способствовать их трансформации в желательном для кредитора направлении. Напротив, если правящий режим в той или иной стране проводит политику, находящуюся в резком противоречии с позицией кредитора, то в этом случае предоставление государственных кредитов такому режиму либо ограничивается, либо полностью прекращается.

Как и во внешней торговле, экспорт капитала из одной страны является импортом капитала для другой. Причины импорта капитала также разнообразны. Частные компании могут брать займы или создавать совместные предприятия с иностранными фирмами в целях разработки и освоения новых технологий, передового управленческого опыта, использования известных товарных знаков, укрепления своих позиций внутри страны и проникновения на мировые рынки. Государства стремятся создать благоприятные условия для достижения более высоких темпов экономического роста, структурной перестройки национальной экономики.

Однако последствия международного «перелива» капитала для стран —экспортеров и стран — импортеров капитала противоречивы. Например, в случае активного экспорта капитала данная страна расширяет свое присутствие в различных регионах мира, но при этом с уходом капитала могут обостриться собственные проблемы занятости (как было в 90-е гг. XX в. в Японии). С активным импортом (приходом) иностранного капитала у отечественного бизнеса данной страны может снизиться норма прибыли, однако при этом возрастет занятость и т. д.

Поэтому при привлечении иностранного капитала в данную страну должен учитываться целый ряд конкретных обстоятельств:

• структура национальной экономики и сложившаяся в ней

специализация производства;

• состояние финансовой системы страны и финансовых рынков;

• уровень конкуренции в стране;

• положение в социальной сфере (занятость, жизненный уро

вень основной массы населения и др.).

В зависимости от указанных конкретных обстоятельств иностранный капитал может стать как фактором развития, так и, напротив, фактором обострения социально-экономических и поли-тических противоречий (внутри государства и между государствами). Это зависит от решения ряда проблем:

• каковы масштабы иностранных инвестиций;

• в какие отрасли и регионы национальной экономики идет

иностранный капитал и в каких формах;

• как регулируются в данной стране иностранные инвести

ции и т.д.

Мировая практика свидетельствует, что иностранный капитал более охотно идет в страны со стабильным национальным законодательством, регулирующим иностранные инвестиции, с предсказуемой экономической политикой и устойчивым политическим режимом, с благоприятным инвестиционным климатом, под которым понимается вся совокупность факторов (политических, экономических, юридических, социальных и др.); определяющая перспективы прибыльности (эффективности) вложения капитала и степень риска для инвестора. В понятии инвестиционного климата внут- | ренние и внешние (иностранные) инвестиции взаимосвязаны: если ] в страну по причинам неблагоприятного инвестиционного климата не поступает иностранный капитал, то скорее всего из нее будет «уходить» и отечественный капитал.

Поэтому на практике одновременно с понятием вывоза капитала существует и понятие «бегство капитала». Речь в данном случае идет, как правило, о ситуации массового оттока частных капиталов в связи с теми или иными проявлениями странового риска ' (нарастание экономической и (или) политической нестабильности и (или) опасности обесценения национальной валюты).

Таким образом, экспорт и импорт капитала не могут быть удовлетворительно объяснены, если исходить из какой-либо одной причины. Уже сейчас можно предположить, что в число важнейших факторов, которые будут оказывать сильное воздействие на географическое распределение мировых инвестиций, войдет демографическая ситуация в промышленно развитых государствах в 1 первой половине XXI в. Старение населения промышленно развитых стран приведет к необходимости поиска новых сфер и регионов использования капитала. Считается, что развивающиеся страны, в которых будет сосредоточена основная масса трудоспособного населения, могут стать ареной приложения капитала, накапливаемого в промышленно развитых государствах.

Формы вывоза капитала различаются по следующим критериям:

1) источники происхождения капитала;

2) характер использования капитала;

3) цели вложения капитала;

4) сроки вложения капитала.

Первая группа (по источникам происхождения капитала, т. е. кто является субъектом вложения капитала) включает в себя следующие формы:

 

 

• государственный капитал: субъектом вложений является го

сударство, которое предоставляет ссуды, государственные зай

мы, гранты, экономическую помощь. Движение государствен

ного капитала осуществляется на основе межправительственных

соглашений;

• кредиты и иные средства, предоставляемые международны

ми организациями (МВФ и др.);

• частный капитал — средства, поступающие от негосударствен

ных источников (юридических и физических лиц). Существенную

роль здесь играют ведущие ТНК.

Вторая группа (по характеру использования) включает в себя:

• вывоз предпринимательского капитала;

• вывоз ссудного капитала.

Вложения предпринимательского капитала в страну могут происходить как путем создания филиала, так и за счет приобретения уже существующих в ней предприятий. К конкретным формам вывоза ссудного капитала относятся займы, кредиты, вложения средств в иностранные банки, покупка облигаций и акций иностранных компаний и др.

По целям вложения иностранные инвестиции подразделяются на прямые и порторельные.

Прямые иностранные инвестиции основаны на долгосрочных экономических интересах инвесторов. Они дают право собственности или фактического контроля над предприятием — объектом инвестиций. Достаточно длительное время к прямым инвестициям относили инвестиции, позволяющие получить пакет акций предприятия, составляющий не менее 25 % их общей стоимости. Однако в последние годы к прямым инвестициям относят инвестиции, которые обеспечивают не менее 10 % общей стоимости акций предприятия.

Портфельные инвестиции (не более 10 или 25 % общей стоимости акций предприятия) не дают права контроля над объектом вложений капитала, а только право на доход. Вкладывая капитал в ценные бумаги предприятия, инвестор не стремится к непосредственному участию в делах фирмы, а предпочитает получать дивиденды или процент.

В российской статистике к прямым инвестициям относят вложения капитала юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10 % акций и акционерного капитала. К портфельным относят инвестиции на покупку акций, векселей или других ценных бумаг, которые составляют менее 10 % общего акционерного капитала предприятия.

В зависимости от длительности срока вложений ссудного капитала различаются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные вложения.

Следует иметь в виду, что помимо собственно вывоза капитала все большее значение приобретает реинвестирование прибылей, получаемых с заграничных инвестиций. Поэтому понятия «вывоз капитала» и «заграничные инвестиции» не совпадают.

К вывозу капитала тесно примыкает так называемая «официальная помощь, развитию» — финансовая и техническая помощь, предоставляемая развивающимся странам в целях преодоления их социально-экономического отставания от промышленно развитых государств.

Существуют два основных канала для перетока финансовых средств в указанные страны: «официальное финансирование развития» и «официальная помощь развитию». Первое понятие шире второго и включает сумму «официальной помощи развитию» и всех других ресурсов, выделяемых по официальным каналам, за исключением государственных экспортных субсидий.

Финансовая помощь включает дары, займы, кредиты и субсидии. Нередко к понятию «помощь развитию» относят все перемещение капитала в развивающиеся страны (в предпринимательской и ссудной форме). Техническая помощь может предоставляться в виде передачи производственного опыта и научно-технических знаний на льготных условиях или безвозмездно. С этой целью в развивающихся странах для обучения национальных кадров создаются центры профессионально-технического обучения с оборудованными лабораториями и библиотеками и т. д. Как правило, этот вид помощи предусматривает направление экспертов и специалистов из стран-доноров, а также предоставление стипендий для студентов развивающихся стран.

Развивающиеся страны (помимо экономической, финансовой и технической) получают также продовольственную помощь, которая, как правило, предоставляется при чрезвычайных обстоятельствах, например засухах, наводнениях и т. д. За последние 20 лет такая помощь нередко оказывалась целому ряду стран, прежде всего африканским.

Средства, направляемые по линии «официальной помощи развитию», должны удовлетворять следующим требованиям: 1) направляться на цели экономического развития и 2) содержать грант-элемент в размере не менее 25 % (при фиксированной ставке дисконта 10 %). Грант-элемент определяется как выраженное в процентах частное от деления разницы между нарицательной стоимостью займа и суммой будущих платежей по обслуживанию долга, дисконтированных по фиксированной ставке, на размер займа.

Несмотря на рост общего объема финансовых ресурсов, направляемых в 90-х гг. в развивающиеся страны, доля «официальной помощи развитию», выраженная в неизменных ценах, к концу десятилетия сократилась, что вызвало озабоченность общественности развивающихся стран и ряда международных организаций.

 

6.2. Динамика и структура иностранных инвестиций в мировой экономике

К началу XXI в. международная миграция капитала приняла значительные масштабы. Однако если объемы и динамику прямых иностранных инвестиций можно оценить достаточно точно, то с портфельными инвестициями дать оценку ситуации сложнее: пакеты акций часто перепродаются, капитал может быстро прийти в страну, но так же быстро и уйти из нее.

В целом же на протяжении XX в. для мировой экономики была характерна тенденция нарастания динамичности движения капитала. При этом наблюдался сложный период с 1914 по 1945 г. (до конеца второй мировой войны), сопровождавшийся мировым экономическим кризисом 1929—1933 гг., когда иностранные инвестиции в целом увеличились только на 1/3.

После второй мировой войны начался динамичный рост иностранных инвестиций. За 10-летний период (с 1946 по 1955 г.) они возросли в 2 раза, впоследствии их увеличение вдвое происходило примерно каждые 6—7 лет. С 1981 по 1990 г. иностранные инвестиции возросли примерно в 4 раза. В итоге к 1996 г. прямые накопленные иностранные инвестиции составили 1, 76 трлн долл., а в 2005 г. они уже достигли уровня 4, 77 трлн долл. — примерно 1/7 мирового ВВП.

В XX в. произошли кардинальные сдвиги в географическом распределении экспорта капитала. В колониальную эпоху основными объектами вывоза капитала являлись преимущественно колонии и зависимые страны. После распада колониальной системы направление потоков капитала изменилось: начался интенсивный капиталообмен между промышленно развитыми странами. В 80-х гг. даже существовали опасения, что развивающиеся страны окажутся на обочине международного движения капитала.

В 2005 г. рейтинги стран — крупнейших экспортеров и импортеров капитала (по накопленным прямым иностранным инвестициям) выглядели следующим образом:

а) страны — экспортеры капитала (США, Великобритания, Япо

ния, Германия, Франция, Нидерланды, Швейцария, Италия,

Гонконг, Канада);

б) страны — импортеры капитала (США, Великобритания, Ки

тай, Германия, Франция, Канада, Австралия, Нидерланды, Ис

пания, Бельгия).

Анализ данных по экспорту и импорту прямых иностранных инвестиций свидетельствует о следующих характерных тенденциях в международной миграции капитала.

1. В «десятку» ведущих стран — экспортеров капитала входят все 7 ведущих промышленно развитых стран мира — «большая семер-

ка» (США, Великобритания, Япония, Германия, Франция, Италия, Канада).

2. США являются лидером и по экспорту и импорту прямых

инвестиций (с превышением экспорта над импортом).

Если в 1980 г. суммарный отток (экспорт) капитала из США более чем в 2, 6 раза превышал его приток (импорт), то в результате рейганомики (экономической политики времен президента Р. Рейгана) суммарный объем накопленного притока капитала приблизился к обьему оттока, и это положение сохранялось на протяжении 90-х гг. Приток капитала, вне сомнения, стал одним из факторов стимулирования экономического роста США в период конца 90-х гг.

3. В списке ведущих стран — экспортеров капитала Япония за

нимает 3-е место, а в «десятке» ведущих стран — импортеров капи

тала она отсутствует (это связано с тем, что на протяжении 90-х гг.

Япония ограничивала приток в страну иностранных инвестиций

и лишь в 2005 г. она несколько ослабила ограничения).

4. Хотя оба списка (экспортеров и импортеров капитала) со

стоят в основном из развитых стран, однако в списке стран —

импортеров капитала 3-е место в 2005 г. занимал Китай, послед

ние 25 лет активно привлекающий иностранные инвестиции.

5. В «десятку» ведущих стран — экспортеров капитала входят 6 ев

ропейских государств (Великобритания, Германия, Франция, Ни

дерланды, Швейцария, Италия). Кроме Швейцарии, все они явля

ются членами ЕС. В целом же в Западной Европе сконцентрировал

ся мощный экспортный потенциал прямых иностранных инвести

ций, причем характерно, что основная их часть перемещается внутри

самой Западной Европы (прежде всего в рамках ЕС).

Вне Европы главным объектом вывоза капитала западноевропейских стран являются США и Канада. К концу XX в. фактически сформировалась «инвестиционная ось» США — ЕС. При этом почти половина инвестиций идет на операции по слиянию с зарубежными фирмами и их поглощение.

6. В целом в общей совокупности потоков экспорта и импорта

капитала в мировой экономике господствует «триада»: США и

Канада — ЕС — Япония. На эти страны приходится примерно 4/5

общего накопленного объема вывезенных и ввезенных прямых

иностранных инвестиций.

7. Однако несмотря на господство указанной «триады» госу

дарств в мировой экономике происходит расширение круга стран,

участвующих в мировом инвестиционном процессе. Фактически в

этот процесс вовлечены все страны мира, выступающие как экс

портеры, импортеры капитала, либо и в том и в другом качестве

одновременно.

8. Развивающиеся государства в целом сохраняют свое положе

ние стран — импортеров капитала. В 90-е гг. XX в. приток капитала

 

 

в развивающиеся страны в относительном выражении опережал его ввоз в развитые страны.

Причины указанных выше сдвигов не только в сфере политики. На первом этапе после обретения независимости развивающиеся страны прилагали активные усилия по национализации и ограничению иностранного капитала. Еще более важным явилось то обстоятельство, что распад колониальной системы совпал с началом мирового технологического сдвига, предъявлявшего повышенные требования к качеству подготовки рабочей силы. Страны, освободившиеся от колониальной зависимости, в большинстве своем не имели современной системы образования и высококвалифицированной рабочей силы, поэтому не могли представлять серьезный интерес для ТНК действующих в обрабатывающей промышленности. А кроме того, увеличение объемов внешнего долга развивающихся государств в 70-х гг., переросшее в 80-х гг. в кризис задолженности, также не способствовало росту зарубежных инвестиций в эти страны.

Однако ситуация начала быстро изменяться в конце 90-х гг. Повышение уровня экономического развития и качества подготовки рабочей силы в освободившихся странах, а также фундаментальные сдвиги в мировом хозяйстве привели к значительному увеличению перетока частного капитала на периферию мирового хозяйства. В 2005 г. накопленный объем прямых частных инвестиций там превысил 1430 млрд долл.

Тем не менее приток частного капитала увеличивается только в те страны, где ему может быть найдено прибыльное использование с приемлемой степенью риска, поэтому в государствах Тропической Африки суммарные прямые частные инвестиции на конец 2005 г. составили всего 54 млрд долл. Для сравнения: в экономику Сингапура было на ту же дату вложено свыше 79 млрд долл.

Однако целый ряд развивающихся стран (например, Гонконг, другие новые индустриальные страны) выступают в роли крупных экспортеров капитала, осуществляя весьма выгодные вложения за рубежом. Так, доходы Кувейта от заграничных вложений во второй половине 90-х гг. превысили 40 % суммарного экспорта этой страны. В абсолютных размерах накопленный объем вывезенного из развивающихся стран капитала в 90-е гг. XX в. увеличился более чем на 358 млрд долл.

9. Роль стран с переходной экономикой (к числу которых относится и Россия) в мировом инвестиционном процессе остается скромной. Однако в 90-е гг. значительно активизировалось привлечение иностранного капитала в страны Центральной и Восточной Европы (прежде всего в Венгрию, Польшу и Чехию). По накопленным прямым иностранным инвестициям этот регион обогнал развивающиеся страны Африки (что служит косвенным подтверждением того, что современное производство требует не

 

 

только благосклонного отношения государства к иностранным инвестициям, но прежде всего квалифицированной рабочей силы).

Глобализация мировой экономики в конце XX в. придала новый импульс перемещению капиталов между странами. В конце 90-х гг. ежегодный приток иностранного капитала вплотную подошел к отметке 1 трлн долл.

В целом можно сделать следующий вывод: несмотря на неравномерность распределения вывоза капитала между различными регионами мира и отдельными странами формируется более це- ' лостный (интегрированный) мировой рынок капиталов, который становится глобальной системой аккумулирования свободных денежных ресурсов и их предоставления в распоряжение деловых структур и государственных органов различных стран на принципах конкуренции.

6.3. Роль свободных (специальных) экономических зон в мировом движении капитала

В мировом хозяйстве имеются анклавы1, в которых движение капитала имеет ярко выраженную специфику. Появление зон с особым экономическим статусом, так называемых свободных (специальных) экономических зон (СЭЗ) стало одной их характерных особенностей мировой экономики в последние десятилетия XX в.

СЭЗ — часть территории государства с особым, льготным режимом хозяйственной, инвестиционной и внешнеторговой деятельности. Сама идея создания СЭЗ проста: если данная страна в данный момент времени по каким-либо причинам не может пойти на широкое (полное) открытие своей экономики для иностранного капитала (например, она проводит курс на импортозамещение, что требует осуществления определенных протекционистских мер), то она может «открыть себя» для мировых хозяйственных связей в рамках конкретных, более или менее компактных территорий. В рамках таких территорий (зон) создается специальный (особый), более благоприятный, чем на территории всей страны, инвестиционный климат для зарубежных инвестиций и льготный внешнеторговый режим.

В виде части территории может выступать отдельное предприятие (или группа предприятий). В этом случае говорят о функциональном подходе к образованию СЭЗ. Однако более распространен другой подход — территориальный, согласно которому особый режим получают все предприятия, расположенные на территории, определенной как СЭЗ.

1 Территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства.

 

Основными признаками СЭЗ являются:

• определенная °Ы5" 6собленность зоны от остальной террито

рии страны в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом

отношениях;

• беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров;

• создание льготных условий экономической деятельности и

финансовых стимулов для иностранных инвесторов, вплоть до сня

тия каких-либо ограничений на их деятельность;

• существенно более тесная связь с мировым рынком, чем у

национальной экономики в целом.

Ныне в мире насчитывается несколько тысяч зон с особым режимом хозяйственной деятельности. При этом выделяются их различные видьп

• зоны беспошлинной (свободной) торговли;

• экспортные промышленные зоны (или зоны поощрения экс

порта);

• зоны развития новых и высоких технологий (технопарки, тех

нополисы);

• специальные экономические зоны (агрополисы, экологиче

ские зоны или экополисы, туристские зоны);

• комплексные, многоотраслевые свободные зоны.

Особым видом СЭЗ являются оффшорные зоны.

В мировой хозяйственной практике широкую известность получили специальные экономические зоны, созданные в конце 70-х гг. в юго-восточных районах Китая. Успешный опыт, накопленный этой страной в первые годы функционирования зон, позволил в середине 80-х гг. увеличить число специальных экономических зон. Важнейшими факторами, обеспечившими успех, стали продуманная и последовательная налоговая политика, а также стабильность нормативной базы.

Стремление использовать в условиях России международный опыт вылилось в образование целого ряда свободных экономических зон (в частности, в Калининградской области, СЭЗ «Находка» в Приморском крае). Однако практика их функционирования показывает, что они не стали ускорителем экономического роста и в целом пока не оправдали возлагавшихся на них надежд, хотя и позволили решить некоторые локальные проблемы. Среди основных причин слабого развития этой формы хозяйствования -незавершенность нормативной базы (к началу 2001 г. не был принят обсуждавшийся в течение ряда лет закон о СЭЗ) и непоследовательность в осуществлении уже принятых управленческих решений, что во многом объясняется отсутствием ясной и взвешенной федеральной экономической политики в отношении СЭЗ. В результате российские СЭЗ, по сути дела, лишены целенаправленной государственной поддержки, а потому в большинстве случаев остаются формальными образованиями.

Глобализация мировой экономики, наиболее ярко проявившаяся в финансовой сфере, по-новому высветила проблему оффшорных финансовых центров или зон, которых в мире насчитав вается несколько десятков. Под оффшорным финансовым центром понимается территория, на которой созданы льготные условия для деятельности нерезидентов, т. е. юридических и физических лиц, с точки зрения банковского и валютного законодательства не имеющих центра экономической деятельности на данной территории. Географически оффшорный финансовый центр может представлять собой целое государство (как правило, небольшое по территории) или часть государства. Примерами первого рода могут служить Люксембург, Лихтенштейн в Европе; Белиз, Панама в Центральной Америке; Бахрейн, Ливан на Ближнем Востоке; Сингапур в Азии, а также некоторые островные государства в Океании и Карибском регионе. Ко второму роду оффшорных центров относится Дублин. В некоторых случаях термин «оффшорные центры» используется в более широком смысле — для характеристики мировых финансовых центров.

Созданный в мае 2003 г. при поддержке глав центральных банков и министерств финансов стран «большой семерки» «Форум финансовой стабильности», основной задачей которого является определение системных рисков при развитии глобальной экономики и создание международных правил и стандартов для финансовых институтов, опубликовал рейтинг надежности («прозрачности») оффшорных зон:

• в первую группу вошли: Гонконг, Сингапур, Люксембург,

Швейцария, Дублин, острова Гернси, Мэн и Джерси;

• вторую группу составили: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бер

муды, Гибралтар, Лабуан (Малайзия), Макао, Мальта, Монако;

• к третьей группе отнесены: Антилья, Антигуа и Барбуда, Ару

ба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова,

острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Мар-

шалловы острова, Маврикий, Науру, Антильские острова (Ни

дерланды), острова Ниуэ, Панама, острова Сент-Китс и Нвейс,

Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Ба

гамы, Терке и Кайкос, Вануату.

В оффшорных финансовых центрах сосредоточена значительная часть мировых финансовых активов, по некоторым оценкам,, до 6 трлн долл. В этих центрах открыты либо филиалы, либо дочерние структуры крупнейших банков мира. Так, например, на Бермудских островах зарегистрировано около 1, 5 тыс. страховых компаний.

Привлекательность оффшор_ных центров объясняется прежде всего льготным налоговым режимом для нерезидентов: налог на предпринимательскую деятельность либо отсутствует, либо незначителен; отсутствует подоходный налог, а уровень конфиденци-

 

альности чрезвычайно высок. Именно поэтому оффшорные финансовые центры в ряде случаев рассматриваются как налоговые «убежища» (налоговые «гавани»), в которых для иностранных юридических и физических лиц также устанавливается льготный налоговый режим (полное или частичное освобождение от уплаты налогов).

Одним из последствий глобализации стало обострение проблемы сбора налогов государственными органами. Перевод штаб-квартир многих компаний в оффшорные центры явился излюбленным способом ухода от уплаты налогов. По данным ОЭСР, использование налоговых убежищ в 90-х гг. возрастало экспоненциальными темпами. Поэтому ОЭСР в 2000 г. опубликовала доклад, где в обобщенном виде содержатся материалы по недобросовестной налоговой практике. ОЭСР предала гласности список 35 оффшорных финансовых центров, которые своими чрезмерно льготными налоговыми правилами наносят ущерб международной торговле и инвестициям. Первоначальная реакция ряда оффшорных центров была весьма негативной. Однако следует ожидать дальнейшего ужесточения налоговой практики, поскольку уклонение от уплаты налогов в некоторых случаях достигает огромных масштабов. В ноябре 2000 г. ОЭСР предложила 35 налоговым гаваням, занесенным в «черный список», принять коллективное обязательство по обеспечению более высокой степени прозрачности экономики и налаживанию сотрудничества с ОЭСР в деле борьбы с уклонением от уплаты налогов. В этом случае ОЭСР не будет будировать вопрос о введении санкций против оффшорных центров, оказавшихся в этом списке.

6.4. «Утечка» и «бегство» капитала: мировые тенденции и практика России

Кроме обычных, «законных» существуют и другие формы вывоза капитала, связанные с понятиями его «утечки» и «бегства». В данном случае имеются в виду нелегальный перевод денежных средств за границу или отказ от их репатриации в нарушение действующего нормативного режима.

К нелегальным формам «утечки» капитала из страны относятся:

• сокрытие, полный или'частичный неперевод, невозвраще

ние в установленные сроки экспортной валютной выручки;

• невозврат валютной выручки под предлогом форс-мажорных

и иных обстоятельств;

• фиктивные импортные контракты и непогашение импортных

авансов;

• необоснованные авансовые отчисления при импорте в счет

будущих поставок товаров, которые нередко не осуществляются

вообще;

 

• искусственное занижение по договоренности с иностранны

ми партнерами цен на экспортируемую продукцию и завышение

цен на импортируемую продукцию (в таком случае ценовая раз

ница в виде валютной выручки «оседает» за рубежом);

• «уход» капитала из страны на основе осуществления неэквива

лентных бартерных («товар на товар») операций во внешней тор

говле (с занижением экспортных и завышением импортных цен);

• перечисление на счета иностранных фирм валютных средств

в счет оплаты фиктивных импортных услуг (маркетинговых, ин

формационных, консалтинговых и т.д.);

• внесение страхового депозита в иностранный банк для полу

чения кредита (сам кредит при этом не берется);

• нелегальный экспорт, используемый в тех случаях, когда оте

чественные экспортеры могут обойти процедуры таможенного

контроля (в России это проявляется, например, при экспорте рыбы

и морепродуктов);

• контрабандный экспорт;

• нелегальный вывоз иностранной валюты;

• вывоз капитала частными лицами с помощью кредитных кар

точек и др.

Все указанные формы получили распространение в России. Некоторые исследователи данной проблемы добавляют к указанным формам утечки капитала и другие (специфические), свойственные лишь России, формы:

1. «Уход» ресурсного капитала (природных ресурсов).

Природные ресурсы являются одним из основных составляющих национального богатства России, наиболее активно используемой развитыми странами с рыночной экономикой. Через внешнюю торговлю природными ресурсами, по имеющимся оценкам, из РФ ежегодно осуществляется чистый «уход» капитала в размере не менее 20 млрд долл. По оценкам западных экспертов, при цивилизованной торговле ресурсами Россия смогла бы ежегодно получать прибыль в размере до 100 млрд долл.

2. «Уход» производственного капитала (как правило, ограни

ченный той его частью, которая по своему технологическому

уровню обеспечивает необходимое качество производимой про

дукции). Примером такого специфического вида «ухода» из стра

ны капитала является, в частности, толлинг. Здесь зарубежный

партнер (толлингер) сам приобретает сырье, оплачивает его

переработку и вывозит за рубеж. При этом сырье не облагается

НДС, так как произведенная из него продукция идет на экс

порт. По схеме толлинга работает значительная часть алюмини

евой промышленности России — из нашей страны на мировой

рынок поставляется ежегодно около 3 млн т — 80 % производи

мого алюминия. При этом 89 % этого объема производится имен

но по толлинговой схеме.

3. «Утечка» интеллектуального капитала, представляющая собой как «утечку» самих носителей научных, научно-технических знаний (ученых, научно-технических работников, инженеров), так и научной продукции (знаний, изобретений, ноу-хау).

В настоящее время имеются различные оценки масштабов «бегства» капитала из России: большинство исследователей этой проблемы оценивают его масштабы в 180 — 200 млрд долл., однако некоторые из них (с учетом указанных выше специфических форм ухода капитала) полагают, что в 90-е гг. XX в. из России ушло примерно 300 млрд долл.

6.5. Международное движение капитала и проблемы внешнего долга в современной мировой экономике

Как уже отмечалось, формы вывоза капитала (по характеру использования) включают вывоз предпринимательского и ссудного капитала. При этом к международному движению ссудного капитала относится предоставление на коммерческих условиях займов, кредитов, ссуд, по которым принимающая сторона обязана платить. Однако многие страны мира нередко оказываются в положении, связанном с невозможностью не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать, т. е. своевременно платить по ним проценты. Таким образом в мировой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней задолженности), которая является одной из наиболее острых и сложных для начала XXI в.

В Британской энциклопедии внешний дож определяется как долг, находящийся в собственности нерезидентов, иностранных кредиторов или государств. О масштабности проблемы внешнего долга в современной мировой экономике свидетельствует тот факт, что в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составлял 2024 млрд долл., а в начале 2000 г. он уже оценивался в 5580 млрд долл. (т. е. около 5, 6 трлн долл.). Часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы (если они сами брали в долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств частных фирм, банков и местных органов власти) называется государственным (официальным) внешним долгом, помимо которого имеет место и частный внешний долг — долговые обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированные государством.

В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой государственный внешний долг, как правило, существенно больше частного долга. На 1 января 2000 г. государственный внешний Долг России составлял 158, 4 млрд долл. (из которых на кредиты

 

У

I

 

 

правительств иностранных государств приходилось 66, 5 млрд долл.; на кредиты иностранных банков и фирм — 39, 4 млрд долл.; на государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, — 26, 7 млрд долл.; на кредиты ЦБ РФ — 6, 4 млрд долл.). Вместе с частным внешним долгом общий внешний долг России превышал 220 млрд долл.

Однако государственный внешний долг России не является самым большим в мире. В 2005 г. самыми крупными, помимо России, должниками (долг более 100 млрд долл.) были: США -862 млрд долл., Бразилия -- 258, Канада -- 253, Китай -- 159, Австралия — 156, Республика Корея — 154, Мексика — 154, Индия — 136, Аргентина — 133, Франция — 117, 6 млрд долл.

Судя по этим данным, самым крупным должником в современном мире являются США. Однако ясно, что сами по себе абсолютные масштабы внешнего долга еще не свидетельствуют о степени остроты его обслуживания и погашения. Степень тяжести проблемы внешнего долга для экономики той или иной страны определяется такими показателями, как отношение суммы внешнего долга страны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны. Однако США имеют самый большой ВВП в мире (свыше 9 трлн долл.). Аналогична ситуация и у других ведущих стран мира, также имеющих большой внешний долг. Эти страны одновременно являются и крупнейшими кредиторами, поэтому степень доверия к ним как должникам высока. Например, одними из крупнейших держателей государственных ценных бумаг США являются граждане Японии. Другое дело — бедные страны, которые готовы брать в долг под высокие проценты, но, как правило, оказываются не в состоянии этот долг вернуть. Растущий внешний долг у таких стран в конечном итоге создает ситуацию так называемой «долговой петли» (ситуация, при которой все новые внешние заимствования идут главным образом на погашение ранее полученных займов, кредитов, ссуд). Иногда страны-должники отказывались от своих обязательств по обслуживанию внешнего долга (подобную ситуацию называют дефолтом). Подобные примеры были в Турции в 1875 г., Перу и Египте — в 1876 г., Греции -- в 1893 г., Бразилии — в 1898 и 1914 г., в России — в 1917 г. В современных условиях и страны-должники и страны-кредиторы стараются не доводить ситуацию до дефолта.

Для того чтобы не оказаться в ситуации «долговой петли»,! правительства стран-должников должны проводить активную политику по управлению своим внешним долгом. Главное здесь -с одной стороны, использовать внешние заимствования для дос-1 тижения намеченных страной целей (социально-экономические! научно-технические, производственные, структурные), а с дру-1

 

гой — решать проблемы непосредственно уменьшения внешнего долга.

Правительство России стремится активно работать со своими кредиторами, решая проблемы «старого» долга, который достался ей в наследство от бывшего СССР (Россия взяла на себя все пассивы и активы Советского Союза), и собственно российского долга. В феврале 2000 г. России удалось заключить соглашение с Лондонским клубом (объединяющим крупнейшие банки-кредиторы) по списанию более 36 % общей суммы долга членам этого клуба, составляющей около 32 млрд долл.

Серьезной проблемой для России являются ее взаимоотношения с ведущими странами-кредиторами, объединенными в так называемый Парижский клуб (в сентябре 1997 г. Россия сама стала его членом), на который приходится 27 % совокупных внешних обязательств РФ. Правительство РФ стремится заключить с Парижским клубом соглашение о реструктуризации своего долга, т. е. переносе основных выплат по нему на более поздние сроки.

Вместе с тем Россия остается одним из крупных кредиторов. Доставшийся ей в наследство от СССР внешний долг различных стран составлял около 150 млрд долл., но после списания его части он оценивается уже в 120 млрд долл. Однако большинство из 57 стран—должников СССР относятся к наименее развитым странам, многие из них обладают низкой платежеспособностью, а часть долгов была неправильным образом оформлена. Поэтому значительная часть этого долга является либо безнадежной, либо может быть погашена лишь частично. Учитывая это, реальная рыночная стоимость внешнего долга иностранных государств нашей стране оценивается примерно в 50 млрд долл. Обслуживание его странами-должниками приносит российскому бюджету ежегодно 1, 5 — 2 млрд долл. (в основном это платежи Индии), хотя по графику сумма должна была составлять до 11 млрд долл.

Крупными должниками России являются и страны-члены СНГ. Государственная составляющая их долга в 2000 г. оценивалась в 8, 2 млрд долл.

6.6. Регулирование международного движения капитала

Учитывая огромные масштабы международного движения капитала и растущую степень его воздействия на национальные экономики стран мира, данный процесс не может быть стихийным, должны применяться соответствующие меры и инструменты его регулирования.

В реальной практике существуют два вида регулирования международного движения капитала: государственное и международное.

Государственное регулирование международного движения капитала. Одна из важнейших тенденций в международном движении

капитала — активное воздействие государства на этот процесс. При этом государство осуществляет следующие основные функции:

1) регулирования;

2) контроля;

3) стимулирования.

Однако в государственном регулировании международного движения капитала существует определенное противоречие. С одной стороны, государства стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой -- принимают меры по его ограничению.

Это касается, например, прямых иностранных инвестиций, поскольку их осуществление связано с расширением прав собственности иностранных инвесторов или усилением контроля с их стороны за отечественными предприятиями, а значит, отражается и на национальных экономических интересах стран, принимающих капитал. Характерно, что в большинстве стран мира вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток (импорт) капитала.

Основу государственного регулирования международного движения капитала составляют национальные законы (например, об иностранных инвестициях), постановления правительств и различного рода административные процедуры. Для решения задач привлечения иностранных инвестиций государство предоставляет иностранным инвесторам национальный режим принимающей стороны. Это значит, что условия хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и их предприятий должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов (резидентов) данной страны.

Однако иностранные инвестиции на практике нередко связаны с особыми, дополнительными политическими и коммерческими рисками, расходами, с которыми не сталкиваются резиденты — хозяйствующие субъекты страны, принимающей капитал. Поэтому в национальном законодательстве некоторых принимающих иностранные инвестиции стран нередко предусматривается предоставление иностранным инвесторам дополнительных льгот:

• освобождение на определенный срок (от 2 до 10 лет) от на-"

логов на доходы, прибыль и дивиденды;

• предоставление льготного режима налогообложения в отно

шении реинвестиций (когда часть полученной прибыли снова вкла

дывается в развитие предприятия);

• льготный режим налогообложения (вплоть до освобождения

от налогов вообще) заработной платы и других видов вознаграж

дений иностранных специалистов, которые привлекаются в ин

вестиционные проекты на контрактных началах;

• освобождение от таможенных пошлин постоянно и временно

ввозимого имущества, оборудования и т.д., которое идет на раз

витие производства экспортной продукции (на внутреннем рын-

 

ке страны, принимающей капитал) при условии, что это оборудование отсутствует.

Если законодательство страны, принимающей капитал, изменяется в худшую для инвестора сторону, то в течение определенного времени для уже действующих инвестиционных проектов правовые нормы остаются прежними.

Однако для государственного регулирования международного движения капитала в целом характерна следующая тенденция -льготный режим для иностранных инвесторов обеспечивают, как правило, некоторые развивающиеся страны или страны с переходной экономикой. Главными же участниками процесса международного перелива (экспорта и импорта) капитала являются развитые страны с рыночной экономикой. Поэтому, стремясь расширить «поле» своей инвестиционной деятельности и вовлечь в нее все большее количество стран, развитые страны ориентируются не на льготный инвестиционный режим, а на все более единообразный рыночный инвестиционный режим (фактически они выступают против «сманивания» иностранных инвесторов отдельными странами путем предоставления им льготного режима).

Существенную роль в регулировании международного движения капитала играют страны базирования капитала, которые вместе со странами, принимающими капитал, часто оказывают поддержку иностранных инвестиций в различных формах, например:

1) предоставление государственных гарантий. Правительства,

заинтересованные в экспорте отечественного капитала, могут

предоставлять национальным («своим») инвесторам гарантии воз

врата полной (всей) суммы вложенного капитала или его части за

счет государственных средств (например, в ситуации невозврата

капитала по причинам национализации, стихийных бедствий, не

возможности перевода прибыли, неконвертируемости националь

ной валюты принимающей страны и других непредвиденных об

стоятельств). Существенными из предоставляемых гарантий явля

ются гарантии принимающей стороны обеспечить свободу вывоза

прибыли и репартации капитала. Положения о гарантиях иност

ранных инвестиций принимаются правительствами государств,

принимающих и вывозящих капитал. Они также содержатся в дву

сторонних и многосторонних (иногда региональных) соглашени

ях стран. На многосторонней основе вопросами гарантий инве

стиций занимается созданное под эгидой МБРР Многостороннее

агентство по гарантии инвестиций (МАГИ);

2) страхование иностранных инвестиций. Оно производится как

государственными, так и частными страховыми агентствами. Ин

вестор при этом приобретает страховку от обусловленных в ней

(страховке) рисков. Национальные агентства и страховые компа

нии страхуют только своих прямых инвесторов;

 

3) урегулирование инвестиционных споров. Это урегулирова

ние возможно на основе:

• национального законодательства принимающей страны или на

ционального законодательства страны базирования прямого инве

стора;

• международного арбитража;

4) исключение двойного налогообложения.

Суть этой формы поддержки инвесторов состоит в следующем. Если фирма оперирует сразу в нескольких странах, то правительства всех этих стран могут стремиться обложить ее национальным налогом на прибыль. Поэтому в соответствии с соглашениями между странами об исключении двойного налогообложения иностранная фирма платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования. В практической реализации этой формы поддержки инвесторов проявляется закономерность: чем более развита страна и чем более в ней развита внешнеэкономическая деятельность отечественного бизнеса, тем больше она заинтересована в исключении двойного налогообложения;

5) административная и дипломатическая поддержка.

Страны базирования капитала обычно поддерживают своих прямых инвесторов за рубежом. Правительства этих государств ведут переговоры с правительствами стран, принимающих инвестиции, о создании наиболее благоприятных условий для национальных (отечественных) инвесторов. Кроме того, национальным инвесторам оказывают поддержку торговые представительства, аппараты экономических советников посольств стран, вывозящих капитал, и т.д.

Международное многостороннее регулирование. Помимо двусторонних соглашений по иностранным инвестициям осуществляются и различные формы многостороннего регулирования, связанные с подписанием и реализацией соответствующих универсальных соглашений или конвенций.

Уже в 1965 г. в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров МБРР была принята так называемая Вашингтонская конвенция — «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами». В 1985 г. была принята Сеульская конвенция о создании Международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций МБРР.

Развитые формы многостороннего регулирования иностранных инвестиций используются в деятельности региональных интеграционных группировок и торгово-экономических союзов, таких как ЕС, НАФТА и др. Здесь формируются или уже сформированы единообразные или сопоставимые инвестиционные режимы.

Однако наиболее универсальным, с точки зрения степени охвата стран современного мира, является принятое в рамках ВТО

Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС — TRIMS, Trade Related Investment Measures), в котором зафиксирован целый ряд положений, связанных с проблемами страхования, урегулирования инвестиционных споров, занятости, трудовых отношений.

ТРИМС запрещает своим участникам использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могли бы оказывать влияние на иностранные инвестиции и которые можно было бы рассматривать как меры, противоречащие режиму наибольшего благоприятствования и национальному режиму. Например, нельзя принуждать иностранных инвесторов использовать в порядке, предписанном национальным законодательством, определенную долю национальных товаров для производства своей продукции, а также требовать от предприятия с иностранными инвестициями покупки импортной продукции только в определенной пропорции по отношению к национальной продукции. Наконец, в соответствии с ТРИМС нельзя требовать от иностранного инвестора обязательного экспорта фиксированной доли произведенной им продукции.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте основные цели и причины вывоза капитала в со

временных условиях.

2. В чем проявляются противоречия между принимающей и вы

возящей капитал сторонами? Проиллюстрируйте эти противоре

чия на реальных примерах.

3. Дайте классификацию форм вывоза капитала по следующим

критериям:

источникам происхождения; характеру использования; срокам вложения; целям. вложения.

4. Покажите разницу между прямыми и портфельными иност

ранными инвестициями.

5. Что представляет собой «официальная помощь развитию», с

чем связаны проблемы ее осуществления в настоящее время?

6. Какие основные тенденции в динамике и структуре прямых

иностранных инвестиций проявились в мировой экономике во вто

рой половине XX в.? Назовите страны, являющиеся крупнейши

ми экспортерами и импортерами прямых инвестиций.

7. Перечислите основные виды свободных (специальных) эко

номических зон в мировой экономике. Что представляют собой

оффшорные зоны, как оценивается их роль в современной миро

вой экономике?

8. Что такое «утечка» («бегство») капитала из России? Каковы

причины, последствия и основные формы «утечки» («бегства»)

капитала из России?

9. Охарактеризуйте масштабы и остроту проблемы внешнего дол

га в современной мировой экономике. Какие проблемы в этой

области стоят перед Россией?

10. Раскройте содержание и охарактеризуйте основные формы

государственного и многостороннего регулирования международ

ного движения капитала.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.075 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал