![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международные экономические организации системы ООН 1 страница
Мировое хозяйство, представляющее собой сложную систему экономических отношений и взаимосвязей, не может развиваться без регулирующего начала. Разумеется, речь совсем не идет о том, чтобы регулировать все формы международных хозяйственных, так называемых мирохозяйственных, связей. Под регулированием понимается лишь установление некоторых общих «правил игры», которые позволяют сделать развитие мировой экономики более предсказуемым, хотя и не избавляют мир от потрясений и кризисов как на уровне отдельной страны, так и на уровне всего мирового хозяйства. Важной составной частью правового оформления механизма регулирования мирового хозяйства являются международные экономические (в том числе валютно-финансовые) организации. Их значение на стадии глобализации еще более возрастает. Сфера деятельности и степень обязательности выполнения решений экономических и валютно-финансовых организаций не одинаковы. Наиболее универсальными являются международные экономические организации, входящие в систему ООН (United Nations -UN), в деятельности которой вопросы экономики занимают существенное место. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) является центральным органом по обсуждению международных экономических и социальных проблем и играет важную роль в подготовке и обсуждении вопросов экономической и социальной политики на мировом и региональных уровнях. В составе ЭКОСОС имеется девять функциональных комиссий, в том числе статистическая, по народонаселению и другие, а также ряд постоянных комитетов и экспертных органов (по природным ресурсам, планированию развития и др.). Экономическому и социальному совету подотчетны региональные комиссии ООН: Европейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария); Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок, Таиланд); Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба, Эфиопия); Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили) и Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Бейрут, Ливан). Региональные экономические комиссии ООН занимаются выработкой рекомендаций по региональным проблемам, выступают как исследовательские и информационно-аналитические центры. Комиссии призваны способствовать экономическому и социальному развитию соответствующих регионов. Так, в 90-х гг. Европейская экономическая комиссия, куда входит и Россия, предприняла усилия, направленные на оказание помощи странам Центральной и Восточной Европы в переходе к рыночной экономике. Важной формой обсуждения актуальных экономических проблем стали конференции ООН (например, Конференция ООН по проблемам окружающей среды и развития, Рио-де-Жанейро, 1992 г.; Конференция ООН по народонаселению, Каир, 1994 г. и др.), а также специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Конференции и специальные сессии дают возможность обсудить и наметить подходы к решению сложных проблем, с которыми сталкивается в той или иной степени все человечество. В рамках ООН действует ряд специализированных организаций, в том числе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ,
World Health Organization, WHO), Международная организация труда (МОТ, International Labour Organization, ILO), Международный банк реконструкции и развития (МБРР, International Bank for Reconstruction and Development, IBRD), Международный валютный фонд (МВФ, International Monetary Fund, IMF), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, UNESCO), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО, Food and Agricultural Organization, РАО) и др. С ООН также тесно связана деятельность ряда других международных организаций, в числе которых — Всемирная торговая организация (ВТО, World Trade Organization, WTO), не являющаяся специализированным учреждением ООН, но имеющая с ООН договоренности о сотрудничестве. Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная по инициативе развивающихся стран, ставит целью оказание содействия процессам индустриализации в развивающихся странах, координирование всей деятельности ООН по промышленному развитию. Усилия Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) направлены на улучшение сельскохозяйственного производства и повышение уровня жизни и питания. ФАО — центр мировой статистики по вопросам сельскохозяйственного производства и торговли продовольствием. В рамках ФАО работают около 30 комиссий и комитетов, занимающихся изучением состояния сельскохозяйственного производства на различных континентах и в отраслях сельского хозяйства. Программа развития ООН — ПРООН, являясь автономным органом ООН (учреждена Генеральной Ассамблеей в 1965 г., начала деятельность с 1 января 1966 г., штаб-квартира в Нью-Йорке), оказывает техническое содействие с целью ускорения экономического роста развивающихся стран. Программы помощи осуществляются только в тех странах, от которых поступают соответствующие просьбы. Важным международным форумом стала Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТДД (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD), созданная как постоянный орган Генеральной ассамблеи ООН 30 декабря 1964 г. ЮНКТАД ставит своей целью стимулирование торговли между странами с различными социальными и экономическими системами и является центром по выработке согласованных решений по вопросам внешнеторговой политики как отдельных стран, так и ряда экономических объединений. Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. Некоторые специализированные органы ООН занимаются вопросами сотрудничества в конкретных областях, например транс-
порта. К таким организациям относятся Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO) и Между, народная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO). В 1957 г. как автономное учреждение под эгидой ООН было образовано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), членами которого являются 127 стран. Основные направления деятельности МАГАТЭ следующие: сбор, обмен и распространение научно-технической информации, предоставление содействия странам в подготовке кадров, технической помощи, разработка норм и правил радиационной безопасности. В сфере трудовых отношений ведущее место принадлежит специализированному учреждению ООН — Международной организации труда (МОТ), созданной еще в 1919 г. в качестве автономного органа Лиги наций. В отличие от других организаций в МОТ действует принцип трехстороннего представительства: каждая страна—член МОТ представлена четырьмя делегатами — двумя от правительства и по одному от работодателей и рабочих. В центре усилий МОТ стоит разработка и принятие международных стандартов в сфере труда и занятости. Однако присоединение стран к этим стандартам осуществляется на добровольной основе. МОТ имеет свои бюро в 40 странах мира. Сфера международной торговли регулируется как двусторонними, так и многосторонними соглашениями. Ряд из них имеет международный характер, другие регулируют торговлю в рамках интеграционных или региональных объединений. К числу первых принадлежит Всемирная торговая организация (ВТО), начавшая свою деятельность с 1 января 1995 г. и ставшая преемницей действовавшего с 1948 г., Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Как пример организации второго типа можно назвать Европейский Союз, региональное объединение, в компетенцию которого входят как вопросы производства, так и торговли. Кроме организаций, входящих в систему ООН, имеется целый ряд авторитетных международных организаций в отдельных сферах мирового хозяйства. С 1919 г. осуществляет деятельность Международная торговая палата (МТП). Местонахождение секретариата данной организации — Париж. МТП видит свои основные задачи в том, чтобы содействовать улучшению экономических отношений между государствами. Она стремится к установлению и расширению международных контактов между деловыми кругами стран —членов палаты и достижению большего взаимопонимания в сфере торговли и экономического, торгового и промышленного сотрудничества. Существенную роль в регулировании международной торговли играют международные товарные соглашения, которые являются
межправительственными договорами по наиболее важным сырьевым товарам. Эти документы разрабатываются и действуют в рамках ООН под эгидой ЮНКТАД. Заключаются они, как правило, на несколько лет и важность их для стран — экспортеров сырьевых товаров несомненна. В 1946 г. в Лондоне была учреждена Международная организация по стандартизации. Она осуществляет разработку международных стандартов и сотрудничество в области стандартизации с целью создания более благоприятных условий для международной торговли и оказания содействия в экономической, научно-технической и интеллектуальной деятельности. Вырабатываемые этой организацией стандарты носят рекомендательный характер. В составе специализированных учреждений ООН имеются две валютно-финансовые организации, которые играют заметную роль в мирохозяйственных связях: Международный валютный фонд и Всемирный банк. Их деятельность в последние годы получает неоднозначную оценку.
10.2. Международный валютный фонд (МВФ) 9.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND, IMF) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1—22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г. СССР принял участие в Бреттонвудской конференции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал Статьи Соглашения о МВФ. По той же причине в 50—60-х годах из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Куба). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии — в период с апреля по сентябрь 1992 г. (Таджикистан — в апреле 1993 г.). В 1999 г. (январь) число стран — членов МВФ составляло 182. Кроме того, после завершения требуемых процедур место бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в МВФ займет Федеративная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории). Постоянное местопребывание руководящих органов — Вашингтон (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке. Официальные цели МВФ: «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения»; «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли», что имело бы своим следствием развитие производственных ресурсов, достижение высокого уровня занятости и реальных доходов всех государств-членов; «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах». По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ Статьи Соглашения трижды пересматривались. Первая серия поправок (1968—1969 гг.) связана с образованием механизма СДР, вторая (1976—1978 гг.) определила основные принципы Ямайской валютной системы, сменившей Бреттонвудскую валютную систему, третья поправка (1990—1992 гг.) предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед Фондом. Кроме того, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся также поправки, возлагающие на страны-члены обязательства по либерализации международного движения капиталов.*
* См.: Смыслов Д. В. Международный валютный фонд: современные тенденции и наши интересы. — М.: Финансы и статистика, 1993; Левина Л. А. Правовое положение Международного валютного фонда и Всемирного банка. — М.: Легат, 1996.
Структура органов управления. Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее развитым государствам. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на 30 апреля 1998 г.): США — 17, 78%; Германия — 5, 53; Япония — 5, 53; Великобритания — 4, 98; Франция — 4, 98; Саудовская Аравия — 3, 45; Италия — 3, 09; Россия — 2, 90%. Доля 15 стран — участниц ЕС — 28, 8%; 29 развитых стран — членов ОЭСР имеют 63, 4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36, 6% голосов. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим операционный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). В интересах ведущих стран Запада в уставе ныне выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ). Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. Согласно действующему с 1978 г. уставу Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления — Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Однако он пока не создан, и его роль играет Временный комитет Совета управляющих по вопросам мировой валютной системы, состоящий из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и учрежденный в 1974 г. Он собирается дважды в год. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: руководит Исполнительным советом; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Объединенный министерский комитет Советов управляющих Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Фонда по передаче реальных ресурсов развивающимся странам. Совет управляющих делегировал многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24. 5 из них назначены согласно уставу США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 — представляют каждый одну страну — Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 — избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее число групп с учетом принципа географического представительства. Назначения и выборы исполнительных директоров производятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. Однако в большинстве случаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем формального голосования, а посредством достижения консенсуса его членов. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на сентябрь 1998 г. — 2660 человек из 122 стран). Директор-распорядитель (с 1987 г.) — Мишель Камдессю (Франция; переизбран на третий срок с 16 января 1997г.), его первый заместитель (с 1994 г.) — Стэнли Фишер (США). Капитал и заемные ресурсы. МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота — ключевое звено во взаимоотношениях стран-членов с Фондом — определяет: 1) сумму подписки на капитал; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) сумму получаемых страной — членом СДР при их очередном распределении; 4) количество голосов страны в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП; объем текущих операций платежного баланса; официальные золото-валютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 г. до 25% квоты оплачивались золотом, ныне — резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% — национальной валютой. Пересмотр квот производится не реже одного раза в пять лет. С 1947 по 1995 г. квоты пересматривались десять раз. В результате увеличения квот и числа стран-членов капитал МВФ возрос с 7, 7 млрд в 1947 г. до 145, 6 млрд СДР (около 200 млрд долл.) после девятого пересмотра квот в 1992 г., т.е. в 19 раз (в итоге десятого их пересмотра, завершившегося в 1995 г., квоты не увеличены). В связи с изменением удельного веса и роли отдельных стран в мировой экономике увеличение квот ФРГ, Японии и некоторых других стран, а также стран — экспортеров нефти, в первую очередь Саудовской Аравии, опережало возрастание квот остальных государств. Отсюда — повышение долей квот этих государств в капитале Фонда. Однако увеличение ресурсов МВФ существенно отставало от роста совокупного мирового ВВП и в еще большей мере от динамики объема платежей по текущим операциям платежного баланса. Следует учесть, что для предоставления кредитов странам-членам используется не весь капитал МВФ, а только узкий круг валют, главным образом определяемые время от времени Фондом «свободно используемые валюты» (в настоящее время — доллар США, японская иена, марка ФРГ, фунт стерлингов и французский франк). 30 января 1998 г. Совет управляющих МВФ в завершение одиннадцатого пересмотра квот стран-членов принял решение об увеличении общей суммы квот на 45%. 22 января 1999 г. это решение вступило в силу, в результате чего капитал Фонда возрос до 212 млрд СДР (297 млрд долл.). После нового увеличения капитала МВФ на долю 25 развитых государств приходится 62, 8% общей суммы квот, в том числе: США — 17, 5%, Японии — 6, 3%, Германии — 6, 1%, Великобритании — 5, 1%, Франции — 5, 1%, Италии — 3, 3% и Канады — 3, 0%; 15 стран — участниц ЕС — 30, 3%. Суммарная доля бывших социалистических стран, входивших в СЭВ (Болгария, Венгрия, Вьетнам, Монголия, Польша, Румыния, республики бывшего СССР, Словакия, Чехия), а также Албании, Китая и республик бывшей Югославии, составляет 10, 0% и всех остальных 127 стран — членов Фонда — 27, 2%. Россия по величине квоты в МВФ (5, 9 млрд СДР, или 8, 3 млрд долл.) занимает девятое место вслед за Канадой. На нее приходится 2, 8% общей суммы квот. Сумма квот стран СНГ и Балтии — 4, 46% (9, 5 млрд СДР, или 13, 3 млрд долл.).*
* Рассчитано по: IMF Survey. A Publication of the International Monetary Fund. Volume 28, Number 3, February 8, 1999, Washington, D.C., p. 34—35.
В дополнение к собственному капиталу МВФ привлекает заемные средства. Страны, входящие в «группу десяти» или их центральные банки (Бельгия, Италия, Канада, Немецкий федеральный банк, Нидерланды, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Франция, Шведский государственный банк, Япония), заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ (General Arrangements to Borrow, GAB), вступившие в силу с 24 октября 1962 г. В 1964 г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в полном объеме). ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами или их центральными банками кредитных линий Фонду на возобновляемой основе на сумму до 6, 5 млрд СДР (8, 8 млрд долл.). Средства предоставляются в тех случаях, когда нужно «предотвратить или устранить расстройство мировой валютной системы». МВФ, в свою очередь, может предоставлять займы на 3—5 лет любым странам — участницам ГСЗ. Эти средства могут использоваться для оказания финансовой помощи и странам, не являющимся участниками ГСЗ, однако при соблюдении строгих критериев. МВФ платит проценты по кредитам, полученным им в рамках этих соглашений, и обязуется погашать их в течение пяти лет. ГСЗ первоначально были заключены на четыре года, затем продлевались каждые пять лет. В ходе очередного их пересмотра в декабре 1983 г. участники ГСЗ договорились увеличить лимит кредита до 17 млрд СДР (около 24 млрд долл.). С этими соглашениями связана также договоренность с Саудовской Аравией (1983г.) о кредитной линии на аналогичных условиях на сумму 1, 5 млрд СДР (2, 1 млрд долл.). 24 ноября 1997 г. МВФ продлил ГСЗ на новый пятилетний период — с 26 декабря 1998 г. по 25 декабря 2003 г. В июле 1998 г. страны — участницы ГСЗ согласились предоставить Фонду кредит в рамках этого механизма на сумму 6, 3 млрд СДР (около 8, 3 млрд долл.) для оказания финансовой помощи России. Это было первое использование средств ГСЗ за последние 20 лет и первый случай, когда такие средства получила страна, не являющаяся участницей ГСЗ. В связи с возросшей потребностью в ресурсах для противодействия финансовым кризисам «семерка» предложила в июне 1995 г. осуществить меры, которые позволили бы удвоить кредитный лимит в рамках ГСЗ. Исполнительный совет МВФ 27 января 1997 г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ (New Arrangements to Borrow, NAB), участниками которых стали 25 государств или центральных банков. В соответствии с этими соглашениями Фонд может получать от этих государств при необходимости средства в размере до 34 млрд СДР (около 47 млрд долл.). Новые соглашения не заменяют собой ГСЗ. Однако максимальная величина средств, доступных Фонду в рамках обоих этих механизмов, не должна превышать в общей сложности 34 млрд СДР. При необходимости обеспечения МВФ дополнительными ресурсами ГСЗ призваны выступать в роли первого по очередности и главного по объему источника этих ресурсов. Потребность в увеличении кредитных операций побудила МВФ в 80-е годы обратиться с целью укрепления его финансовой базы к заемным средствам, привлекаемым также и на двухсторонней основе. Фонд получал займы у министерств финансов и центральных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и других стран, а также у БМР. К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав предоставляет такую возможность. Кредитные механизмы. МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств. В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) — предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов; 2) операция (operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. Управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раздельно. МВФ производит кредитные операции только с официальными органами — казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку (purchase) или заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами — эмитентами этих валют. Рассмотрим основные (обычные) механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ (счет общих ресурсов). Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ — в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», с 1978 г. — «резервной долей» (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть этой национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ. В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% квоты), делятся на четыре «кредитные доли», или транша (Credit Tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% квоты страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляла 125% размера ее квоты. В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам получать валюту в Фонде в течение более короткого срока, чем пять лет. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.
|