Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные экономические организации системы ООН 4 страница






ТНК и ТНБ поддерживают мероприятия МВФ в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их интересам, обес­печивая регулярность платежей стран-должников. Поэтому эффек­тивность координации выравнивания диспропорций в междуна­родных платежах, регулирования спекулятивных перемещений краткосрочных капиталов, воздействия на международную лик­видность в ряде случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, а также состоянием мировой экономики. Для этого используются два основных канала. Одним из них являются предусмотренные Ста­тьей IV устава регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов по пово­ду их политики в области валютных курсов. Страны-члены обяза­ны консультироваться с Фондом по вопросам их макроэкономи­ческой и валютной политики. Для ознакомления общественности и деловых кругов с результатами консультаций в рамках Статьи IV МВФ стал с мая 1997 г. публиковать «Информационные об­зоры для печати» (позже переименованы в «Публичные инфор­мационные обзоры» — «Public Information Notices», PINs). В них суммируются оценки экономической политики и перспектив стран-членов, которые исходят от Исполнительного совета.

Другой путь — многосторонние обсуждения (обычно дважды в год) при проведении Исполнительным советом анализа обзоров «Перспективы развития мировой экономики», а также рассмотре­нии ежегодного доклада «Международные рынки капитала». Та­кие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономи­ческой ситуации в многосторонней перспективе.

В дополнение к традиционным целевым установкам надзора (устранение макроэкономических неравновесий, снижение темпа инфляции, осуществление рыночных реформ в сфере торговли, валютных отношений и в других областях) МВФ стал уделять больше внимания структурным и институциональным преобразо­ваниям в странах-членах, ставя перед собой такие задачи, как повышение эффективности финансового сектора, увеличение про­зрачности государственных бюджетов, содействие реформе зако­нодательства, совершенствование хозяйственного управления, улучшение сбора и обнародования статистических данных. В этом контексте Исполнительный совет одобрил в июле 1997 г. специаль­ные «руководящие принципы», определяющие подход Фонда к во­просам управления экономикой стран-членов. Основные установки: обеспечение комплексного характера трактовки проблем упра­вления; одинаково беспристрастное отношение ко всем странам-членам; углубление и расширение сотрудничества МВФ с другими организациями, в особенности со Всемирным банком. В апреле 1998 г. Временный комитет МВФ одобрил «Кодекс хорошего поведения в обеспечении фискальной прозрачности: Декларация о принципах». МВФ надеется, что добровольное соблюдение стра­нами-членами изложенных в этом кодексе принципов повысит доверие к их бюджетной политике. Разрабатывается проект «Ко­декса хорошего поведения по обеспечению прозрачности в области монетарной и финансовой политики» (к осени 1999 г.).

МВФ собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг и капиталов, состоянии платежных балансов, уровне офици­альных золото-валютных резервов, размерах заграничных капита­ловложений, движении валютных курсов и многом другом и под­вергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены должны беспрепятственно представлять Фонду эти сведения.

На обогащение статистического аппарата, повышение степени доступности и быстроты поступления используемых показателей было нацелено принятие Фондом в марте 1996 г. Специального стандарта на распространение данных, ССРД (Special Data Dissemination Standard, SDDS). Этот стандарт, присоединение к которому является добровольным, предназначен для государств-членов, имеющих или стремящихся получить доступ на мировые рынки капиталов. Он призван содействовать своевременному опу­бликованию экономической информации, используемой кредито­рами и заемщиками для оценки экономической политики и перс­пектив развития той или иной страны. В декабре 1997 г. была создана Общая система распространения данных, ОСРД (General Data Dissemination System, GDDS), ориентированная на все стра­ны-члены. С сентября 1996 г. МВФ ведет в системе «Интернет» информационный бюллетень по стандартам на распространение данных (Dissemination Standards Bulletin Board, DSBB). Совокуп­ность этих механизмов призвана играть роль «системы раннего предупреждения» о назревающих валютных потрясениях.

МВФ оказывает странам-членам разнообразную техническую помощь, а также содействие в профессиональной подготовке кадров. Фонд активно сотрудничает с другими мировыми фи­нансовыми институтами.

За время своей деятельности МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в каче­стве главного наднационального органа регулирования междуна­родных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударствен­ных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он играет важную роль в реализации реше­ний «семерки» ведущих государств, служит ключевым звеном системы регулирования мировой экономики, международной ко­ординации, согласования национальных макроэкономических по­литик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

Как и всякая международная организация, МВФ является и ин­струментом партнерства стран-участниц, и ареной соперничества национальных экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовывать свою линию поведения с главными государствами Западной Европы и Японией. Одновременно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активнее заявлять о себе и бывшие страны — члены СЭВ, особен­но Россия и другие государства СНГ.

Серьезным испытанием стал для МВФ глобальный валютно-финансовый кризис 1997—1998 гг. Фонд подвергся массированной критике. Его упрекали в том, что он не смог предвидеть развитие кризиса на мировых финансовых рынках, что предоставлявшиеся им кредиты во многих случаях служили поддержке правительств и частных инвесторов, которые шли на неоправданный риск. От­мечалось, что программы оздоровления экономики ряда стран, принятием которых обусловливалось кредитование, зачастую ока­зывались не столь эффективны, как ожидали. В свою очередь, руководствоМВФ ссылалось на противодействие властей стран-заемщиц, а также на отсутствие у него достаточно эффективных «механизмов принуждения».*

 

* IMF Survey, Volume 27, Number 19, October 19, 1998. Special Supplement, p. 111.

 

Характеризуя положение МВФ, директор-распорядитель Фо­нда М. Камдессю отметил: «МВФ играет центральную роль в глобальной экономической и финансовой системе. И если гло­бальная система подвергается реформированию, то и МВФ также должен быть модифицирован».* Трансформация МВФ призвана удовлетворить потребность в более эффективном механизме со­поставления, учета и примирения страновых конфликтных ин­тересов к выгоде всего мирового сообщества. Фонду следовало бы проявлять больше терпимости по отношению к специфике исторического развития стран-членов, особенностям их социа­льно-экономического устройства, национальным духовным ценностям. Государства-члены добиваются совершенствования ин­ституциональных структур Фонда и его программных макро­экономических установок.

 

* IMF Survey, Volume 27, Number 21, November 16, 1998, р. 357.

 

• 9.3. ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА (ВБ)

Группа Всемирного банка (ВБ) — это специализированное финан­совое учреждение ООН, в состав которого входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоци­ация развития (MAP), Международная финансовая корпора­ция (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию ин­вестиций (МАГИ). Деятельность структур, входящих во ВБ, под­чинена единой стратегии, но каждая из них, руководствуясь общей целью, выполняет свои особые функции.

Всемирный банк — это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ныне сфокусированы на борьбе с бед­ностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.

Международный банк реконструкции и развития — головной институт в составе группы учрежден в рамках Бреттонвудских соглашений в июле 1944 г. одновременно с МВФ; деятельность начал с июля 1946 г.

Ресурсы. Уставный капитал МБРР, образуемый путем подпис­ки стран-членов на его акции, на 30 июня 1998 г. составлял 190, 8 млрд долл., подписной капитал — 186, 4 млрд, а оплаченный — 11, 8 млрд долл., т.е. был равен лишь 6% подписного капитала. Остальная часть подписки может быть востребована банком в слу­чае отсутствия у него средств для погашения его обязательств. Однако в течение деятельности Банка подобной необходимости не возникало. Подавляющую часть (94%) ресурсов МБРР привлекает путем эмиссии облигаций на мировом финансовом рынке.

Организационная структура МБРР построена по принципу акци­онерного предприятия. Количество голосов в органах МБРР опре­деляется паем в его уставном капитале. Этот показатель в отноше­нии отдельных стран периодически пересматривается в зависимости от их меняющейся роли в мировой экономике. В период энер­гетического кризиса 70-х годов существенно возрос капитал некото­рых нефтедобывающих стран. В 1998 финансовом году были увели­чены акции Дании, Бразилии, Испании, Южной Кореи, Турции.

В соответствии с отмеченным принципом организации деятель­ности МБРР наибольшее количество голосов принадлежит США, хотя их доля имеет тенденцию к снижению. На 30 июня 1998 г. США имели 16, 68% общего количества голосов. Это обеспечивало им право вето при принятии наиболее важных решений, для прохожде­ния которых необходимо 85% голосов. На втором месте по количе­ству голосов находилась Япония (8%), далее следовали Германия (4, 57%), Франция и Великобритания (по 4, 38%).

Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет управляющих, со­стоящий из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов, собирается на свои сессии для принятия важнейших решений один раз в год. Причем эти сессии проводятся совместно с МВФ. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это требование объясняется тем, что стра­ны — члены Банка обязаны проводить свою валютно-финансовую политику в соответствии с положениями устава МВФ.

Из 24 исполнительных директоров банка 5 назначаются пере­численными выше странами, обладающими наибольшим коли­чеством голосов. Некоторые директора выбираются от одной страны, если она обладает соответствующим числом голосов. К ним относятся Саудовская Аравия, Китай, Россия, которым принадлежит по 2, 83% общей суммы голосов. Остальные дирек­тора относятся к категории избираемых от группы стран.

На момент образования МБРР его членами были 38 стран. На 30 июня 1998 г. их число увеличилось до 182. Таким образом, членами Банка являются практически все страны мира. Это дает ему полное основание, вместе с его филиалами, называться Всеми­рным банком. Банк оказывает большое влияние на движение капитала в мировом масштабе.

Действия МБРР не свободны от политических пристрастий стран, которым принадлежит ведущая роль в его органах. Во главе Банка неизменно стоит американский гражданин. Но вме­сте с тем основные декларируемые цели Банка — борьба с бед­ностью, стимулирование экономического роста, рыночных отно­шений — не могут быть поставлены под сомнение. Другое дело, что методы достижения их далеко не всегда и не всеми одобря­ются. Несмотря на высокопрофессиональную экспертизу проек­тов Банком, они бывают неэффективны, что также вызывает кри­тику в его адрес.

Кредиты и кредитная политика МБРР. Опираясь на капитал, сформированный странами-участницами, МБРР аккумулирует средства мирового рынка капиталов и выдает ссуды государст­вам с ограниченным доступом к этому рынку, выполняя роль посредника. Ссуды выдаются либо непосредственно правительст­вам, либо под их гарантию. Этот механизм и основные цели остаются неизменными, однако стратегия и тактика МБРР, ис­пользуемые им инструменты меняются в зависимости от мирохо­зяйственных условий, ситуации в отдельных регионах, а также под влиянием критического анализа накапливаемого опыта.

В 40-х — первой половине 50-х годов основная цель МБРР заключалась в том, чтобы, мобилизуя частный капитал, оказать содействие восстановлению хозяйства в странах, пострадавших от войны. Свою деятельность Банк координировал с программой плана Маршалла. Первую ссуду Банк предоставил в 1947 г. Фран­ции на сумму в 250 млн долл. (примерно 2, 5 млрд долл. в ценах середины 90-х годов). Затем последовали кредиты примерно на такую же сумму Нидерландам, Дании, Люксембургу. Кроме ев­ропейских стран крупные кредиты получили Япония и Австралия. Из развивающихся стран первой получила кредит в 1948 г. Чили, затем Мексика, Бразилия, Индия. В рассматриваемый период МБРР кредитовал преимущественно инфраструктурные объекты. Сфера интересов Банка замыкалась главным образом проблемами эффективности отдельных проектов. МБРР фактически не выхо­дил за рамки проектного финансирования.

К середине 50-х годов экономика Западной Европы и Японии была восстановлена, и эти страны перестали нуждаться в услугах МБРР в качестве финансового посредника. Но одновременно повы­шается потребность в посреднической роли МБРР со стороны развивающихся стран, которые приступили к реализации программ развития в условиях низкой нормы внутренних сбережений и огра­ниченного доступа на мировой рынок капиталов. Под эгидой МБРР для 40 стран создаются консультативные группы, в рамках которых страны-доноры вырабатывают общую стратегию помощи. Круп­ные средства Банк, как и страны-доноры, выделял Южной Корее и Тайваню. Им предназначалась роль «витрины развития» при поддержке Запада. МБРР в рассматриваемый период разделял стратегическую линию развития стран Латинской Америки и Азии, в основу которой были положены планирование и ведущая роль государства в экономике. Свою главную непосредственную задачу МБРР видел в том, чтобы путем кредитования капиталоемких инфраструктурных объектов стимулировать экономический рост.

Резкий поворот в стратегии МБРР связан в известной мере с приходом к его руководству в 1968 г. Р. Макнамары. Основная цель деятельности Банка осталась неизменной — борьба с бед­ностью и отсталостью. Но если прежде достижение ее предпола­галось решить, наращивая инвестиции и ускоряя экономический рост, то в 70-х годах приоритет получают социальные ориентиры. Разрабатывается стратегия удовлетворения основных нужд — в пище, чистой воде, жилье, медицинском обслуживании, образо­вании. Поскольку основные очаги бедности сосредоточены в сель­ских районах, то акцент сместился на их кредитование. Их доля в 70-е годы повысилась в два раза и достигла 20% общей суммы. Инфраструктура осталась в числе важнейших направлений, но ее доля уменьшилась с 65% в 60-х годах до 37% в 70-х годах. Радикальный пересмотр структуры инвестиций МБРР был обусловлен тем, что даже в условиях относительно быстрого роста экономики число жителей, живущих за чертой бедности, не со­кращалось, а разрыв между доходами бедных и богатых слоев населения расширялся. Усилия, направленные на борьбу с бед­ностью, были неэффективны.

В 80-е годы МБРР сталкивается с новыми проблемами, кото­рые потребовали пересмотра одного из основополагающих при­нципов его кредитной политики, а именно предоставления ссуд почти исключительно под конкретные объекты. В 1981 г. был опубликован доклад Берга по проблемам развития африканских стран. В нем был сделан вывод о том, что нарушения в экономике под воздействием политических факторов очень существенны. По­этому надеяться на эффективность проектного финансирования в подобных условиях, не пытаясь повлиять на общеэкономическую ситуацию, не приходится.

Затем в 1982 г. разразился долговой кризис, который подтвер­дил правоту этого вывода также в отношении других стран, прежде всего латиноамериканских. В 80-х годахМБРР вводит практику предоставления кредитов на структурную адаптацию. В отличие от инвестиционных проектных кредитов они не являют­ся связанными, и их цель заключается в поддержании экономичес­ких реформ. Эти кредиты, предоставляемые обычно под програм­мы, в отличие от ссуды под объекты быстро осваиваются.

Основные принципы программ схожи с теми, которые выдвига­ются МВФ. К ним относятся: ослабление государственного воз­действия на экономику; реформы в области государственных фи­нансов; либерализация цен и отмена контроля над ними; стимули­рование экспорта; опора на частный капитал в развитии экономики. Но при всем сходстве основных принципов программ, разрабатываемых при содействии МБРР и МВФ, конкретная де­ятельность первого имеет свою специфику. МБРР лучше подгото­влен для анализа и решения отраслевых, микроэкономических проблем. Ряд стран, остерегавшихся контактов с МВФ, реализо­вывали программы структурной адаптации с помощью МБРР. МБРР в меньшей степени, чем МВФ, подвержен критике.

При всей значимости программ структурной адаптации, по мне­нию руководства Банка, ассигнования на эти цели не должны превышать 25% общей суммы. Традиционному направлению — проектному финансированию должна принадлежать ведущая роль.

Глобальный валютно-финансовый кризис, начавшийся в Азии в 1997 г., вновь потребовал пересмотра стратегии Банка. Реакция МБРР на кризис привела к следующим структурным изменениям в потоке его финансовых ресурсов. Во-первых, к переориентации их на регион, находящийся в центре кризиса. Удельный вес Юго-Восточной и Восточной Азии в предоставленных в 1998 финан­совом году (начинается с 1 июля) кредитах составил 1/3, намного превысив доли других отдельных регионов. Основная масса ресур­сов была выделена Южной Корее, Таиланду и Индонезии, стра­нам, которые с наибольшей готовностью приняли программы МВФ и ВБ. На эти три страны пришлось около 1/5 кредитов МБРР в 1998 финансовом году.

Во-вторых, оказание срочной помощи в 1998 финансовом го­ду вызвало беспрецедентное увеличение предоставленных креди­тов — более чем на 40%.

В-третьих, объем кредитов, не привязанных к объектам, в 1998 финансовом году составил 39% их общей суммы против 27% в предыдущем году. Такой поворот противоречит отмеченной выше традиционной стратегии МБРР, концентрирующим свои усилия на проектном финансировании.

В-четвертых, большая масса ресурсов была направлена на под­держку финансового сектора. По объему выделенных в 1998 фина­нсовом году ресурсов он вышел на первое место. Его доля со­ставила около 22% против 6% в предыдущем году. Из этого следует, что проблему выхода из кризиса Банк связывает прежде всего с укреплением финансового рынка и финансовой системы. Деятельность МБРР по преодолению кризиса тесно координирует­ся с позицией МВФ. Последнему принадлежит ведущая роль, и именно на него направлена острая критика в связи с неудачными попытками преодоления кризиса.

Деятельность МБРР строится в рамках следующих программ: борьба с бедностью и экономическое управление; социальное раз­витие и экология; финансы, частный сектор, инфраструктура; раз­витие человеческого потенциала. В борьбе с бедностью МБРР координирует свои усилия с МВФ, ЮНКТАД, ВТО и другими институтами. Развитие человеческого потенциала увязывается с удовлетворением основных нужд населения. Важное значение придается экологическим проектам. В 90-х годах МБРР, а также его филиалы заметно усилили свою деятельность по стимулирова­нию развития частного сектора, в том числе путем обеспечения для него инфраструктурных условий. Финансовая поддержка бан­ком частного сектора в 1998 финансовом году увеличилась на 2/3.

С 1983 г. МБРР ввел практику совместного финансирования, привлекая дополнительные ресурсы для кредитуемых им проек­тов. Участниками софинансирования выступают как частные, так и официальные институты. В 1995—1998 финансовых годах около 2/5 кредитов МБРР предоставлялось по этой линии. При совмест­ном финансировании инвесторы получают ряд выгод: МБРР обес­печивает экспертизу проекта и, что самое главное, снимает с ин­вестора риск неплатежей.

При решении вопроса о предоставлении кредита Банк требует широкой информации об экономическом положении страны-заем­щика и направляет туда свои миссии. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то обычно он не предоставляется. Отказ МБРР может негативно повлиять на решение и других инвесторов. Поскольку кредиты Банка покрыва­ют лишь около 30% общей стоимости объектов, а остальная часть расходов должна обеспечиваться за счет внутренних источников, то тем самым МБРР воздействует на инвестиционный процесс в стране-заемщике. Медленное освоение кредитов Банка часто обусловлено тем, что страна-заемщик испытывает финансовые трудности. Кредиты МБРР обычно покрывают только валютные расходы. Инвестиционные кредиты МБРР носят связанный харак­тер. Но в отличие от экспортных кредитов поставщик оборудова­ния выбирается на основе проведения тендеров.

Поскольку преобладающая часть ресурсов МБРР мобилизу­ется на мировом финансовом рынке путем эмиссии облигаций, стоимость его кредитов определяется конъюнктурой этого рын­ка. Условия кредитования пересматриваются два раза в год. Получение прибыли не является основным мотивом в деяте­льности МБРР. Однако он неизменно сводит свой баланс с при­былью. Спрэд обычно устанавливается в размере 0, 25—0, 5%. Это для многих стран значительно ниже, чем по банковским кредитам. В отличие от кредитов коммерческих банков МБРР устанавливает спрэд независимо от платежеспособности заем­щиков. Кредиты предоставляются на срок от 12 до 20 лет, льготный период — 3—5 лет, что превышает сроки банковских и экспортных кредитов.

Заемщику может быть предоставлен выбор следующих кредит­ных инструментов: кредиты на основе корзины валют, одновалют­ные кредиты по плавающей ставке (либор), одновалютные креди­ты по фиксированной ставке. Валютная структура кредитов соот­ветствует валютной структуре привлеченных ресурсов.Тем самым Банк исключает потери из-за валютных рисков. Осторожная поли­тика МБРР проявляется также в том, что средние сроки его активов соответствуют средним срокам его пассивов. Кроме того, размеры активов не могут превышать подписной капитал Банка. На 30 июня 1998 г. соотношение между выданными МБРР креди­тами и его подписным капиталом составило 52, 9 %. Отмеченные условия, а также отсутствие процедур реструктуризации долга обеспечивают надежность эмитируемых Банком облигаций, их высокий рейтинг и соответственно их низкую стоимость.

После распада Советского Союза, вступления на путь рыноч­ных и структурных реформ республик бывшего СССР, а также стран Центральной и Восточной Европы «регион Европа и Цент­ральная Азия» (определение ВБ) оказался в фокусе политики Банка. В 1997/98 финансовом году данному региону МБРР ежегод­но предоставлял кредитов на сумму около 5 млрд долл. В 1997 финансовом году Европа и Центральная Азия по этому показателю находились на первом месте (около 1/4 от общей суммы). В 1998 финансовом году при таком же объеме кредитования регион значительно уступил свои позиции охваченной кризисом Юго-Восточной и Восточной Азии, а также оказался немного позади Латинской Америки.

Россия занимает одно из первых мест среди стран — получа­телей кредитов МБРР (см. гл. 10, § 10.7). За 1993/1998 финансовые годы России было выделено средств на сумму в 9, 8 млрд долл., из них получено 5, 4 млрд долл. До 1996 г. Россия медленно осваивала кредиты МБРР и на нее накладывались штрафные санкции; затем процесс этот ускорился. Большая часть кредитов МБРР России имеет инвестиционный характер. Однако, по оценке руководства Банка, много средств выделялось на покрытие бюджетного дефи­цита (бюджетозамещающие кредиты). Такая форма кредитования не приоритетна для МБРР и не поощряется руководством. С 1999 финансового года Банк намерен свести бюджетозамещающие кре­диты на нет, сосредоточив усилия на проектном финансировании. В связи с финансовым кризисом с августа 1998 г. у России возни­кли трудности с получением очередных траншей займа на струк­турную адаптацию. Реализация его носит обусловленный характер и зависит от одобрения МВФ экономической программы.

Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. К этому времени обнаружилось, что за рамками деятель­ности МБРР остается большое число развивающихся стран, для которых рыночные, хотя и несколько облегченные, условия его кредитования неприемлемы. Если учесть к тому же, что это были самые отсталые в экономическом отношении государства, то цель борьбы с бедностью оказывалась неэффективной. Образовав фонд льготного кредитования через MAP, Банк получил возможность значительно расширить свое влияние на развивающиеся страны. Причем членами MAP стали такие страны, как Индия, а затем Китай. Образование MAP имело и еще одно важное значение для Запада. Многочисленные просьбы развивающихся стран о созда­нии дополнительных фондов льготного кредитования отвергались на том основании, что такой фонд уже действует.

Кредиты MAP выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период — 10 лет. Ссуды беспроцентные, взимается только плата на покрытие административных издержек в размере 0, 5 % годо­вых. MAP кредитует только правительства стран-участниц. Пре­тендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по классификации ВБ относятся к группе государств с низкими до­ходами на душу населения. В 1999 финансовом году кредиты MAP могут получить страны, у которых в 1997 г. ВВП на душу населе­ния был не более 925 долл. Таким правом обладало 70 стран. В редких случаях делаются исключения с учетом состояния плате­жеспособности страны.

Подобное льготное кредитование не может осуществляться путем эмиссии облигаций, как это делает МБРР. Ресурсы MAP формируются за счет взносов развитых стран, а также трансферта прибыли МБРР. По мере истощения ресурсов MAP страны-участ­ницы делают новые взносы. Однако они обычно запаздывают, и MAP перманентно оказывается в кризисном состоянии.

Юридически и в финансовом отношении MAP является само­стоятельным институтом. Однако она имеет общие с МБРР ор­ганы управления во главе с президентом Банка. МБРР и MAP реализуют общую стратегическую линию. Многие проекты креди­туются совместно МБРР и MAP. Однако поскольку MAP со­здавалась для восполнения пробела в деятельности МБРР, ее структура кредитования отличается от структуры Банка.

Структура кредитов MAP имеет более ярко выраженную со­циальную направленность: выше удельный вес кредитов на об­разование, здравоохранение, сельское хозяйство и развитие сель­ских районов. Наиболее существенное отличие заключается в том, что МБРР в 1998 финансовом году был вынужден напра­вить значительные ресурсы в финансовую сферу в связи с финан­совом кризисом, а у MAP подобной необходимости не возникло. Ее клиенты — это страны с низкими доходами, не интегрирован­ные в мировой финансовый рынок, а потому они оказались в стороне от кризиса. Таким образом, различие в структуре кре­дитных потоков обусловлено прежде всего тем, что заемщиками МБРР являются страны со средними доходами, a MAP — с низ­кими (табл. 9.4).

Таблица 9.4


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал