Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 1. Организационно-методическийСтр 1 из 12Следующая ⇒
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» __________________________________________________________________ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по программному развитию МГИМО(У) МИД России _____________А.В. Худайкулова «___» ___________________ 2012 г. ПРОГРАММА КУРСА «Мировая экономика» Для 2 – 3 курсов факультета МО Москва Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки бакалавра «Зарубежного регионоведения со знанием иностранных языков» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 032000 «Зарубежного регионоведения».
Автор программы: С.С.Суслина, д.э.н. Н.В.Галищева, к.э.н., доцент
Директор НБ МГИМО им. И.Г.Тюлина: __________________ М.В. Решетникова
Программа курса утверждена на заседании Кафедры мировой экономики Факультета международных отношений МГИМО (У) МИД России.
Протокол заседания № 7 от «28» июня 2010 г. Обновлена в августе 2012 г.
Подпись зав. кафедрой: ______________ А.С. Булатов
© Суслина С.С. © Галищева Н.В. © МГИМО(У) МИД России, 2010 РАЗДЕЛ 1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ 1.1. Цели и задачи дисциплины, ее общая характеристика: Данный курс нацелен на усвоение студентами знаний о механизме, ресурсах, основных тенденциях и перспективах развития мирового хозяйства и его основных групп стран. Среди главных задач курса также получение студентами навыков самостоятельного анализа мирового хозяйства и межстранового сопоставления на основе методов, применяемых международными организациями, а также умения анализировать основные тенденции развития мировых экономических процессов, выявлять присущие им проблемы и находить пути их решения, исходя из взаимовлияния экономического, социального и политического факторов. Методической базой курса являются концепции российских и зарубежных исследователей, занимающихся проблемами мирового хозяйства, как единой системы. 1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Дисциплина «Мировая экономика» предназначена для студентов II и III курсов факультета Международных отношений. Курс опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения курса «Экономическая теория», «Экономическая и политическая карта мира». В нем заложены основы для успешного усвоения студентами знаний, получаемых ими в области страноведения. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать -основные теории мирового хозяйства; -предпосылки формирования механизма мирового хозяйства; -сущность и структуру потенциала мирового хозяйства; -сущность отраслевой структуры мировой экономики; -основные подходы к определению типологии стран мира; -суть основных глобальных проблем мирового хозяйства; -сущность потенциала, тенденции и проблемы функционирования национальных экономик отдельных стран и регионов мира. 2) Уметь: -анализировать состояние и перспективы решения глобальных проблем развития мирового хозяйства; -анализировать основные тенденции и перспективы развития мирового хозяйства; -анализировать потенциал, тенденции и проблемы функционирования национальных экономик отдельных стран и регионов мира; -прогнозировать развитие отдельных тенденций в мировом хозяйстве. 3) Владеть: -навыками пользования и анализа статистических сборников ведущих международных экономических организаций; -навыками компаративистского анализа по сопоставлению тенденций и проблем функционирования национальных экономик отдельных стран и регионов мира.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 1) Общекультурные компетенции (ОК): -Владение культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2); -Владение профессиональной лексикой, готовность к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы (ОК-4); -Выстраивание перспективных стратегий личностного и профессионального развития, проявление готовности к дальнейшему обучению и самообучению (ОК-7); -Владение основами методологии научного исследования, различие творческой и репродуктивной компоненты научной деятельности (ОК-8); -Умение применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач (ОК-9); -Обладание базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве (ОК-12); -Умение оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13). 2) Профессиональные компетенции (ПК): -Составление комплексной характеристики региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1); -Объяснение основных тенденций и закономерностей исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса (ПК-2); -Определение основных тенденций развития мировой экономики, умение дать оценку различным подходам к проблеме включения региона специализации в систему мирохозяйственных связей (ПК-4); -Владение понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободная ориентация в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации (ПК-7); -Применение научных походов, концепций и методов, выработанных в рамках экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем (ПК-9); -Выделение основных параметров и тенденций социального, политического и экономического развития стран региона специализации (ПК-10); 3) Профессионально-дисциплинарные компетенции (ПДК): -Определение основных тенденций развития мировой экономики, умение дать оценку различным подходам к проблеме включения отдельных регионов в систему мирохозяйственных связей; -Применение научных походов, концепций и методов, выработанных в рамках экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем.
Образовательные результаты курса:
РАЗДЕЛ 2: СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы: Курс рассчитан на 112 часов, в том числе 34 часа – лекционных занятий и 34 часа – семинарских занятий.
В силу ограниченности времени курс построен таким образом, что темы лекционных занятий практически не совпадают с темами семинарских занятий. Первые 36 часов посвящены изучению основополагающих вопросов функционирования мирового хозяйства, последующие 32 – рассмотрению национальных экономик отдельных стран и регионов. Семинарские занятия могут проводиться в традиционной форме, форме докладов студентов или в виде деловой игры или практического занятия. Форма проверки усвоения знаний курса во втором семестре II курса – зачет, в первом семестре III курса – экзамен (на экзамен выносятся вопросы по всем изученным в ходе курса темам: как во втором семестре II курса, так и в первом семестре III курса).
2.2. Содержательный план дисциплины: «Мировая экономика» для II курса факультета МО (4 семестр обучения)
Календарно-тематический план курса «Мировая экономика» для III курса факультета МО (5 семестр обучения)
Содержание дисциплины. «Мировая экономика» для II курса факультета МО (4 семестр обучения) Раздел 1. Основные понятия и тенденции развития мировой экономики Тема 1.1. Предмет и задачи курса. Понятия «мировая экономика» и «мировое хозяйство». Сущность, механизм и теории мирового хозяйства Субъекты мирового хозяйства. Формирование и этапы развития мирового хозяйства. Предмет и задачи курса «Мировая экономика». Его связь с другими курсами. Рекомендуемая литература. Понятие мировой экономики и мирового хозяйства. Признаки мирового хозяйства и его характерные черты. Этапы формирования и периоды развития мирового хозяйства. Механизм мирового хозяйства и его субъекты: национальные экономики, транснациональные корпорации, интеграционные группировки, международные экономические организации. Формы мирового хозяйства. Теории мирового хозяйства: теории международного разделения труда на базе внешней торговли (А.Смит, Д.Рикардо, Э.Хекшер и Б.Олин) и движения факторов производства. Социокультурные теории мирового хозяйства (У.Ростоу, Ф.Фукуяма, С.Хантингтон, А.Тойнби). Миросистемная теория (И.Валлерстайн, Ф.Фробел). Теории периферийной экономики (Р.Пребиш). См. их нет в последнем учебнике. Семинар по теме 1.1: Типология стран мира.Попытки преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития (традиционный семинар). Основные группы стран: состав и подгруппы, характерные черты, их позиция и роль в мировой экономике, отличительные черты. Динамика развития в основных группах стран мира. Перспективы расширения группы развитых стран. Понятие разрыва в уровнях социально-экономического развития и его размеры. Успехи и неудачи в преодолении разрыва. Концепции догоняющего развития. Опыт России, КНР и НИС в преодолении разрыва в уровнях социально-экономического развития. 1. Группы стран мира, уровень их экономического развития, подгруппы стран. Перспективы типологии стран мира в будущем. 2. Понятие и причины разрыва в уровнях социально-экономического развития. 3. Основные черты мирового хозяйства в начале XXI века. 4. Концепции догоняющего развития. Опыт России, КНР и НИС в преодолении разрыва в уровнях социально-экономического развития. Литература для подготовки по теме 1.1: Основная литература: 1) Мировая экономика: учебник / под ред. Булатова А.С. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. Главы 3 и 5.2. Дополнительная литература: 2) Ломакин В.К. Мировая экономика / В.К.Ломакин. – 4 издание, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Главы 1.3, 1.4. 3) Мировая экономика: прогноз до 2020 г. Под ред. Академика А.А.Дынкина. М., Магистр, 2008. Глава 1.4, 1.5, 1.6.
4) «Эксперт», 28 декабря – 10 января 2010, №1. С. 98-102, 110-112. Интернет-ресурсы: 5) Интернет-сайты: https://www.imf.org. (World Economic Outlook);
Тема 1.2. Основные тенденции развития мировой экономики: изменяющиеся темпы экономического роста, изменение соотношения сил в мире, постиндустриализация; интернационализация и глобализация, транснационализация, регионализация и интеграция, либерализация хозяйственной жизни и изменяющаяся роль государства. Основные тенденции развития мировой экономики в ХХ веке: неравномерность экономического развития; изменение позиций стран мира; обозначение центров силы в мировой экономике; цикличность развития мировой экономики. Новая форма разделения труда между странами – аутсорсинг.Ускорение темпов экономического роста, его причины и последствия. Перегруппировка стран мира и изменение соотношения сил. Проблемы догоняющего развития. Проблемы экономической динамики развитых стра (стабильность и эффективность экономического роста). Сущность постиндустриализации. Процессы интеграции в современном мире. Понятие международной экономической интеграции и важнейшие интеграционные группировки в мире. Интернационализация хозяйственной жизни, ее влияние на мировую экономику и ее перерастание в глобализацию. Определение глобализации, особенности и характеристика современной глобализации. Основные аспекты экономической глобализации. Последствия глобализации. Сущность и процесс транснационализации хозяйственной деятельности. Понятие регионализации. Значение регионализации для глобализации. Направления регионализации в современном мире. Перспективы регионализации. Понятие либерализации экономической жизни, особенности процесса либерализации в различных регионах мира. Особенности государственного регулирования экономики на современном этапе. Тенденции развития мировой экономики в ХХI веке.
Семинар по теме 1.2: Процессы глобализации и интеграции в мировой экономике. (традиционный семинар; анализ индексов глобализации и транснационализации). 1. Понятие интернационализации хозяйственной деятельности. Основные подходы к определению понятия глобализация. Социально-экономическая, политическая и культурологическая сущность этого явления. Анализ индексов глобализации в 2001 – 2009 гг. для 20 наиболее активно участвующих в глобализации стран (с использованием материалов из монографии Капица Л.М. «Индикаторы мирового развития». - М.: Издательство МГИМО-Университет, 2008. - С.78-79). 2. Понятие регионализации, особенности по странам и формам внешнеэкономических связей 3. Понятие международной экономической интеграции, особенности в разных регионах мира 4. Сущность транснационализации, роль ТНК в мировой экономике. Анализ индекса транснационализации. Литература для подготовки по теме 1.2: Основная литература: 1) Мировая экономика: учебник / под ред. Булатова А.С. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. Главы 3 и 5.2. Дополнительная литература: 2) Капица Л.М. «Индикаторы мирового развития» / Л.М.Капица. - М.: Издательство МГИМО-Университет, 2008. (С.78-79). 3) Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант / под ред. А.А.Дынкина / ИМЭМО РАН. – М.: Магистр, 2011. Глава 4.1. 4) Фаминский И.П. Глобализация – новое качество мировой экономики / И.П.Фаминский. – М.: «Магистр», 2009. Гл. 5, 8, 9, 10, 13. 5) Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации. // МЭ и МО. - 2002. - № 2. 6) Кузнецов В. Что такое глобализация? // МЭ и МО. - 1998. - №3. 7) Широков Г.К. Международное разделение труда и глобализация.// Восток (Oriens) – 2001. - №№ 3-4. 8) Шишков Ю. Государство в эпоху глобализации. // МЭ и МО. - 2010. - №1. - С 3-13. 9) Зевин Л. Глобализм и регионализм в контексте экономического роста. // МЭ и МО. - 2009. - №6. -С. 43-53.
|