Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примерный перечень практических занятий
Раздел 1 Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия Часа
Жизнь человека проходит в общении. Роль общения в нашей жизни велика. В качестве синонима термину «общение» в науке используется термин «коммуникация». В общении многое зависит от коммуникативной компетенции, т.е. коммуникативных знаний, умений, навыков. Общаются, как известно, и животные, но они наследуют приемы общения биологическим, генным путем. У человека коммуникативная компетенция (общение) не является частью его биологической природы: она составляет часть культуры или традиции, имеет социальный характер. Коммуникация – необходимое условие жизнедеятельности человека и одна из фундаментальных основ существования общества. Общество – не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений. Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека – это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. В науке нет единства в толковании терминов " общение" и " коммуникация". Выделяется два подхода к этому вопросу. Сторонники первого (Л.С.Выготский, В.Н.Курбатов, М.И.Лисина, А.А.Леонтьев, Т.Парсонс, К.Чери и др.) склонны идентифицировать эти два термина Сторонники второго подхода настаивают на разведении терминов " коммуникация" и " общение". Так, известный философ М.С.Каган выделяет, на его взгляд, два главных отношения, отличающих общение от коммуникации: a. общение имеет и практический и духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом; b. общение представляет собой межсубъектное взаимодействие и структура его диалогична, в то время как коммуникация – это информационная связь субъекта с тем или иным объектом. Таким образом, коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова) (Основы теории коммуникации, 2003). Специалисты различают несколько основных значений понятия «коммуникация»: - универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира; - техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое (А.В. Соколов использует понятие «пространственная коммуникация» для характеристики данного аспекта коммуникации); - биологическое, широко используемое в биологии, особенно в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.; - социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе.
|