Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды и значения знаков препинанияВ современной пунктуационной системе русского языка знаки препинания функционально значимы: они имеют закрепленные за ними обобщенные значения, фиксирующие закономерности их употребления. Функциональная значимость знаков гарантирует их воспроизводимость в схожих семантико-грамматических условиях, их узнаваемость при чтении текста, понимание его смысла, т. е. обеспечивает проявление социальной сущности пунктуации. Специфика абзацного членения определяется целевой установкой самого текста, его композиционными особенностями, в текстах художественных – к тому же еще и авторской модальностью. Общие функции знаков препинания, а также более частные, реализуемые в семантико-грамматических условиях конкретных текстов, создают почву для индивидуального использования знаков пунктуационной системы. Такие знаки связаны с авторским осмыслением написанного, обычно они передают эмоциональный строй речи и входят в понятие «слога писателя». Пунктуация выдающихся мастеров художественного слова – свидетельство богатства ее стилистических возможностей.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. Охарактеризуйте употребление знаков препинания в конце предложений. Обратите внимание на скопление вопросительных предложений. Найдите случаи членения предложений с помощью точек.
Говорят, у каждого возраста свой любимый цвет, звук, запах... У каждого возраста и свой взгляд на лес. Этот взгляд меняется с годами. В детстве мы ищем в лесных зарослях сказку. Ждем: вдруг из чащи покажется медведь и заговорит человеческим голосом, выскочит Иван-царевич на Сером волке, засвистит Соловей-разбойник, заулюлюкает Леший, вылетит в своей ступе Баба-яга.
Ищем сказку, а встречаем обыкновенных дятлов, синиц, белок, сорок. Но от этого не исчезает очарование леса. Где же быть сказке, как не в темных чащах? И детское воображение наделяет необыкновенных белок, и сорок, и синиц, и дятлов сказочными свойствами.
Может, сорок прислала Баба-яга высмотреть, что на лесной поляне делается? Может, дятел подает сигнал Ивану-царевичу, а белки собирают орешки для русалок?
В юности мы хорошо знаем, что белки собирают орешки не для русалок, а для себя, дятел не подает сигналы Ивану-царевичу, а ищет насекомых.
Другие загадки леса, другие тайны волнуют в юности.
Чьи клочки шерсти на коре дерева? Чья песня доносится из чащи? Кто оставил след у родника? Куда ведет эта едва приметная тропинка? Что за дальним сосновым бором, за сопками, за безымянным озером?
Тысячи вопросов – и большинство из них остается в лесу без ответа.
Порой обстоятельства заставляют нас не только любоваться лесом. Возникает потребительское к нему отношение: поймать, подстрелить, вывезти, найти, собрать...
Все чаще я стал ощущать боль леса. Почему меня волнует судьба птиц и зверей, борьба растений с камнями, лета с осенью, желтых листьев с ветром? Может, оттого, что есть на свете непонятное состояние, когда нигде не болит, а больно? А может, это боль за людей?
Я бродил по лесам, когда сизые метели со звоном хлестали стволы деревьев. Когда лунный свет переполнял рощи и боры и делал воздух весенней ночи густым и вязким. Когда летние рассветы не давали выспаться птицам и зверям. Когда грустные звуки ночного леса падали в синюю тишину и я уловил их, словно собирал с земли желтые листья.
У каждого возраста свой взгляд на лес. Как мне хочется снова увидеть его глазами своего детства! (В. Бурлак)
Задание 2. Раскройте смысл многоточий, стоящих в начале предложений.
Дацарилл не появлялся.
Поползли слухи, что он заболел и прыжок смерти будет отменен, а публике возвратят деньги. Поднялся ропот. Народ вовсе не желал получить обратно деньги. Народ жаждал зрелища, которое могло кончиться трагически. Стыдно признаться, но мы с Борей в самой глубине наших помертвевших душ жаждали, чтобы Дацарилл промахнулся, и в нашем воображении уже была картина мертвого тела, распростертого на ярко-зеленой траве, возле ямы с пылающим керосином.
Пауза слишком затянулась, и администратор в котелке и с крашеными усами дал знак оркестру сыграть еще что-нибудь. Оркестр неохотно заиграл попурри из оперетки «Веселая вдова».
...Дацарилл не появлялся...
Возле кассы и раздевалки для гонщиков замечалась какая-то растерянная беготня <...>, Оркестр грянул марш Тореадора из оперы «Кармен», и под его бодрые звуки на беговую дорожку циклодрома выехал парный экипаж, называемый в нашем городе штейгер, и провез вокруг циклодрома мимо трибун Дацарилла, закутанного в черный плащ, в черной полумаске. Дацарилл, стоя в экипаже, приветствовал публику мужественным жестом римского гладиатора, в то время как его пожилая жена в шляпке, съехавшей на затылок, горько рыдала, держа Дацарилла за свободную руку, иногда прижимая ее к губам <...> _
Объехав под шум аплодисментов и восклицаний циклодром, Дацарилл не без труда вылез из штейгера, подошел к столбу и попробовал руками, крепко ли он держится.
... Затем началась драматическая сцена прощания Дацарилла с семьей, для описания которой у меня не хватает таланта.(В. Катаев)
Задание 3. Объясните употребление знаков препинания, прерывающих высказывание.
1. Алексей Иванович покачал головой. Поплевав, загасил окурок между пальцами, оглянулся, – куда? – бросил под койку (А. Т.). 2. Темнобровое лицо его, готовое на любое мгновенное решение, поворачивалось к этим людям у костра. «Разведчики? Белые?» И, не дожидаясь, он ткнул Кузьму Кузьмича прикладом (А. Т.). 3. Князев посмотрел на Кайгородова, и глаза его... в глазах его стояла серьезная мольба и тревога (В. Ш.). 4. – В среду, субботу, воскресенье, – опять трижды отстукал этот... вахтер, что ли, как их там называют (В. Ш.). 5. – До свиданья. Ц Приятно провести отпуск... среди народа. – Глеб победно усмехнулся (В. Ш.). 6. – Я капитан Ракеев, сударыня! Господин Ц Тургенев уже здесь? – Помолчав, Ракеев добавил: – Я к вам, госпожа Осипова, с недоброю вестию... Привез Александра Сергеевича... тело... по предписанию государя императора... – Вновь услышав страшные слова, Прасковья Александровна схватилась за голову, бросилась в комнаты с воплем: – Знаю, знаю... убили, господи, убили! (Гейч.). 7. На троих братьев – тринадцать (!) орденов и медалей, которые вручены им за мужество и героизм, проявленные при исполнении интернационального долга (газ.). 8. Атлет... на сцене (газ.). 9. Мода... за 300 лет (газ.). 10. Легко шагать... назад (газ.). 11. Стадион... раздора (газ.). 12. Главный конструктор правит... стихи (газ.). 13. Строить начали с... крыши (газ.).
Задание 4. Объясните употребление многоточия.
Зубр не понимал, почему ни в Москве, ни в Ленинграде не устанавливают памятник Вернадскому. В школах должны были проходить Вернадского, должен быть музей Вернадского, должна быть премия Вернадского.
Он никогда не мог в точности определить – за что же он преклонялся перед Вернадским:
–...вселенский масштаб мышления, космический человек.
–...интересовала всякая всячина: живопись, история, геохимия, минералогия.
–...был ученым высшего типа, не лез в академики, в начальники.
–... вокруг Вернадского никогда не было ни шума, ни крика, никто не нервничал, политикой после революции не занимался. Его либерально-демократическая натура объединяла многих порядочных людей <...>.(Д. Гранин)
Задание 5. Объясните употребление тире. Почему отсутствует тире между подлежащим и сказуемым?
1. Брови у него большие, как усы, он постоянно шевелил ими (М. Г.). 2. Война – это вроде подъема на крутую гору: победа там, на вершине, вот и идут, не рассуждая попусту о неизбежных трудностях пути, не мудрствуя лукаво. Собственные переживания у них на заднем плане, главное – добраться до вершины, добраться во что бы то ни стало! (Ш.). 3. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», – сказал когда-то Пушкин (Расп.). 4. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой (Расп.). 5. Дух Байкала – это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится (Расп.). 6. В 18-м веке говорили: «Сибирь – наша Перу и Мексика». В 19-м: «Это наши соединенные штаты». В 20-м «Сибирь – источник колоссальной энергии», «край неограниченных возможностей» (Расп.). 7. Сибирь – это Сибирь, которая имеет свое имя, лежит на своем месте и выработала свой, ни на что другое не похожий характер (Расп.). 8. Весна у нас – это еще не весна, как ее принято всюду понимать, а добрых два месяца только раскачивание зимы (Расп.). 9. Но стоит ей засмеяться, как тотчас становилось ясно, что душа у этой стройной и строгой женщины нежная и прямая (Коз.). 10. Абсолютно строгая формальная система – это предел, к которому стремится реальная математика (Map.). 11....Понятие количества, через которое Аристотель определяет предмет математики, охватывает у него два не связанные друг с другом понятия – величины и числа. Величины – предмет геометрии, а числа – предмет арифметики (Map.). 12. Опера – дело особенно трудное (Кис.). 13. Дом на Садовой для Серова – это портреты Анджело Мазини, Ван-Занд, С.И. Мамонтова, Ф.И. Шаляпина (Кис.). 14....Флигель у дома на Садовой по проекту Михаила Александровича Врубеля – единственное строение из владений Мамонтовых, почти сохранившее свой внешний вид до наших дней (Кис.). 15. Казимеж не город, а старинная игрушка (Пауст.). 16. Это не вода плещет, меня не обманешь – это его длинные весла (Л.).
Задание 6. Найдите главные члены предложения; определите способ их выражения. Объясните употребление тире между подлежащим и сказуемым (или его отсутствие). Сопоставьте это употребление с правилами: если есть отклонение от правил, попытайтесь дать ему обоснование.
1. Чернеющие прогалины – как черные острова в белом снежном море (Буч.). 2. Человек этот был высок и нагл, глаза у него были огромные, как у Нерукотворного Спаса, и голос – как большая медная труба, на которой играют солдаты в лагерях (М. Г.). 3. Я вот – злой, сильный, да и то среди вас – как слабая кошка среди крыс в темном погребе (М. Г.). 4. Мне хорошо среди вас... Это потому, что вы – люди труда, чье право на счастье не подлежит сомнению, хотя и не признается (М. Г.). 5....Ей хотелось убедить его, что она понимает значение его слов, она – не простая купеческая дочь, тряпичница и плясунья (М. Г.). 6. У них труд – почти культ... Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду (М. Г.). 7. Глубина там с лодки – четыре маховых, то есть шесть метров (Ш.). 8. Этакий маленький оборвыш – личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазки – как звездочки ночью после дождя! (Ш.). 9. Просто край открылся, край – дальше некуда (Расп.). 10. Сапожки – что тебе зеркала: начищены так, что смотреться в них можно (Крут.). 11. Мать от радости прослезились, а отец – хоть бы что! (Крут.). 12. Скучать с друзьями – ужасная вещь (Т.). 13. Избушка – так себе, амбар, рядов в тринадцать – четырнадцать, в одно оконце, без сеней, а то и без крыши (В. Ш.). 14. Михайловское для него – уже только вчера (Гейч.). 15. На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок [опера «Руслан и Людмила»], он – ваша радость, ваша слава (Кис.). 16. Секретерьевское драматическое общество, встречи и работа в обществе с А.Н. Островским, где великий драматург играл в «Грозе» Дикого, Мамонтов – Кудряша, работа с режиссером А.Ф. Федоровым – одни из первых вех в артистическом образовании Саввы Мамонтова (Кис.). 17. Иметь контракт на ответственное... амплуа первой меццо-сопрано в серьезной опере – значит придется нести репертуар, массу новых ролей (Кис.). 18. В произведениях композиторов «Новой русской музыки» хор в опере – не сопровождение, это действующее лицо, это герой, отнюдь не второстепенный, а очень часто ведущий. Он – как бы та жизнь, на фоне которой развиваются судьбы отдельных личностей (Кис.). 19. Актер драматического театра – дело иное, тут считалось необходимым не только произносить слова, передвигаться по сцене, но и играть. В опере достаточно было петь (Кис.). 20. Опера – есть представление, соединяющее в себе чуть ли не все искусства (поэзию, музыку, пение, декламацию, пластику, живопись), поэтому она есть высшее проявление творчества (Кис.). 21. Парилку собирают из многослойных утепленных щитов по каркасу из брусьев, ее размеры 2x2 м (журн.).
Задание 7. Перепишите, вставляя, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.
1....Самодовольный человек затвердевшая опухоль на груди общества (М. Г.). 2. Искусство всегда преодоление барьеров (Возн.). 3. Рана черна от гнуса. Скорость в пределах ста. Главное не оглянуться. Совесть моя чиста (Возн.). 4. Воюет с извечной дурью, для подвига рождена, отечественная литература отечественная война (Возн.). 5. И это [эксплуатация природных ресурсов] тоже, в разумных пределах. Чтобы не было окончательно загублено то, чему завтра не станет цены и что уже сегодня, на ясный ум, не опьяненный промышленным угаром, выдвигается поперед всех остальных богатств. Это воздух, вырабатываемый сибирскими лесами, которым можно дышать без вреда для легких; это чистая вода, в которой мир и сейчас испытывает огромную жажду, и это не зараженная и не истощенная земля, которая в состоянии усыновить и прокормить гораздо больше людей, чем она кормит теперь (Расп.). 6. Мягкие сумерки первый признак того, что сегодняшний день по звонкой и чистой мощи своей не повторится ни завтра, ни послезавтра, долго-долго (Расп.). 7. Поездка в город это три часа от порога до порога туда и столько же обратно (Расп.). 8. И для вопросов существуют границы, за которые не следует переходить. Это то же самое, что небо и вода, небо и земля, находящиеся в вечном продолжении и подчиняющиеся друг другу, и что из них вопрос и что ответ? (Расп.). 9. Вспоминать необыкновенно интересное занятие (Кав.). 10. Сруб розовый, облупившийся, по-деревенски маленький, покрытый зеленой железной крышей. Это дом Назимова (Кав.). 11....В пьесах Островского актеры старались сделать вид, что они обыкновенные переодетые люди (Кав.). 12. Так магический диккенсовский мир навсегда связался в моем сознании с ошеломившей меня серьезностью чтения. Впервые я увидел себя со стороны. Да, мы такие же, как все, но еще и другие. Мы особенные. В городе происходит то, и другое, и третье. Мы не участвуем в том, что происходит в городе. Мы читатели. Мы читаем (Кае.). 13. В этих воспоминаниях Ольга Сергеевна пишет: «Никита Тимофеевич курьер при опекунстве, старик лет 80-ти, еще живой» (Гейч.). 14. Когда ствол был положен на землю, дерево тщательно измерили. Установлено: высота 40, 5 метра, диаметр 110 сантиметров, высота прикрепления сука 9, 5 метра, протяженность капилляров в сторону ближайшего водоема 35, 5 метра, ширина кроны 30 метров. Когда-то ветви дерева склонялись шатром до земли, поэтому хозяева Тригорского и дали ему название «ель-шатер» (Гейч.). 15. Общий тон Флоренции отсутствие современной лавки и фабричной красоты (Кис.).
Задание 8. Проанализируйте употребление тире.
... Пушкин – явление, нерасчленимое на стихи, строки, темы, жанры, настроения: каждая его вещь отмечена величием и мудростью.
Пушкин сопровождает нас всю сознательную жизнь, но на исходе лет мы как бы возвращаемся к нему, будто на исповедь. Помню, как в больнице Твардовский перечитывал письма Пушкина. В годы моей молодости старый Маршак посоветовал: читайте Пушкина. Теперь я понимаю, как глубоко и Твардовский, и Маршак были правы. Нравственные заветы Пушкина – на всю жизнь, на века!
Многие посвящают Пушкину стихи, драмы, повести, но для больших поэтов Пушкин – светило, в котором «тайна заключена», это загадочная планета во вселенной, которую изучают и будут изучать. Не случайно, думаю, Анна Ахматова в зените своей славы занялась углубленным исследованием «маленьких трагедий» Пушкина. Пушкин – нераскрытая, необнаженная ясность.
Прав был тот, кто изрек, что гений – это символ. Пушкин стал символом света и совести. Но даже имя гения не обошлось без капризов сплетения хулы и хвалы. Как бы ни было горестно, приходится вспоминать призывы: то – «сбросить его с корабля современности», то «назад к Пушкину». В разные годы разные люди выход из собственного творческого тупика как бы искали в бахвальстве: «Я левее Пушкина». Кое-кто самонадеянно приноравливался даже встать рядом с ним, а то и с надеждой примеривался к его пьедесталу. Но все суетное потерпело безнадежный провал, ибо Пушкин – величина неизменная и ни с чем не соизмеримая.
Пушкин перешагнул через хребет столетия, стал нашим современником, и Пушкин же – поэт будущего! (Р. Гамзатов)
Задание 9. Определите условия для постановки тире.
1. В сердце у меня – смутное что-то. И в глазах... И все кажется мне, что это – не настоящее... (М. Г.). 2. В каморке стоял большой, старый, уродливый стол, перед ним – глубокое кресло (М. Г.). 3. А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как! (М. Г.). 4. Мой отец служил в Омском пехотном полку, и среди офицеров я искал Вершинина и Тузенбаха, а среди своих товарищей по классу – гимназистов Гарина-Михайловского (Кав.). 5. Он ценил настоящее, но будущее имело для него неизмеримо большее значение. «Сейчас» было черновиком для «потом», сегодня – для завтра (Кав.). 6. В конце концов мы стали бы встречаться, тем более, что она – это я знал – интересовалась моими стихами. Свидания сперва были бы редкие, потом – ежедневные. Возможно, что она стала бы ревновать меня, а я – доказывать, что ревность – низменное, пошлое чувство (Кав.). 7. Я был самым младшим в этой компании, Валя – самой старшей (Кав.). 8. Характер складывался неровный, вспыльчивый, противоречивый. Самоуверенность соединилась с застенчивостью, педантическое упорство – с ожиданием чуда (Кав.). 9. Он считал, что у Бетховена своя «Лунная соната», а у него – своя, и еще неизвестно, которая лучше (Кав.). 10. Эти работы теперь известны, а тогда они находились в стенах дома на Садовой. 1) Скульптура: «Голова из Руслана» и «Демон» – Врубеля;
2) Живопись: «Портрет Коровина» – Серова; два этюда Марселя – Коровина; «Девицы с фонарем» – Коровина; «Чай на террасе» – Коровина; «В мастерской» – Коровина; «Кипарисы» – Левитана; «Богатыри», «Ковер-самолет», «Гамаюн» – Васнецова; «Испанки», «Красная барышня» – Врубеля; пейзажи – Поленова; «Осень в деревне» – Коровина; «Луиза» – Врубеля; «Портрет Олив» – Серова, его же пейзаж с купавами; «Портрет Антокольского» – Васнецова; «Сирень»,»Портрет Мазини» – Серова; «Портрет Арцыбушева – Врубеля... (Кис.). 11. Лепятся друг к другу дома. За ними – огороды (газ.). 12. Согласно договору всем добровольцам предоставляются места в благоустроенных общежитиях. А семейным – комнаты и места для детей в детских комбинатах (газ.). 13. Иван Иванович бреет бороду в неделю два раза, Иван Никифорович – один раз (Г.). 14. Как назвать это дерево: мандариновым, лимонным? Ведь на его ветвях соседствуют и мандарины, и лимоны, и сочные плоды других цитрусовых. Всего на чудо-дереве – пятьдесят сортов. В 1940 году ученый-полярник О. Шмидт сделал прививку на диковинном дереве. Так вот и родилась добрая традиция. Позже «зеленые» автографы на дереве дружбы оставили почетные гости города Сочи... Их имена – на бирках, прикрепленных к ветвям (газ.).
Задание 10. Поставьте, где необходимо, тире. Определите условия его употребления.
1. Горизонт бледнел и вдали, за бухтой Ангелов, виднелись огни Ниццы, а еще дальше вращающийся маяк Вильфранша... (Бун.). 2. Утром надо пить не чай, а кофе. Чудесная вещь. Я, когда работаю, ограничиваюсь до вечера только кофе и бульоном. Утром кофе, в полдень бульон (Бун.). 3. Между прочим, помню, что отец нередко смеялся, рассказывая, как читают «Войну и мир» наши некоторые соседи-помещики: один читает только «Войну», а другой только «Мир», то есть один, читая, пропускает все, что касается войны, а другой наоборот (Бун.). 4. Я все покупаю оптом: масла полпуда, муки мешок, сахару голову и так далее... (М. Г.). 5. – Юности свойственна пестрота красок, зрелости тонкая мера в употреблении теплых и глубоких тонов, а старости синеватые и холодные краски, столь похожие на цвет жил на старческих руках, – говорил Дойен и восхищался собственной проницательностью (Пауст.). 6. В одной половине поселились Тимофеевы, в другой я с женой и малышом (Д. Г.). 7. Он вспомнил разговор с Эйнштейном о прикосновении к тайне. Прикосновение к ней самое прекрасное и глубокое из доступных человеку чувств. В нем источник истинной науки (Д. Г.). 8. В другой комнате воссоздана мастерская ремесленника-ювелира. В третьей хижина пастуха, со всей пастушьей утварью. В четвертой обыкновенная водяная мельница. В пятой обстановка хижины, где пастухи делают сыр. В шестой просто обстановка крестьянской избы. В седьмой обстановка избы, где ткали вот эти самые черги и халиште. Все это воссоздано умело (Сол.). 9. Родные еще в 1835 году решили продать свое сельцо, чтобы поправить тяжелое материальное положение. Для них Михайловское было только вотчиной, дачей. Для него же местом высокого духовного преображенья и спасенья от жизненных бед и обид (Гейч.). 10. Наконец ссыльные сели на перекладные и по скучному белорусскому тракту тронулись в далекий путь. В дороге сразу же скинули городское платье: Пушкин свой городской сюртук, Никита свою «ливрею». В красных рубашках, опоясках и высоких сапогах поэт и его дядька выглядели довольно забавно (Гейч.). 11. Это озерцо давало воду для мельницы, что было у дороги, близ которой стояла плотина. Рядом дом старого мельника Орлова, потомки которого и сегодня живут рядом с этим местом (Гейч.). 12. В углу спальни книжный шкаф (Гейч.). 13. Рядом с дорогой Ксюшины рябинки и клены (Крут.).
Задание 11. Найдите соединительное и выделительное тире. Определите условия (смысловые, стилистические) его употребления.
1. Там, на корабле, в светлых, сияющих люстрами залах, был, как обычно, людный бал в эту ночь. Был он и на другую, и на третью ночь – опять среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса, и ходившим траурными от серебряной пены горами океаном (Бун.). 2. И вообще всем им – цены нет (Ш.). 3. Мне надо заготовить дровишек на ночь, стан оборудовать, словом, я – по хозяйственной части, а ты – обеспечиваешь рыбой (Ш.). 4. И книги читали, классику – опять-таки для себя (Д. Г.). 5. Примерно в это время Колюша стал получать предложения вернуться – то в Белую Церковь возглавить Институт генетики сахарной свеклы, то в Пушкин под Ленинградом (Д. Г.). 6. Откуда он – в нашей-то Липяговке? (Крут.). 7. У поповского дома расстаемся: мне идти на Кончановку – прямо, а ей на Низовку – налево (Крут.). 8. А за селом – зеркально потрескивает нетронутый наст (Крут.). 9. У подножия оград цветут в пыли последние желтые цветы – те скромные осенние цветы обочин и пустырей, какие даже не имеют имени (Пауст.). 10. А черные остовы тягачей и машин еще долго маячили вдоль всей дороги – и у Погорелого, и на увалах Разбойного лога, и возле вала, за кончановскими огородами (Крут.). 11. Здесь, в изумительно тонкой и чуткой музыке второй части повести, в самой «партитуре» ее звучит не только дуэт «автор – герой»... Здесь – трио (газ.). 12. Вот и мы с Татьяной – разобрались, выяснили. Разгребли. Распутали. Обновили списки, расставили по своим местам персональные карточки (газ.).
Задание 12. Определите условия употребления тире. Сформулируйте правила постановки тире. Укажите предложения, в которых тире могло бы и не быть. Какие смысловые оттенки утратят эти высказывания без тире?
1. Самые щедрые рассветы – осенью. Всему они раздают свои цвета, все окрашивают в теплую утреннюю радость, одаривают остатками летнего тепла.
Незвонкую медь – полям и лесам, раскаленное серебро – облакам, синь-хрусталь – рекам, алость – стае лебедей.
Лебеди летят медленно. Может, им нравится, когда их перья окрашены в алый цвет восходящего солнца? А может, прощаются с Россией до весны?
Лебеди-лебеди, какая будет завтра погода?
Я смотрю на крылья алых птиц. Если сразу махнут пять раз – быть завтра ясному теплому дню, если помедлят – начнутся дожди. Такое в народе есть поверье.
Быстрее машите крыльями, алые птицы! Путь мой еще не закончен. И завтра мне нужна хорошая погода, сухая тропа и светлое небо.
Но лебеди машут крыльями медленно. И в их трубных кликах мне слышится: завтра дождь, хмурые дали, мокрые тропы...
Все дальше стая. Алый цвет на крыльях бледнеет. И рассвет вдогонку окрашивает лебедей в голубой цвет. Вскоре птицы сливаются с таким же голубым горизонтом.
А над моей головой долго еще кружат и не могут упасть на землю несколько лебединых перьев. Они кружат и окрашиваются то в розовый, то в сизый, то в желтый цвет. Чем ближе к земле, тем ярче становятся перья.
Щедры осенние рассветы – всем раздают свои цвета. (В. Бурлак)
2. Задумывались ли вы над тем, что величие исторческих личностей может измеряться совершенно по-разному? Одни из них, будучи ослепительными вершинами, могучими и неповторимыми фигурами нашей отечественной истории, так и остаются в плену у своего времени. Другие же, с какой-то поразительной легкостью переступая рубежи своего времени, вторгаются в жизнь грядущих поколений, обретая при этом новую, светоносную силу, живое дыхание, и становятся нашими современниками. Более современными, чем мы с вами. Парадоксально? Парадоксально! Но это – факт...
Сегодня мы все задумываемся над этим, пытаясь осознать феномен гения. Величие Пушкина – в его удивительной простоте и его духовной неисчерпаемости. Вспомним, как входит он в нашу жизнь. В дошкольные годы – поэтической сказкой, чудесны Лукоморьем, открытием живописной красоты родной русской природы. В школьные и юношеские годы – богатейшей гаммой глубоких человеческих чувств, высотой гражданских дум, поэзией становления личности.
И хорошо, если в раннюю свою пору ты встречаешь того, кто, разрушая привычно хрестоматийные школьные рамки, вдруг приоткрывает перед тобой бескрайность и величие его поэзии, возвышающей твою душу. Откроет, что и тебе доступна, и у тебя может быть собственная «звезда пленительного счастья», если ты соизмеряешь свою жизнь и дело с пушкинскими идеалами беззаветного служения Отечеству. И потому Пушкин – уже не удел воспоминаний твоих, а прежде всего творческое состояние души. (Ю. Черепанов).
Задание 13. Найдите именительный темы. Объясните употребление знаков препинания при нем.
1. Ваш взгляд – его мне подстеречь (Бл.). 2. Золотая роза Шамета! Она отчасти представляется мне прообразом нашей творческой деятельности (Пауст.). 3. Лунин... Нет, не могу не остановиться здесь на судьбе этого великого соотечественника (Чив.). 4. Урал! Завет веков и вместе – предвестье будущих времен, и в наши души, точно песня, могучим басом входит он – Урал! Опорный край державы, ее добытчик и кузнец, ровесник древней нашей славы и славы нынешней творец (Тв.). 5. Урал! Я нынче еду мимо, и что-то сжалося в груди Тв.). 6. Сибирь! И лег и встал – и снова – вдоль полотна пути Сибирь! (Тв.). 7. Москва, Сибирь. Два эти слова звучали именем страны, в значенье дикости суровой для мира чуждого равны Тв.). 8. Байкал, чья слава в этом мире века веков переживет, как он под стать самой Сибири бескрайним плесом мощных вод (Тв.). 9. Байкал! Бегут в тайгу на север сквозь ночь сибирскую огни. На Ангаре и Енисее – Байкала отблески они! (Тв.). 10. Снежинки... Их можно поймать, так медленны они на лету (Щип.). 11. Дорога в дождь – она не сладость, дорога в дождь – она беда (Евт.). 12. Сосулек тонкий звон – он так похож на стон, на слабый стон во сне, когда так сладок сон (Евт.). 13. Ах, начальник – молод он и крепок! Как всегда, взыскательно побрит, он, играя четками из скрепок, про футбол со мною говорит. Ах, начальник! – Как себя он холит! Даже перстни носит на руках (Евт.). 14. Люди живые – они утруждают. Нежностью только за смерть награждают (Евт.). 15. Инициатива, созидание... Есть ли в нашей жизни что-нибудь более ценное, чем эти человеческие проявления? (газ.).
Задание 14. Выпишите из текста отрывка повести «Зона» С. Довлатова словосочетания со связью: а) согласование, б) управление, в) примыкание.
Внезапно коварный зек оглушил меня рукояткой пистолета, как вы догадываетесь, моего собственного пистолета. Затем он выпрыгнул на ходу и бежал. Шесть часов спустя его задержали в поселке Иоссер. Чичеванов успел взломать продуктовый ларь и дико напиться. За побег и кражу ему добавили четыре года...
Эта история буквально потрясла меня. Случившееся казалось невероятным, противоестественным и даже трансцендентным явлением. Но капитан Прищепа, старый лагерный офицер, мне все разъяснил. Он сказал: – Чичеванов отсидел двадцать лет. Он привык. Тюрьма перестроила его кровообращение, его дыхательный и вестибулярный аппарат. За воротами тюрьмы ему было нечего делать. Он дико боялся свободы и задохнулся, как рыба...
Нечто подобное испытываем мы, российские эмигранты.
Трудные случаи управления
Абонемент на что
Аллергия на что-либо
Альтернатива чему
Аннотация чего, на что
Анонс о чем
Апеллировать к кому-чему
Баллотировать кого-что
Баллотироваться куда (в кого)
Беспокоиться о ком-чем, за кого-что
Благо: на благо кому; на благо чего
Благодаря кому, чем у (не кого-чего!)
Венец чего, чему
Верить во что, чему
Взаимодействие кого-чего, между кем-чем, кого-чего с кем-чем
Возразить против чего, на что
Вопреки чему (не чего!)
Восхищение кем-чем; от чего, перед чем
Вслед кому-чему, за кем-чем
Выжидать что, кого-чего
Гарантировать кому что, кого от чего
Голосовать кого-что, за кого-что
директор чего-либо
Дисгармонировать с чем
Дискутировать о чем, что
Договор о чем, на что
Долг кому, перед кем-чем
Достигнуть (достичь) чего
Думать что, о ком-чем, над чем, на кого
Естественный для кого-чего
Жажда, жаждать чего
Жалоба на кого-либо
Заведующий чем
Задуматься над чем, о чем
Заслуживать чего
Заслужить что
Заявить что, о чем
Играть чем; реже с чем
Идти (при указании пространства) чем (направление движения в пределах указываемого пространства, непрерывность линейного движения) – идти полем; по чему (движение в отдельных местах указываемого пространства; указание на характер поверхности, по которой совершается движение) – идти по полю.
Избегать кого, чего
Интервьюировать кого
Исполненный чего, чем
Исследование чего, о чем
Исходить из чего-либо
Касаться кого-либо
Комментарий кого-чего, к чему
Контроль за чем, над кем-чем, чего
Монопо лия чего, на что
Наблюдать кого-что, за кем-чем
Надеть что, что на что
Наломать что, чего
Намек на кого-что
Намекать о чем, на кого-что
Намерить что, чего
Наперерез кому-чему; (реже) кого-чего
Напортить что, чего
Начать (приступить к чему-л. в первую очередь) чем – начать речь приветствиями; с чего – начать с приветствия.
Невежественный в чем
Недоговорить (недоговаривать) что, чего
Недоучесть что, чего
Незадолго до чего, перед чем
Неприступный для кого-чего
Неприятный кому, для кого
Неудачливый в чем, на что
неверие во что
Обижаться на кого, что
Оскорбиться чем
Памятный кому, для кого
Платить чем за что (поступать таким же образом, делать что-л. в ответ на то или иное отношение с чьей-л. стороны, воздавать) – платить добром за добро
Подивиться кому-чему, на кого-что
Полезный кому-чему, для кого-чего
Понимать (быть сведущим в чём-л., быть знатоком, ценителем чего-л.) что, в чем
Потребность в чем, чего
Пренебречь кем, чем
Предостеречь от чего, против чего
Предпосылка чего
Представитель кого-чего, от кого-чего
Преемник кого, кому
Преисполненный чего, чем
Преобладать над че
Претендовать на что
Приговорить к чему, (разг.) на что
Придать что (дать в дополнение, прибавить) – придать в помощь новые силы; чего (увеличить, усилить какое-л. качество) – придать храбрости
Приемлемый для кого, чего
Пример чего, чему
Прислать что (при указании на определенную меру или количество) – прислать деньги; чего (при указании на неопределенную меру или количество) – прислать денег.
Приятный кому, для кого
Раздражаться чем, на что
Разочароваться в ком, чем
Репетировать кого, что
Тенденция чего, к чему
Иммунитет к чему-либо
Тревожиться за кого-либо
Заведующий чем-либо
Характеристика кого-либо
Обвинять в чем, за что
Облечь (облекать) чем, чем и во что; во что (воплотить в какую-л. форму) Облокотиться на что, обо что
Объявить что, о чем
Объявление чего, о чем
Объяснение чего, чему
Одеть кого-что во что – одеть ребенка в пальто; зима одела поля снегом.
Оплата чего, за что
Осведомленный в чем, о чем
Отсыпать что (полный охват предмета действия) – отсыпать сахар; чего (частичный охват предмета действием) – отсыпать сахара.
Отчет о чем, в чем
Отчитаться в чем; (реже) о чем
Отталкиваться от чего-либо
Относиться к кому-либо
Свидетельство (факты, обстоятельства, подтверждающие, удостоверяющие что-л.) чему (при выражении зависимого слова указательным местоимением) – оценка была тому свидетельством; чего (при выражении зависимого слова именем существительным) – свидетельство победы
Скучать о ком-чем, по кому-чему – скучать по детям; по ком-чем (с личными местоимениями 1 и 2-го л. мн. ч.) – скучаем по вас.
Совещание о чем, по чему
Сообразно чему, с чем
Сообщить что, о чем
Соотношение чего, между чем
Талант к чему, (разг .) на что
Тормозить что
Уверенность в чем
Удивляться кому-чему, на кого-что
Указать что (показать, привести, установить, назвать для сведения) – указать темы дипломных работ; на что (обратить внимание, движением, жестом показать на кого-, что-л.) – указать на новое здание.
Уплатить что, за что
Управляющий чем
Устоять против чего, от чего
Факт чего; (разг.) о чем
Характеристика кого (официальный документ, содержащий отзыв о чьей-л. служебной и общественной деятельности) – характеристика студента; (во избежание двузначности) на кого – характеристика на студента.
Характерный для кого-чего (являющийся отличительной особенностью кого-, чего-л., свойственный кому-, чему-л.) – для него характерна исполнительность.
Ходатайствовать о ком-чем, за кого-что
Синонимичные выражения
обращать внимание на что-либо, на кого-либо уделять внимание кому-либо, чему-либо
оплатить что-либо заплатить за что-либо
отчитаться в чем-либо сделать отчет о чем-либо
отзыв о чем-либо рецензия на что-либо
превосходство над кем-либо преимущество перед кем-либо
препятствовать чему-либо тормозить что-либо
рассказать о чем-либо указать на что-либо
постановить что-либо постановление о чем-либо
руководить кем-либо курировать кого-либо
свойственный кому-либо характерный для кого-либо
точка зрения на что-либо высказывание по чему-либо
уверенность в чем-либо вера во что-либо
удивиться чему-либо удивлен чем-либо
упрекать в чем-либо порицать за что-либо
идентичный чему-либо сходный с чем-либо
обидеться на что-либо обижен чем-либо
обрадоваться чему-либо обрадован чем-либо
обращать внимание на что-либо уделять внимание чему-либо
опираться на что-либо базироваться на чем-либо
основываться на чем-либо обосновывать чем-либо
отчитаться в чем-либо сделать отчет о чем-либо
полный чего-либо исполненный (преисполненный) чего-либо
превосходство над чем-либо наполненный чем-либо
примириться с чем-либо преимущество перед чем-либо
различать что и что смириться перед чем-либо
рассердиться на что-либо отличать что от чего
рассержен чем-либо
УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ по теме
Второстепенные члены предложения – члены предложения, которые распространяют грамматическую основу или второстепенные члены, образуя словосочетания. К любому второстепенному члену можно поставить вопрос от главного или второстепенного члена предложения.
Главные члены предложения –члены предложения, которые входят в грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.
Грамматическая основа предложения– основная часть предложения, без которой невозможно его построить грамматически и сформулировать относительно законченную мысль. В двусоставном предложении в грамматическую основу входят подлежащее и сказуемое, в односоставном только подлежащее или только сказуемое.
Двусоставное предложение– предложение, в грамматической основе которого есть оба главных члена: подлежащее и сказуемое.
Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий объект, с которым производится действие в предложении; в безличных предложениях и в пассивных конструкциях – субъект действия или состояния. Отвечает на падежные вопросы. Дополнения подразделяются на предложные (с предлогом) и беспредложные (без предлога), а также прямые и косвенные. Прямые выражены формой винительного падежа имени без предлога, вторые – формами других косвенных падежей или винительным с предлогом: Я пишу письмо брату ручкой; Мнене смешно; Дом построен отцом. При грамматическом разборе дополнение подчеркивается пунктиром.
Неполные предложения –предложения, в которых опущены и подразумеваются один или несколько главных или второстепенных членов: – Шурик, может, не надо? – Надо, Федя, надо. (Что надо и что не надо, мы узнаем по сюжету фильма «Операция Ы»).
Нераспространенное предложение– предложение, в составе которого есть только главные члены.
Несогласованное определение – определение, которое связано с главным словом не согласованием, а другими способами подчинительной связи: управлением или примыканием. Бывают выражены: 1) управляемым, то есть стоящим в определенном падеже существительным, форма определения не меняется, когда меняется форма главного слова: платок в горошек – платка в горошек; 2) примыкающим прилагательным в сравнительной степени, наречием или глаголом в инфинитиве: кофе покрепче, кофе по-турецки, мечта учиться. Примыкают неизменяемые части речи или неизменяемые грамматические формы изменяемых частей речи.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака. Может быть выражен существительным или местоимением с предлогом и без предлога, наречием. По значению выделяются обстоятельства: 1) места (отвечает на вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?»): Сад был на горе; 2) времени («Когда?»): А поутру они проснулись; 3) причины (отвечает на вопрос «Почему?»): Сидим дома из-за дождя; 4) условия (отвечает на вопрос «При каком условии?»): При должном упорстве подготовиться к экзаменам можно; 5) уступки (отвечает на вопрос «Несмотря на что?»): При всем желаниия вам не смогу помочь; 6) образа действия (отвечает на вопрос «Каким образом?»): Слониха–щеголиха так отплясывает лихо…(Чук.); 7) меры и степени (отвечает на вопрос «В какой мере?»): А она очень аппетитна, оченьнедурна (Г.); 8) сравнения (отвечает на вопрос «Подобно чему?»): Как все московские, ваш батюшка таков (Гр.). При грамматическом разборе подчеркивается штрихпунктирной линией.
Однородные члены предложения – члены предложения (главные или второстепенные), которые выполняют в предложении одинаковую синтаксическую функцию, связаны с другими членами предложения одинаковой синтаксической связью, произносятся с интонацией перечисления и допускают подстановку сочинительных союзов. Нельзя соединять в однородные понятия разных порядков: В комнате стоялистол, софа, мебельиз красного дерева; следует избегать двусмысленности: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта (= ликвидации неполадок и ликвидации ремонта); попарное соединение возможно только по принципу или смежности, или контраста: Пугачев изображенжестокими мудрым, суровыми добрым. Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи, но нельзя сочетать: а) существительное и инфинитив: Я попросил газетуипоесть, б) определение и придаточное предложение: Хорошее впечатление производит второй рассказ, более интересный по содержаниюикоторый был написан раньше первого, в) глаголы и отглагольные образования, имеющие разное управление: подбор инаблюдение над фактами(подбор + чего?, наблюдение + над чем?). Союз не только, но и обязательно состоит из названных 4 частей (недопустимо опускать какую-либо из них) и первая часть ставится обязательно перед словом, противопоставляемым во второй части: Он написал не толькозамечательныйроман, но и много стихотворений. Этого же правила следует придерживаться, если речь идет о сложносочиненном предложении с этим же союзом.
Односоставное предложение –предложение, в грамматической основе которого есть только один главный член: либо подлежащее, либо сказуемое. Не следует путать предложения односоставные и неполные. В односоставных второго
Данная страница нарушает авторские права? |