Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часа (Исмагилова Х.Н., Ковалева И.Б.).
Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, а именно: предварительное обдумывание высказывания; преимущественно монологический характер речи; строгий отбор языковых средств; стремление к нормированной речи. Основное назначение науки – выявление закономерностей. В научном тексте мысль строго аргументируется, особый акцент делается на ход логических рассуждений. Для научной речи характерны следующие качества: · объективность, которая проявляется в изложении разных точек зрения на проблему; · логичность, которая проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения и создаётся с помощью особых синтаксических конструкций (сложные предложения с придаточными причины, условия, следствия; предложения с вводными словами: (во-первых, следовательно, итак и др.) и типичных средств межфразовой связи (повторы, синонимы); · доказательность, котораяпроявляется в цепочке рассуждений, аргументаций, определенных положений и гипотез; · точность, которая достигается использованием терминов, однозначных слов; · обобщённость и отвлеченность (абстрагирование); · насыщенность фактической информацией. Доминирующая языковая функция научного стиля – информативная. Основная форма речи – письменная. При преобладании письменной формы речи развитие средств массовой коммуникации, расширение научных контактов увеличивают роль и устной формы научной речи. Устная речь – это живая речь, которая не только произносится, звучит, но – главное – создается в считанные секунды, в момент говорения, на глазах у всех. Это творимая, говоримая речь. Когда же мы читаем что-то вслух, то произносим, озвучиваем письменную речь, так возникает ее озвученный (звучащий) вариант. К устным научно-информативным жанрам относятся реферативное сообщение, лекция, доклад. Их объединяют: 1. Коммуникативная задача – передать в устной форме некую информацию, чтобы она была усвоена слушателями. 2. Публичный характер высказываний, когда лектор, докладчик настроен на общение с группой людей, у которой есть свой настрой на восприятие и говорящего, и того, что он сообщит. 3. Дробная, порционная подача информации. 4. Учёт того, что слушатели будут фиксироватьзначимую для них информацию в форме записи отдельных положений. 5. Подготовленный характер высказываний.При подготовке реферативного сообщения, доклада, лекции составляется план, тезисы, иногда пишется весь текст. 6. Монологический характер всех рассматриваемых жанров с элементами диалогизации (в большей или меньшей мере). Устные информативные жанры чаще всего произносятся на уровне словесной импровизации, хотя научные доклады нередко читаются. Различаются эти жанры в основном по характеру информации, которая сообщается, по задаче её восприятия и усвоения.
|