Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Грамматические нормы
Задание 73. Образуйте от данных слов (существительных) формы множественного числа родительного падежа. 1. Чулки; сплетня; будни; носки; туфля; макароны; свеча; помидоры; грузины; мандарины; килограммы; полотенце. 2. Рельсы; сапоги; простыня; георгины; томаты; яблоко; басня; цыгане; немец; плечо; сумерки; граммы; шарф; место. 3. Брызги; оладьи; джинсы; грабли; колено; ясли; гланды; зубы; армянин; шприц; баклажаны; ботинки; апельсины; шорты; кочерга. Задание 74. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. 1. Вульгарн___ арго; широк___ авеню; звучащ___ банджо; выдержанн___ бри; опасн___ динго; ярк___ индиго. 2. Юн___ кабальеро; больш___ гну; забавн___ гризли; вкусн___ какао; крошечн___ колибри; остроумн___ конферансье; строг___ жюри. 3. Горяч___ кофе; уважаем___ кюре; сочн___ манго; молод___ марабу; сед___ маэстро; прекрасн___ пери. 4. Сер___ пони; стар___ рантье; заброшенн___ ранчо; справедлив___ рефери; маленьк___ цеце; огромн___ шимпанзе. 5. Увлекательн___ шоу; установленн___ эмбарго; нов___ сабо; ярк___ бикини; истинн___ денди; таинственн___ зеро; весел___ караоке. Задание 75. Определите род каждого слова. Распределите слова по группам (слова м. р., слова ж. р., слова ср. р., слова общ. р.). Найдите и подчеркните слова, род которых определить нельзя. Объясните, почему. Тюль, иваси, тушь, тёзка, авеню, мозоль, вуаль, бра, табель, кенгуру, воевода, купе, банкнот(а), США, белоручка, жалюзи, виски, ИНН, какаду, юноша, дитя, шимпанзе, толь, пони, сливки, неряха, МРОТ, клише, багет(а), кофе, спагетти, ЖКХ, бандероль, сирота, пани, МВФ, протеже, фамилия, ЕГЭ, повидло, мышь, очки, шампунь, ЦРУ, моль, коллега, Сочи, фрау, Миссисипи, ВГУ, змея, сутки, МХАТ, салями, тамада, ООН, Сухуми, рагу, ГАИ, староста, НИИ, обои, Баку, атташе, ВВП, рефери, алоэ, РУВД, рантье, фламинго, НДС, кольраби. Задание 76. Образуйте от данных имен существительных формы множественного числа именительного падежа. Распределите слова на две группы: слова, с окончанием -ы(и), и слова с окончанием -а(я). Отдельно запишите слова, имеющие вариантные окончания. 1. Директор, корпус, крем, мех, сорт, трубач, шарф, торт, шрифт, цех, вор, вексель, пояс, пропуск, год, свитер, шофер, ректор, фронт, месяц, паспорт, учитель, скорость. 2. Средство, профессор, зуб, сектор, драйвер, тормоз, суп, тон, адрес, шифр, лист, округ, джемпер, якорь, ордер, бухгалтер, муж, герб, договор, почерк, отпуск, лагерь, тополь. Задание 77. Укажите фамилии, которые не склоняются. Устно расположите фамилии людей в алфавитном порядке. Назовите фамилии ваших однокурсников, которые а) склоняются; б) не склоняются. Леонид Гайдай; Альбер Камю; Василий Лановой; Мигель де Сервантес; Александр Лукашенко; Наталия Герцен; Алексей Крученых; Эрнест Хемингуэй; Александр Живаго; Нина Коршук; Чарльз Дарвин; Алексей Кузьменко; Георгий Данелия; Алексей Голубь; Татьяна Вишня; Валентин Фоминых; Дитмар Эльяшевич Розенталь; Александр Буре; Мишель Пфайфер; Марсель Пруст; Лилиан Войнич; Валентина Черняк; Валентин Черняк; Штирлиц; Анна Сердюк; Сергей Маршак; Оноре Бальзак; Галина Польских; Юрий Нагибин; Лев Толстой; Джон Леннон; Джузеппе Гарибальди; Михаил Жванецкий; Илья Ильф.
Задание 78. Составьте словосочетания, используя нужные формы топонимов. Быть в городе (Москва), жить в (Москва), со станции (Москва), из города (Челябинск), к станции (Рига), в деревне (Ивашково), на улице (Большая Полянка), с улицы (Петровка), к планете (Марс), над горой (Казбек), на озере (Селигер), у реки (Лена), в (Воронеж), из города (Воронеж), прибытие к станции (Воронеж-1), купаться на (Дон), сплавляться по реке (Дон), за селом (Каменка), из (Каменка). Задание 79. Образуйте простые и сложные формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных. Объясните те случаи, когда это сделать невозможно (такие слова подчеркните). Бесконечный, блестящий, боевой, богатый, больной, веселый, ветхий, второстепенный, выдающийся, глубокий, гнедой, гордый, громкий, дальний, деловой, дешевый, жаркий, жестокий, жирный, звонкий, знакомый, красивый, крепкий, младший, могучий, плохой, слабый, спорный, старый, тихий, тонкий, узкий, хитрый, храбрый, честный, яркий.
Задание 80. Образуйте краткие формы следующих прилагательных. Безукоризненный, близкий, бессмысленный, голый, длинный, добрый, искренний, мужественный, долговременный, острый, полный, умный, родственный, сильный, таинственный, теплый, торжественный, хитрый, хриплый, чуткий, яркий, ответственный, естественный, полноценный.
Задание 81. Исправьте ошибки в образовании форм прилагательного. 1. Пуловеры и шарфы сделаны из самой тончайшей шерсти. 2. Самое наибольшее количество пуделей и сеттеров было представлено на выставке более передового клуба кинологов. 3. Он привязался к Анюте, как к самой младшей сестре. 4. Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие. 5. Компот был кисл. 6. Эверест – самая высочайшая точка планеты. 7. Я больной. 8. Сардельки показались ему более вкуснее, чем пельмени. 9. Суп был слишком солён. 10. Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим. 11. Конь пег и каур. 12. Учебник мне просто необходимен. 13. Я сытый. 14. Мясо уже почти готовое. 15. Он был больной ангиной.
Задание 82. Вспомните правила склонения имен числительных. Устно просклоняйте следующие словосочетания, образуйте формы род., дат., творит. и предл. падежей. 642 журнала, 97 студентов, 1401 день, 23 февраля, 5174 библиотеки, 1, 5 рубля, 2007 год, оба студента, обе руки, 1/3 стакана, пятеро друзей, полтораста человек, 0, 25 доллара, семеро козлят. Задание 83. Прочитайте предложения, употребляя числительные в правильной форме. 1. Пирамида Хеопса, сооруженная около 4600 лет тому назад, имела первоначально более 146, 7 м в высоту и объем около 2520000 м³, а на ее строительство пошло около 2350000 известняковых монолитов. 2. Задание было выполнено 283 учениками. 3. Температура на поверхности Меркурия днем поднимается до 427 градусов, а ночью падает до 183 градусов. 4. На 6 декабря 1991 года армия располагала 491 вертолетом. 5. Австралийская стрекоза может развивать скорость до 58 км/ч. 6. Рисунок находится на 529 странице. 7. Рассказ был написан в 1927 году. 8. Разница между 6865 и 1387 равна 5478. 9. Большие перемены ожидаются к 2010 году. 10. Скорость автомобиля достигла 297 км/час. 11. Они управляют 1523 банками. 12. Бородинское сражение произошло в 1812 году. 13. Довольно трудно издать книгу с 7643 чертежами в этом издательстве. 14. В 1949 году у берегов Пакистана была поймана китовая акула длиной 12, 65 м и весом около 15 т. 15. В начале 1739 года 38-летнему механику Анри Котюа из французского городка Ламбера, что в 245 милях от Парижа, удалось создать и расположить на плате длиной не более 299, 3 см и шириной, равной 4148, 67 см, макет своего родного города в 3/236 натуральной величины, в котором нашлось место 6584 амбарам, 3849 лавкам, а на 687 улицах и 226 переулках, наполненных 4787 челове-ческими фигурами, «росло» не менее 2857 деревьев и 456 кустов, только на изготовление которых ушло 25 суток. 16. Площадь Франции составляет около 547030 м², а численность ее населения более 59, 2 млн. человек. Средняя продолжительность жизни француза приближается к 77 годам. Национальный валовой продукт страны составляет около 1334 млрд. долларов. Состав сухопутных вооруженных сил Франции – более 241000 человек. Средняя летняя температура в Париже колеблется между 23, 4 и 25, 6 градуса. При въезде в страну турист обязан декларировать сумму более 7576 евро. Стоимость среднего гостиничного номера колеблется от 76 до 91 евро.
Задание 84. Исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных. 1. Олимпиада длилась трое дней. 2. Для школьной мастерской было куплено двадцать двое тисков и сорок четыре кусачек. 3. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией. 4. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену. 5. Добрые люди взяли на воспитание три сироты. 6. В семье было шесть детей. 7. На корабле их было семь. 8. Впереди десятеро дней отдыха. 9. По полю скакали трое красивых коней. 10. Шестеро глаз уставились на меня. 11. У бабушки жили семеро котов. 12. У Мурки родились три котенка. 13. В саммите участвовали трое президентов европейских стран. 14. Из дверей университета вышли пятеро студентов, трое студенток и двое профессоров.
Задание 85. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Р…стительность, водор…сли, отр…сль; изл…гать, сл…жить, к…снуться; подр…внять (волосы), р…внение, р…весник; приг…реть, покл…ниться, пром…чить. С…эконом…те время, свежий борщ…, из-за туч…; ляг…те на пол, выйти замуж…, прийти лиш… вечером; упасть навзнич…, береч… от напастей, неукротимая мощ…; костюм хорош…, красивая брош…, попасть в глуш…
Задание 86. Исправьте ошибки в употреблении местоимений. 1. Мать велела дочери налить себе молока. 2. У его нет ни минуты свободного времени. 3. Я услышал мое имя. 4. У него была собака, его звали Султаном. 5. Сколько времени? 6. Профессор попросил студента прочитать его доклад. 7. Вокруг их разгорелся спор. 8. Перед нами рисунок к рассказу, который я сейчас опишу. 9. Директора школы мы застали в своем кабинете. 10. В ихнем доме было уютно. 11. Из сколько частей состоит этот предмет? 12. Поезд останавливался на всякой станции.
Задание 87. Прочитайте. Раскройте скобки, выберите подходящую глагольную форму; укажите возможные синонимические варианты, дайте их стилистическую оценку. 1. Лодки стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Студенты выбирают старосту и (уполно-мочивать) его представлять их интересы в университете. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Никто не (уполномочить) его выступать от имени ректората. 7. В темноте засветилась яркая точка, (вспыхнуть) и тут же (погаснуть). 8. Я обязательно (победить) в этом конкурсе. 9. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении. 10. Врачи сказали, что я скоро (выздороветь). 11. Мечтаю о том времени, когда снова (очутиться) у родного порога. 12. Не будем (оспорить) его мнение. 13. Кот греется у плиты, (мяукать) и (мурлыкать) от удовольствия. 14. Холодно, морозец (щипать) щеки и нос. 15. Лак быстро (сохнуть). 16. Я (переубедить) тебя. 17. Она (мерить) новое платье. 18. Густо (сыпать) снег. 19. (Приезжать) ко мне. 20. Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении.
Задание 88. Найдите ошибки в предложениях. Устно исправьте их. 1. Командирочный отчитался в израсходовании полученного аванса. 2. Он уделял внимание на каждую мелочь. 3. Подследственный был уверен в торжество справедливости. 4. Оплата за проезд составляет уже 11 рублей. 5. Управляющий банка предложил всем сесть. 6. Турист мечтал съездить в Болгарию и Францию, Украину и Кавказ, Сибирь и Урал. 7. Учебные занятия проходят согласно расписания. 8. Была высказана критика о том, как обслуживают в библиотеке. 9. Открылся новый магазин, ориентированный специально для школьников. 10. В журнале опубликован отзыв на книгу. 11. На девочку одели костюм «снежинки». 12. По окончанию переговоров представители фирм подписали договор. 13. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 14. Как правило, несколько сеансов психотерапии бывает достаточно, чтобы помочь пациенту. 15. Детство и юность Евгении прошло в Башкирии. 16. Часть людей копало траншею. 17. Родители беспокоились за сына. 18. Было отмечено превосходство новых TV перед старыми. 19. Мы должны помогать и заботиться о ветеранах войны. 20. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. 21. Идя по мокрой тропинке, дождь не прекращался. 22. Анна Ивановна сказала Волкову, чтобы он передал матери, чтобы она зашла в школу. 23. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем. Задание 89. Объясните характер допущенных ошибок в предложениях. Устно отредактируйте предложения. 1. Прошу оплатить за проезд в транспортном средстве во время командировки. 2. Изучая проблемы городского транспорта, учеными были получены интересные результаты. 3. Пишите Ваши инициалы полностью. 4. Это показывает о том, что мы терпимо относимся к недостаткам. 5. Согласно Вашей просьбы направляем Вам документы, необходимые для подписания договора. 6. Выступивший на совещании заместитель директора Иванова зачитал новый приказ. 7. Провожая сына в армию, у матери по щеке медленно катилась слеза. 8. Первый год по приезду в Воронеже жизнь студента достаточно трудна. 9. Вчера брат приехал с Москвы. 10. Преподаватель написал рецензию о работе студента. 11. Это решение сыграло большое значение в его жизни. 12. Он стал новым заведующим нашей кафедры. 13. Он закончил университет в 1995 году. 14. Для его жены присущ тонкий вкус. 15. Я по вам соскучился. 16. Наши спортсмены всегда имели преимущество над китайскими фигуристами.
Задание 90. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный ответ. 1. Орфоэпия – это раздел науки о языке, изучающий … а) нормы правописания; б) звуковую систему языка; в) произноси-тельные нормы. 2. Нормы изменяются в связи … а) с социокультурными изменениями; б) с деятельностью ученых-филологов; в) с мнением широких масс. 3. Грамматические нормы подразделяются… а) на морфологические и синтаксические нормы; б) на словообразовательные и морфологические нормы; в) на морфологические, синтаксические и словообразовательные нормы. 4. Словарь, которым вы воспользуетесь при выборе варианта «ску[чн]о – ску[шн]о», – это … а) орфографический словарь; б) словарь омонимов; в) словарь паронимов; г) орфоэпический словарь. 5. Ряд, в котором во всех словах ударение падает на второй слог, – … а) банты, корысть, черпать; б) балованный, включишь, пуловер; в) заку-порить, углубить, звонит; г) гербы, сливовый, хвоя. 6. Пример, в котором нарушена морфологическая норма, – … а) стакан крепкого чая; б) директора; в) большая мозоль; г) пушистый боа. 7. Наиболее быстро изменяются… а) орфографические нормы; б) орфоэпические нормы; в) грамматические нормы; г) лексические нормы. 8. Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими… а) лиц женского пола; б) лиц мужского пола; в) взрослых животных. 9. Синтаксические нормы связаны… а) с правильной расстановкой знаков препинания; б) с правописанием слов; в) с грамматическим строем предложения. 10. Ряд, в котором во всех словах ударение падает на третий слог, – … а) валовой, диспансер, исчерпать; б) запломбировать, исповедание, пуловер; в) красивее, заселенный, газопровод; г) апостроф, бюрократия, еретик. Задание 91. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Ц…трусовый, ц…ган, ц…фры; груш…вый, еж…вый, крыж…вник; подж…г дома, открыть сч…т, прич…ска; капюш…н, смеш…н, сгущ…нка. Мороже(н/нн)ое, авиацио(н/нн)ый, лимо(н/нн)ый; гости(н/нн)ая, веществе(н/нн)ый, труже(н/нн)ик; серебря(н/нн)ый, овчи(н/нн)ый, сангви(н/нн)ик; совреме(н/нн)ик, раскалё(н/нн)ый, стари(н/нн)ый. До(л/лл)ар, профе(с/сс)ор, ко(м/мм)ерция, а(к/кк)уратность, те(н/нн)ис, а(н/нн)естезия, а(с/сс)и(м/мм)етрия, иску(с/сс)ный, ко(л/лл)о(н/нн)а, гра(м/мм), то(н/нн)ель, га(л/лл)ерея.
Задание 92. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки. Всем известно что разнобой в написании мешает чтению тормозит понимание читаемого. Но ведь произвол в произношении почти также недопустим как и анархия в письме язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в том случае если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и легкому общению. Дело в том что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению как и неграмотное письмо. Это обьясняется тем что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на ее звуковой стороне а непосредственно воспринемаем смысл. Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла заставляя его обращать внимание на внешнюю звуковую сторону речи и тем самым являются помехами на пути общения. Поэтому единообразное произношение так же важно как и единообразное письмо.
Коммуникативный аспект культуры речи
|