Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания






 

Задание 93. Определите правильное значение следующих слов.

1. Пресс-секретарь – 1) помощник высокопоставленного лица, пишущий для него тексты выступлений; 2) ответственный секретарь какого-либо печатного издания; 3) представитель высокопоставленного лица или учреждения, информирующий прессу о действиях и намерениях этого лица или учреждения.

2. Тендер – 1) распределение квот; 2) торговая марка; 3) коммерческий конкурс, торги по заранее поданным заявкам.

3. Электорат – 1) круг избирателей, голосующих за определенную кандидатуру или политическую партию; 2) все имеющие избирательное право; 3) народ.

4. Инаугурация – 1) торжественная церемония открытия чего-либо; 2) торжественная церемония вручения наград; 3) торжественная церемония вступления нового президента в должность.

5. Бартер – 1) товарный обмен; 2) товарно-денежный обмен; 3) безналичный расчет.

 

Задание 94. Определите правильное значение фразеологических оборотов:

1) темна вода во облацех – 1. пасмурная погода; 2. недостижимые высоты; 3. неясно, непонятно;

2) глас вопиющего в пустыне – 1. очень громкий голос; 2. напрасный призыв к кому-либо, остающийся без ответа; 3. инакомыслие;

3) пошла писать губерния – 1. интенсивное развитие каких либо событий, действий; 2. доносительство; 3. отписки чиновников;

4) кануть в Лету – 1. погибнуть; 2. бесследно исчезнуть; 3. пропасть без вести;

5) танталовы муки – 1. нестерпимая боль; 2. угрызения совести; 3. страдания, вызываемые осознанием близости желаемой цели и невозможности ее достичь.

Задание 95. Отметьте, лексическое значение какого слова сформулировано неправильно.

1. а) Импровизация – словесное или музыкальное произведение, сочиненное во время исполнения, без предварительной подготовки; б) ингредиент – составная часть какого-либо сложного соединения или смеси; в) импозантный – безучастный, безразличный к чему-либо; г) иррациональный – непостигаемый разумом, мышлением; такой, какой не может быть выражен понятиями логики.

2. а) Экспромт – речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки в момент произнесения; б) ностальгия – неприятные воспоминания; в) геральдика – составление, истолкование и изучение гербов; г) икебана – искусство составления букетов из живых или засушенных растений, культивируемое в Японии.

3. а) Невежа – малообразованный, малосведущий человек; б) буклет – печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой; в) меморандум – дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по какому-либо вопросу; г) скипетр – символ царской власти; жезл, украшенный драгоценностями, резьбой, чеканкой.

4. а) Адекватный – вполне соответствующий чему-либо, тождественный, совпадающий; б) закоснелый – утративший подвижность, гибкость; устарелый, отсталый; в) криминальный – относящийся к преступлению, уголовный; г) сентиментальный – особо тщательный, до мелочи точный.

 

Задание 96. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним (слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения; например, удачный – приносящий удачу и удачливый – человек, легко достигающий удачи). Подчеркните нужное слово.

1. Молодость моей бабушки пришлась на (геройскую – героическую) эпоху Великой отечественной войны. 2. Утомленные туристы решили сделать привал у (лесного – лесистого) озера. 3. (Решимость – решительность) его поступка удивила всех. 4. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских – конструктивных) решений. 5. Ученики 6 класса быстро (усвоили – освоили) компьютер. 6. Друзья живут в одном доме, но на (различных – разных) этажах. 7. В конце книги был приведен список (рекомендательной – рекомендованной) литературы. 8. Я (представляю – предоставляю) вам возможность самостоятельно решать эти вопросы. 9. Учиться он не хотел, вот и вырос (невеждой – невежей). 10. Он дал нам настолько (дипломатичный – дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него.

 

Задание 97. Укажите предложения, в которых есть ошибки, связанные с употреблением паронимов. Подчерните неверное слово и напишите правильное.

1. Идеалом счастья Обломов считал сытную жизнь. 2. Маяковский стоял у истоков советской поэзии. 3. Предложенное в статье решение кажется проблемным. 4. Автор работы не приводит никаких обоснований для своих выводов. 5. С особенным удовлетворением директор отметил помощь учеников в ремонте школы. 6. Люди часто принимают желаемое за действительное. 7. Она пришла в цветастом платье. 8. В искусстве он совершенный невежа. 9. Машина стала посередине дороги. 10. Путин – приемник Ельцина. 11. Все поставили свои росписи на документе.

 

Задание 98. Отметьте, в каких предложениях есть речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения иноязычного слова. Подчеркните неточно употребленное слово.

1. Интерьер нашей улицы очень красив. 2. Спортсмен выполнил все упражнения с апломбом. 3. Радостное известие привело его в минорное настроение – он был готов запрыгать от счастья. 4. Обратите внимание на постскриптум. 5. Настало время подвести резюме работе нашего отдела. 6. Теперь вся плеяда тракторов переводится на дешевое дизельное топливо. 7. Он подал апелляцию на решение областного суда. 8. Бестселлером нового сезона стала стиральная машина «Аристон». 9. Она испытывала ностальгию по детям, оставшимся с отцом. 10. Акции нефтяных кампаний высоко котируются на бирже.

 

Задание 99. Отметьте, в каких предложениях нарушена лексическая сочетаемость слов. Запишите правильное словосочетание.

1. На зимней Олимпиаде спортсменка снова завоевала победу. 2. Физическая подготовка игроков играла важное значение в прошлом матче. 3. Этот вопрос я хотела бы обратить Диме и Ане. 4. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 5. Студенты пристально слушали лекцию профессора. 6. У нее были огромное каштановые глаза. 7. Автор специально акцентирует внимание читателей на деталях. 8. От этой ситуации голова встает дыбом. 9. Свои преступления он исполнял одинаково. 10. Он был мне подлинным другом.

 

Задание 100. Отметьте предложения, в которых речевые ошибки связаны с внеисторическим употреблением слова (например, Печорин получил путевку на Кавказ). Напишите правильный вариант.

1. Наташа Ростова стремительно пробежала по холлу. 2. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий. 3. Чапаевцы тоже не жалели колхозников: забирали у них хлеб и скот. 4. Илья Обломов нигде не работал. 5. Примерно за месяц до декабристского путча, Пушкин приветствовал Пущина из Михайловского.

 

Задание 101. В следующих предложениях найдите избыточные выражения (плеоназмы), вычерните слово, дублирующее смысл понятия.

1. Прейскурант цен вывешен на витрине. 2. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 3. Выдержать молчаливую паузу не удалось. 4. Главная суть его выступления заключалась в том, чтобы убедить всех проголосовать «за». 5. Он заранее предчувствовал грозящую ему опасность. 6. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов. 7. Первый дебют юной актрисы был весьма удачен. 8. Мы занимаемся развитием интеллектуальных и умственных возмож-ностей человека. 9. Эта конструкция не имеет подобных аналогов на миро-вом рынке. 10. Следует посоветоваться с коллегами по работе. 11. Она занималась народным фольклором. 12. Он привык беречь каждую минуту времени. 13. Новое предприятие выпускает 30 тысяч штук изделий в год.

 

Задание 102. Определите, каким нелитературным элементам (просторечия, жаргонизмы, диалектизмы, слова-паразиты, варваризмы, канцеляризмы) соответствуют следующие определения.

1) Слова и выражения, свойственные местным говорам; 2) иноязычные слова, употребляемые без необходимости для обозначения названных по-русски предметов и явлений; 3) слова и обороты, обслуживающие социально замкнутые группы; 4) «лишние» слова, не несущие никакой информации; 5) слово или выражение официально-делового стиля, неуместно употребленное в тексте другого стиля; 6) грубые, сниженные слова из обиходно-бытовой речи.

Задание 103. Найдите речевые ошибки, связанные с неоправданным использованием разговорной, жаргонной и просторечной лексики, слов-паразитов, канцеляризмов. Подчеркните слова и словосочетания, засоряющие литературный язык.

1. Мы посетили, будем так говорить, механический цех. 2. Давеча наш президент заявил, что будет переизбираться. 3. Суть реформы в том, что банки будут иметь право на покупку зелени только под подтвержденные контракты. 4. И даже в свои 89 лет дядя Иван ударно трудится на посту дворника. 5. Людям нравится опускать профессиональных программистов, зарабатывающих по 100 тысяч долларов в год. 6. Купленные Березовским журналисты совершили очередной наезд на Лужкова. 7. Мы с Андреем Николаевичем соратники, союзники, мы не канаемся, кто там лучше или больше (официальное выступление политика). 8. Силовой, так сказать, структуре, которая занимается вооруженными преступниками, светиться не пристало. 9. С чувством глубокого удовлетворения министр недавно читал журналистам отрывки из интервью главы МВФ. 10. Чисто по жизни, налогоплательщиков прибавилось, конкретно вам говорю (из выступления чиновника из налоговой инспекции).

 

Задание 104. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните свой выбор.

В разрушении гор учас…вуют разнообразные внешние силы. Днем солнечные лучи нагр…вают скалу камни ра…ширяются ночью же остывая они вновь …жимаются и камень не выдерживает и ра…трескивается после чего свою ра…рушительную работу начинает вода которая попадает в трещины при зам…рзании она ра…ширяется и трещины р…стут в них проникают корни р…стений высасывая вместе с влагой вещества нужные им для питания и постепе(н/нн)о раз…едают поверхность скалы к чему присоединяется и работа б…ктерий которые перерабатывают разруше(н/нн)ые горные породы и превр…щают их в почву. Все эти проце(с/сс)ы называются выветриванием хотя ветер и не принимает в них непосредстве(н/нн)ого участия.

Задание 105. Устраните тавтологию, используя синонимы.

Тавтология – повторение сходных по значению и звучанию слов, обычно однокоренных, например: Этот случай писатель описал в своем письме.

1. Более того, машины оснащены электронной оснасткой. 2. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества. 3. Недавно у нас случился неприятный случай. 4. В сборнике предложены варианты заданий, предлагавшихся на вступительных экзаменах в ведущие вузы России. 5. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предложениях. 6. В заключение рассказчик рассказал забавную историю. 7. В работе депутатов следует отметить следующие недостатки. 8. Стоит, кажется, шагнуть один шаг – и ты уже в другом измерении. 9. Свежий воздух освежил пылающие щеки.

 

Задание 106. Замените иноязычные слова русскими эквивалентами

Идентичный; конфиденциально; импонирует; адекватный; эволюция; специфический; ингредиент; игнорировать; стагнация; мониторинг; локальный; виртуальный; бренд; креативный.

 

Задание 107. Замените, где это возможно, иностранные слова русскими синонимами.

1. Я не гарантирую, что вы застанете меня дома. 2. В лесных массивах сосна доминирует над елью. 3. На горизонте четко вырисовываются контуры далеких гор. 4. Свое предложение он подкрепил вескими аргументами. 5. Спортсмены праздновали триумф. 6. Данную пьесу можно интерпретировать по-разному. 7. Героиня конфиденциально призналась любимому, что ей больше импонирует быть неузнанной на этом вечере. 8. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного лайнера.

Задание 108. Подчеркните неправильно составленные синонимические пары.

Резерв – запас, нонсенс – сожаление, дифирамб – похвала, панацея – украшение, легальный – неизбежный, препона – преграда, довод – резон, ландшафт – пейзаж, абсцесс – действие, капот – горшок, паблисити – реклама, лоббизм – уступка, пренебрегать – игнорировать, имитировать – расхваливать, проанализировать – разобрать, кашпо – шляпа.

 

Задание 109. Подчеркните неправильно составленные антонимические пары.

Робок – застенчив, забывать – помнить, умна – глуха, сердечна – безжалостна, русский – нерусский, паркет – линолеум, туда – сюда, строит – разрушает, дерево – куст, ранний – поздний, ускакать – уехать, встреча – проводы, глаза – душа, живой – мертвый, примечания – замечания.

 

Задание 110. Объясните значение фразеологизмов, отражающих особенности речи человека.

Без всяких предисловий, бред сивой кобылы, бросать слова на ветер, буква в букву, в двух словах, вернемся к нашим баранам, вертится на языке, глас вопиющего в пустыне, другими словами, замолвить словечко, каша во рту, китайская грамота, кормить завтраками, не стесняться в выражениях, общие слова, плетение словес, притча во языцех, прописная истина, распустить язык, сказка про белого бычка, трепать языком, тянуть за язык, уши вянут, филькина грамота, черным по белому написано, язык хорошо подвешен.

 

Задание 111. Определите по дефиниции троп (аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз(а), синекдоха, сравнение, эпитет):

1) название части вместо названия целого, частного вместо общего; перенос, основанный на количественном признаке;

2) использование слова или высказывания, намеренно утверждающее противоположное тому, что на самом деле думает говорящий, с целью насмешки;

3) перенесение свойств человека на животных, неодушевленные предметы и отвлеченные понятия;

4) характеристика какого-либо явления, предмета, лица при помощи образного определения, скрытого сравнения;

5) замена слова или выражения описательным оборотом (основана на существенных или второстепенных ассоциациях);

6) употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (по форме, цвету, функции);

7) иносказание, намек, выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе;

8) образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо свойства, признака; определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного;

9) образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо действия, явления, предмета или его свойства;

10) употребление одного слова или выражения вместо другого на основе ассоциаций по смежности (материал – предмет, процесс – результат и др.);

11) сопоставление одного предмета (явления) с другим, при помощи которого не только происходит наименование предмета, но и дается его оценка, сопровождающаяся добавочным смыслом.

 

Задание 112. Определите по дефиниции фигуру речи (анафора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, параллелизм, парцелляция, риторический вопрос, эллипсис, эпифора):

1) соединение двух противоположных (контрастных), обычно несовместимых, по значению выражений, логически исключающих одно другое;

2) расположение ряда слов в порядке нарастания или убывания их смысловой, эмоциональной и экспрессивной значимости;

3) привлечение внимания адреса с помощью вопросительной конструкции; вопрос, не требующий ответа;

4) сопоставление противоположных явлений и признаков;

5) изменение обычного порядка слов в высказывании со смысловой или стилистической целью;

6) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений с целью усиления экспрессивности текста;

7) повтор одинаковых слов, словосочетаний, речевых конструкций в начале каждой фразы;

8) повтор одинаковых слов, словосочетаний, речевых конструкций в конце каждой фразы;

9) значимый пропуск какого-либо члена предложения, восстанавливаемый из контекста;

10) расчленение единой синтаксической конструкции с целью придания значимости каждой части высказывания.

Задание 113. Устно определите вид использованных тропов и фигур речи.

1. Словно сам охваченный дрёмой, старик-океан будто притих. 2. Лед неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. 3. Жуковский писал: «Закатилось солнце русской поэзии». 4. Не то на серебре – на золоте едал. 5. Пуще всего береги копейку. 6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. 7. Студент нынче пошел не тот. 8. Царь зверей был огромен. 9. Она себя вела ниже травы, тише воды. 10. Ростропович посетил столицу Черноземья. 11. За обедом он не съел ни крошки. 12. На небе – россыпь звезд. 13. Чиновникам дать взятку надо, заплатить налоги надо, за то, что дышишь и то платить надо. Разве жить так можно? 14. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. 15. Молодым везде у нас дорога, старикам у нас почет. 16. Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушка. 17. Иль русский от побед отвык? 18. Обеды задавал он отличные. 19. Родная милиция меня бережет. И плохо бережет. 20. Мне грустно потому, что весело тебе. 21. В комнате наступила звонкая тишина.

 

Задание 114. Подберите синонимы к слову «крутой». Как вы думаете, почему из всего лексического многообразия русского языка авторы отдали предпочтение именно ему?

1. Разговор двух крутых мужчин – так обозначил наш президент характер переговоров в Кремле с президентом Польши. 2. Народ нынче пошел «крутой» – без ножа никуда не ходит. 3. Сцена в бане смутила, как мне показалось, даже вполне «крутого» журналиста. 4. Он поклонник крутого голливудского кино. 5. Самые «крутые» подробности из жизни рок-звезд. 6. Все зависит от того, насколько крута модель его телефона. 7. Такие крутые условия добычи нефти, как на сахалинском шельфе, встречаются не часто. 8. Цены на кладбище крутые. 9. Я почувствовал в этом человеке крутую ностальгию. 10. Тачка, надо сказать, была крутая. 11. Самые крутые дела, как правило, доходят до Верховного суда России.

 

Задание 115. Запишите устойчивые выражения, которые нетвердо знают авторы приведенных ниже высказываний.

1. Сейчас эта история уже давно канула в лепту. 2. У него слезы стояли на глазах. 3. Меня хотят сделать яблоком преткновения. 4. Надо вывести его на свежую воду. 5. Пока суть да дело, он решил уладить свои проблемы. 6. Сколько лет днем с фонарем страна ищет национальную идею, а она, оказывается, на поверхности.

Задание 116. В основе выразительности следующих газетных заголовков лежит употребление фразеологизмов, пословиц и поговорок. Отметьте использование фразеологизмов без изменений и трансформированные обороты; запишите их начальный вариант.

1. Вывели на чистую водку. 2. Каков поп – такой и призыв. 3. Мал родничок, да дорог. 4. Долг, к сожалению, платежом красен. 5. Своя вооруженная рука – владыка. 6. Андреевский флаг раздора. 7. Под лежачий камень инвестиции не текут. 8. На договоре и шапка горит. 9. Рыбак рыбака ненавидит издалека. 10. Зачем пришивать кобыле хвост.

 

Задание 117. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный ответ.

1. Лексикология – это…

а) состав слов языка; б) словарный запас отдельного человека; в) раздел языкознания, изучающий словарный состав языка; г) раздел языкознания, изучающий слова как части речи.

2. Лексическая норма регламентирует…

а) словообразование; б) словоупотребление; в) словоизменение.

3. Правильный выбор слова…

а) зависит исключительно от знания точного значения слова; б) зависит от способности слова соединяться с другими словами; в) требует учета значения слова, его сочетаемости с другими словами и стилистической принадлежности.

4. Фигура речи, заключающаяся в определении какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного – это…

а) литота; б) анафора; в) антитеза.

5. Употребление предлога «благодаря» неуместно со словосочета-нием…

а) эффективная работа отдела; б) внедрение новой технологии; в) низкая производительность труда.

6. Аллегория – это …

а) троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному; б) сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого; в) иносказание, намек, выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе.

7. Словарь, которым вы воспользуетесь при выборе варианта «нефрит – нефрит», – это …

а) словарь синонимов; б) словарь омонимов; в) словарь паронимов; г) орфографический словарь.

8. Лексическая сочетаемость нарушена намеренно в словосочетании –

а) иметь роль; б) частная собственность; в) ведущий лидер; г) прогрессировать вперед.

9. Предложение без речевой ошибки – …

а) Студенты нашей группы добились ухудшения успеваемости и дисциплины в этом семестре; б) Сосна, обессилев от шквального ветра, плавно раскачивается, наклоняясь все ниже и ниже к земле; в) Во дворе института воздвигли столовую.

10. Ряд, в котором нет ошибок, связанных с употреблением паронимов, – …

а) враждебные укрепления, удачная покупка; б) болотистая местность, злой неплательщик; в) командировочные расходы, мелочный человек.

 

Задание 118. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Грохоч...щие звуки, люди запомн...т; угли тле...т, цвета выгор...т; вяж...щий привкус, наде...щийся на взаимность; беспоко...щийся о буд…щем, повара вар...т.

Ин...циалы, мер...диан, забл...стевший; к...мпромисс, прик...сновение, пром...чить; в...юга, суб...ект, вороб...и, в...ехать; крыж...вник, ж...лудь, ч...рный; г...ниальный, д...мократия, соб...раться; приг...рающий, к...саться, р...сток; погруз...ик, камен...ик, перевод...ик; пр...открыть, пр...клеить, пр...морский.

 

Задание 119. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки, одну грамматическую и одну лексическую ошибки.

На определенном этапе развития цевилизации на Земле обмен информацией между людьми стал главным двигателем прогреса. Со временем пришло понимание того что важно не только чтобы послание дошло до адресанта но и чтобы это произошло возможно быстрее и благодаря гения инженеров в распоряжение человечества поступают телеграф телефон и радио. И только современное поколение стало свидетелем такого средства связи как электронная почта с помощью которой можно послать сообщение в любую точьку земного шара чтобы в считанные секунды адресат его получил.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал