Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аль-Албани 3 страница.
778 (ص ح ي ح) إ ذ ا ك ا ن َ ي َ و ْ م ُ ا ل ق ِ ي ا م َ ة ِ أ ع ْ ط َ ى ا ل ل ه ت ع ا ل ى ك ُ ل َ ّ ر َ ج ُ ل ٍ م ِ ن ْ ه ذ ِ ه ا ل أ ُ م َ ّ ة ِ ر َ ج ُ ل ا ً م ِ ن َ ا ل ك ُ ف َ ّ ا ر ِ ف َ ي ُ ق ا ل ُ ل َ ه ُ ه ذ ا ف ِ د ا ؤ ك َ م ِ ن َ ا ل ن َ ّ ا ر ِ (م) ع ن أ ب ي م و س ى. 778 - Сообщается, что Абу Муса сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда наступитДень воскресения, Всевышний Аллах даст каждому человеку из этой уммы по человеку из числа неверных и ему скажут: “Это твоё искуление от Огня”». Этот хадис передал Муслим 2767. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 778. - 779 (ص ح ي ح) إ ذ ا ك ا ن َ ي َ و ْ م ُ ا ل ق ِ ي ا م َ ة ِ ب َ ع َ ث َ ا ل ل ه إ ل ى ك ُ ل ِ ّ م ُ ؤ م ِ ن ٍ م َ ل َ ك ا ً م َ ع َ ه ُ ك ا ف ِ ر ٌ ف َ ي َ ق و ل ُ ا ل م َ ل َ ك ُ ل ِ ل ْ م ُ ؤ م ِ ن ِ ي ا م ُ ؤ م ِ ن ُ ه ا ك َ ه ذ ا ا ل ك ا ف ِ ر َ ف ه ذ ا ف ِ د ا ؤ ك َ م ِ ن َ ا ل ن َ ّ ا ر ِ (ط ب ا ل ح ا ك م ف ي ا ل ك ن ى) ع ن أ ب ي م و س ى. 779 - Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда наступит День воскресения, Аллах отправит к каждому верующему ангела, с которым будет человек из числа кафиров и ангел обратится к верующему: “О верующий! Вот тебе неверный, это твоё искупление от Огня”». Этот хадис передал ат-Табарани и аль-Хаким в «аль-Куна» со слов Абу Мусы. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 779. - 780 (ص ح ي ح) إ ذ ا ك ا ن َ ي َ و ْ م ُ ا ل ق ِ ي ا م َ ة ِ ش َ ف ع ْ ت ُ ف َ ق ُ ل ْ ت ُ ي ا ر َ ب ِ ّ أ د ْ خ ِ ل ِ ا ل ج َ ن َ ّ ة َ م َ ن ْ ك ا ن َ ف ي ق َ ل ْ ب ِ ه ِ خ َ ر ْ د َ ل َ ة ٌ م ِ ن ْ إ ِ ي م ا ن ٍ ف َ ي َ د ْ خ ُ ل ُ و ن َ ث ُ م َ ّ ي َ ق و ل َ أ د ْ خ ِ ل ِ ا ل ج َ ن َ ّ ة َ م َ ن ْ ك ا ن َ ف ي ق َ ل ْ ب ِ ه ِ أ د ْ ن ى ش َ ي ء ٍ (خ) ع ن أ ن س. 780 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В День воскресения мне будет предоставлено право заступничества, и я скажу: “О Господь мой! Введи в рай тех, у кого было в сердце (веры хотя бы) с горчичное зерно! ” — и они войдут (в рай), а потом я скажу: “Введи в рай тех, у кого было в сердце (хоть) что-нибудь (от веры)! ”». Этот хадис передал аль-Бухари 7509. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 780. - 781 (ح س ن) إ ذ ا ك ا ن َ ي َ و ْ م ُ ا ل ق ِ ي ا م َ ة ِ ك ُ ن ْ ت ُ إ ِ م ا م َ ا ل ن َ ّ ب ِ ي ِ ّ ي ن َ و خ َ ط ِ ي ب َ ه ُ م ْ و ص ا ح ِ ب َ ش َ ف ا ع َ ت ِ ه ِ م ْ غ َ ي ْ ر َ ف َ خ ْ ر ٍ (ح م ت ه ك) ع ن أ ب ي ب ن ك ع ب. 781 - Передают со слов Убаййа ибн Ка’ба, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда наступит День воскресения, я буду имамом пророков, их проповедником и обладателем заступничества за них, (но я) не буду хвалиться (этим)». Этот хадис передали Ахмад 5/137, Ибн Маджах 4314, ат-Тирмизи 3613, который сказал: «Этот хадис хороший». Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 781, «Тахридж Мишкат аль-масабих» 5699, «Зилял аль-джанна» 787. - 782 (ح س ن) إ ذ ا ك ا ن ي َ و ْ م ُ ا ل ق ِ ي ا م َ ة ِ ن ا د َ ى م ُ ن ا د ٍ م َ ن ْ ع َ م ِ ل َ ع َ م َ ل ا ً ل ِ غ َ ي ْ ر ِ ا ل ل ه ف َ ل ْ ي َ ط ْ ل ُ ب ْ ث َ و ا ب َ ه ُ م ِ م َ ّ ن ْ ع َ م ِ ل َ ه ُ ل َ ه ُ (ا ب ن س ع د) ع ن أ ب ي س ع د ب ن أ ب ي ف ض ا ل ة. 782 - Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда наступит День воскресения, воззовёт глашатай: “Кто совершал деяния не ради Аллаха, пусть требует свою награду от того, ради кого он это делал”». Этот хадис передал Ибн Са’д со слов Абу Са’да ибн Абу Фадаля. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 782, «Мишкат аль-масабих» 5318, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 33. - 783 (ص ح ي ح) إ ذ ا ك ا ن ي َ و ْ م ُ ص َ و ْ م ِ أ ح َ د ِ ك ُ م ْ ف ل ا ي َ ر ْ ف ُ ث ْ و ل ا ي َ ج ْ ه َ ل ْ ف إ ِ ن ِ ا م ْ ر ُ ؤ ٌ ش ا ت َ م َ ه ُ أ و ْ ق ا ت َ ل َ ه ُ ف َ ل ْ ي َ ق ُ ل ْ إ ِ ن َ ّ ي ص ا ئ ِ م ٌ إ ِ ن ِ ّ ي ص ا ئ ِ م ٌ (م ا ل ك ق د ه) ع ن أ ب ي ه ر ي ر ة. 783 – Передают со слов Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного[1] и не ведёт себя как невежда; если же кто-нибудь человек станет его бранить или (попытается) завязать с ним драку, пусть скажет (такому): “Поистине, я – постящийся, поистине, я — постящийся! ”» Этот хадис передали Малик 682, аль-Бухари 1894, Муслим 1151, Абу Дауд 2363, Ибн Маджах 1691. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 783. [1] См. примечание к хадису № 871. - 784 (ص ح ي ح) إ ذ ا ك َ ب َ ّ ر َ ا ل إ م ا م ُ ف َ ك َ ب ِ ّ ر ُ و ا و إ ذ ا ر َ ك َ ع َ ف ا ر ْ ك َ ع ُ و ا و إ ذ ا س َ ج َ د َ ف ا س ْ ج ُ د ُ و ا و إ ذ ا ر ف َ ع َ ر َ أ ْ س َ ه ُ م ِ ن َ ا ل ر ُ ّ ك و ع ِ ف ا ر ْ ف َ ع ُ و ا و إ ذ ا ص َ ل َ ّ ى ج ا ل ِ س ا ً ف َ ص َ ل ُ ّ و ا ج ُ ل ُ و س ا ً أ ج ْ م َ ع ِ ي ن َ (ط ب) ع ن أ ب ي أ م ا م ة. 784 – Передают со слов Абу Умамы о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если имам произнесёт такбир, произносите его и вы. Если он совершит поясной поклон, совершайте и вы поясной поклон, если он совершит земной поклон, совершайте его и вы, когда он поднимет голову с поясного поклона, поднимайте его и вы, если же он будет молиться сидя, то все молитесь сидя». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 7687. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 784. - 785 (ص ح ي ح) إ ذ ا ك َ ر ِ ه َ ا ل ا ث ن ا ن ا ل ي َ م ِ ي ن َ أ و ِ ا س ْ ت َ ح َ ب َ ّ ا ه ا ف َ ل ْ ي َ س ْ ت ه ِ م ا ع َ ل َ ي ْ ه ا (د) ع ن أ ب ي ه ر ي ر ة. 785 - Передают со слов Абу Хурайры о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если двое не желают или захотят принести клятву, пусть бросят жребий, (чтобы решить, клясться или нет)». Этот хадис передал Абу Дауд 3617. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 785, «Ирвауль-гъалиль» 8/277. - 786 (ص ح ي ح) إ ذ ا ك ُ ن ْ ت ُ م ْ ث ل ا ث ة ً ف ل ا ي َ ت َ ن ا ج َ ر َ ج ُ ل ا ن ِ د ُ و ن َ ا ل آ خ َ ر ِ ح َ ت َ ّ ى ت َ خ ْ ت َ ل ِ ط ُ و ا ب ا ل ن َ ّ ا س ِ ف إ ِ ن َ ّ ذ َ ل ِ ك َ ي ُ ح ْ ز ِ ن ُ ه ُ (ح م ق ت ه) ع ن ا ب ن م س ع و د. 786 – Сообщается, что Ибн Мас’уд сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если вы будете втроём, пусть двое не перешёптываются втайне от другого, пока вы не присоединитесь к (другим) людям, ибо, поистине, это (может) огорчить его”». Этот хадис передали Ахмад 1/460, 462, 464, аль-Бухари 6290, Муслим 2184, ат-Тирмизи 2825, Ибн Маджах 3775. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 786. - 787 (ص ح ي ح) إ ذ ا ل َ ب ِ س ْ ت ُ م ْ و إ ذ ا ت َ و َ ض َ ّ أ ت ُ م ْ ف ا ب ْ د َ ؤ و ا ب ِ م َ ي ا م ِ ن ِ ك ُ م ْ (د ح ب) ع ن أ ب ي ه ر ي ر ة. 787 - Передают со слов Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда будете одеваться и совершать омовение, начинайте с правой стороны[1]». Этот хадис передали Ахмад 2/354, Абу Дауд 4141, Ибн Хиббан 1090, ат-Тирмизи 1766, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 5/482, Ибн Маджах 402, Ибн Хузайма 178, Ибн Хиббан 1090, аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра» 1/86 и в «Шу’аб аль-иман» 6281. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 787, «Сахих Абу Дауд» 3488. [1] То есть с правых частей тела. В этом хадисе довод на то, что при надевании одежды и совершении омовения следует начинать с правой стороны. Имам ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в том, что (обмывание) правых рук и ног прежде левых при совершении омовения является сунной». См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/1887. - 788 (ص ح ي ح) إ ذ ا ل َ ع ِ ب َ ا ل ش َ ّ ي ْ ط ا ن ُ ب أ َ ح َ د ِ ك ُ م ْ ف ي م َ ن ا م ِ ه ِ ف ل ا ي ُ ح َ د ِ ّ ث ْ ب ِ ه ِ ا ل ن َ ّ ا س َ (م ه) ع ن ج ا ب ر. 788 - Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся и сказал: «Если во сне с кем-либо из вас поиграет шайтан, пусть не рассказывает об этом людям». Этот хадис передали Муслим 2268 и Ибн Маджах 3912 со слов Джабира. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 788. _________________________________________________________________ Сообщается, что Джабир сказал: «Однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился какой-то человек и сказал: “О посланник Аллаха, я видел во сне, будто моя голова была отрублена”. (Джабир) сказал: “И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся и сказал: “Если во сне с кем-либо из вас поиграет шайтан, пусть не рассказывает об этом людям”».См. хадис № 496. - 789 (ص ح ي ح) إ ذ ا ل َ ق ِ ي َ أ ح َ د ُ ك ُ م أ خ ا ه ُ ف َ ل ْ ي ُ س َ ل ِ ّ م ْ ع ل ي ه ِ ف إ ِ ن ْ ح ا ل َ ت ْ ب َ ي ْ ن َ ه ُ م ا ش َ ج َ ر َ ة ٌ أ و ْ ح ا ئ ِ ط ٌ أ و ْ ح َ ج َ ر ٌ ث ُ م َ ّ ل َ ق ِ ي َ ه ُ ف َ ل ْ ي ُ س َ ل ِ ّ م ْ ع ل ي ه ِ (د ه ه ب) ع ن أ ب ي ه ر ي ر ة. 789 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас встретит своего брата (мусульманина), пусть поприветствует его[1], если же (в это время) их будет отделять друг от друга дерево, стена или камень, пусть приветствует его, когда встретится с ним потом”».[2] Этот хадис передали аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 1010, Абу Дауд 5200, Абу Я’ля 1/297, Ибн Маджах[3] и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 8856. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 789, «Сильсиля ас-сахиха» 186. [1] - То есть: пусть он обратится со словами приветствия первым. [2] - Имеется в виду встреча лицом к лицу. [3] В «Сунан Ибн Маджах» я этот хадис не нашел. В «Джами’ аль-Усуль» Ибн Асира и «Сильсиля ас-сахиха» шейха аль-Албани, где приводятся иснады этого хадиса также не сказано, что он его приводит. прим. пер. - 790 (ص ح ي ح) إ ذ ا ل َ ق ِ ي َ ا ل ر َ ّ ج ُ ل ُ أ خ ا ه ُ ا ل م ُ س ْ ل ِ م َ ف َ ل ْ ي َ ق ُ ل ا ل س َ ّ ل ا م ُ ع ل ي ك ُ م و ر َ ح ْ م َ ة ُ ا ل ل ه (ت) ع ن ر ج ل م ن ا ل ص ح ا ب ة. 790 - Передают со слов одного из сподвижников о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек встретит своего брата мусульманина, пусть скажет: “Ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах! ”» Этот хадис передал ат-Тирмизи 2721. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 790, «Сильсиля ас-сахиха» 1403. - 791 (ص ح ي ح) إ ذ ا ل َ ق ِ ي ت ُ م ا ل م ُ ش ْ ر ِ ك ِ ي ن َ ف ي ا ل ط َ ّ ر ي ق ِ ف ل ا ت َ ب ْ د َ ؤ و ه ُ م ْ ب ا ل س َ ّ ل ا َ م ِ و ا ض ْ ط َ ر ُ ّ و ه ُ م ْ إ ل ى أ ض ْ ي َ ق ه ا (ا ب ن ا ل س ن ي) ع ن أ ب ي ه ر ي ر ة. 791 - Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вы встретите многобожников по дороге, не начинайте (первыми) обращаться к ним со словами ас-саляму ‘алейкум и оттесните их к наиболее узкой её части». Этот хадис передал Ибн ас-Сунни со слов Абу Хурайры. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 791, «Сильсиля ас-сахиха» 1411. - 792 (ص ح ي ح) إ ذ ا م ا ت َ أ ح د ُ ك ُ م ْ ع ُ ر ِ ض َ ع ل ي ه ِ م َ ق ْ ع َ د ُ ه ُ ب ا ل غ َ د ا ة ِ و ا ل ع َ ش ِ ي ِ ّ إ ِ ن ْ ك ا ن َ م ِ ن ْ أ ه ْ ل ِ ا ل ج َ ن َ ّ ة ِ ف َ م ِ ن ْ أ ه ْ ل ِ ا ل ج َ ن َ ّ ة ِ و إ ِ ن ْ ك ا ن َ م ِ ن ْ أ ه ْ ل ِ ا ل ن َ ّ ا ر ِ ف َ م ِ ن ْ أ ه ْ ل ِ ا ل ن َ ّ ا ر ِ ي ُ ق ا ل ُ ل َ ه ُ ه ذ ا م َ ق ْ ع َ د ُ ك َ ح َ ت َ ّ ى ي َ ب ْ ع َ ث َ ك َ ا ل ل ه إ ل َ ي ْ ه ِ ي َ و ْ م َ ا ل ق ِ ي ا م َ ة ِ (ق ت ه) ع ن ا ب ن ع م ر. 792 - Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того как любой из вас умрёт, ему станут показывать его место по утрам и вечерам, и если он будет одним из обитателей рая, (ему станут показывать одно из мест) обитателей рая, если же будет он одним из обитателей огня, (показывать ему станут одно из мест) обитателей огня и ему говорят: “Это будет твоим местом до тех пор, пока Аллах не воскресит тебя в День воскресения”». Этот хадис передали аль-Бухари 1379, Муслим 2866, ат-Тирмизи 1072, Ибн Маджах 4270. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 792. - 793 (ص ح ي ح) إ ذ ا م ا ت َ ا ل إ ِ ن ْ س ا ن ُ ا ن ْ ق َ ط َ ع َ ع َ م َ ل ُ ه ُ إ ل ا َ ّ م ِ ن ْ ث ل ا ث ص َ د َ ق َ ة ٍ ج ا ر ِ ي َ ة ٍ أ و ْ ع ِ ل ْ م ٍ ي ُ ن ْ ت َ ف َ ع ُ ب ِ ه ِ أ و ْ و َ ل َ د ٍ ص ا ل ح ٍ ي َ د ْ ع ُ و ل ه ُ (خ د م 3) ع ن أ ب ي ه ر ي ر ة. 793 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются[1] за исключением трёх: непрерывной милостыни[2], знания, которым могут пользоваться (другие люди)[3], или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него». Этот хадис передали Ахмад 2/372, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 38, Муслим 1631, Абу Дауд 2880, ат-Тирмизи 1376, ан-Насаи 2/129 и 6/281. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 78, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 793. ________________________________________ Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Сказали ученые: смысл этого хадиса в том, что дела умершего заканчиваются с его смертью, перестают записываться его хорошие дела, кроме этих трех вещей, так как он является их причиной: ребенка, которого он взрастил, знание, которое он оставил после себя и так же постоянная милостыня – а это вакъф». См. «Шарх Сахих Муслим» 11/85. Так же в этом есть достоинство женитьбы, так как при этом человек желает праведного ребенка. И в нём указание на правильность вакъфа и величие награды того, кто оставляет его. И объяснение достоинства знаний и побуждение на то, чтобы увеличивать его и оставить его тому, кто придет после человека — либо обучая кого-то ему, либо записывая его. И так же необходимо выбирать те знания, которые больше принесут пользу и то, что награда за мольбу/ду’а/ доходит до умершего так же, как и милостыня. «…. (все) его дела прекращаются» — имеется в виду, что человек прекращает получать награду за свои дела. Нужно заметить, что речь идет о тех деяниях, которые верующий делал лично, то есть из того, что он делал лично, он будет получать после смерти пользу только от тех трех деяний, что упомянуты, и эта польза будет облегчать ему его состояние, в котором он будет после смерти. Многие ошибочно считают, что этот хадис указывает на то, что после смерти нет никакой пользы, кроме этих трёх. Но это не так, потому что в хадисе не сказано: «Ничего ему не поможет, кроме этих трёх деяний», а сказано: «его деяния прекращаются», то есть ничто из того, что он делал лично, кроме тех трёх дел, не принесет ему пользы. На это указывают многие хадисы, в которых пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спрашивают о пользе милостыни за умершего, о хаджже за умершего, об обете держать пост, который был дан умершей матерью, на что он отвечает, что умершего будет от этого польза. аль-Бухари, 1883, 1404, 2799; Муслим, 2373, 4308, 2752, 2753. Спросили шейха Ибн ‘Усаймина, да помилует его Аллах: «В словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди) …”, в них идет речь о религиозных знаниях или мирских?» Шейх ответил: «Как видно, хадис имеет общий смысл, посему любое знание, от которого получают пользу, будет вознаграждено. Однако конечно во главе всех знаний тут стоят религиозные знания. Но предположим, что какой-то человек умер, но при жизни, он научил другого какому-нибудь дозволенному ремеслу и этот человек извлёк из этого пользу, то естественно научивший его будет вознагражден за это». См. «Ликъаъ аль-баб аль-мафтух» 16/117. Спросили Шейха Ибн ‘Усаймина, да смилуется над ним Аллах: «В словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди) …”, в них идет речь о религиозных знаниях или мирских?» Шейх ответил: «Как видно, хадис имеет общий смысл, посему любое знание, от которого получают пользу, будет вознаграждено. Однако конечно во главе всех знаний тут стоят религиозные знания. Но предположим, что какой-то человек умер, но при жизни, он научил другого какому-нибудь дозволенному ремеслу и этот человек извлек из этого пользу, то естественно научивший его будет вознагражден за это». См. «Ликъаъ аль-баб аль-мафтух» 16/117. [1] - Имеется в виду, что человек прекращает получать награду за свои дела. [2] - Здесь имеется в виду то, что покойный завещал раздавать бедным после своей смерти, или же имущество, завещанное им в качестве вакфа на благотворительные цели. [3] - Имеются в виду в виду книги, которые написал или завещал покойный, знание, которое он передал другим в качестве наставника и т.д. - 794 (ص ح ي ح) إ ذ ا م ا ت َ ص ا ح ِ ب ُ ك ُ م ْ ف َ د َ ع ُ و ه ُ ل ا ت َ ق َ ع ُ و ا ف ِ ي ه ِ (د) ع ن ع ا ئ ش ة. 794 - Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если ваш товарищ умрёт, то оставьте его (в покое) и не злословьте о нём”». Этот хадис передали Абу Дауд 4899. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 794, «Сильсиля ас-сахиха» 285. _______________________________________________ — «Если ваш товарищ умрёт» — то есть верующий, с которым вы встречались и был вашим товарищем. — «оставьте его» — то есть оставьте речи о нём, которые огорчали бы его, если бы он был живой. — «и не злословьте о нём» — то есть не говорите о нём плохо, ибо он уже пришёл к тому, что совершил прежде. Злословить за мёртвого более непристойно и хуже, чем за живого, так как, у живого можно попросить прощения, тогда как у мёртвого это невозможно. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/2250. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не поносите покойных, ибо, поистине, они уже пришли к тому, что совершали прежде[1]». Этот хадис передали Ахмад 6/180, аль-Бухари 1393, 6516, ан-Насаи 4/53. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7311, «Сахих аль-маварид» 1666, «Сахих ан-Насаи» 1935. Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». Сообщается, что аль-Мугъира ибн Шу’ба сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не поносите мёртвых, ибо этим вы наносите обиду живым”». Этот хадис передали Ахмад 4/252 и ат-Тирмизи 1982. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7312, «Сахих ат-Тирмизи» 1982.
|