Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности развития стран с переходной экономикой
Направлениями хозяйственных реформ в переходной экономике являются: создание рыночной инфраструктуры, либерализация цен, приватизация государственных предприятий и демонополизация. В России реформировалась и внешнеэкономическая деятельность: происходил отказ государства от монополии на внешнеторговые операции, устанавливался более либеральный режим конвертируемости национальной валюты. В рамках единого процесса рыночных преобразований сформировались два его варианта: радикальный («шоковый») л эволюционный. Эволюционный-вариант характерен для Китая и, в известной мере для Венгрии. Выбор «шокового» варианта большинством стран с переходной Экономикой был обусловлен ситуацией экономической катастрофы в условиях распада хозяйственных связей. Предотвратить этот разрушительный процесс не удалось из-за запаздывания рыночных преобразований. В известной мере жесткость радикального варианта реформирования была обусловлена и приверженностью политической элиты монетарным доктринам, которые насаждались МВФ. Именно такой вариант реформирования осуществлялся в России, что привело к исключительно высокой «цене» реформ. Эволюционной путь предполагал растущее снизу альтернативное государству частное производство, малый и средний бизнес, постепенную либерализацию цен. Реформирование государственной собственности ориентировалось вначале на ее коммерциализацию, т.е. на полный хозяйственный расчет. И лишь на последующих этапах эволюции вставал вопрос о приватизации государственной собственности. При этом исключалась «кампанейщина» в этом процессе. Приватизация не становилась тотальной. Эволюционный путь максимально сохранял экономический потенциал страны и делал упор на развитие реального сектора экономики. Финансовый сектор реформировался по мере роста реального сектора, а не наоборот, как это было в России. Это позволило неокрепшему реальному сектору избежать спекулятивных ударов финансовых рынков. Практика показала слабости радикальных рыночных реформ, а именно: • либерализация цен, локализованная лишь товарным рынком, не смогла обеспечить процесс рыночного балансирования экономики. Для него нужно было заново создать рынок средств производства и капиталов; • приватизация государственных предприятий не способна провести автоматическую замену неэффективного собственника на эффективного; • уход государства из экономики создал вакуум управляемости и привел к разрастанию теневой экономики. Либерализация цен привела к резкому их росту, что оказалось для руководства всех стран неприятной неожиданностью. Везде борьба с инфляцией стала первостепенной проблемой. В России вплоть до 1998 г. антиинфляционная политика была доминирующей. Она заслонила собой все остальные макроэкономические проблемы. Проводить демонополизацию в условиях спада было очень сложно. Неразумно было ограничивать деятельность монополистов, когда вокруг производство стоит. Стабилизирующего эффекта ждали от приватизации, которая должна была сформировать в стране частный сектор. Он мог создаваться и за счет коммерциализации государственных предприятий, развития альтернативного производства. Желание ускорить события и заставило сделать акцент на приватизации. Приватизация, поменявшая собственников, не дала предприятиям желаемых инвестиций и не смогла внедрить в производство управленческие технологии, адекватные рынку. Приватизация не могла привести в страну в одночасье эффективных собственников. Новые хозяева не располагали инвестиционным потенциалом, не владели искусством рыночного менеджмента и не умели строить долговременные стратегии. Последующее развитие было связано со сменой неэффективных собственников на эффективных. Начался процесс передела собственности. Он, при неясности в правах и перспектив собственности, создавал паузу в инвестиционном процессе. Опыт России и европейских посткоммунистических стран показал, что прямая связь между интенсивностью формирования частного сектора и экономическим ростом отсутствует. Подлинные рыночные субъекты не те, кто юридически оформил свой статус частного собственника, а те, кто освоил рыночные навыки управления своими активами. Оглядываясь назад, следует заключить, что приватизация должна была постепенно продвигаться по мере укрепления нового типа корпоративного управления. Следовало бы на какое-то время сохранить часть государственных предприятий. Именно такой путь выбрал для себя Китай, который строил свои стратегии не на глобальном свертывании государственной собственности, а на создании альтернативного частного производства. В странах, где институциональные условия реформирования экономики были более продвинуты, удалось быстрее выйти из инвестиционного вакуума. В остальных усилились деформационные процессы клановой, теневой и криминальной экономики. Переход к рынку сопровождался либерализацией внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, была ликвидирована монополия государства на внешнеторговую деятельность. Теперь сами предприятия стали участниками мирового рынка. Страны с переходной и экономикой усилили открытость своих экономик, нуждаясь в новых технологиях. Вхождение на мировой рынок потребовало новых направлений импорта и экспортных стратегий. Импорт товаров должен все в большей мере становиться источником экономического роста и не замыкаться потребительским направлением. Он должен стать материальным источником новых технологийи оборудования. Все страны стали создавать льготы на ввоз новых технологий и оборудования. Экспорт же, по возможности, должен быть диверсифицированным. Все посткоммунистические страны пытались с разным успехом препятствовать оттоку национального капитала и создавать условия привлечения прямых иностранных инвестиций. Политика их привлечения дала наибольший эффект в Китае, а в Европе — в Венгрии и Эстонии. Фактором роста является экономическая интеграция. Европейские посткоммунистические страны это осознают, пытаясь включиться в экономическую зону Евросоюза. Россия должна продолжать свои усилия в интеграционных процессах, в том числе учитывая недостаточно успешный опыт СНГ. 37. Китайская реформа экономики: цели, принципы, последствия. С конца 70-х гг. проведение широкомасштабной экономической реформы и открытой внешнеэкономической политики (переход к рыночной экономике): реформа цен, приватизация, привлечение иностранного капитала, децентрализация управления, акционирование предприятий. Цель: решение хозяйственных задач, расширение участия страны в международном разделении труда. В 1993 г. новая модель реформы, ее цель - социалистическая рыночная экономика, так как социалистическая система в Китае не исчерпала себя. Причины высоких темпов экономического развития - изменения в инвестиционной политике: увеличение удельного веса индивидуальных, коллективных, частных средств, накопления населения, увеличение роли источников финансирования в руках местных властей и государственных предприятий, замена бюджетного финансирования кредитованием банками. Восстановление многоукладной экономики - курс на развитие многообразных форм собственности для повышения рентабельности, экономической эффективности с/х. Основное направление реформы предприятий: - преобразование предприятий, компаний на основе акционирования. Важный фактор развития - повышение производительности труда.Уменьшение роли традиционных факторов (объем инвестиций, рабочая сила), возрастание роли новых факторов (наука, образование, организация производства). Развитие науки и техники - один из основных моментов экономической стратегии КНР. Проблемы: низкий уровень развития производительных сил, неразвитые бедные районы, замкнутость отдельных регионов, преобладание сельского населения, высокий удельный вес мелкого производства, низкий жизненный уровень населения.. Задачи структурной экономической политики в начале 80-х гг.: обеспечение сбалансированного развития промышленности и с/х.
|