Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория абсолютною преимуществ Адама Смита






А. Смит в своей книге «Исслед. о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформул. теорию абс. преимущ. и показал, что страны должны быть заинтерес. в свобод. развитии мн. торг., т.к. могут выигрывать от нее незав. от того явл. ли они эксп-ми или имп-ми. Суть теории абс. преимущ.состоит в след.: если какая-либо страна может производить товара больше и дешевле, чем др.страны, то обладает абс. преимущ.. Эти абс. преимущ. могут с одной стороны, порождаться естеств. факторами (особ. климатич. услов. или наличием огромных прир. рес.), с др. стороны, преимущ. в произв-ве различ. продукции (прежде всего, в отраслях обрабат-ей промышлен.) зависят от сложив. произв-ых усл.: технологии, квалификации работников, организации произв-а и т.д. В усл., когда вн. торг. отсут., каждая страна может потреб. только те товары и такое их колич., которое она произв.. Цены этих товаров на рынке определяются нац. издержками их произв-а. При налич.вн. торг.в силу различ. в обеспеч. факторами произв., исп. технологий, квалификации раб. силы и т. д.. внутр. цены на одни и те же товары в разных странах всегда разные. Чтобы вн. торг. была выгод., цена товара на вн. рынке должна быть выше, чем внутр. цена на тот же товар в стране-эксп-ре. Выгода, получ. странами от вн. торг., будет заключ. в приросте потребл.,

Теория относительного преимущества Д. Рикардо (2-2-1) Рикардо в работе «Начала полит

Продукт Португалия Англия
1Ед. вина 1 раб день 3 раб дня
1Ед. сукна 2 раб дня 4 раб дня

экономии и налог. облож.» (1817 г.) доказ., что принцип абс. преимущ. явл. лишь частн. случ. общ. прав., и обосн. теорию сравн. преим.. Для иллюстр. отн. преимущ. Рикардо брал две страны – Анг. и Порту., два тов. – вино и сукно, и в расчёт принимал лишь один фактор – нац. различ. в стоимостях, обусл. затратами труда. Изд. произв. он усл. изм. раб. временем. В дан. примере произв-о вина и сукна в Португ. более эф-вно, чем в Анг.. Опир. на логику здрав. смысла можно утверж., что если произв. в данн. стране (Порту) более эф-вно, тов. в стране деш., то нет резона покуп. более дорог. тов. заграниц. (Анг). Это ошиб. мнен. Если же след. принц. сравн. преимущ., то мы дол. сравн. не абс. а относит. эффект. В Порту. издерж. на произв-о сукнв составл 2: 1 затрат на произв. вина, а в Анг. – 4: 3, то есть отн. меньше.С вином ситуац. противополож.. Эффек-сть произв. вина в Порту. в сравн. с произв. сукна выше, чем в Анг. (1\2 < 3\4). След-но, Порту. из соображ. эффект.-сти нац. экон. выгодней сосредоточ. труд и капитал в виноделии, заменив произв-о сукна на его импорт из англии. Анг. по тем же соображ. выгод. специал-ся на производ. сукна, импорт. вино из Порту..

Теория мн. торг Хекшера-Олина (Х-О) Теория сравн. преимущ. Д.Рикардо не даёт ответ на вопрос в силу чего возник. различ. в издержках меду странами. Швед. экон-ст Э Хекшер и его ученик Б. Олин попыт. ответ. на этот вопрос. По их мнению, различ. в издержках между странами объясняются гл. образом тем, что отн. обеспеч. стран факторами произв-а разная. В соответ. с моделью мн. торг. Х-О произв. след. те тов., кот треб. факт. который избытосен. так же в проц. мн. торг. происходит выравнивание цен факт. произв.Так. об., в соответ. с данной моделью обе группы стран постеп. утрач.свои первонач. преимущ., происход. нивелирование ур. их развит.. Это созд. усл. для расшир. круга эксп. отрас. более глуб. их включ. в мн. раздел. труда с уч. сравн. преим., возник. на нов. ур. их развит.
Парадокс Леонтьева(ПЛ). Изв. америк. эк-ст рус. происх. Василий Л в серед. 50-х годов предпр. попытку эмпирич. проверки осн. выводов теории Х-О и пришел к парадок. вывод.. Исп. модель межотрасл. баланса «затраты - выпуск», постр. на основ данн. по эконом. США за 1947 г., В Леонтьев доказ., что в амер. эксп. преобл. отн. более трудоёмкие тов., а в имп. – кап.ёмкие. Этот эмпирич. получ. рез. противореч. тому, что предл.теория Х -О, и потому получ. назв. «ПЛ». Послед.исслед. подтверд. налич. этого П в послевоен. период не только в Ам., но и для др. стр. (Яп., Индии идр.)Многочисл. попытки объяс. этот П позв. разв. и обогат. теорию Х-О путём уч. доп.обстоят. вл. на мн. спец-ию, среди которых можно отм.: неоднород. ф-ров произв., прежде всего раб. силы, кот. может сущ. различ. по квалификации; кач. управ. реш., гос.вн.торг.поли др.

Теорема Столпера-Самуэльсона(С-С) Вольфганг Ф. Столпер и П. Самузльсон док., что при опред. предпос. вн. торг. делит общ. на тех, кто несёт потери и тех, кто ост. в чист. выигрыши. Предпос.: стр. произв. два тов. (наприм. пшен. и сукно), исп. два фактора произв. (наприм. землю и труд), ни один из тов. не исп. для произв. др., сущ. абс.конкуренц., для произв. одного из тов. (пшен.) интен. исп. земля, а второй явл. трудоемким как в усл.вн. торг. так и без неё, оба ф-ра могут перемещ. между сект. (но не между стр.), установл.торг.отн. между стр. привод. к росту отн. цены на пшен..Теорема С-С: при перечисл. выше предпос. уст. торг. отн. и свободна, торг. неизб. вед. к рос. вознагр. ф-а интен. использ.в произв. тов., цена на кот. раст. (земля), и сниж. вознагр. ф-ра интен. исп. в произв. тов., цена на кот. падает вне зав. от того, какова структ. потребл. этих тов. владельц. ф-ров произв..

Эффект усилен. Джонса (ЭУД) В соответ с теор. С-С мн. торг.ведёт к рос. цены ф-ра, интен. исп. для произв. тов. цена кот. растёт и сниж. цены факт.произ, интен. исп. при произв. тов, цена на кот. падает. Но возн. вопр. пропорц. ли рост (сниж.) цены ф-ра произв. росту (сниж.) цены тов. произв. с его пом.? Эк.ан. показ., что рост или сниж. цены ф-ров произв. происход. в бол. степ. чем раст. или сниж. цена тов., произв. с его пом.. Этот эффект – ЭУД

8. Международная торговля товарами (МТТ,)появив. в глуб. древн. и получив. доп. импульс в связи с образов. мир. рынка, продолж. остав. ведущ. формой МЭО.Она представл.собой сов. экспорта(Э) и импорта(И). Э ТОВ (от лат. exportare вывозить) вывоз тов. из дан. стр. для реализ. их на вн. рынках. Понятие Э включ. в себя как сами тов., вывоз. за гр., так и сделку, т.е. действие, имеющ. целью реализ. их ин. контрагенту. Предм. Э явл.тов., произв. в стр., и тов., ранее ввезен. из-за гр. (ре Э).В зав. от видов тов. сущ.несколько способов их Э. Сырье и необработ. продукты пит. обычно Э -ся специализ-ми торг. комп., кот. предварит. закуп. тов. у произв. от своего имени и со своего счета. Произв. таких пром. тов. как оборуд., суда, подвижной состав ж\ д. и др. специализ-ые изд., как прав. осущ. Э либо на осн. прям. контр. с И -ром, либо через сеть своих предст. и агент. фирм. Наиболее распр. метод Э потреб. тов. состоит в их реал. через унив.торг.дома. В тех случ., когда поставка потреб. тов. осу. в небол.кол., исп. торг. по почте путем рассылки каталог.. Фирмы, кот.устойч. ориент. произв. на Э, стремятся обычно орг. собст. сбыт.сеть за руб.. Для чего созд. загранич. филиалы и доч. общ., кот. дел. на загр. опт. конторы, предпр. рознич. тор., рем.предпр. пункты сервиса. Помимо произв-ей Э ой продукц. в заруб. прод. участ. специализир. вн.торг. предпр.. Они дел. на Э-И фирмы и торг дома – предпр.совер. вн.торг опер. как со своего сч., так и на комис. началах с самым шир. кругом тов.. В первом случ. фирма снач. закуп. тов. у нац. или ин. произв., а затем перепрод. его от своего имени. Во втором сл. торг. осущ. за сч. и от имени произв. или покуп.. Э ые фирмы в отл. oт торг. домов не нос. унив. хар., а специал-ся на прод.опред. группы тов.. Объек. их торг. явл. преимущ. тов. потреб. наз., горнодобыв. пром., с\х., а также кустарн. промысл.. Агент.фирмы, явл.обычно юр.лицом стр.- И ра осущ. прод. тов. ин. фирмы исключ. на комис. нач.. Они действуют на осн.долгоср. соглаш. (агент. договор.) с ин. Э ром и позв.послед. избег. посреднич. фирм и расход. по созд.собств. сети.. Фирма получ. комис.вознагр., обыч. взимаемое с продавца в разм. до 10% стоим.сделки.

И ТОВ. (от лат importare- ввозить) – ввоз тов. из-за гр. для реализ. их на внутр. рынке ввоз. стр.. И одной стр. всегда соответ. Э др. стр.. Предм. И явл. тов. ин.происхожд.ввоз. непосред. из стр.-производ. или стр.-посредн. с цел. потребл. или послед. вывоз. из стр..Структ. И матер.ценн. (видимый И)опред. особ. прир. усл., структ. эк. стр. и ей роли в МРТ. Стр., прежде всего, И -ют те виды мин., с\х сырья и продовол., которые в силу прир. усл. не могут произв. сами. В И пром. разв. стр. выс. доля пром. тов., в том числе маш. и оборуд., что объясн. углубл. мн. специализац. и коопериров. произв.. Развив.стр., для кот. И машин и оборуд. крайне важен для индустриализации эк., вынуждены в то же время ввиду отстал. с\х ввоз. и нек. виды продов.. И в бол. степ., чем Э, подверг. гос. возд., кот. особ. усил. в периоды ухудш.эк.конъюнктуры на мир. рынках и обостр. пробл. пл. баланса. И рег. тамож. пошлинами, кол. огр. системой лицензиров.я и др.нетарифным барьер.. В усл. формир. нац.эк. и перевода ее на рын. рельсы гос. исп. рычаги огр. И для защ. интер. нац. эк..Сумма Э и И тов. назыв. товарооборотом. Соотнош. (разница) между Э стр. и ее и И составляют Торг. баланс. Если Э превышает И, то обр. положит. сальдо торг. баланса. Если же И - отрицат. Послед. гов. о том, что, экспорт тов. недостаточен для оплаты И тов.. Финансир. это дефицита осущ. либо за счёт заруб. займов (путём залезания в долги), либо за счёт сокр. собст. активов (вывоза зол., валюты, продажи земли, недвижимости и др.) Для анализа динамики МТТ используются показатели стоимостного и физического объёма внешней тоговли. Стоимостной объём внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах с использование тек вал курс. Физический объём вн торговли исчиляется в постоян ценах и позвол производ. необход сопоставл и определ её реальг динамику

На мн. тов. потоки могут оказывать вл. след. ф-ры: НТП, меняющий структуру мир. торг.; либерализация мн. торг., экон интегр, активн деят транснац и мн. корпораций нам миров рынке, мир. кризисы и др.

 

9. Международная торговля услугами: сущность, виды, классификация услуг. Услуга – деят-ть, кот. не воплощается в матер. продукте, а всегда проявл-ся в некот. полезном эффекте, кот. получает её потребитель. Особенности услуг: 1) неосязаемость и невидимость, 2) невещественность, нематериальность, 3) невозможность хранения, 4) неразрывность произ-ва и потребления во времени, 5) неоднород-ть и изменчивость качества. По всемирно-торговой орг-ции 12 разделов: 1. Деловые услуги – 46 видов услуг; 2. Услуги связи; 3. инжиниринговые и строит. услуги; 4. дистрибьютерские; 5. образовательные; 6. услуги по охране окруж.среды; 7. финансовые; 8. Усл. по охране здоровья и соц.услуги; 9. туризм и относящ. к путешествиям услуги; 10. рекреационные, культурные и спортивные; 11. транспортные; 12. Прочие услуги.

По отношению к междунар. движению факторов пр-ва: факторные и нефакторные.

Особенности функцион-ия междунар. рынка услуг:

Рост междун. Торговли услугами с 50-х гг. Наиболее активный рост – 70-е гг.(либерализация); Рост ст-ти объёма экспортных услуг; Развитые страны производят 2/3 и экспорт-ют 4/5; Экспорт услуг сост-ет 20% миров. экспорта тов. и услуг, 6% миров. ВВП. Осн.экспортеры: США, Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Япония.Экспорт услуг развив.стран включ.: строительные, транспортные, туристские, фин-ые, личные, компьют-ые, информац, рекламные, аудиовизуальные. 30% мир.экспорта услуг – транспортные. Около 30% - туристские, остальные – деловые услуги. Инструменты регулир-ия междунар.услуг: Система гос.закупок; Поддержка нац. произ-лей услуг (субс., льгот. кред.); Ограгич. иностранн. инвест. в сферу услуг; Сохр. гос.монополии не некот.виды услуг; Меры в рамках имиграц.политики; Лицензирование деят-ти; Установление квот для деят-ти иностр-х компаний на внутр.рынке; Валютное ограничение; Max и min тарифы на услуги. Междунар. регулир-ие торговли услугами: ВТО; ЮНКТАД – комиссия ООН по торговле и развитию; Всемирная туристская орг-ция; Орг-ция междун.граждан.авиации ИКАО; Междун. ассоциация воздушного транспорта ИАТА; Междун. морская орг-ция ИМО

10. Мировой рынок ОИС (технологий, знаний, информации): структура, особенности

Структура мирового рынка ОИС:

1) Материальный: рынок продукции, содерж-ий ОИС: высокотехнологич. продукция, матер.носители для инфор-ции, знаний, кот явл-ся объектом авторского права, пром. собст-ти, коммерч.тайной.

2) Нематериальный (услуги): рынок работ и услуг по разраб-ке ОИС, консультированию

3) Рынок непосредственно прв на ОИС: патенты, лицензии, ноу-хау

Структура рынка ОИС по степени защищ-ти прав:

1) Купля-продажа прав на защищен. в правовом отношении: патентуемые изобретения, полезные модели, пром.образцы, тов.знаки;

2) Купля-продажа незащищен.ноу-хау: технич.знания конкр.компании (опыт).

Особенности мир.ринка ОИС:

1) Возникающий рынок: 3-ий рынок – рынок технологий;

2) Неоднород-ть объектов, причисляемых к ОИС;

3) Совершение сделок по лицензион.договорам, отлич. уникальностью и разнообразием;

4) Права на ОИС не распростран-ся за границей гос-ва, выдавшего права ОИС;

5) Усиление охраны объектов ОИС;

6) Мировое лидерство США, Японии на рынке ОИС;

7) 60% соглашений заключ-ся м-ду ТНК в рамках стратегических альянцев либо внутри ТНК;

8) Внутри транснац.коопер-ий оборуд-ие и мат-лы станов-ся сопуст-ми при поставке знаний, услуг;

9) Растет доля договоров на передачу ноу-хау, 50% всех сделок;

10) Формиров-ие статей реал-ции прав на ОИС.

Механизмы регулир-ия торговли технологиями:

· Прямое – регулир-ие передачи техн-ии органами экспортного контроля посред-ом методов таможен. и пограничного контроля (пр-во оружия, хим.товаров, наркотиков);

· Косвенное – регулир-ие передачи технол-ий через гос.систему регистрации патентов и торг.знаков, выдачи спец.разреш-я на экспорт.

Всемирная орг-ция ИС (ВОИС): место располож-ия – Женева (Щвейцария), учрежден. в 1967; страны – 184 гос-в; бюджет - > 530 млн. швейц.франков.

90% - за услуги междунар. регистрац.системы; 10% - услуги по разреш.споров, посреднич-ву, плата за публикации и взносы стран-участниц. Директор – Колис Идрис.

1. Принятие междунар. соглашений

2. Снятие барьеров ВОИС

3. Технич.содействие и обуч.специалистов

4. Регистрация прав на ОИС

Междунар.соглашения в области пр-й собств-ти:

1.Парижская конверц. По охране промыш.собст-ти (1883)

2.Мадридск.соглашения в междунар.регитр-ции знаков (1891)

3.Договор о патентном праве (2000)

4.Бернская конвенция об охране литер-х и худ.произведений(1886)

5.Договор ВОИС по авторскому праву (1996)

6.Договор ВОИС по исп-ям и фонограммам (1996)

 

11. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПОЛИТИКА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ПРОТЕКЦИОНИЗМ.

Внешнеторговая политика – это система экономических, организационных и политических мер по развитию внешнеторговых отношений страны или группы стран

Функции внешнеторговой политики: - защита нац. произв-лей от конкур. со стороны импорта; - обеспеч. доп. доходов гос. бюджета; - стимулирование динамичного развития нац. эконо.; - обеспеч. возможности для выгодного участия в МРТ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал