Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Республика Беларусь и мировой рынок труда
Рынок труда в респ-ке начал формир-ся в сложн соц-эк усл-ях, характ-ых существенным спадом пр-ва, сниж-ем покуп. спроса и ур-ня жизни людей. Это привело к резк. уменьш-ю зан-ти и спроса на раб. силу, к появл-ию скрытой и открытой безраб-цы. Предпр-ия, наход-ся в кризисн. усл-ях, пытаются сохранить свой коллектив. Практик-ся сис-ма длительн. администр-ых отпусков и использ-е частичной занятости. Факт-ки, сформир-сь скрытая безраб-ца. Квалиф. раб-ки из таких предпр-ий уходят, что ведет к сниж-ю квалиф-го ур-ня произв-ых колл-вов. Все взгляды на причины безраб. в странах СНГ, в частности в РБ, можно сгрупп-ть так: 1.относ-но избыточное нас-ие, «лишнее» по сравн-ю с достигн-ым уровнем нац. пр-ва. 2. безраб. может быть рез-ом изм-ий в стр-ре эк-ки, в т.ч. - в технологии (структурная безработица). 3. безраб. может временно увелич-ся из-за естественных желаний людей найти работу «по душе», с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). 4. особо сильное увел-ие ур-ня безраб. происходит в рез-те циклического спада в эк-ке. Все эти причины влияют на размер и динамику безраб-цы. Привл-ие иностр. раб. силы в РБ осущ-ся с учетом эк. целесообр-ти, преимущ-во отдается высококвалиф. специалистам, а также тем иностр.гражд-ам и лицам без гражд-ва, кот. инвестируют в эк-ку страны, создают на ее террит. иностран. и совместные предпр-ия, а также осущ. подготовку и переподг. кадров на ур-не соврем. треб-ий. 38. Междунар. эконом. интеграция МЭИ – процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между нац. хозяйствами. Задачи и цели МЭИ: 1.использование преимуществ эк-ки масштаба; 2.создание благоприятной внешнеполитической среды 3.решение задач торговой политики 4.содействие структурной перестройки эк-ки 5.поддержка молодых отраслей нац. промышленности Признаки МЭИ: 1.взаимопроникновение и переплетение нац. произв. процессов 2.ширококе развитие междунар. специализации и кооперации в производстве, науке и технике 3.глубокие структурные изменения в эк-ке стран участниц 4.региональность пространственных масштабов интеграции Предпосылки интеграции: 1.Близость уровней экон. развития и степени рыночной зрелости интегр-ся стран 2.географ. близость интегр-ся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложив. эк-их связей 3.общность эк-к и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования эк-к, полит. сотрудн. и др 4.демонстративный эффект Преимущества интеграции: 1) увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия; 2) возрастает конкуренция между странами; 3) обеспечение лучших условий торговли; 4) расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры; 5) распространение передовой технологии; Отрицательные последствия: 1) для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров; 2) олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен; 3) эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации; 39. Евр. Союз: этапы эволюции, механизм функционирования ЕС образовался как европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1967 г. после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.); Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС; Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ).С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора 1992 г. ЕЭС стало называться Евр. Союзом. В наст. время ЕС - крупнейшее эк. и политич. интеграционное объединение, в состав входят 27 европейских государств с террит. более 4, 2 млн кв. км и населением более 484 млн чел. Одна из основных задач Маастрихтского договора - завершение эк. интеграции путем создания Эк. и валютного союза (ЭВС). ЭВС с единой для стран-участниц валютой (Евро) будет включать в свой состав те страны, которые выполнят след. требования: -дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП, -накопленный гос. долг не должен превышать 60% ВВП, -ур. инфляции в стране за предшествующие 12 месяцев не должен превышать более чем на 1, 5 процентных пункта ср. ур-нь инфляции трех стран ЕС, добившихся самой низкой инфляции, -соблюдение, по кр.мере, в течение двух лет установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых механизмом валютных курсов Евр. валютной системы (страны, вступающие в ЭВС, в этот период не должны девальвировать по собственной инициативе курс национальной валюты по отношению к валюте любого другого государства - члена ЕС), -долгосрочные процентные ставки (за последние 12 месяцев) во вступающей в ЭВС стране не должны более чем на два процентных пункта отличаться от среднего уровня этих ставок по крайней мере трех стран ЕС, добившихся наибольшей стабильности этого показателя.В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз.9 мая 1950 г. мин. иностр. дел Франции Р. Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную пром-ть Франции и ФРГ. Концепция была реализована в 1951 г. Парижским Договором о создании Евр. сообщества угля и стали (Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды).В 1957 г. Римский Договор установил Евр. эк. сообщество и Евр. сообщество по атомной энергии. Они, соотв., были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. Этот этап - создание зоны свободной торговли (1958-1966 гг.).В 1967 г. произошло слияние исполнит. органов трех Сообществ (Евр. объединения угля и стали, Евр. сообщества по атомной энергии, Евр. эк. сообщества), создана интеграционная группировка - Евр. сообщество с такими институтами, как Евр. Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формир-е таможенного союза (1968— 1986 гг.). В 1971 г. закл. Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАСТ. К этому этапу относ. и начало интеграции в валютно-финансовой сфере. В 1972 г. введено совместное плавание валют некот. стран — членов ЕС в определенных пределах (+2, 25 - «валютная змея»), с 1979 г. -начала функц.. евр. валютная сист.След. этап - создание общего рынка (1987-1992 гг.). На основе Единого Евр. акта, а также подписанного в 1985 г. документа «White Рарег» о программе создания внутреннего рынка, страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов про-ва.Посл. этапом в процессе евр. интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 г. Этап создания эк. союза (с 1993 г. по наст. время).Механизм функц-я ЕС основывается на политико-правовой сист. упр-я, в кот. входят как общие или межгос. органы, так и элементы нац.-гос. регулирования. В качестве межгос. органов упр-я ЕС выступают: 1.Совет Евр. союза (СЕС). Он не реже 2 раз в год проводит сессии на ур-не глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностр. дел, эк-ки, финансов, с. х. и др.).2.Комиссия ЕС (КЕС) — исполнит. орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС.3.Евр. парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге. Избирается с 1979 г. прямым голосованием гр-н во всех странах — членах ЕС.4.Евр.суд, обеспеч. правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.5.Евр. соц. фонд ориентации и гарантирования с. х. (ФЕОГА), на кот.приходится большая часть бюджета ЕС.6.Евр. соц. фонд, облегчающий перемещение раб. силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве.7.Евр. фонд регионального развития, содействующий структ. перестройке слабо индустриально развитых или депрессивных регионов.8.Евр. инвестиционный банк, созд. на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты гос. структурам стран - членов ЕС. НАФТА Североамериканская зона свободной торговли, НАФТА — комплексное региональное соглашение, объединяющее три страны, находящиеся на разных уровнях экономического, социального и политического развития; регулирует их отношения в различных аспектах — торговле товарами и услугами, инвестиционном сотрудничестве, охране интеллектуальной собственности, экологии. Соглашение подписано в 1994 г. с целью плавного сокращения торговых барьеров в различных отраслях экономики США. Феномен альянса состоит в объединении двух развитых стран с относительно отсталой страной. В НАФТА нет постоянно действующих наднациональных органов. Как правило, все решения принимаются высшими должностными лицами государств-партнеров. Основные положения Соглашения сводятся к устранению тарифных барьеров в торговле товарами и услугами между США, Канадой и Мексикой. Соглашение о НАФТА оказало конструктивное влияние на экономические взаимосвязи стран-участниц. Действие договора направлено на либерализацию отношений между США и Мексикой и между Канадой и Мексикой, поскольку взаимоотношения между США и Канадой либерализовывались в рамках двусторонней зоны свободной торговли, созданной в 1988 г. Положение Соглашения в области инвестиционного сотрудничества устанавливает недискриминационный режим для инвесторов стран-участниц при создании предприятий (ПИИ), приобретении компаний, их расширении и управлении. Инвесторы имеют право на репатриацию прибылей и капитала, на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, на урегулирование споров в правительственном арбитраже. Такое устранение барьеров привело к значительному росту инвестирования внутри НАФТА. Основными источниками инвестиций в НАФТА выступают ТНК. Их деятельность сосредоточена главным образом в наукоемких отраслях (в США и Канаде) и в обрабатывающей промышленности (в Мексике). В результате действия Соглашения объем взаимных инвестиций в периоде 1994 по 2008 г. увеличился в 6 раз. Инвестиционное сотрудничество осуществлялось по схеме США — Канада, США — Мексика. Отраслевая структура взаимных инвестиций США, Канады и Мексики различна. Взаимные ПИИ США и Канады, как и других развитых стран, главным образом сосредоточены в сфере услуг — банковских и финансовых, тогда как в Мексике эти страны инвестируют преимущественно производственный сектор. ПИИ положительно воздействуют на экономику принимающей страны только при наличии четкой и грамотной правительственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами. При отсутствии такой программы ПИИ могут негативно повлиять на дальнейший экономический рост страны. Интеграция в рамках НАФТА в значительной степени способствовала развитию торговли, специализации производства и внедрению современных технологий в различных секторах экономики. Внутризонапьный товарооборот рос более высокими темпами, чем торговля США, Каналы и Мексики с другими странами. Договор НАФТА способствовал также процессу интеграции в сфере услуг (финансовый сектор, торговля, транспортная сфера, здравоохранение и коммуникации) и в вопросах зашиты интеллектуальной собственности. Асимметричность развития НАФТА включает асимметрию: промышленных потенциалов стран-участниц, проистекающую из того, что на США приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран; уровней развития между высокоразвитыми странами (США и Канада) и развивающейся Мексикой; интенсивности двусторонних экономических отношений (США — Канада, США — Мексика); отсутствие зрелых экономических отношений между Канадой и Мексикой. В качестве одного из первоочередных направлений развития интеграционных процессов с участием НАФТА США рассматривают страны Латинской Америки. НАФТА в перспективе может стать основой будущей Межамериканской зоны свободной торговли (ФТАА), создание которой пока откладывается. Карибский и Центральноамериканский регионы в настоящее время более интегрированы в НАФТА, чем со своими партнерами по группировкам, не только по линии торговли и финансов, но и на более глубоком уровне производственной интеграции. 41. Интеграция в Азиатско – тихоокеанском регионе (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское эк. сотрудничество - это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона. АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития эк. сотрудничества в бассейне Тихого Океана. Первоначально в нее входило 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г. - Вьетнам, Перу и Россия. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и фин. деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТЭС можно отнести: развитие интеграционных процессов в организации АТЭС при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества; охват интеграцией стран с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами; интеграцию в рамках АТЭС субрегиональных экономических союзов (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.).На АТЭС приходится около 44% объема мировой торговли товарами, 33%-услугами и 64%-экспортатехнологий. В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках АТЭС у входящих в нее стран составляет около 70%, в то время как у стран ЕС этот показатель около 55%.Высокие темпы эк. развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание сделать вывод о том, что в XXI веке АТЭС станет стержнем эк. роста мира. 42. Интеграционные процессы в экономике стран СНГ. Содружество Независимых Государств (СНГ)СНГ возникло в рез. распада СССР на постсоюзном эк. пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украины в декабре 1991 г., к кот. впоследствии присоединились другие респ. бывшего СССР, за исключ. Латвии, Литвы и Эстонии. В СНГ входят 12 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Доля стран СНГ в мировом ВВП составляет менее 5%.При создании СНГ гос-ва - учредители этой орг-ии ставили след. задачи: - провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения каждым участником полного суверенитета и междунар. признания с наименьшими издержками, - создать на базе бывших союзных республик общее., научно-техническое, информационное и гуманитарное пространство.Сегодня, в результате непоследовательности действий некоторых стран-членов и сохраняющихся существенных различий в их интересах, СНГ переживает сложные времена. Содружество достаточно успешно решило первую задачу: с минимальными политическими издержками произошло становление суверенитета союзных республик. Однако вторая задача - создание действующего эк. содружества - пока не решена. Поэтому одной из особенностей сегодняшнего сотрудничества в рамках СНГ является «разноуровневая» интеграция. Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС)Договор об учреждении ЕврАзЭС был заключен в октябре 2000 г. Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном. 25 января 2006 г. на саммите ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге в Сообщество был принят Узбекистан.Задачи: -завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, -формир-е единых таможенных тарифов и единой системы мер нетарифного регулирования, -установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки, -выработка согласованной позиции государств — членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО (Всемирной Торговой Организацией) и другими международными экономическими организациями, -создание унифицированной системы таможенного регулирования.Основная цель ЕврАзЭС - создание единого эк. пространства на территории шести указанных государств.Высшим органом ЕврАзЭС является Межгос. совет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год — на уровне глав правительств. Постоянно действующими органами ЕврАзЭС являются: Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея, Суд сообщества. По решению Межгос. совета в странах — членах Сообщества могут открываться представительства Интеграционного комитета. Союз Беларуси и РоссииЯвляется наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ. Договор о создании союза был подписан в декабре 1999 г., которому предшествовало подписание: -в 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе, к которому в 1995-1999 гг. присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан, -в апреле 1996 г. Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России, -в апреле 1997 г. Договора о Союзе Беларуси и России.В декабре 1999 г. был подписан договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. При этом сохранялся национальный суверенитет стран-участников с одновременным формированием союзных государственных органов и наднациональных органов управления. Россия и Беларусь остаются полноправными членами международного сообщества и сохраняют свое членство в международных организациях. Каждая из сторон сохраняет и свои обязательства и права по международным договорам.Целями Союзного государства являются: -формирование единого экономического пространства, -осуществление единой социальной политики, -проведение согласованной оборонной и внешней политики.
|