Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Макроэкономическое значение платежного баланса.






Основными статьями платежного баланса, отражающими связь экономики страны с внешним миром, являются счет текущих операций и капитальный счет.

ТЕКУЩИЙ СЧЕТ, или СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ, - это баланс трансакций (обменов), совершаемых в сфере реальной экономики - на рынке товаров и услуг. Он занимает особое мес­то в платежном балансе, ибо связан с состоянием национальной экономики и ее позицией в мировом хозяйстве. Баланс текущих операций показывает величину реальных ценностей, которые страна получила от заграницы или передала загранице. Дефицит платежного баланса по текущим операциям показывает, что стра­на расходует на оплату товаров и услуг из-за границы больше, нежели она получает из-за границы от продажи своих товаров.

КАПИТАЛЬНЫЙ СЧЕТ, или СЧЕТ ДВИЖЕНИЯ КАПИ­ТАЛА, - это баланс трансакций, совершаемых в финансовой сфере — на рынке капитала. Он показывает, как меняются чис­тые заграничные активы - наблюдается приток или отток капи­тала. Если поступления от продажи активов остальному миру больше, чем расходы страны на покупку активов за границей, то баланс активов положительный, и страна имеет чистый приток капитала. Если же складывается обратная тенденция - баланс сводится с дефицитом, то страна имеет дело с оттоком капитала.

Платежный баланс имеет прямую и обратную связь с вос­производством. С одной стороны, он складывается под влияни­ем процессов, происходящих в воспроизводстве, а с другой - воздействует на него, так как влияет на курсовые соотношения валют, золотовалютные резервы, внешнюю задолженность, направление экономической, в том числе валютной политики, состояние мировой валютной системы. Платежный баланс дает представление об участии страны в международном разделе­нии труда, масштабах, структуре и характере ее внешнеэконо­мических связей.

В платежном балансе отражаются:

а) структурные позиции национальной экономики, опреде­ляющие разные возможности экспорта и потребности в импор­те товаров, капиталов и услуг;

б) изменения в соотношении рыночного и государственного секторов экономики;

в) конъюнктурные факторы (степень международной конку­ренции, инфляции, изменения валютного курса и др.).

На состояние платежного баланса влияет ряд факторов:

1. Неравномерность экономического и политического разви­тия стран и изменение в связи с этим международных конку­рентных позиций той или иной страны.

2. Циклические колебания экономики. Подъемы и спады хозяйственной активности определяют не только состояние внутренней экономики страны, но и ее внешнеэкономические позиции.

3. Милитаризация экономики и военные расходы. Если эк­спортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно применить для расширения вывоза товаров, на­правляются на военные цели, то это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Гонка вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров сверх нор­мальных потребностей мирного времени.

4. Усиление международной финансовой взаимозависимос­ти стран, которое стало сильнее коммерческой взаимозависи­мости, что усиливает валютные и кредитные риски.

5. Изменения в международной торговле под воздействием НТР, роста интенсификации хозяйственной жизни, перехода на новую энергетическую базу, которые вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях.

6. Валютно-финансовые факторы. Девальвация валюты обычно поощряет экспорт, а ревальвация — стимулирует импорт при прочих равных условиях.

7. Инфляция. Ее отрицательное влияние происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняет ихэкспорт, поощряет им­порт товаров и способствует бегству капиталов за границу.

8. Чрезвычайные обстоятельства (неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д.).

9. Торгово-политическая дискриминация страны, создаю­щая искусственные барьеры, препятствующие развитию взаи­мовыгодных отношений с другими странами.

46. Регулирование платежного балансаГосударственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Среди основных методов выделяются: Прямой контроль, Дефляционная политика, Девальвация, Валютные ограничения, Финансовая и денежно-кредитная политика. Прямой контроль. Включает регламентацию импорта (например, через количественные ограничения), таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. Подобные меры прямого контроля обычно вызывают сильные затруднения для многих фирм страны, и соответственно воспринимается враждебно.В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект (он больше или меньше зависит от уровня соблюдения фирмами хозяйственного законодательство и способности правительства следить за выполнением своих решений). В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как создается «тепличный режим» для местных производителей, снижается интерес иностранных инвеститоров к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечением иностранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежом товаро- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.Не вызывает враждебности, а наоборот, приветствуется отечественными фирмами такая прямая мера, как субсидирование экспорта. Но она дорогостояща, и поэтому ее применение обычно связано с состоянием бюджета страны. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы – финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи. В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой.Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов. 47. Платежный баланс Республики Беларусь. В 1992 г. республика вступила в Международный валютный фонд (МВФ) и другие международные организации. Тем самым, согласно требованиям МВФ к членам организации, Республика Беларусь взяла на себя обязательство ежегодно составлять и предоставлять МВФ платежный баланс страны. Изменениями, внесенными 8 декабря 1992 г. в Закон «О Национальном банке Республики Беларусь», к основным функциям Национального банка была добавлена разработка платежного баланса. С этого момента составление и публикация платежного баланса Республики Беларусь находится в его компетенции, для чего в банке был создан соответствующий отдел.В 1993 г. в результате совместной работы Национального банка, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа был опубликован первый платежный баланс республики.

Характерными особенностями платежного баланса Республи­ки Беларусь является устойчивое отрицательное сальдо баланса товаров, устойчиво положительное сальдо в торговле услугами и отсутствие единой тенденции в развитии итогового сальдо пла­тежного баланса.

Дефицит счета текущих операций платежного баланса за 2009 г. сложился в размере 6 401, 9 млн дол. США (13, 1 % ВВП), за 2008 г. — на уровне 5 262, 4 млн дол. США (8, 7 % ВВП). Основным источником формирования отрицательного сальдо счета текущих операций являлись экспортно-импортные операции с товарами. Дефицит счета текущих операций за 2009 г. определил положи­тельное сальдо счета операций с капиталом и финансовых опера­ций, которое в стандартном представлении сложилось в размере 5868, 7 млн дол. США, что на 11 % больше, чем за 2008 г. Положи­тельное сальдо финансового счета обеспечено главным образом чистым притоком прямых иностранных инвестиций и чистым привлечением иностранных кредитов и займов, включая коммер­ческие кредиты. Статистические расхождения между кредитовы­ми и дебетовыми проводками платежного баланса за 2009 г. сло­жились положительными в размере 533, 2 млн дол. США, или 0, 6 % суммы всех операций платежного баланса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал