Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установление контакта с аудиторией.






Публичное выступление - это устное моно-логическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, привет-ственная и торговая речь. Самое высшее про-явление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общ-ность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на осно-ве совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Глав-ные показатели взаимопонимания между коммуникантами – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредо-точенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «ра-бочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произне-сения речи.

28.Совещание - заседание группы заинтере-сованных людей, посвященное открытому коллективному обсуждению одного или нескольких вопросов. Совещания проводятся при необходимости: - принятия коллектив-ного решения на основе равного права каждого высказать и обосновать свое мнение;

- учета интересов одновременно нескольких структурных подразделений организации или субъектов хозяйствования. По основной за-даче совещания могут подразделяться на: проблемные, инструктивные, оперативные, или диспетчерские. Проблемное совещание дает возможность руководителю не выра-батывать свое мнение предварительно, а сделать это на основе коллективного обсуж-дения проблемы. Инструктивное совещание служит для доведения руководителем до своих подчиненных решений вышестоящих органов и организации обсуждения путей наилучшей их реализации. Оперативное сове-щание ставит перед собой задачу получить информацию о текущем состоянии дел в организации.Совещания целесообразно про-водить в конце рабочего дня или во второй его половине. По ходу совещания ведется протокол, в котором фиксируется основное содержание выступлений и формулировку принятых решений. Каждое совещание дол-жно заканчиваться принятием решения и подведением итогов. Собрание - совместное присутствие где-нибудь членов определен-ного коллектива для обсуждения, решения каких-либо вопросов. В зависимости от количества участников собрания могут быть общими, по структурным подразделениям и собрания представителей. Собрания могут определяться по профессиональному приз-наку (мед. работников, педагогов и др.), по интересам (например, книголюбов и т. д.), по концентрации капитала (акционеров, учре-дителей предприятий различных форм собственности). По срокам проведения они могут проводиться один раз в год, квартал, ежемесячно. Собрание проводится по заранее разработанному плану руководством органи-зации или избранным собранием испол-нительным органом (правлением, комитетом и т. п.) с определением конкретных вопросов, вносимых в повестку дня. По каждому во-просу определяется докладчик. О дате, месте, времени и повестке дня проведения собрания сообщается заблаговременно. Открывающий собрание сообщает собравшимся количество присутствующих от числа приглашенных и ставит вопрос о возможности открытия со-брания на голосование. После открытия собрания избирается президиум собрания, а из него - председатель и секретарь собрания. При небольшом количестве участников могут избираться только председатель и секретарь собрания. Затем председатель оглашает по-вестку дня. После утверждения повестки собрания собрание переходит к рассмотре-нию каждого вопроса, по которому высту-пают заранее определенный докладчик и желающие из присутствующих на собрании. После всестороннего обсуждения по каждому рассмотренному вопросу принимается реше-ние. В некоторых случаях на собраниях возникает необходимость подсчета голосов (тайным или открытым голосованием), осо-бенно при выборе лиц в руководящие органы. В этом случае избирается счетная комиссия в составе 3-5 человек в зависимости от количества участников собрания.

29.Переговоры- это средство, взаимосвязь между людьми, предназначены для дости-жения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интере-сы. Переговоры предназначены для в основ-ном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями получить отвечающие ин-тересам обеих сторон соглашения и достичь результатов, которые бы устроили всех его участников. Переговоры состоят из выступ-лений и ответных выступлений, вопросов и ответов, возражений и доказательств. Пере-говоры могут протекать легко и напряженно, партнеры могут договориться между собой без труда, или с большим трудом, или во-обще не прийти к согласию. Поэтому для каждых переговоров необходимо разрабаты-вать и применять специальную тактику и технику их ведения. Этапы переговоров: 1-подготовка переговоров; 2-проведение пере-говоров; 3-решение проблемы; 4-анализ ито-гов Успех переговоров всецело зависит от подготовки к ним. Надо разработать модель переговоров: четко представлять себе пред-мет переговоров и обсуждаемую проблему; Инициатива на переговорах будет у того, кто лучше знает и понимает проблему; обяза—тельно составить примерную программу, сце-нарий хода переговоров; на-метить моменты своей неустойчивости, а также проблемы, где можно уступить, если неожиданно возникает тупик в переговорах; определить для себя верхний и нижний уровни компромиссов, которые, на ваш взгляд, вызовут наиболее жаркую дискуссию.

30.Стадия процесса переговоров включает в себя следующие этапы.

Начало переговорного процесса: пред-ставляются участники переговоров с обеих сторон; стороны обмениваются суждениями, демонстрируют добрую волю слушать, раз-делять идеи, открыто высказывать сообра-жения, желание договориться в мирной об-становке; выстраивается генеральная линия поведения; выясняются взаимные ожидания от переговоров; формируются позиции сто-рон. Выявление спорных вопросов и форму-лировка повестки дня. - определяется область переговоров, имеющая отношение к интере-сам сторон; - выявляются и формулируются спорные вопросы, подлежащие обсуждению; - стороны стремятся к выработке соглашения по спорным вопросам; - обсуждение начина-ется с таких спорных вопросов, разногласия по которым менее серьезны, а вероятность соглашения достаточно высока; - использу-ются приемы активного слушания спорных вопросов с получением дополнительной ин-формации. Разработка вариантов предложе-ний для договоренности: - участники стре-мятся выбрать приемлемый вариант из име-ющихся либо сформулировать новый ва-риант; делается обзор потребностей всех сто-рон, в котором связываются воедино все спо-рные вопросы; разрабатываются критерии или предлагаются действующие нормы, кото-рыми можно будет руководствоваться при обсуждении соглашения; формулируются принципы соглашения; последовательно ре-шаются спорные вопросы, Достижение фор-мального согласия: достигается согласие, ко-торое может быть представлено в виде юри-дического документа; обговариваются усло-вия выполнения договора; разрабатываются возможные пути преодоления вероятных пре-пятствий выполнению договора; - предусма-тривается процедура контроля его выполне-ния; - договоренности придается формализо-ванный характер и разрабатываются механиз-мы принуждения и обязательств: гарантии выполнения, справедливость и беспристраст-ность контроля.

31. Переговоры - это обмен мнениями с определенной целью. Деловые переговоры всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение соглашений, сделок, контрак-тов. Существует ряд правил при ведении переговоров: Соблюдайте срок договоренно-сти с точностью до минуты. Дайте понять своему партнеру по переговорам, что Вы че-ловек надежный. Не будьте слишком назой-ливы, не проявляйте чрезмерного рвения. Не просто говорите, но и подкрепляйте сказан-ное записями, схемами. Вручите некоторые материалы партнеру. Следите за тем, чтобы во время переговоров у Вас были в распоря-жении все необходимые документы и матери-алы, чтобы все документы были в полном порядке и находились под рукой. Ведите пе-реговоры настойчиво и энергично. Но все же не пытайтесь сломить партнера бесконечным приведением аргументов. Никогда не повы-шайте голоса. Будьте вежливы, даже если в силу каких-либо причин вы испытываете к своему партнеру чувство неприязни. Не допускайте, чтобы ваше лицо было хмурым, неприветливым, безразличным.Следите за мимикой.

32.Деловые встречи проводятся не только за столом переговоров, они могут продолжаться и на деловых приемах. Общение в неофици-альной обстановке часто дает значительный эффект. Деловые приемы бывают официаль-ными и неофициальными. Официальные при-емы устраиваются главами государств, пра-вительствами, консульствами, военными ат-таше, торговыми представительствами по случаю национальных праздников, пребыва-ния государственных руководителей, иност-ранных делегаций, открытия крупных выс-тавок и конференций, заключения междуна-родных соглашений. Остальные деловые при-емы считаются неофициальными. Официа-льные приемы обычно проводятся по прави-лам дипломатического протокола и этикета. Презентация - это личная встреча с потен-циальными клиентами, основная цель кото-рой побудить участников к использованию производимого товара (продукции. Услуг) су-бъектом хозяйствования. С помощью презен-тации можно решать следующие задачи: 1. Формирование положительного мнения. 2. Стимулирование новых заказов, расширение сотрудничества. 3. Поддержание завоеванной репутации. 4. Показ новых возможностей су-бъектов хозяйствования и др. Для проведения презентации необходимо: - сформулировать конкретные задачи; - составить список при-глашенных, включая бывших и настоящих клиентов и лиц, которым следует уделить особое внимание, представителей средств массовой информации; - разработать про-грамму, включающую формальную встречу, развлекательную часть; - спроектировать ви-зуальное оформление помещения, подобрать сувениры, сделать свободную выкладку мате-риалов, определить формы демонстрации образцов продукции; - выбрать помещение, обеспечивающее реализацию программы и презентации (включая использование аудио- и видеоматериалов, развлекательной прог-раммы); - подготовить информационные пи-сьма, пресс-релиз для прессы, подготовить приглашения (информационные письма с приглашениями рассылаются не позднее чем за 4 дня до проведения презентации). – тща-тельно продумать последовательность, содер-жание и форму докладов;

40.Одним из основных принципов деловой жизни нашей страны является поддержание честных и уважительных отношений с па-ртнерами других государств. Очень важно учитывать специфику делового этикета и психологические особенности, традиции, об-ычаи каждой страны. Ключевое место в аме-риканском бизнесе занимает установка и ор-иентация на индивидуализм. Для них харак-терны хороший настрой, открытость, энер-гичность, трудолюбие, бережливость, трез-вость мышления и прагматизм. Американс-кие партнеры считают, что они превосходно разбираются в бизнесе любой страны и любой национальности. Это накладывает свой отпечаток на ведение деловых переговоров, в которых они отличаются высоким профессионализмом. В Англии господствует правило «соблюдай формальности». Ни в ко-ем случае не вздумаете обращаться к кому-ни-будь по имени, если вы не получили от него специального разрешения. Обращение на «ты» абсолютно не мыслимо. Англичанам присущи такие черты как сдержанность, зам-кнутость, склонность к недосказанности, ще-петильность, предприимчивость, делови-тость. Говорить с англичанином после окон-чания рабочего дня считается дурным тоном. Все разговоры о работе должны прекраща-ться с окончанием рабочего дня, даже если вы выпиваете или ужинаете со своим дело-вым партнером. Французских предпринимателей характеризуют такие качества как вни-мательность, осторожность в принятии реше-ния, предусмотрительность и установка на достижение успеха. И поэтому они уделяют большое внимание предварительным догово-ренностям, предпочитая знакомство и связи. Новые контакты устанавливаются через посредников, связанных родственными, фи-нансовыми или дружескими отношениями с нужным вам лицом. Предпочитают говорить вести дела только на французском языке. Широко практикуется во Франции обсуж-дение дел за едой. Деловой обед может дли-ться часа 1, 5-2, а деловой ужин вместе с раз-влечениями может занять весь вечер. Французы достаточно жестко ведет перегово-ры, не редко перебивают собеседника. Это не должно восприниматься как не уважение со-беседника – так у них принято. Немецкие предприниматели характеризуются аккурат-ностью, щепетильностью, бережливостью. Немецкие партнеры всегда очень расчетливы. Главное отличие немецкой манеры вести дела – степень официальности. Все встречи назначаются заблаговременно. Очень важна пунктуальность. Для деловых встреч чаще всего используют обед. Когда говорите с немцем или пожимаете руку, никогда не ос-тавляйте руки в кармане: это считается верхом неуважения. О делах лучше говорить по-немецки или через переводчика. Зна-комство с представителями итальянского де-лового мира начинается с обмена визитными карточками. Итальянцы придают большое значение тому, чтобы переговоры велись между людьми, занимающими примерно рав-ное положение в деловом мире или обществе. Немаловажное значение Итальянцы придают налаживанию дружеских отношений с ино-странными партнерами, особенно во внеслу-жебное время. В спорных вопросах Италь-янские бизнесмены стремятся к разумному компромиссу, в исключительных случаях прибегая к помощи арбитра. Знакомство с представителями японского бизнеса начи-нается с обмена визитными карточками. От-сутствие визитки может не только озадачить, но и оскорбить японца. Японцы не допускают опозданий, независимо от его причин. Сле-дует избегать рукопожатий при встрече с японскими бизнесменами, поскольку они предпочитают поклон. В деловом мире Япо-нии распространены неформальные отноше-ния, основанные на личном знакомстве. Следует особо отметить предельную точ-ность и обязательность японских партнеров по регламенту встреч, бесед и т.д. Особенно высоко ценят японские партнеры знание японского языка иностранными гражданами, ваше усердие и стремление понять нацио-нальные, культурные, человеческие качества их народа. В арабских странах условием успеха переговоров является соблюдение и уважение местных традиций.Арабский стиль ведения коммерческих переговоров пред-полагает установление доверия между пар-тнерами. Для большинства бизнесменов араб-ских стран характерны чувство собственного достоинства, уважение и корректное отно-шение к своим коллегам.

 

5.Мышление, речь Мышле́ ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий. Мышление включает в себя ряд операций: • сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами); • анализ — связан с расчленением сложного объекта на составляющие его части или характеристики); • синтез — неотделим от анализа: они, как правило, осуществляются одновременно); • обобщение — проявляется в мысленном объединении предметов и явлений по их общим и существенным признакам) • абстракция (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета). Логические формы мышления. К формам мышления относятся: • понятие — форма мышления, отражающая существен-ные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная еловом или группой слов. Понятия могут быть общими и единич-ными, конкретными и абстрактными: • суж-дение — отражает связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и лож-ными; • умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные и дедуктивные. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему; дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.Виды мышления.• наглядно-действенное мышление — вид мы-шления, опирающийся па непосредственное восприятие предметов в процессе действии с ними, наиболее элементарная форма мыш-ления, возникающая в практической деятель-ности и являющаяся основой для форми-рования более сложных форм мышления; • наглядно-образное Мышление— вид мышле-ния, характеризующийся опорой на представ-ление и образы; • абстрактно-логическое (от-влеченное) мышление — вид мышления, ос-нованный на выделении существенных свой-ств и связей предмета, выступает прежде все-го в форме отвлеченных понятий и рассуж-дений). Качества ума. Среди многих качеств личности, составляющих ее своеобразие, су-щественное значение имеют качества ума, выражающиеся в своеобразии умственных способностей человека и влияющие на осо-бенности его умственной деятельности. Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как сред-ство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его лич-ностные качества. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значе-ние, что и соответствующие им система пись-менных знаков. Человеческая речь выполняет целый ряд функций: выражает индивиду-альное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором челове-ческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструмен-том мышления. Различают внешнюю и вну-треннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает: Устную, которая представляет со-бой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразде-ляется на диалогическую и монологическую. Письменная речь представляет собой раз-новидность монологической речи, но в отли-чие от монолога строится при помощи пись-менных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет осо-бенности в языковой организации. Внут-ренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира сим-волизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретичес-кой деятельности. Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не комму-никативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и вну-тренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предика-тивность и аглютинированность.

 

2.Индивидуально -психологические особенности личности.

Человек – биологическое существо, принад-лежащее к классу млекопитающих, виду homo sapiens, наделенное сознанием.

Человек – существо общественное, это один из важнейших его признаков, т.к. общест-венные отношения изменяют и подчиняют себе его биологическое телесную организа-цию. Фактически принадлежность ребенка к человеческому роду фиксируется в психоло-гическом понятии «индивид». Индивид – единичный, отдельный представитель чело-веческого рода. Есть и другое значение понятия «индивид» — особь, каждый само-стоятельно существующий организм. Однако мы будем использовать понятие индивид в первом значении. Личность - человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность формируется в процессе усвоения человеком общественно-исторического опыта человечества под влиянием воспитания, обу-чения, в процессе взаимоотношений. В мире нет двух одинаковых людей. Личность чело-века неповторима в своей индивидуальности. Индивидуальность — это выделенность личности из сообщества, оформленность ее уникальности, неповторимости. Если личность фиксирует социально значимые качества человека, её включенность в социальные отношения, то индивидуальность акцентирует внимание на неповторимом своеобразии, на особенностях человека, которые отличают его от других людей.

Индивидуальность - сочетание психологи-ческих особенностей человека, определя-ющее его своеобразие и отличие от других людей. Черты человека как индивидуаль-ности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потреб-ностях, способностях. Например, способ-ность к живописи может стать социально значимой, если человек становится худож-ником, и может остаться нейтральной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.

17. Стороны и стили общения Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В коммуникативном процессе информация не только пере-даётся, но и формируется, уточняется, развивается. В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, а обмен ею. Суть коммуникативного процесса – совместное постижение людьми инфор-мации, а не только информирование посред-ством знаковой системы. В коммуни-кативном общении могут возникать барьеры, которые связаны с наличием у людей со-циальных, политических, религиозных, про-фессиональных и других различий, которые не только порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимо-действия между общающимися индивидами, то есть между ними происходит обмен не только знаниями и идеями, но и действиями, реальными актами. В ходе взаимодействия для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен дей-ствиями, спланировать общую деятельность.

Перцептивная система общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания между ними. Само взаимопонимание может быть истол-ковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнёра по взаимо-действию, или как не только понимание, но и принятие. И в том и в другом случае имеет большое значение тот факт, как воспри-нимается партнёр по общению. Авторитарный стиль общения, когда руко-водитель единолично решает, что нужно сделать. Склонен полностью подавлять под-чиненных, думает, что всё знает и умеет, но от квалифицированных работников чаще избавляется, т.к. побаивается их. Соблюдает жесткую дисциплину, избранных поощряет. Демократический стиль общения – предус-матривает, что для принятия решения требу-ется их обсуждение. Рассматри-вая либеральный стиль общения, можно отметить одну отличительную от вышеназ-ванных особенность – в нем руководитель является членом группы, мягок, покладист. Работникам при таком стиле предоставляется возможность самоуправления. К стилям делового общения часто отно-сят официально деловой стиль, что не является верным, поскольку этот стиль больше предназначен для отношений как внутри страны на государственном уровне, так и между странами. форму и исключает возможность двоякого понимания.

 

 

6. Воображение. Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действи-тельности. Непроизвольное воображение его еще называют пассивные или непред-намеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании пред-ставлений и их элементов в новые пред-ставления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении соз-нательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантас-тические формы. Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Мечта или мечтание - это по-строение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осу-ществиться. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями: 1. ярким, живым, конкрет-ным характером, со многими деталями и частностями; 2. слабой выраженностью кон-кретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции); 3.эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтаю-щей личности; 4. стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осу-ществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность. Твор-ческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писа-тели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля. Воссоздающее воображение или репродуктивное вообра-жение - это воображение на основе прочи-танного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному опи-санию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспри-нимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

 

7. Память. Виды памяти. Память – это отражение опыта человека, путем его запоми-нания, сохранения, воспроизведения и узнавания. Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью. Двигательная память. Содержа-нием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления фор-мы, величины, скорости, амплитуды движе-ний, их последовательности, темпа, ритма и т. д. Эмоциональная па-мять. Ее содержа-нием являются имевшиеся в прошлом эмо-циональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испы-тывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение. По ха-рактеру психической активности, преобла-дающей в деятельности, выделяют: двига-тельную, образную, эмоциональную, словес-но-логическую (вербальную) память. Образ-ная память, в свою, очередь подразделяется в зависимости от ведущего анализатора: зри-тельную, слуховую, осязательную, обоня-тельную, вкусовую, Иногда выделяются так-же: память на движения (моторная) и память на слова (вербальная). По продолжитель-ности закрепления и сохранения материала (или по установке на длительность сохра-нения) различают: кратко-временную, дол-говременную, оперативную. В зависимости от целей деятельности память подразделяется на: произвольную и непроизвольную. Не-произвольная память – это запоминание и воспроизведение при отсутствии осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить. Произвольная память – это запоминание и воспроизведение, направляемые сознатель-ной целью запомнить и требующие волевого усилия. По степени осмысления запомина-емого материала память бывает: механичес-кая и смысловая.

 

4. Ощущение – простейший психический процесс, он символизирует о том, что происходит вокруг нас. Обязательным усло-вием возникновения ощущения непосред-ственно воздействия предмета или явления на органы чувств. Физиологической основой ощущения является работа анализатора (уши, нос, глаза, язык).Виды ощущений: • экстеро-рецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды: зрительные, слухо-вые, обонятельные, темпе-ратурные, тактиль-ные ощущения.*Интерорецептивные – отражают свойства, составляющие внутрен-ние органы, болевые ощущения, осущест-вление равновесия, органические ощущения. • Прориоцептивные – предоставляют инфор-мацию состоянии мышечной системы, о положении тела в пространстве и т.д. Свой-ства ощущения: 1) адаптация – повышение или понижение чувствительности анализато-ра в результате не-прерывного или длитель-ного воздействия раздражителей. 3 вида ада-птации: • адаптация как полное исчезновение ощущений • притупление ощущений • повы-шение чувствительности 2) контраст – когда слабые раздражители увеличивают чувстви-тельность к другим одновременным раздра-жителям, а сильные уменьшают эту чувстви-тельность 3) синестезия – возникает под влия-нием раздражения одного анализатора. Ощу-щение характерного для другого анализа-тора; 4) пороги ощущений – верхний, нижний и абсолютн Восприятие – это целостное от-ражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Физической основой восприятия яв-ляется одновременно и согласованность дея-тельности нескольких анализаторов.Свой-ства восприятия: • избирательность – спо-собность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют наиболь-ший интерес • целостность – образы отобра-жаемых предметов выступают в сознании в совокупности многих их качеств и харак-теристик, даже если отдельные из этих ка-честв в данный момент не воспринимаются • предметность – способность отражать окру-жающую действительность как воздействие конкретных ее предметов • перцепция – за-висимость восприятия о прежнего опыта, зна-ний, интересов, установок человека

• константность – постоянство в восприятии величины, формы и цвета предмета при изменении расстояния, радиуса, освещения • осмысленность и обобщение – воспринимае-мые человеком предметы имеют для него оп-ределенный жизненный смысл. Виды вос-приятия: 1) от объекта восприятия- воспр-е премета; -воспр-е речи или музыки; - воспр. человека человеком; 2)от органа чувств- зрительное; -слуховое; -тактильное(на ощупь); 3)от формы существования материи (вос-приятие времени).

 

10. Характер (от греч. Charakter - чеканка, печать) - совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования. Человек как личность может менять свой характер - способы поведения. Знать харак-тер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, опреде-ляется весь образ его действий. Черта ха-рактера - устойчивая форма поведения в свя-зи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. Характер может обнаруживаться в особенностях деятель-ности, которыми человек предпочитает зани-маться. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и прео-долевать препятствия; другие выбирают наиболее простые и беспроблемные пути. Характер не передаётся по наследству, он формируется под действием различных условий, под влиянием родителей и общес-тва. Необходима непреклонная решимость выковать необходимый характер и закалить его в жизненных ситуациях. Неустанно со-вершенствуя свой характер, мы из прими-тивного человека превращаемся в прод-винутого и, далее, в просветлённого чело-века. Статус человека определяется не его материальным положением и не положением в обществе, прежде всего он определяется чертами характера. Человек с характером всегда стоит над обстоятельствами! Он настойчиво добивается и упорно работает. Он не оглядывается назад, а решительно идёт вперёд! Он не раздражается и не волнуется. Он никогда не падает духом и не разочаро-вывается. Он полон энергии! Он всегда усер-ден, устремлён и охвачен энтузиазмом! Он истинный хозяин своей судьбы! Приведённая ниже классификация черт характера и связь их с энергетическими центрами человека поможет вам сориентироваться в вопро-сах: 1- определения примитивных качеств характера вашей личности и связи этих ка-честв с конфликтными жизненными ситуа-циями, стрессами и болезнями; 2- опреде-ления связи качеств характера со стихиями, а также определения связи качеств с соответ-ствующими этим стихиям центрами; 3- опре-деления качеств характера, рассеивающих вашу жизненную силу и, наоборот, блоки-рующих; 4-определения перспективы разви-тия более совершенных качеств характера

 

8. Эмоции и чувства. Классификация чувств. Эмоции – реакция человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющих явно выраженную субъективную окраску. Главное в эмоциях – лучшее понимание друг друга. Самая старая и распространенная эмоция – удовольствие от удовлетворения органических потребностей и неудовольствие. Чувства—высшие культурно обусловленные переживания, связанные с потребностями человека, возникшими в ходе исторического развития человечества: общение, деятельность, социальное одобрение и др., а также со всеми духовными потребностями. По времени протекания выделяют: Настроение – слабо-выраженное эмоциональное состояние, кото-рое отличается продолжительностью, слабым осознанием причин и факторов их вызы-вающих. Аффекты – наступают в результате каких-либо потрясений. Стресс – реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку. Фрустрация – тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека на пути к достижению цели. Страсть – глубокие, силь-ные и устойчивые эмоциональные пережи-вания в ярко выраженной окраской.

Сублимация – трансформация сексуальной энергии в различные виды творческой дея-тельности. Чувства—высшие культурно обусловленные переживания, связанные с потребностями человека, возникшими в ходе исторического развития человечества: обще-ние, деятельность, социальное одобрение и др., а также со всеми духовными потребнос-тями Особую группу составляют высшие чу-вства: -нравственные чувства в форме пере-живаний выражают отношение человека к людям, обществу, своим обязанностям, са-мому себе. -интеллектуальные чувства возни-кают в процессе умственной деятельности, связаны с познавательным процессом и тво-рчеством, активизируют психические про-цессы -эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком пре-красного, это любовь к красоте. Их исто-чником служит природа, произведения искусств, люди.

9. Воля и волевые процессы. Виды волевых действий. Воля - это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Воля является действенной стороной сознания человека, то есть таким его ка-чеством, благодаря которому психическая деятельность влияет на деятельность прак-тическую. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного заверше-ния в условиях преодоления трудностей. Волевое действие. Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Первоначальным моментом всякого волевого действия - его первой фазой - является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить как перед собой, так и перед другими людьми, принимать или отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни. Следующий момент волевого действия - вторая фаза волевого процесса - стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели. После постановки цели и определения средств ее достижения на-ступает следующий момент волевого дей-ствия - третья фаза волевого процесса – при-нятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью. Далее следует заклю-чительная - четвертая фаза волевого процесса - исполнение принятого решения. Исполнить решение - значит практически достигнуть цели. Виды волевых действий. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего — в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков. Целеустрем-ленность-под целеустремленностью понима-ют сознательную и активную направленность личности на определенный результат дея-тельности. Целеустремленный человек имеет ясные личные цели и не разменивается на мелочи. Такие люди точно знают, чего хотят, куда идут, за что борются. Инициативность-инициативность обычно основывается на обилии и яркости новых идей, планов, бо-гатом воображении. Выдержка позволяет затормозить дейтвия, мысли, чувства, кото-рые неадекватны ситуации. Решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и непоколебимые решения. Решительность проявляется в вы-боре доминирующего мотива, в выборе пра-вильных действий, в выборе адекватных средств достижения цели. Энергичность — это мобилизация сил на достижение цели. Однако нередко энергичность проявляется лишь на начальных этапах выполнения дей-ствия. Поэтому подлинно ценным качеством энергичность становится, лишь соединив-шись с настойчивостью. Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая запала в борьбе с труд-ностями. Настойчивый человек не останав-ливается перед неудачами, не обращает внимание на упреки или противодействия других людей.

14. Общение, его функции, структура, виды Общение – сложный, многоплановый процесс установления контакта между людьми, порождающий потребность совмес-тной деятельности. Функции: 1) общение яв-ляется формой существования и проявления человеческой сущности 2)оно выполняет коммуникативно-сверочную функцию 3) формирующая 4)выступает условием фор-мирования и принимает психологический облик человека 5) играет подтверждающую психотерапевтическую роль в жизни чело-века 6) самоутверждение 7) организующая функция 8) прагматическая функция 9) внутриличностная функция. 3 аспекта: 1) содержание: информация о человеке при передаче от одного другому 2) условие: то, ради чего у человека возникает данный ас-пект 3) средства: способы кодирования пере-дачи, переработки и расшифровки инфор-мации, переданной в процессе общения Виды общения. 1. По содержанию: Материальное (обмен предметами и продуктами деятель-ности) Когнитивное (обмен знаниями) Кон-диционное (обмен психическими или физи-ологическими состояниями: поднять или испортить настроение) Мотивационное (об-мен побуждениями, целями, интересами, мо-тивами, потребностями) Деятельностное (об-мен умениями и навыками, действиями, операциями) 2. По целям: • Биологическое – необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.• Социальное – расшире-ние и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида. 3. По средствам: • Непосредственное – с помо-щью естественных органов (руки, голова, ту-ловище, голосовые связки). • Опосредство-ванное – связано с использованием специ-альных средств и орудий для организации общения (печать, радио, телевидение). • Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте обще-ния. • Косвенное – осуществляется через по-средников, которыми могут выступать другие люди. Помимо этих выделяют и другие виды общения: Межличностное общение. Отли-чается эмоциональным характером, т.е. отно-шения между людьми строятся на основе эмоциональной привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от социальных рангов и ролей. Отношения фор-мируются «здесь и сейчас», причём содер-жание общения может гибко меняется, приспосабливаться к образу партнёра. Если общение будет вызывать взаимные симпатии, то оно будет продолжаться и наоборот.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал