![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды эксплуатации парка строительных машин. Виды и причины изнашивания машин. Виды технического обслуживания и ремонта машин
Увеличение сложности конструкции машин и повышение интенсивности использования строительной техники неразрывно связаны с поддержанием качества машин при их технической эксплуатации, т.е. обеспечением длительной работы машин с максимально возможной производительностью при наименьших затратах. Эти задачи решаются совокупностью мероприятий, относящихся к области производственной и технической эксплуатации машин. Под производственной эксплуатацией понимают выбор типа машин, их расстановку и определение технологических схем комплексной механизации. Техническая эксплуатация - это совокупность мероприятий, обеспечивающих поддержание качества машин при их эксплуатации, включающих приемку и сдачу машин, обкатку, монтаж и демонтаж, транспортирование, хранение и консервацию, техническое обслуживание и ремонт, снабжение эксплуатационными материалами и запасными частями, обеспечение безопасной эксплуатации и др. Степень использования строительных машин в значительной мере влияет на производительность труда и стоимость строительства. Высокая эффективность использования машинного парка достигается за счет правильного его комплектования и комплексного использования машин на объектах при полнорежимной двухсменной работе, с наименьшей затратой времени на монтаж, транспорт и демонтаж. Наибольшее распространение в строительстве получили мобильные универсальные самоходные краны, башенные краны. Одним из основных направлений технического прогресса в строительстве является комплексная механизация производственных процессов. Комплексная механизация - метод полностью механизированного выполнения тех или иных технологических процессов в строительстве. (Примеры). Развитие механизации создает предпосылки для ликвидации, прежде всею тяжёлого ручного труда, как на основных, так и на вспомогательных работах с заменой его более легким трудом по управлению и обслуживанию машин. В процессе эксплуатации строительной машины происходит изнашивание се деталей и узлов, являющееся основной причиной возникновения неисправностей и потерн работоспособности. Изнашиванием машины называется процесс разрушения поверхности, происходящий при трении и других видах механического взаимодействия, приводящий к изменению размеров и формы детали, а также качества поверхности трения. Различают следующие виды изнашивания деталей: абразивное изнашивание, изнашивание вследствие пластического течения материала,.изнашивание с хрупким разрушением поверхностного слоя, прилипание (схватывание) частиц контактирующих поверх ностей.ч механическое изнашивание, усиленное окислительным воздействием среды. Абразивное изнашивание возникает в результате попадания между трущимися поверхностями мелких твердых частиц минерального происхождения. Эти частицы внедряются в поверхность одной из трущихся поверхностей и воздействуют как резец на Другую поверхность, образуя на ней риски, царапины и кратеры. В процессе абразивного изнашивания играют существенную роль мелкие металлические частицы, отделившиеся от трущейся поверхности. Изнашивание вследствие пластического течения материала поверхности возникает при больших нагрузках (больших контактных напряжениях) и перемещении одной поверхности по другой. Примером пластического изнашивания могут служить раскат обода ходового колеса, пластическая деформация зубьев зубчатых колес и т. д. Механическое изнашивание с хрупким разрушением поверхностного слоя возникает, когда поверхность одной из контактирующих деталей в результате многократной деформации и усталости металла поверхностного слоя становится хрупкой. На поверхности появляются микротрещины, единичные или групповые осповидные впадины. Изнашивание в результате слипания (схватывания) частиц металла контактирующих поверхностей происходит при высоких скоростях скольжения, значительных удельных давлениях, недостаточной смазке и повышенной температуре, возникающей при трении; образуются большие задиры, а иногда наступает и полное схватывание деталей. Механическое изнашивание с одновременным коррозионным процессом возникает при трении поверхностей и разрушении их под воздействием жидкой или газообразной агрессивной среды. Скорость изнашивания имеет различные значения в зависимости от конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов. Важнейшими факторами, влияющими на скорость изнашивания, являются: нагрузки и скорость скольжения в сопряженной паре, качество смазки, наличие абразивных частиц между трущимися поверхностями, качество сопряженных поверхностей, твердость материала. Чем больше удельная нагрузка и больше скорость скольжения, тем быстрее изнашиваются трущиеся поверхности. Наличие абразивных частиц в смазке приводит к изнашиванию, скорость которою зависит от количественного содержания абразива и его твердости. Несоответствие сорта смазки характеру работы трущихся поверхностей может обусловить вытеснение смазки, нарушение масляной пленки и возникновение сухого трения. Количество и качество масляной среды в трущейся паре определяют вид фения: жидкое, полужидкое, полусухое и сухое; при этом скорости изнашивания могут существенно различаться. Неточность изготовления, искажение формы, шероховатость и волнистость контактирующих поверхностей деталей приводят к тому, что площадь касания уменьшается, и поэтому в точках касания возникают большие контактные натяжения, вызывающие пластические деформации. В целях устранения и уменьшения влияния неточности контактных поверхностей после сборки машины на заводе и в начальной стадии ее эксплуатации производят обкатку, т. е. заставляют машину работать сначала вхолостую, а затем с небольшими, постепенно увеличивающимися, нагрузками. В процессе обкатки площадь контакта увеличивается (происходит приработка) и качество контактных поверхностей улучшается. Разборка и сборка машины при эксплуатации и ремонте в случае изменения первоначального положения деталей и их соосности нарушает приработку контактных поверхностей и приводит к ускорению изнашивания деталей. Изнашивание машины существенным образом зависит также от условий ее эксплуатации, интенсивности работы, квалификации машиниста, климатических и грунтовых условий. Хорошо поставленное техническое обслуживание и своевременный качественный ремонт машины обеспечивают продолжительность ее эксплуатации; иногда большую, чем установлено нормативами. В этом случае машина за период своей эксплуатации выработает продукции больше, чем предусматривалось по расчету, и поэтому удельный вес затрат на ее эксплуатацию, входящий составной частью в себестоимость единицы продукции, будет меньшим. Система технического обслуживания и ремонта машин основана на обязательном планировании, подготовке и проведении соответствующих видов технического обслуживания и ремонта каждой машины, находящейся в эксплуатации, с заданной последовательностью и периодичностью. Продолжительность периодов между профилактическими операциями определяют на основании данных анализа отказов машин и оборудования. Организационно-технические мероприятия по обеспечению надежности машин в условиях эксплуатации разрабатываются и осуществляются с учетом безусловного выполнения рекомендаций, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации заводов-изготовителей, а также требований к техническому состоянию машин и правил безопасной эксплуатации, установленных Госгортехнадзором, Госавтоинспекцией и действующими государственными и отраслевыми стандартами. Различают следующие виды технического обслуживания: при использовании, ожидании, хранении, транспортировании, в особых условиях, с периодическим контролем, с непрерывным контролем; кроме того — периодическое, сезонное, регламентированное. Техническое обслуживание при использовании выполняют при подготовке изделия к использованию по назначению, использовании по назначению, а также непосредственно после ею окончания. Периодическое техническое обслуживание выполняется через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени. Сезонное техническое обслуживание выполняется для подготовки изделия к использованию в осенне-зимних или ве сенне-летних условиях. Регламентированное техническое обслуживание предусматривается нормативно-технической документацией и выполняется с периодичностью и в объеме, установленными в ней, независимо от технического состояния изделия в момент начала технического обслуживания. Значительная часть дефектов машин и оборудования, являющихся причиной неплановых ремонтных работ, может быть не только выявлена, но и устранена слесарями в процессе профилактических ежесменных визуальных осмотров. В состав работ технического обслуживания входят, кроме контрольного осмотра перед пуском рабочих органов машины, ходовой части, тормозов, освещения, сигналов, автоматического управления и т. п., также работы по необходимой чистке, смазке и подготовке машины к передаче при смене бригад. Согласно «Рекомендациям по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин» в процессе использования машин проводятся: а) ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое перед началом, в течение или после рабочей смены; б) плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом порядке через определенные установленные заводами-изготовителями величины наработки; в) сезонное техническое обслуживание (СО), выполняемое два раза в гол при подготовке машины к использованию в период последующего сезона (летнего или зимнего). Ежесменные технические обслуживания строительных машин проводятся машинистами (членами экипажа), за которыми закреплена машина. Если на машинистов возложена функция только оператора по управлению машиной, то ежесменное техническое обслуживание проводится централизованно во внесменное время персоналом специализированных участков планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин. Периодические технические обслуживания включают работы ежесменного технического обслуживания и, кроме того, мойку машины и контроль за техническим состоянием механизмов, приборов, канатов, системы гидравлики и рабочего оборудования, машины в целом; крепление деталей; регулировку сопряжений и механизмов; смазывание сборочных единиц и заправку машин; опробование действий отдельных механизмов, рабочего оборудования и машины в целом. Периодические технические обслуживания для конкретных машин различаются между собой периодичностью выполнения и составом работ. В этих случаях каждому виду периодического технического обслуживания в зависимости от последовательности его проведения присваивается порядковый номер начиная с первого, например: ТО-1, ТО-2 и т. д. В состав работ периодического технического обслуживания, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждою из предшествующих видов технических обслуживании, включая ежесменное. Для сохранения работоспособности машины при транспортировании и хранении проводятся специальные технические обслуживания в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. Виды и периодичность, а также состав и порядок выполнения работ по техническому обслуживанию указываются заводом-изготовителем в эксплуатационной документации по каждой модели машины.
Список использованной литературы · Добронравов С.С., Дронов В.Г. Строительные машины и основы автоматизации. М.: Высшая школа.2006 · Добронравов С.С., Добронравов М.С., Строительные машины и оборудование. Справочник. М.: Высшая школа. 2006 · Белецкий Б.Ф. Технология и механизация строительного производства. Учебник. Ростов на Дону.: Феникс.2003 · https://www.bibliotekar.ru/ · https://knowledge.allbest.ru/
|