![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8: Фирма в условиях конкуренции.Стр 1 из 2Следующая ⇒
1. Общая характеристика рыночных структур. 2. Фирма в условиях чистой конкуренции. Процесс максимизации прибыли. 3. Фирма в условиях чистой монополии. 4. Фирма в условиях монополистической конкуренции. 5. Фирма в условиях олигополии. Модели олигополистического ценообразования.
В этой теме выясняются рыночные структуры и принципы существования фирмы в условиях чистой (совершенной) конкуренции, чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.
1. Общая характеристика рыночных структур. В предпринимательском секторе экономики существует бесконечное число различных ситуаций, ибо нет двух схожих отраслей. На одном полюсе мы можем встретить единственного производителя, господствующего на рынке, на другом – обнаруживаем тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими крайностями располагается множество рыночных структур. Рыночная структура – структура, которая охватывает все аспекты рынка любого товара, влияющие на поведение и деятельность фирм. В экономической литературе рассматриваются четыре основные, теоретически возможные рыночные структуры: 1) совершенная конкуренция; 2) монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия. При совершенной, или чистой, конкуренции на рынке присутствуют одновременно множество фирм; ни одна фирма не занимает значительной доли рынка; продукция является однородной, вход и выход из отрасли не связаны с какими-либо трудностями; покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации. Равный доступ к информации означает, что все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и на все виды затрат, необходимых для их производства. Покупатели знают все о характеристике продукта, производители располагают информацией о производственной технологии. Под монополией понимается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги. Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией – дело легкое. Олигополия – рынок нескольких фирм. Небольшое число продавцов означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения при ценообразовании и определений объема производства. Продукты при олигополии могут быть стандартизированы (такие, как сталь или алюминий) или дифференцированы (автомобили или пишущие машинки). Как правило, вступление в олигополистские отрасли – дело очень сложное. Покупатели и продавцы далеко не всегда имеют равный доступ к информации. Характеристики названных рыночных структур можно обобщить в виде табл. (см.: Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. С.165).
|