Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночные структуры






 

Рыночные структуры Количество и размеры фирм Характер про­дукции Условия входа и выхода Доступность ин­формации
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Никаких за­труднений Равный до­ступ ко всем видам инфор­мации
Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения
Монополисти­ческая конкуренция Множество мелких фирм Разнородная продукция Никаких за­труднений Некоторые ограничения
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная или однород­ная продук­ция Возможны от­дельные пре­пятствия Некоторые ограничения

 

Таким образом, рыночная структура характеризуется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой. К числу этих условий относятся: количество и размеры фирм, характер продук­ции, свобода входа и выхода, доступность информации. Совершенная конкуренция и монополия представляют со­бой «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Рынков, полностью соответствующих параметрам этих структур, в реальной действительности не сущест­вует. Что же касается монополистической конкуренции и олигополии, то эти структуры характерны для большинст­ва рынков (о реальных и идеальных рыночных структурах см.: Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономиче­ская модель. СПб., 1993. С. 166-167).

 

2. Фирма в условиях чистой конкуренции. Процесс максимизации прибыли.

Совершенная конкуренция представляет собой идеа­льный рынок, однако его анализ имеет большое значение: 1) существуют еще отрасли, структура которых близка к условиям совершенной конкуренции; 2) изучение этого рынка позволяет легче разобраться с реально существующими рыночными структурами: мо­нополистической конкуренцией и олигополией; 3) совершенная конкуренция – это оптимальный ры­нок, с ее помощью может быть оценена эффективность реальной экономики.

При совершенной конкуренции фирма не может повли­ять на рыночную цену, она руководствуется рыночной це­ной. При уменьшении производства и при повышении его объема цена остается прежней. Поэто­му для отдельной фирмы предельный доход равен цене, так как все единицы продукции она продает по одной цене. В силу этого кривая спроса будет совпадать с кривой ее предельного дохода. Поскольку цена на единицу про­дукции постоянна, то общий доход все время по мере про­дажи каждой единицы продукции растет на постоянную величину. Так, если цена равна 50 ден. ед., то валовой доход будет: 0, 50, 100, 150 и т.д. Средний доход совпадает с ценой про­дукции и, следовательно, с предельным доходом.

Фирма опреде­ляет тот объем производства продукции, при котором она получит максимум прибыли или минимальные убыт­ки в краткосрочном периоде. В этом периоде при измене­нии объема производства постоянные издержки (FC) неиз­менны (количество оборудования не изменяется). Переменные издержки (VC) изменяются вместе с объемом производства. Следовательно, изменение общих издер­жек (TC) вызывается изменением переменных.

Существуют два подхода к определению того объема производства, при котором фирма будет получать макси­мум прибыли или минимальные убытки:

1) сравнение валового (общего) дохода и валовых (общих) издержек (фирма будет максимизировать прибыль, производя такой объем про­дукции, при котором валовой доход превышает TC на наибольшую величину; убытки будут мини­мизированы путем производства, при котором превыше­ние TC над валовым доходом является ми­нимальным и меньше, чем TFC);

2) сравнение предельного дохода и предельных издержек (MC). Здесь фирма будет мак­симизировать прибыль или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продук­ции, при котором цена или предельный доход равны MC; если цена меньше, чем средние пере­менные издержки (AVC), фирма, закрываясь, будет минимизиро­вать свои убытки. (Эти два подхода к максимизации при­были и минимизации убытков см.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992. С.69-79).

В долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних из­держек производства. Экономиче­ские прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут массовой отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции. Кривая предложения в долгосрочном периоде совершенно эластична для отрасли с постоянными издержками, не является восходящей для отрасли с возрастающими из­держками.

При определенных условиях фирма будет находиться в состоянии равновесия. Равновесие – это такое состоя­ние, когда фирма работает наилучшим образом и поэто­му ничего не изменяет в своем положении. Чтобы фирма находилась в состоянии долгосрочного равновесия, необходимо выполнение следующих условий: |

1) фирма не должна иметь мотивов к изменению объема выпуска продукции;

2) фирма не должна иметь стимулов к изменению сво­их размеров;

3) не должно существовать мотивов у других фирм прийти в эту отрасль или мотивов у старых фирм покинуть отрасль.

В заключение отметим, что рынок совершенной конкуренции, как утверждают экономисты, работает наиболее эффективно.

 

3. Фирма в условиях чистой монополии.

Монополия – это исключительное право в какой-ли­бо среде деятельности. Фирма, являющаяся единственным производителем продукции и контролирующая выпуск продукции всей отрасли, называется монополи­стом.

В экономической теории выделяют следующие виды монополии: естественную, организационную, технологи­ческую и экономическую. Естественная монополия – единственная фирма, обслуживающая весь рынок вслед­ствие минимизации издержек производства и высокой эффективности, обусловленных экономией на масшта­бах производства. Организационная монополия вы­ступает как объединение одинаковых по профилю видов деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации). Технологическая (техническая, производственная) монополия – предприятие (объединение), контролирую­щее производство и сбыт определенной продукции, спе­цифика технологии производства которой обусловливает крупные размеры. Экономическая монополия – иск­лючительный контроль над определенным видом торго­во-промышленной деятельности. Можно выделить искусственные монополии – это монополии, создан­ные государством в целях концентрации и специализа­ции производства.

Выделяются также формы монополии: низшие – вре­менные союзы и соглашения (пулы, ринги, корнеры и т.д.) и высшие – картель, синдикат, трест, концерн. В картеле предприятия являются самостоятельными и в производственном, и в коммерческом отношении: они устанавливают единые цены, квоты на производство и реализацию продукции, осуществляют раздел рынка. В синдикате предприятия теряют ком­мерческую самостоятельность, а реализацию продукции, закупку сырья осуществляет контора синдиката. В тресте предприятия лишены и производственной, и коммер­ческой самостоятельности. Концерн – объединение предприятий ряда отраслей национальной экономики, вклю­чая банки, транспорт, торговые компании.

Особенности хозяйствования в условиях чистой монополии связаны с монополизмом. В качестве форм проявления монополизма выступают: взвинчивание цен и сокращение производства, рост рента­бельности и сокращение расходов на рекламу, снижение качества продукции.

Монополия стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции. Монополия, как и другая фирма, может оказаться не в состоянии получать прибыль в краткосрочном периоде. Тогда она ставит за­дачу минимизировать убытки. Как обычная фирма, она будет производить продукцию до тех пор, пока цена продукции будет больше AVC. Если же цена не только не покрывает ATC, но даже и AVC, то фирма прекратит выпуск продукции.

В долгосрочном периоде монополия, не сталкивающая­ся с конкуренцией, максимизирует прибыль, выпуская та­кой объем продукции, при котором долгосрочные MC равны долгосрочному предельному доходу. Причем, цена, максимизирующая прибыль, в долгосроч­ном периоде может быть ниже цены, максимизирующей прибыль, в краткосрочном периоде. Это стратегия лимити­рующего ценообразования. Заниженная цена уменьшает вероятность появления конкурентов на рынке.

Монополия не гарантирует экономическую прибыль (сверх нормальной прибыли). Однако вероятность ее по­лучения для монополии больше, чем для конкурентов. При совершенной конкуренции в долгосрочном периоде высокие прибыли привлекут в отрасль новые фирмы, увеличивая предложение продукции и понижая цену. В условиях монополии барьеры не дают проникнуть в от­расль другим фирмам. Поэтому монополисты могут удер­жать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде.

Равновесие в долгосрочном периоде достигается при таком уровне выпуска, когда MC равны предельно­му доходу. В этой ситуации фирма безубыточна. В про­тивном случае она покидает рынок, будучи не в состоя­нии компенсировать свои долгосрочные средние издерж­ки.

Мы рассмотрели монополию при условии, когда все единицы продукции реализуются по одной цене. Однако есть фирмы, которые устанавливают разную цену для раз­ных покупателей, т.е. осуществляют ценовую дискрими­нацию. Это способствует увеличению прибыли и произво­димой продукции.

Экономисты не сходятся во мнении относительно того, насколько чистая монополия способствует научно-техни­ческому прогрессу. Одни считают, что чистая монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, т.к. в большей степени способ­на обеспечивать финансирование научно-исследовательских работ. Дру­гие, наоборот, доказывают, что отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста полностью использовать существующее оборудование не способствуют осуществлению нововведений.

 

4. Фирма в условиях монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция – это такая ры­ночная ситуация, при которой относительно большее число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Для монополистической конкуренции, в отличие от совершенной, не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравни­тельно небольшого их числа (например, 25, 35, 45). Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции. Эти признаки названы выше.

Деятельность фирмы в условиях монополистической конкуренции характеризуется следующим. Рост числа фирм, реализующих товар, увеличивает число имею­щихся в наличии заменителей. Новые фирмы появляют­ся до тех пор, пока извлекается прибыль. Ни одна фирма не получает прибыль выше нормативной. Вхождение но­вых фирм снижает спрос и предельный доход. В кратко­срочном периоде фирма в условиях монополистической конкуренции может либо получать прибыль, либо столк­нется с убытками. В долгосрочном периоде эти колеба­ния выравниваются. Появление новых фирм в отрасли и выход из нее регулируются величиной ожидаемой при­были. Если она окажется выше, число фирм в отрасли увеличится, и наоборот. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывают тенденцию получения ими норма­льной прибыли в долгосрочном периоде. Принцип мак­симизации прибыли регулирует не только действия фирм в области производства и ценообразования, но и в сфере приложения капитала. Фирма будет максимизиро­вать прибыли и минимизировать убытки в краткосроч­ном периоде при производстве такого объема продукции, при котором предельный доход будет равен MC. Долгосрочное равновесие достигается при объеме производства, если цена просто покрывает издер­жки на единицу продукции.

Что касается монополистической конкурен­ции и эффективности, то при монополи­стической конкуренции не достигается ни эффективного использования ресурсов (P> MC), ни производственной эффективности (P> минимальных средних издержек). Однако у монополистической конкуренции существуют и положительные черты:

1) дифференциация продукта в какой-то мо­мент времени;

2) улучшение продукта с течением времени.

Посредством не только изменения продукта, но и из­менения расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут ее издержки. Дифференциация продукта, хотя и связана с определенным риском и проблемами, предоставляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улуч­шение в перспективе. Относительно пользы рекламы существует разногласие среди экономи­стов. Сторонники рекламы считают, что она:

1) помогает потребителям в осуществлении разумного выбора;

2) ускоряет развитие продукта;

3) позволяет фирмам реализовать эффект масштаба;

4) стимулирует конкуренцию;

5) поощряет расходы и высокий уровень занятости.

Критики заявляют, что реклама:

1) скорее сбивает с толку, чем информирует;

2) нерационально перемещает ресурсы из более важ­ных областей применения;

3) приводит к более высоким, а не более низким издер­жкам и ценам;

4) поощряет монополию;

5) не является стратегическим фактором, определяю­щим расходы и занятость (см.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992. С. 118-121).

 

5. Фирма в условиях олигополии. Модели олигополистического ценообразования.

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой в отрасли существует более одного, но ограни­ченное число конкурентов. Она делает фирмы зависи­мыми друг от друга в конкурентной борьбе. Зависи­мость поведения каждой фирмы от реакции конкурен­тов называется олигополистической взаимосвязью. Ре­зультат ее – стремление к заключению различных договоренностей о ценах, рынках сбыта, картелирование, джентльменские соглашения и т.д. Олигополия производит однородную или разнородную продукцию. Если олигополия контролирует 60-80% рынка, то ее называют доминирующей олигополией. В западной экономической теории отсутствует единая ха­рактеристика олигополии ввиду множества рыночных ситуаций, воплощенных в этой модели. Выделяют же­сткие и расплывчатые олигополии. К первым относят олигополии, когда 2-3 фирмы господствуют на рынке, ко вторым – когда 6-7 фирм делят 70-80% рынка. Разработано множество теорий олигополии, описываю­щих конкретные хозяйственные ситуации. Наиболее распространенные: теория Курно, дуополия (2 производителя в отрасли), теория, анализирующая фир­му в условиях олигополии на основе теории игр и др. (см.: Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономиче­ская модель. СПб. 1992. С. 235-240).

Существование олигополии объясняется экономией издержек и трудностями выхода конкурентов на данный рынок, наличием ряда препятствий – барьеров, таких, как высокая стоимость выхода или размеры необходимо­го капитала, контроль над стратегическим сырьем, огромные расходы на рекламу.

Признаки олигополии:

1) число фирм невелико, есть крупные фирмы;

2) производит разнородную или однородную продукцию;

3) существуют отдельные препятствия при входе;

4) некоторые ограничения в получении информации.

Механизм олигополистического ценообразования характеризуется двумя взаимосвязанными чертами:

1) негибкостью или «жесткостью» цен, т.е. достаточным их постоянством (они изменяются реже, чем в других рыночных структурах);

2) согласованностью действий всех фирм в области ценообразования.

Даже при изменении издержек или спроса фирма не склонна к изменению цены. Она пола­гает, что если ей придется поднять цену, то другие по­следуют за ней, что приведет к потере части рынка. Та­ким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать «войну цен». Олигополия при определении цены и объема производства должна учи­тывать не только поведение потребителей (как при дру­гих рыночных структурах), но и реакцию своих конку­рентов. Если цены изменяются, то, как правило, фир­мы изменяют их все вместе.

При олигополии распространено лидерство в ценах. Оно имеет место, когда в отрасли есть одна крупная фирма при наличии фирм-конкурентов значительно меньших размеров. Крупная фирма может владеть 60-80% рынка, а остальное она оставляет конкурентам. На своей части рынка она ведет себя как монополист, хотя формально монополистом не считается. Крупная фирма определяет цену, объем производства. Мелкие фирмы автоматически следуют за ее ценой. Лидер так­же сам регулирует объем производства и спрос. Таким образом, лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цены на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером – чаще всего доминирующей в данной отрасли и на дан­ном рынке крупной фирмой. Это демонстрирует своеоб­разный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказуемо.

Поскольку цены при олигополии довольно неэластич­ны, жестки, в основном применяется неценовая конку­ренция. Ее причины:

1) конкурентам достаточно сложно повторить рекла­му и изменить продукт;

2) конкуренты легко отвечают на снижение цен;

3) олигополистические фирмы часто имеют вполне до­статочные финансовые ресурсы для того, чтобы финан­сировать неценовую конкуренцию.

По мнению многих экономистов, олигополия способ­ствует научно-техническому прогрессу и отличается эффективностью. Это объясняется следующим: 1) крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических но­вовведений; 2) конкурентная борьба между фирмами способствуют развитию НТП.

Другие экономисты считают, что результаты деятельности олигополии те же, что у монополии. Олигополии мешают внедрению новых достижений в национальной экономике, сдержи­вают научно-технический прогресс, замедляют мораль­ный износ капитала.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал