![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рыночные структуры ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Таким образом, рыночная структура характеризуется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой. К числу этих условий относятся: количество и размеры фирм, характер продукции, свобода входа и выхода, доступность информации. Совершенная конкуренция и монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Рынков, полностью соответствующих параметрам этих структур, в реальной действительности не существует. Что же касается монополистической конкуренции и олигополии, то эти структуры характерны для большинства рынков (о реальных и идеальных рыночных структурах см.: Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1993. С. 166-167).
2. Фирма в условиях чистой конкуренции. Процесс максимизации прибыли. Совершенная конкуренция представляет собой идеальный рынок, однако его анализ имеет большое значение: 1) существуют еще отрасли, структура которых близка к условиям совершенной конкуренции; 2) изучение этого рынка позволяет легче разобраться с реально существующими рыночными структурами: монополистической конкуренцией и олигополией; 3) совершенная конкуренция – это оптимальный рынок, с ее помощью может быть оценена эффективность реальной экономики. При совершенной конкуренции фирма не может повлиять на рыночную цену, она руководствуется рыночной ценой. При уменьшении производства и при повышении его объема цена остается прежней. Поэтому для отдельной фирмы предельный доход равен цене, так как все единицы продукции она продает по одной цене. В силу этого кривая спроса будет совпадать с кривой ее предельного дохода. Поскольку цена на единицу продукции постоянна, то общий доход все время по мере продажи каждой единицы продукции растет на постоянную величину. Так, если цена равна 50 ден. ед., то валовой доход будет: 0, 50, 100, 150 и т.д. Средний доход совпадает с ценой продукции и, следовательно, с предельным доходом. Фирма определяет тот объем производства продукции, при котором она получит максимум прибыли или минимальные убытки в краткосрочном периоде. В этом периоде при изменении объема производства постоянные издержки (FC) неизменны (количество оборудования не изменяется). Переменные издержки (VC) изменяются вместе с объемом производства. Следовательно, изменение общих издержек (TC) вызывается изменением переменных. Существуют два подхода к определению того объема производства, при котором фирма будет получать максимум прибыли или минимальные убытки: 1) сравнение валового (общего) дохода и валовых (общих) издержек (фирма будет максимизировать прибыль, производя такой объем продукции, при котором валовой доход превышает TC на наибольшую величину; убытки будут минимизированы путем производства, при котором превышение TC над валовым доходом является минимальным и меньше, чем TFC); 2) сравнение предельного дохода и предельных издержек (MC). Здесь фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором цена или предельный доход равны MC; если цена меньше, чем средние переменные издержки (AVC), фирма, закрываясь, будет минимизировать свои убытки. (Эти два подхода к максимизации прибыли и минимизации убытков см.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992. С.69-79). В долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства. Экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут массовой отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции. Кривая предложения в долгосрочном периоде совершенно эластична для отрасли с постоянными издержками, не является восходящей для отрасли с возрастающими издержками. При определенных условиях фирма будет находиться в состоянии равновесия. Равновесие – это такое состояние, когда фирма работает наилучшим образом и поэтому ничего не изменяет в своем положении. Чтобы фирма находилась в состоянии долгосрочного равновесия, необходимо выполнение следующих условий: | 1) фирма не должна иметь мотивов к изменению объема выпуска продукции; 2) фирма не должна иметь стимулов к изменению своих размеров; 3) не должно существовать мотивов у других фирм прийти в эту отрасль или мотивов у старых фирм покинуть отрасль. В заключение отметим, что рынок совершенной конкуренции, как утверждают экономисты, работает наиболее эффективно.
3. Фирма в условиях чистой монополии. Монополия – это исключительное право в какой-либо среде деятельности. Фирма, являющаяся единственным производителем продукции и контролирующая выпуск продукции всей отрасли, называется монополистом. В экономической теории выделяют следующие виды монополии: естественную, организационную, технологическую и экономическую. Естественная монополия – единственная фирма, обслуживающая весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности, обусловленных экономией на масштабах производства. Организационная монополия выступает как объединение одинаковых по профилю видов деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации). Технологическая (техническая, производственная) монополия – предприятие (объединение), контролирующее производство и сбыт определенной продукции, специфика технологии производства которой обусловливает крупные размеры. Экономическая монополия – исключительный контроль над определенным видом торгово-промышленной деятельности. Можно выделить искусственные монополии – это монополии, созданные государством в целях концентрации и специализации производства. Выделяются также формы монополии: низшие – временные союзы и соглашения (пулы, ринги, корнеры и т.д.) и высшие – картель, синдикат, трест, концерн. В картеле предприятия являются самостоятельными и в производственном, и в коммерческом отношении: они устанавливают единые цены, квоты на производство и реализацию продукции, осуществляют раздел рынка. В синдикате предприятия теряют коммерческую самостоятельность, а реализацию продукции, закупку сырья осуществляет контора синдиката. В тресте предприятия лишены и производственной, и коммерческой самостоятельности. Концерн – объединение предприятий ряда отраслей национальной экономики, включая банки, транспорт, торговые компании. Особенности хозяйствования в условиях чистой монополии связаны с монополизмом. В качестве форм проявления монополизма выступают: взвинчивание цен и сокращение производства, рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу, снижение качества продукции. Монополия стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции. Монополия, как и другая фирма, может оказаться не в состоянии получать прибыль в краткосрочном периоде. Тогда она ставит задачу минимизировать убытки. Как обычная фирма, она будет производить продукцию до тех пор, пока цена продукции будет больше AVC. Если же цена не только не покрывает ATC, но даже и AVC, то фирма прекратит выпуск продукции. В долгосрочном периоде монополия, не сталкивающаяся с конкуренцией, максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором долгосрочные MC равны долгосрочному предельному доходу. Причем, цена, максимизирующая прибыль, в долгосрочном периоде может быть ниже цены, максимизирующей прибыль, в краткосрочном периоде. Это стратегия лимитирующего ценообразования. Заниженная цена уменьшает вероятность появления конкурентов на рынке. Монополия не гарантирует экономическую прибыль (сверх нормальной прибыли). Однако вероятность ее получения для монополии больше, чем для конкурентов. При совершенной конкуренции в долгосрочном периоде высокие прибыли привлекут в отрасль новые фирмы, увеличивая предложение продукции и понижая цену. В условиях монополии барьеры не дают проникнуть в отрасль другим фирмам. Поэтому монополисты могут удержать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде. Равновесие в долгосрочном периоде достигается при таком уровне выпуска, когда MC равны предельному доходу. В этой ситуации фирма безубыточна. В противном случае она покидает рынок, будучи не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки. Мы рассмотрели монополию при условии, когда все единицы продукции реализуются по одной цене. Однако есть фирмы, которые устанавливают разную цену для разных покупателей, т.е. осуществляют ценовую дискриминацию. Это способствует увеличению прибыли и производимой продукции. Экономисты не сходятся во мнении относительно того, насколько чистая монополия способствует научно-техническому прогрессу. Одни считают, что чистая монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, т.к. в большей степени способна обеспечивать финансирование научно-исследовательских работ. Другие, наоборот, доказывают, что отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста полностью использовать существующее оборудование не способствуют осуществлению нововведений.
4. Фирма в условиях монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция – это такая рыночная ситуация, при которой относительно большее число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Для монополистической конкуренции, в отличие от совершенной, не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа (например, 25, 35, 45). Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции. Эти признаки названы выше. Деятельность фирмы в условиях монополистической конкуренции характеризуется следующим. Рост числа фирм, реализующих товар, увеличивает число имеющихся в наличии заменителей. Новые фирмы появляются до тех пор, пока извлекается прибыль. Ни одна фирма не получает прибыль выше нормативной. Вхождение новых фирм снижает спрос и предельный доход. В краткосрочном периоде фирма в условиях монополистической конкуренции может либо получать прибыль, либо столкнется с убытками. В долгосрочном периоде эти колебания выравниваются. Появление новых фирм в отрасли и выход из нее регулируются величиной ожидаемой прибыли. Если она окажется выше, число фирм в отрасли увеличится, и наоборот. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывают тенденцию получения ими нормальной прибыли в долгосрочном периоде. Принцип максимизации прибыли регулирует не только действия фирм в области производства и ценообразования, но и в сфере приложения капитала. Фирма будет максимизировать прибыли и минимизировать убытки в краткосрочном периоде при производстве такого объема продукции, при котором предельный доход будет равен MC. Долгосрочное равновесие достигается при объеме производства, если цена просто покрывает издержки на единицу продукции. Что касается монополистической конкуренции и эффективности, то при монополистической конкуренции не достигается ни эффективного использования ресурсов (P> MC), ни производственной эффективности (P> минимальных средних издержек). Однако у монополистической конкуренции существуют и положительные черты: 1) дифференциация продукта в какой-то момент времени; 2) улучшение продукта с течением времени. Посредством не только изменения продукта, но и изменения расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут ее издержки. Дифференциация продукта, хотя и связана с определенным риском и проблемами, предоставляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе. Относительно пользы рекламы существует разногласие среди экономистов. Сторонники рекламы считают, что она: 1) помогает потребителям в осуществлении разумного выбора; 2) ускоряет развитие продукта; 3) позволяет фирмам реализовать эффект масштаба; 4) стимулирует конкуренцию; 5) поощряет расходы и высокий уровень занятости. Критики заявляют, что реклама: 1) скорее сбивает с толку, чем информирует; 2) нерационально перемещает ресурсы из более важных областей применения; 3) приводит к более высоким, а не более низким издержкам и ценам; 4) поощряет монополию; 5) не является стратегическим фактором, определяющим расходы и занятость (см.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992. С. 118-121).
5. Фирма в условиях олигополии. Модели олигополистического ценообразования. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой в отрасли существует более одного, но ограниченное число конкурентов. Она делает фирмы зависимыми друг от друга в конкурентной борьбе. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Результат ее – стремление к заключению различных договоренностей о ценах, рынках сбыта, картелирование, джентльменские соглашения и т.д. Олигополия производит однородную или разнородную продукцию. Если олигополия контролирует 60-80% рынка, то ее называют доминирующей олигополией. В западной экономической теории отсутствует единая характеристика олигополии ввиду множества рыночных ситуаций, воплощенных в этой модели. Выделяют жесткие и расплывчатые олигополии. К первым относят олигополии, когда 2-3 фирмы господствуют на рынке, ко вторым – когда 6-7 фирм делят 70-80% рынка. Разработано множество теорий олигополии, описывающих конкретные хозяйственные ситуации. Наиболее распространенные: теория Курно, дуополия (2 производителя в отрасли), теория, анализирующая фирму в условиях олигополии на основе теории игр и др. (см.: Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб. 1992. С. 235-240). Существование олигополии объясняется экономией издержек и трудностями выхода конкурентов на данный рынок, наличием ряда препятствий – барьеров, таких, как высокая стоимость выхода или размеры необходимого капитала, контроль над стратегическим сырьем, огромные расходы на рекламу. Признаки олигополии: 1) число фирм невелико, есть крупные фирмы; 2) производит разнородную или однородную продукцию; 3) существуют отдельные препятствия при входе; 4) некоторые ограничения в получении информации. Механизм олигополистического ценообразования характеризуется двумя взаимосвязанными чертами: 1) негибкостью или «жесткостью» цен, т.е. достаточным их постоянством (они изменяются реже, чем в других рыночных структурах); 2) согласованностью действий всех фирм в области ценообразования. Даже при изменении издержек или спроса фирма не склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать «войну цен». Олигополия при определении цены и объема производства должна учитывать не только поведение потребителей (как при других рыночных структурах), но и реакцию своих конкурентов. Если цены изменяются, то, как правило, фирмы изменяют их все вместе. При олигополии распространено лидерство в ценах. Оно имеет место, когда в отрасли есть одна крупная фирма при наличии фирм-конкурентов значительно меньших размеров. Крупная фирма может владеть 60-80% рынка, а остальное она оставляет конкурентам. На своей части рынка она ведет себя как монополист, хотя формально монополистом не считается. Крупная фирма определяет цену, объем производства. Мелкие фирмы автоматически следуют за ее ценой. Лидер также сам регулирует объем производства и спрос. Таким образом, лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цены на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером – чаще всего доминирующей в данной отрасли и на данном рынке крупной фирмой. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказуемо. Поскольку цены при олигополии довольно неэластичны, жестки, в основном применяется неценовая конкуренция. Ее причины: 1) конкурентам достаточно сложно повторить рекламу и изменить продукт; 2) конкуренты легко отвечают на снижение цен; 3) олигополистические фирмы часто имеют вполне достаточные финансовые ресурсы для того, чтобы финансировать неценовую конкуренцию. По мнению многих экономистов, олигополия способствует научно-техническому прогрессу и отличается эффективностью. Это объясняется следующим: 1) крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических нововведений; 2) конкурентная борьба между фирмами способствуют развитию НТП. Другие экономисты считают, что результаты деятельности олигополии те же, что у монополии. Олигополии мешают внедрению новых достижений в национальной экономике, сдерживают научно-технический прогресс, замедляют моральный износ капитала.
|