Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международные финансовые и кредитные институты, их характеристика⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 42
Международные финансовые и кредитные институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно – кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики. К ним относятся: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов, региональные банки развития Азии, Америки, Африки и др. Международный валютный фонд был учрежден в июле 1944 года на международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США). Его устав вступил в силу в декабре 1945 года, а свою деятельность фонд начал в мае 1946 года. Основными целями деятельности фонда являются: содействие международному валютному сотрудничеству и стабильности мировой валютной системы и обменных курсов валют; создание благоприятных условий для сбалансированного роста международной торговли; оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами – членами МВФ и устранении валютных ограничений; предоставление своим членам на временной основе финансовых ресурсов для корректировки платежных балансов; содействие уменьшению дефицита платежных балансов стран – членов МВФ. Республика Беларусь вступила в МВФ в 1992 году. Квота страны в фонде составляет 386, 4 млн. СДР (542, 1 млн. долл. США), что составляет 0, 19% от общей квоты. Республика Беларусь имеет право на 3, 054 голоса в МВФ, что составляет 0, 2% от общего числа голосов. В состав МВФ входит 182 страны. В процессе регулирования и поддержания стабильности мировой валютной системы большое значение имеет реализация функции МВФ как кредитора последней инстанции. Кредиты МВФ могут выдаваться как со счета общих ресурсов, так и из льготных источников. Кредиты со счета общих ресурсов реализуются в виде покупки странами – заемщиками иностранной валюты или СДР в обмен на национальную валюту. В определенные сроки заемщик должен произвести обратную операцию – выкупить свою валюту за счет СДР или валюты, указанной фондом. Льготные кредиты выдаются МВФ в виде ссуды под низкие проценты со счета специального использования. Наиболее часто используется механизм обычного кредитования – механизм «стэнд – бай». Стэнд – бай представляет собой соглашение, при котором государству предоставляется гарантия того, что при выполнении определенных условий оно получит иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Возврат таких ресурсов в срок до 5-и лет. Механизм льготного финансирования применяется для помощи беднейшим странам с целью устранения проблем платежного баланса, структурной перестройки экономики страны. МВФ оказывает помощь Республике Беларусь в области поддержки платежного баланса, совершенствования денежной системы, финансово-кредитной и экономической политики. За время членства в МВФ Республика Беларусь дважды пользовалась финансовыми ресурсами МВФ: - с 1992 по 2000 год по линии фонда системных трансформаций – 217, 2 млн. долл. США; - по механизму «стэнд-бай» - 77, 4 млн. долл. США. В феврале 2005 года указанные кредиты были полностью погашены. В конце 2008 года Правительство Республики Беларусь обратилось к руководству МВФ с просьбой о заключении кредитного соглашения «стэнд-бай». В результате Совет исполнительных директоров фонда 12 января 2009 года одобрил программу сроком на 15 месяцев и выделения нашей стране финансовых ресурсов в сумме 3, 46 млрд. долл. США для поддержания стабильности на валютном рынке, платежного баланса страны, большей устойчивости финансовой системы страны. Программа закончилась в апреле 2009 года. В связи с завершением программы «стэнд-бай» МВФ начал дополнительные консультации с Республикой Беларусь по мониторингу в постпрограммный период. С этой целью в июне и октябре 2011 г., а также феврале-марте 2012 г. состоялись визиты экспертов МВФ в Республику Беларусь. Экспертами МВФ положительно оценен реализованный Правительством и НБ РБ комплекс мер денежно-кредитного, валютного, ценового и бюджетно-налогового регулирования, которые позволили обеспечить макроэкономическую стабилизацию экономики, повысить конкурентоспособность белорусской продукции и улучшить внешнеторговое сальдо. Всемирный банк – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из пяти тесно связанных между собой организаций, входящих в систему ООН с общей целью – оказания финансовой помощи развивающимся странам за счет развитых стран. В группу Всемирного банка входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1945 г. с целью предоставления кредитов относительно богатым странам; Международная ассоциация развития (МАР), основанная в 1960 г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях беднейшим развивающимся странам; Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1956 г. с целью содействия экономическому развитию в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору; Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных коммерческими рисками; Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) – 1966 год. Республика Беларусь стала полноправным членом Всемирного банка в 1992 г. Оплаченный капитал – 400, 9 млн. долл. США, обладает 3, 233 голосов. За годы членства во Всемирном банке Республика Беларусь получила значительное кредитное и грантовое (безвозвратное) финансирование, а также существенную техническую помощь консультационного и информационно-аналитического характера. Основными направлениями деятельности Всемирного банка в Республике Беларусь являются: защита окружающей среды; здравоохранение; система социального обеспечения; развитие частного сектора. С 1993 по 2001 год страна получила на эти цели около 200, 0 млн. долл. США и 15, 0 млн. долл. США грантов. В 2001 году было подписано кредитное соглашение нашей страны с Всемирным банком по проекту «Модернизация объектов инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь». Проект был рассчитан на 5 лет, по июнь 2006 г., сумма проекта – 40, 4 млн. долл. США: из нее 22, 6 млн. долл. США – заем Всемирного банка и 17, 8 млн. долл. США вклад Правительства Республики Беларусь. Основная задача проекта – снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на объектах социальной сферы. Реализовывался проект по декабрь 2007 г. Выполненные в рамках проекта мероприятия позволили снизить потребление энергоресурсов в среднем на 15-20%, а также получить экологический и социальный эффект. В декабре 2007 г. достигнута договоренность о дополнительном финансировании модернизации инфраструктуры в социальной сфере в размере 15 млн. долл. США сроком на 3 года до 31 декабря 2010 г. (замена окон, изоляция стен и крыш, замена котлов, установка энергоэффективных систем освещения в 140 школах и больницах на территории страны). 3 декабря 2009 г. в Минске было подписано Соглашение между РБ и Всемирным банком о займе на цели развития (ЗЦР) в размере 200, 0 млн. долл. США. Займ будет поддерживать реформы в двух областях: 1)решение проблемы последствий экономического спада и проведения реформ за счет укрепления системы социальной помощи; 2) создание основ для восстановления устойчивого экономического роста за счет содействия развитию частного сектора и повышения конкурентоспособности посредством либеризации экономики и ужесточения финансовой дисциплины. Займ однотраншевый, выделяется сроком на 16 лет с отсрочкой начала погашения на 6 лет. 5 июля 2010 г. подписано Соглашение о займе МБРР в размере 42, 51 млн. долл. США и Соглашение о гранте в сумме 5, 5 млн. долл. США на реализацию проекта «Обращение с твердыми бытовыми отходами в Республике Беларусь» для строительства в г.Гродно производства для сортировки мусора и передачи вычлененных из него вторичных ресурсов на дальнейшую переработку. В октябре 2012 г. был опубликован ежегодный доклад Всемирного банка и международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса – 2013: Улучшение условий для предпринимателей». В докладе приводится рейтинг 183 стран по ключевым аспектам нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности для национальных компаний. По результатам исследования отчетного периода Республика Беларусь заняла 68 позицию.
Тесты
1. Международный кредит может предоставляться: а) только в денежной форме; б) только в товарной форме; в) в денежной и товарной формах. 2. В за висимости от кредитора международный кредит бывает: а) частный, государственный, смешанный; б) торговый; в) финансовый.
3. Финансовый международный кредит – это: а) краткосрочный кредит в оборотные активы; б) долгосрочные инвестиции в материальные активы, технологии, инфраструктуру на территории иностранного государства;
4.Для получения международного кредита: а) необходима гарантия Правительства РБ; б) необходима гарантия уполномоченного банка; в) гарантии Правительства и уполномоченного банка не нужны.
Контрольные вопросы 1. Что представляет собой международный кредит? 2.Что представляет собой международный коммерческий кредит? 3.Кто будет возвращать международный кредит в случае неисполнения своих обязательств заемщиком? 4. С какой целью и когда был создан МВФ? 5. Какие организации входят в состав Всемирного банка и цели их создания? Литература 1.Банковский кодекс Республики Беларусь. Мн., 2012. 2.Банки и банковское дело: учебник для вузов/ И.Т. Балабанов и др. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. 3.Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин и др.; под ред. проф. О.И.Лаврушина. – М.: Кнорус, 2008. 4.Деньги, кредит, банки: учебник / Под общ. ред. Г.И. Кравцовой. Мн., 2007. 5.Деньги. Кредит. Банки: учебник/ под ред. О.И. Лаврушина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2008. 6. Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-3 «О валютном регулировании и валютном контроле». 7.Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 гг. 8. Маманович П.А.Рынок ценных бумаг: учеб. пособие. – Мн.: Соврем. шк., 2006. 9. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утв Указом Президента Республики Беларусь 11.04.2011 № 136. 10.Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утв. Указом Президента РБ 29.06.2000 №359. 11.Правила совершения сделок с драгоценными металлами и камнями, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.11.1999 N 1838. 12.Инструкция об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 30.03.2011 № 112. 13. Инструкция о банковском переводе, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 29.03.2001 № 66. 14. Инструкция об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 29.06.2004 № 105. 15.Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 31.10.2011. № 474. 16. Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 28.09.2006 № 127. 17. Инструкция о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 28.07.2005 № 112. 18. Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 29.03.2011 № 107. 19. Инструкция о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 08.11.2011 № 501. 20. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов». 21. Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 24.08.2007 №166. 22. Об утверждении правил проведения валютных операций, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 30.04.2004 № 72. 23. Указ Президента Республики Беларусь 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» 24.Указ Президента Республики Беларусь 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты».
|