Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т а б л и ц а 8.2






 

С/С р

С, j, гр U, В I, А I 1, А I 2, А
мкФ выч. изм. выч. изм. выч. изм. выч. изм. выч. изм.
0, 30                      
0, 70                      
0, 90                      
1, 00                      
1, 10                      
1, 30                      
1, 80                      

 

Т а б л и ц а 8.3

 

R 2 /R р

R 2, j, гр U, В I, А I 1, А I 2, А
Ом выч. изм. выч. изм. выч. изм. выч. изм. выч. изм.
0, 30                      
0, 70                      
0, 90                      
1, 00                      
1, 10                      
1, 50                      
2, 00                      

 

8.5. Экспериментальная часть

 

1. Собрать электрическую цепь по рабочей схеме рис. 8.3 и 8.5. Устано­вить заданные параметры отдельных элементов. Для каждого из заданных зна­чений емкости конденсатора С=var измерить напряжение на входе цепи U=const, эк­вивалентный фазный угол j, ток источника I, токи в параллельных ветвях I 1 и I 2. Результаты измерений внести в табл. 8.2.

 

 


 

 

 

 

 

 

2. Собрать электрическую цепь по рабочей схеме рис. 8.4 и 8.5. Устано­вить заданные параметры отдельных элементов. Для каждого из заданных зна­чений сопротивления резистора R 2 =var измерить напряжение на входе цепи U=const, эквивалентный фазный угол j, ток источника I, токи в параллельных ветвях I 1 и I 2. Результаты измерений внести в табл. 8.3.

 

8.6.Анализ результатов работы

 

1. Сравнить результаты эксперимента с данными расчета и дать заключе­ние о степени их соответствия. В случае их существенного расхождения ука­зать возможные причины.

2. Обозначить на графических диаграммах точки, соответствующие резо­нансным режимам. Дать физическое и математическое объяснение вида диа­грамм отдельных функций.

 

8.7.Содержание отчета

 

Отчет по данной лабораторной работе должен содержать:

9) титульный лист по стандартной форме;

10) цель работы;

11) исходные данные (эквивалентные схемы исследуемых цепей и пара­метры их элементов);

12) таблицы с результатами вычислений и измерений;

13) основные расчетные формулы и уравнения;

14) графические диаграммы функций;

15) векторные диаграммы токов и напряжений;

16) выводы и заключение о степени соответствия расчетных и эксперимен­тальных результатов.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Какое явление называют резонансом в электрической цепи?

2. Почему резонансный режим в цепи с параллельным соединением ка­тушки и конденсатора назван резонансом токов?

3. Назовите условие, при котором имеет место резонанс токов.

4. Изменением параметров каких элементов можно достигнуть в рассмат­риваемых цепях резонансного режима?

5. Где на практике находит применение явление резонанса токов?

 

 

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 9

 

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ

НАГРУЗКИ

 

9.1. Цель работы.

 

1. Исследование влияния компенсации реактивной мощности на потери мощности в линии электропередачи переменного тока и ее коэффициент полез­ного действия.

2. Исследование влияния компенсации реактивной мощности на напря­жение в конце линии.

 

9.2. Исходные данные

 

Заданы:

1. Эквивалентная схема исследуемой цепи, состоящая из источника энер­гии, линии электропередачи, активно-индуктивного приемника энергии и ком­пенсирующего конденсатора (рис. 9.1).

2. Параметры элементов схемы (табл. 9.1).

3. Рабочая схема исследуемой цепи и схема включения измерительных приборов (рис. 9.2).

 
 

 


 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9.1

 

Вариант                    
U 1, В                    
R 2, Ом                    
Х 2, Ом                    
R Л, Ом                    
Х Л, Ом                    

 

 

9.3.Теоретические сведения и методические указания

 

Реактивная мощность приемника Q=UI ·sin j характеризует интенсивность обмена энергией между электромагнитным полем приемника и остальной це­пью. Эта мощность положительна при индуктивном характере приемника (j > 0) и отрицательна при емкостном характере приемника (j< 0). В промыш­ленных условиях преобладающее большинство приемников имеют активно-ин­дуктивный характер (j> 0) и потребляют положительную реактивную мощ­ность QL> 0. Параллельное подключение к таким приемникам конденсаторов, потребляющих отрицательную реактивную мощность QС< 0 и, таким образом, являющимися генераторами реактивной мощности для приемников индуктив­ного характера, позволяет уменьшить суммарную реактивную мощность Q=QL-QC. Уменьшение суммарной реактивной мощности позволяет в свою очередь уменьшить потребляемый от сети ток:

.

Посредством компенсации реактивной мощности приемников на практике решаются следующие технико-экономические задачи: 1)уменьшение потерь мощности в проводах линии электропередачи и повышение ее КПД, 2)управление уровнем напряжения на выводах нагрузки.

Уменьшение тока в линии приводит к существенному снижению потерь мощности в ней (Р Л= I 2RЛ) и, как следствие, увеличению ее КПД

Падением напряжения в линии электропередачи называется геометриче­ская (векторная) разность между напряжениями в ее начале и конце(U Л = U 1- U 2), а потерей напряжения – арифметическая (модулей) разность тех же ве­ли­чин (D U =U 1 -U 2). С увеличением степени компенсации реактивной мощ­ности вектор напряжения U Лизменяется так, что потеря напряжения D U уменьша­ется. Таким образом, посредством компенсации реактивной мощно­сти можно управлять напряжением на нагрузке и поддерживать его на задан­ном уровне.

Емкость конденсатора Со, необходимую для полной компенсации реак­тив­ной мощности, можно определить из условия резонанса токов для парал­лель­ных ветвей в схеме рис. 9.1:

.

Расчет режима схемы для каждого значения емкости конденсатора С це­лесообразно выполнить в комплексной форме по методу двух узлов. Сначала определяется узловое напряжение:

.

 

Далее по законам Ома, Кирхгофа и Джоуля находятся остальные вели­чины: I 2 = U 2/(R 2 +jX2); I С= U 2/(-jXC); I Л = I 2 + I С; U Л= U 1 - U 2; P 2 = I 22· R 2; D P = I Л2· R Л; P 1 = P 2 + D P; h = P 2 / P 1.


9.4. Расчетная часть

 

1. Для заданных параметров элементов схемы рис. 9.1 определить ем­кость конденсатора Со, необходимую для полной компенсации реактивной мощности нагрузки.

2. Для каждого из заданных отношений к 1 =С/Со рассчитать емкость кон­денсатора С, токи в отдельных ветвях схемы I Л, I 2 и IС, мощность источника Р 1, мощность потерь в линии Р Л, мощность нагрузки Р 2, коэффициент полезного действия электропередачи h, эквивалентный фазный угол на зажимах нагрузки jэ. Результаты расчетов внести в табл. 9.2.

3. По результатам расчетов в выбранных масштабах построить совме­щенную графическую диаграмму следующих функций: I Л, Р Л, h = f (к 1).

4. Для 3-х расчетных точек (к 1 =0, 5; 1, 00; 1, 25) в выбранном масштабе по­строить семейство век­торных диаграмм токов.

5. Для каждого из заданных отношений к 2 = Z 2var/ Z 2 рассчитать емкость кон­денсатора С, необходимую для поддержания напряжения на выводах на­грузки U 2= U = const, а также напряжения на отдель­ных участках U 1, U Л, U 2, эквивалентный фазный угол на зажимах нагрузки jэ. Результаты расчетов вне­сти в табл. 9.3.

6. Для 3-х расчетных точек (к 2 = 0, 5; 1, 0; 2, 0) в выбранном масштабе по­строить семейство век­торных диаграмм напряжений.

 

Т а б л и ц а 9.2

 

к 1 С, мкФ I Л, А I 2, А IС , А Р 1, Вт Р Л, Вт Р 2, Вт h jэ, гр
                   
0, 25                  
0, 50                  
0, 75                  
1, 00                  
1, 25                  

 

Т а б л и ц а 9.3

 

к 2 R 2, Ом Х 2, Ом С, мкФ U Л, В U 2, В jэ, гр
0, 5            
0, 8            
1, 0            
1, 5            
2, 0            

 

9.5.Экспериментальная часть

 

1. Собрать электрическую цепь по рабочей схеме рис. 9.2. Установить за­данные параметры отдельных элементов. Для каждого из заданных значений емкости конденсатора С при Z 2 = const измерить комплексные токи в отдельных ветвях схемы I Л, I 2 и I С, а также мощность источника Р 1, мощ­ность потерь в линии Р Л, мощность нагрузки Р 2, эквивалентный фазный угол jэ на выводах на­грузки. Напряжение на входе цепи U 1 поддерживать неизмен­ным. Результаты измерений внести в табл. 9.4.

 

 

 

2.Установить за­данные параметры отдельных элементов. Для каж­дого из заданных значений сопротивления нагрузки Z 2= var и соответствующего значе­ния емкости конденсатора С измерить комплексные на­пряжения на от­дельных участках U 1, U Л, U 2. Напряжение на входе цепи U 1 поддерживать не­измен­ным. Результаты измерений внести в табл. 9.5.


Т а б л и ц а 9.4

 

к 1 С, мкФ U 1, В I Л , А I 2, А I С , А Р 1, Вт Р Л , Вт Р 2, Вт jэ , гр
                   
0, 25                  
0, 50                  
0, 75                  
1, 00                  
1, 25                  

 

Т а б л и ц а 9.5

 

к 2 R 2, Ом Х 2, Ом С, мкФ U 1, В U Л , В U 2, В
0, 5            
0, 8            
1, 0            
1, 5            
2, 0            

 

9.6.Анализ результатов работы

 

1. Сравнить результаты эксперимента с данными расчета и дать заключе­ние о степени их соответствия. В случае их существенного расхождения ука­зать возможные причины.

2. Определить экономически целесообразные пределы компенсации реак­тивной мощности.

 

9.7. Содержание отчета

 

Отчет по данной лабораторной работе должен содержать следующие мо­менты:

1) титульный лист по стандартной форме;

2) цель работы;

3) исходные данные (эквивалентные схемы исследуемых цепей и пара­метры их элементов);

4) таблицы с результатами вычислений и измерений;

5) основные расчетные формулы и уравнения;

6) графические диаграммы функций;

7) векторные диаграммы токов и напряжений;

8) выводы и заключение о степени соответствия расчетных и эксперимен­тальных результатов.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие экономические и технические вопросы в энергосистеме реша­ются посредством компенсации реактивной мощности?

2. Почему в реальных условиях не стремятся к полной компенсации реак­тивной мощности?

3. Как технически производится компенсация реактивной мощности при­емников энергии?

4. Что такое потеря напряжения D U в ЛЭП? Почему D U зависит от сте­пени компенсации реактивной мощности?

5. Может ли быть напряжение в конце ЛЭП больше, чем в ее начале?

 

 

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а №10

 

ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТНОСВЯЗАННЫХ ЦЕПЕЙ

 

10.1. Цель работы

 

1. Изучение методов расчета электрических цепей с магнитносвязанными катушками.

2. Экспериментальное определение собственных и взаимных параметров магнитносвязанных катушек.

 

10.2. Исходные данные

 

Заданы:

1. Эквивалентные схемы исследуемых цепей (рис. 10.1, 10.2).

2. Параметры элементов схем (табл. 10.1). Коэффициент магнитной связи между катушками К св = 0, 5, доброт­ность катушек Q =15 для всех вариантов.

3. Рабочие схемы исследуемых цепей и схемы включения измерительных приборов (рис 10.3, 10.4).

 
 


 

*

* *

 

 

 

Т а б л и ц а 10.1

 

Вариант                    
U, В                    
Х 1, Ом                    
Выводы 0 - 1 0 - 1 0 - 2 0 - 2 0 - 3 0 - 1 0 - 2 0 - 2 0 - 3 0 - 3
Х 2, Ом                    
Выводы 0 - 2 0 - 1 0 - 3 0 - 1 0 - 2 0 - 3 0 - 2 0 - 3 0 - 2 0 - 3
R, Ом                    
ХC, Ом                    

 

10.3.Теоретические сведения и методические указания

 

Магнитносвязанными называются две катушки, связанные между собой общим магнитным полем. Степень магнитной связи между катушками опреде­ляется коэффициентом связи:

= ,

где М - взаимная индуктивность двух катушек, ХM=wМ - взаимное реактивное сопротивление. Если токи в катушках направлены одинаково (согласно) отно­сительно одноименных выводов, обозначенных на схеме звездочкой (*), то их магнитные поля складываются и общее магнитное поле усиливается, если токи в катушках направлены неодинаково (встречно), то общее магнитное поле ос­лабляется.

Расчет токов и напряжений в сложной схеме, содержащей магнитносвя­занные катушки, выполняется, как правило, методом законов Кирхгофа. При составлении уравнений по 2-му закону Кирхгофа учитываются направления то­ков относительно одноименных выводов. Если токи направлены согласно, то падение напряжения на собственном индуктивном сопротивлении (I · L )и па­дение напряжения на взаимном индуктивном сопротивлении (I · M)в уравнение 2-го закона Кирхгофа входят с одинаковыми знаками, если токи направлены встречно, то с противоположными знаками.

Для схемы с последовательным соединением двух магнитносвязанных ка­тушек (рис. 10.1) уравнение 2-го закона Кирхгофа имеет вид:

E = I · R + I ·[ Rо 1 + j (Х 1± ХM)] + I ·[ Rо 2 + j (Х 2± ХM)],

где знак “+” для согласного включения, а знак “-” для встречного включения. Из уравнения следует, что эк­вивалентное реактивное сопротивление равно Х э 1 + Х 2±2 ХM, или Х эсогл = Х 1 + Х 2 +2 Х M, Х эвстр = Х 1 + Х 2-2 ХM. Из совмест­ного решения последних уравнений получаем: ХM = (Х эсогл- Х эвстр) / 4.

Для схемы с параллельным соединением двух магнитносвязанных кату­шек (рис. 10.2) уравнения Кирхгофа имеют вид:

I 1·(R о1 + jХ 1) + I 2· j ХM = Е;

I 2·(Rо 2 + jХ 2) + I 1· j ХM + I 2·(R 2- C)=0.

Совместное решение этих уравнений позволяет определить комплексные токи в ветвях схемы I 1и I 2. Напряжение на нагрузке определяется по закону Ома: U 2 = I 2·(R 2- С).

Собственные параметры отдельных катушек могут быть определены опытным путем по схеме трех приборов (амперметра + вольтметра + фазо­метра) (рис. 10.3): Z = (UV /IAejj=R+jX, где UV, IA, j - показания соответст­вующих из­мерительных приборов.

 

10.4.Расчетная часть

 

1. Определить взаимное индуктивное сопротивление между двумя катуш­ками ХM = К св· . Определить внутрен­ние активные сопротивления ка­тушек R о1 = Х 1 /Q, R о2 = Х 2 /Q.

2. Выполнить расчет схемы рис. 10.1 при согласном включении катушек и определить следующие величины: эквивалентное активное сопротивление R э, эквивалентное реактивное сопротивление Х э, полное сопротивление Z, ток в схеме I, напряжения на отдельных участках U 1, U 2, UR, фазный угол для источ­ника энергии j. Результаты расчетов внести в табл. 10.2.

3. Изменить полярность включения катушек в схеме рис.10.1 и повторить расчет согласно п.2 для встречного включения катушек. Результаты расчетов внести в табл. 10.2. По результатам расчетов п.п. 2, 3 определить взаимное ин­дуктивное сопротивление между двумя катуш­ками ХM =(Х эсогл- Х эвстр)/4.

4. По результатам расчетов п.п. 2, 3 построить в выбранных масштабах векторные диаграммы токов и напряжений для согласного и встречного вклю­чения кату­шек.

5. Рассчитать режим схемы трансформатора рис. 10.2. Определить в ком­плексной форме токи в ветвях схемы I 1 и I 2 и напряжение на зажимах на­грузки трансформатора U 2. Результаты расчета записать в виде комплексных чисел (U = U · eja, I = I · eja ) в табл.10.3. По результатам расчетов построить в выбранных масштабах векторные диаграммы токов и напряжений.

 

Т а б л и ц а 10.2

 

Вид соединений U, B R э, Ом Х э, Ом Z, Ом I, A U 1, B U 2, B UR, B j, гр
Соглас.(вычис.)                  
Соглас.(измер.)                  
Встреч.(вычис.)                  
Встреч.(измер.)                  

Т а б л и ц а 10.3

 

Величины Е, В U 2, В I 1, A I 2, A
Вычис.        
Измер.        

 

 

10.5.Экспериментальная часть

 

1. Собрать электрическую цепь согласно рабочей схеме рис. 10.3 для экс­периментального определения собственных параметров одной из катушек (R о, X). Установить в цепи произвольный режим. Измерить ток I, напряжение на входе U и фазный угол j. Результаты изме­рений внести в табл.10.4. По данным измерений определить собственные параметры 1-й ка­тушки Z = (UV /IAejj= Rо+jX, где UV, IA, j - показания соответствующих измерительных приборов. Результаты расчета внести в табл. 10.4.

2. Заменить катушку и выполнить измерения и рас­четы для 2-й катушки, аналогичные п. 1. Все результаты внести в табл. 10.4. Сравнить расчетные па­раметры катушек, с заданными в табл. 10.1.

3. Собрать электрическую цепь по рабочей схеме рис. 10.4 при согласном включении катушек. Установить заданные значения параметров отдельных элементов. Измерить ток в схеме I, напряжения на отдельных элементах U, U 1, U 2, UR, фазный угол для источника энергии j. Результаты измерений внести в табл. 10.2.

Т а б л и ц а 10.4

 

Величины U, В I, A j, гр Z, Ом R о, Ом X, Ом
1-я катушка            
2-я катушка            

 

 

 

4. Изменить полярность одной из катушек и выполнить аналогичные п. 3 измерения при встречном включении катушек. Результаты измерений внести в табл. 10.2.

5. Собрать электрическую цепь трансформатора по рабочей схеме рис. 10.5. Установить заданные значения параметров отдельных элементов цепи. Измерить модули напряжений U 1 и U 2 и комплексные токи в ветвях схемы I 1 и I 2. Результаты расчётов внести в табл. 10.3.

 

 

 

 

 

 

 

 
 


 

10.6. Анализ результатов работы

 

Сравнить результаты эксперимента с данными расчета и дать заключе­ние о степени их соответствия. В случае их существенного расхождения указать возможные причины.

 

 

10.7. Содержание отчета

 

Отчет по данной лабораторной работе должен содержать:

1) титульный лист по стандартной форме;

2) цель работы;

3) исходные данные (эквивалентные схемы исследуемых цепей и пара­метры их элементов);

4) таблицы с результатами вычислений и измерений;

5) основные расчетные формулы и уравнения;

6) векторные диаграммы токов и напряжений;

7) выводы и заключение о степени соответствия расчетных и эксперимен­тальных результатов.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что называется взаимной индуктивностью М? Как на практике опреде­ляется взаимная индуктивность М?

2. Может ли взаимная индуктивность М быть больше собственной индук­тивности одной из катушек? обeих катушек?

3. Какие выводы двух катушек называются однополярными (одноимен­ными)? Как на практике определяются однополярные выводы?

4. Что такое коэффициент связи и как он определяется?

5. Какие методы можно применять для расчета сложных цепей, в которых имеются магнитосвязанные катушки?

6. Что называется развязкой магнитных связей? С какой целью она прово­дится?

 

 

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 11

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОЙ ЦЕПИ ПРИ СОЕДИНЕНИИ

НАГРУЗКИ ЗВЕЗДОЙ С НУЛЕВЫМ ПРОВОДОМ

 

11.1.Цель работы

 

1. Изучение методов расчета схемы трехфазной цепи, соединенной звез­дой с нулевым проводом.

2. Исследование влияния симметрии и характера нагрузки на симметрию линейных (фазных) токов и ток в нулевом проводе.

3. Построение векторных диаграмм токов и напряжений для трехфазной цепи.

 

11.2. Исходные данные

 

Заданы:

1. Эквивалентная схема исследуемой трехфазной цепи с нагрузкой, соеди­ненной звездой с нулевым проводом (рис. 11.1). На входе схемы действует сим­метричный трехфазный генератор с напряжением U л / U ф = 127/73В.

2. Комплексные сопротивления фаз для 4 типов нагрузки:

1) симметричная нагрузка RА = RВ = RС = R ф;

2) несимметричная однородная нагрузка RА ¹ RВ ¹ RС;

3) несимметричная неоднородная нагрузка Z А=RА, Z В=RВ+jXВ, Z C=RС+jXС (табл. 11.1).

3. Рабочая схема исследуемой цепи и схемы включения измерительных приборов (рис. 11.2).

 

 
 

 

 


 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.063 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал