Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Т а б л и ц а 8.2
Т а б л и ц а 8.3
8.5. Экспериментальная часть
1. Собрать электрическую цепь по рабочей схеме рис. 8.3 и 8.5. Установить заданные параметры отдельных элементов. Для каждого из заданных значений емкости конденсатора С=var измерить напряжение на входе цепи U=const, эквивалентный фазный угол j, ток источника I, токи в параллельных ветвях I 1 и I 2. Результаты измерений внести в табл. 8.2.
2. Собрать электрическую цепь по рабочей схеме рис. 8.4 и 8.5. Установить заданные параметры отдельных элементов. Для каждого из заданных значений сопротивления резистора R 2 =var измерить напряжение на входе цепи U=const, эквивалентный фазный угол j, ток источника I, токи в параллельных ветвях I 1 и I 2. Результаты измерений внести в табл. 8.3.
8.6.Анализ результатов работы
1. Сравнить результаты эксперимента с данными расчета и дать заключение о степени их соответствия. В случае их существенного расхождения указать возможные причины. 2. Обозначить на графических диаграммах точки, соответствующие резонансным режимам. Дать физическое и математическое объяснение вида диаграмм отдельных функций.
8.7.Содержание отчета
Отчет по данной лабораторной работе должен содержать: 9) титульный лист по стандартной форме; 10) цель работы; 11) исходные данные (эквивалентные схемы исследуемых цепей и параметры их элементов); 12) таблицы с результатами вычислений и измерений; 13) основные расчетные формулы и уравнения; 14) графические диаграммы функций; 15) векторные диаграммы токов и напряжений; 16) выводы и заключение о степени соответствия расчетных и экспериментальных результатов.
Контрольные вопросы
1. Какое явление называют резонансом в электрической цепи? 2. Почему резонансный режим в цепи с параллельным соединением катушки и конденсатора назван резонансом токов? 3. Назовите условие, при котором имеет место резонанс токов. 4. Изменением параметров каких элементов можно достигнуть в рассматриваемых цепях резонансного режима? 5. Где на практике находит применение явление резонанса токов?
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 9
ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ НАГРУЗКИ
9.1. Цель работы.
1. Исследование влияния компенсации реактивной мощности на потери мощности в линии электропередачи переменного тока и ее коэффициент полезного действия. 2. Исследование влияния компенсации реактивной мощности на напряжение в конце линии.
9.2. Исходные данные
Заданы: 1. Эквивалентная схема исследуемой цепи, состоящая из источника энергии, линии электропередачи, активно-индуктивного приемника энергии и компенсирующего конденсатора (рис. 9.1). 2. Параметры элементов схемы (табл. 9.1). 3. Рабочая схема исследуемой цепи и схема включения измерительных приборов (рис. 9.2).
Т а б л и ц а 9.1
9.3.Теоретические сведения и методические указания
Реактивная мощность приемника Q=UI ·sin j характеризует интенсивность обмена энергией между электромагнитным полем приемника и остальной цепью. Эта мощность положительна при индуктивном характере приемника (j > 0) и отрицательна при емкостном характере приемника (j< 0). В промышленных условиях преобладающее большинство приемников имеют активно-индуктивный характер (j> 0) и потребляют положительную реактивную мощность QL> 0. Параллельное подключение к таким приемникам конденсаторов, потребляющих отрицательную реактивную мощность QС< 0 и, таким образом, являющимися генераторами реактивной мощности для приемников индуктивного характера, позволяет уменьшить суммарную реактивную мощность Q=QL-QC. Уменьшение суммарной реактивной мощности позволяет в свою очередь уменьшить потребляемый от сети ток: . Посредством компенсации реактивной мощности приемников на практике решаются следующие технико-экономические задачи: 1)уменьшение потерь мощности в проводах линии электропередачи и повышение ее КПД, 2)управление уровнем напряжения на выводах нагрузки. Уменьшение тока в линии приводит к существенному снижению потерь мощности в ней (Р Л= I 2RЛ) и, как следствие, увеличению ее КПД Падением напряжения в линии электропередачи называется геометрическая (векторная) разность между напряжениями в ее начале и конце(U Л = U 1- U 2), а потерей напряжения – арифметическая (модулей) разность тех же величин (D U =U 1 -U 2). С увеличением степени компенсации реактивной мощности вектор напряжения U Лизменяется так, что потеря напряжения D U уменьшается. Таким образом, посредством компенсации реактивной мощности можно управлять напряжением на нагрузке и поддерживать его на заданном уровне. Емкость конденсатора Со, необходимую для полной компенсации реактивной мощности, можно определить из условия резонанса токов для параллельных ветвей в схеме рис. 9.1: . Расчет режима схемы для каждого значения емкости конденсатора С целесообразно выполнить в комплексной форме по методу двух узлов. Сначала определяется узловое напряжение: .
Далее по законам Ома, Кирхгофа и Джоуля находятся остальные величины: I 2 = U 2/(R 2 +jX2); I С= U 2/(-jXC); I Л = I 2 + I С; U Л= U 1 - U 2; P 2 = I 22· R 2; D P = I Л2· R Л; P 1 = P 2 + D P; h = P 2 / P 1. 9.4. Расчетная часть
1. Для заданных параметров элементов схемы рис. 9.1 определить емкость конденсатора Со, необходимую для полной компенсации реактивной мощности нагрузки. 2. Для каждого из заданных отношений к 1 =С/Со рассчитать емкость конденсатора С, токи в отдельных ветвях схемы I Л, I 2 и IС, мощность источника Р 1, мощность потерь в линии Р Л, мощность нагрузки Р 2, коэффициент полезного действия электропередачи h, эквивалентный фазный угол на зажимах нагрузки jэ. Результаты расчетов внести в табл. 9.2. 3. По результатам расчетов в выбранных масштабах построить совмещенную графическую диаграмму следующих функций: I Л, Р Л, h = f (к 1). 4. Для 3-х расчетных точек (к 1 =0, 5; 1, 00; 1, 25) в выбранном масштабе построить семейство векторных диаграмм токов. 5. Для каждого из заданных отношений к 2 = Z 2var/ Z 2 рассчитать емкость конденсатора С, необходимую для поддержания напряжения на выводах нагрузки U 2= U 2Н= const, а также напряжения на отдельных участках U 1, U Л, U 2, эквивалентный фазный угол на зажимах нагрузки jэ. Результаты расчетов внести в табл. 9.3. 6. Для 3-х расчетных точек (к 2 = 0, 5; 1, 0; 2, 0) в выбранном масштабе построить семейство векторных диаграмм напряжений.
Т а б л и ц а 9.2
Т а б л и ц а 9.3
9.5.Экспериментальная часть
1. Собрать электрическую цепь по рабочей схеме рис. 9.2. Установить заданные параметры отдельных элементов. Для каждого из заданных значений емкости конденсатора С при Z 2 = const измерить комплексные токи в отдельных ветвях схемы I Л, I 2 и I С, а также мощность источника Р 1, мощность потерь в линии Р Л, мощность нагрузки Р 2, эквивалентный фазный угол jэ на выводах нагрузки. Напряжение на входе цепи U 1 поддерживать неизменным. Результаты измерений внести в табл. 9.4.
2.Установить заданные параметры отдельных элементов. Для каждого из заданных значений сопротивления нагрузки Z 2= var и соответствующего значения емкости конденсатора С измерить комплексные напряжения на отдельных участках U 1, U Л, U 2. Напряжение на входе цепи U 1 поддерживать неизменным. Результаты измерений внести в табл. 9.5. Т а б л и ц а 9.4
Т а б л и ц а 9.5
9.6.Анализ результатов работы
1. Сравнить результаты эксперимента с данными расчета и дать заключение о степени их соответствия. В случае их существенного расхождения указать возможные причины. 2. Определить экономически целесообразные пределы компенсации реактивной мощности.
9.7. Содержание отчета
Отчет по данной лабораторной работе должен содержать следующие моменты: 1) титульный лист по стандартной форме; 2) цель работы; 3) исходные данные (эквивалентные схемы исследуемых цепей и параметры их элементов); 4) таблицы с результатами вычислений и измерений; 5) основные расчетные формулы и уравнения; 6) графические диаграммы функций; 7) векторные диаграммы токов и напряжений; 8) выводы и заключение о степени соответствия расчетных и экспериментальных результатов.
Контрольные вопросы
1. Какие экономические и технические вопросы в энергосистеме решаются посредством компенсации реактивной мощности? 2. Почему в реальных условиях не стремятся к полной компенсации реактивной мощности? 3. Как технически производится компенсация реактивной мощности приемников энергии? 4. Что такое потеря напряжения D U в ЛЭП? Почему D U зависит от степени компенсации реактивной мощности? 5. Может ли быть напряжение в конце ЛЭП больше, чем в ее начале?
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а №10
ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТНОСВЯЗАННЫХ ЦЕПЕЙ
10.1. Цель работы
1. Изучение методов расчета электрических цепей с магнитносвязанными катушками. 2. Экспериментальное определение собственных и взаимных параметров магнитносвязанных катушек.
10.2. Исходные данные
Заданы: 1. Эквивалентные схемы исследуемых цепей (рис. 10.1, 10.2). 2. Параметры элементов схем (табл. 10.1). Коэффициент магнитной связи между катушками К св = 0, 5, добротность катушек Q =15 для всех вариантов. 3. Рабочие схемы исследуемых цепей и схемы включения измерительных приборов (рис 10.3, 10.4).
* * *
Т а б л и ц а 10.1
10.3.Теоретические сведения и методические указания
Магнитносвязанными называются две катушки, связанные между собой общим магнитным полем. Степень магнитной связи между катушками определяется коэффициентом связи: = , где М - взаимная индуктивность двух катушек, ХM=wМ - взаимное реактивное сопротивление. Если токи в катушках направлены одинаково (согласно) относительно одноименных выводов, обозначенных на схеме звездочкой (*), то их магнитные поля складываются и общее магнитное поле усиливается, если токи в катушках направлены неодинаково (встречно), то общее магнитное поле ослабляется. Расчет токов и напряжений в сложной схеме, содержащей магнитносвязанные катушки, выполняется, как правило, методом законов Кирхгофа. При составлении уравнений по 2-му закону Кирхгофа учитываются направления токов относительно одноименных выводов. Если токи направлены согласно, то падение напряжения на собственном индуктивном сопротивлении (I · jХL )и падение напряжения на взаимном индуктивном сопротивлении (I · jХM)в уравнение 2-го закона Кирхгофа входят с одинаковыми знаками, если токи направлены встречно, то с противоположными знаками. Для схемы с последовательным соединением двух магнитносвязанных катушек (рис. 10.1) уравнение 2-го закона Кирхгофа имеет вид: E = I · R + I ·[ Rо 1 + j (Х 1± ХM)] + I ·[ Rо 2 + j (Х 2± ХM)], где знак “+” для согласного включения, а знак “-” для встречного включения. Из уравнения следует, что эквивалентное реактивное сопротивление равно Х э =Х 1 + Х 2±2 ХM, или Х эсогл = Х 1 + Х 2 +2 Х M, Х эвстр = Х 1 + Х 2-2 ХM. Из совместного решения последних уравнений получаем: ХM = (Х эсогл- Х эвстр) / 4. Для схемы с параллельным соединением двух магнитносвязанных катушек (рис. 10.2) уравнения Кирхгофа имеют вид: I 1·(R о1 + jХ 1) + I 2· j ХM = Е; I 2·(Rо 2 + jХ 2) + I 1· j ХM + I 2·(R 2- jХC)=0. Совместное решение этих уравнений позволяет определить комплексные токи в ветвях схемы I 1и I 2. Напряжение на нагрузке определяется по закону Ома: U 2 = I 2·(R 2- jХС). Собственные параметры отдельных катушек могут быть определены опытным путем по схеме трех приборов (амперметра + вольтметра + фазометра) (рис. 10.3): Z = (UV /IA)· ejj=R+jX, где UV, IA, j - показания соответствующих измерительных приборов.
10.4.Расчетная часть
1. Определить взаимное индуктивное сопротивление между двумя катушками ХM = К св· . Определить внутренние активные сопротивления катушек R о1 = Х 1 /Q, R о2 = Х 2 /Q. 2. Выполнить расчет схемы рис. 10.1 при согласном включении катушек и определить следующие величины: эквивалентное активное сопротивление R э, эквивалентное реактивное сопротивление Х э, полное сопротивление Z, ток в схеме I, напряжения на отдельных участках U 1, U 2, UR, фазный угол для источника энергии j. Результаты расчетов внести в табл. 10.2. 3. Изменить полярность включения катушек в схеме рис.10.1 и повторить расчет согласно п.2 для встречного включения катушек. Результаты расчетов внести в табл. 10.2. По результатам расчетов п.п. 2, 3 определить взаимное индуктивное сопротивление между двумя катушками ХM =(Х эсогл- Х эвстр)/4. 4. По результатам расчетов п.п. 2, 3 построить в выбранных масштабах векторные диаграммы токов и напряжений для согласного и встречного включения катушек. 5. Рассчитать режим схемы трансформатора рис. 10.2. Определить в комплексной форме токи в ветвях схемы I 1 и I 2 и напряжение на зажимах нагрузки трансформатора U 2. Результаты расчета записать в виде комплексных чисел (U = U · eja, I = I · eja ) в табл.10.3. По результатам расчетов построить в выбранных масштабах векторные диаграммы токов и напряжений.
Т а б л и ц а 10.2
Т а б л и ц а 10.3
10.5.Экспериментальная часть
1. Собрать электрическую цепь согласно рабочей схеме рис. 10.3 для экспериментального определения собственных параметров одной из катушек (R о, X). Установить в цепи произвольный режим. Измерить ток I, напряжение на входе U и фазный угол j. Результаты измерений внести в табл.10.4. По данным измерений определить собственные параметры 1-й катушки Z = (UV /IA)· ejj= Rо+jX, где UV, IA, j - показания соответствующих измерительных приборов. Результаты расчета внести в табл. 10.4. 2. Заменить катушку и выполнить измерения и расчеты для 2-й катушки, аналогичные п. 1. Все результаты внести в табл. 10.4. Сравнить расчетные параметры катушек, с заданными в табл. 10.1. 3. Собрать электрическую цепь по рабочей схеме рис. 10.4 при согласном включении катушек. Установить заданные значения параметров отдельных элементов. Измерить ток в схеме I, напряжения на отдельных элементах U, U 1, U 2, UR, фазный угол для источника энергии j. Результаты измерений внести в табл. 10.2. Т а б л и ц а 10.4
4. Изменить полярность одной из катушек и выполнить аналогичные п. 3 измерения при встречном включении катушек. Результаты измерений внести в табл. 10.2. 5. Собрать электрическую цепь трансформатора по рабочей схеме рис. 10.5. Установить заданные значения параметров отдельных элементов цепи. Измерить модули напряжений U 1 и U 2 и комплексные токи в ветвях схемы I 1 и I 2. Результаты расчётов внести в табл. 10.3.
10.6. Анализ результатов работы
Сравнить результаты эксперимента с данными расчета и дать заключение о степени их соответствия. В случае их существенного расхождения указать возможные причины.
10.7. Содержание отчета
Отчет по данной лабораторной работе должен содержать: 1) титульный лист по стандартной форме; 2) цель работы; 3) исходные данные (эквивалентные схемы исследуемых цепей и параметры их элементов); 4) таблицы с результатами вычислений и измерений; 5) основные расчетные формулы и уравнения; 6) векторные диаграммы токов и напряжений; 7) выводы и заключение о степени соответствия расчетных и экспериментальных результатов.
Контрольные вопросы
1. Что называется взаимной индуктивностью М? Как на практике определяется взаимная индуктивность М? 2. Может ли взаимная индуктивность М быть больше собственной индуктивности одной из катушек? обeих катушек? 3. Какие выводы двух катушек называются однополярными (одноименными)? Как на практике определяются однополярные выводы? 4. Что такое коэффициент связи и как он определяется? 5. Какие методы можно применять для расчета сложных цепей, в которых имеются магнитосвязанные катушки? 6. Что называется развязкой магнитных связей? С какой целью она проводится?
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 11
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОЙ ЦЕПИ ПРИ СОЕДИНЕНИИ НАГРУЗКИ ЗВЕЗДОЙ С НУЛЕВЫМ ПРОВОДОМ
11.1.Цель работы
1. Изучение методов расчета схемы трехфазной цепи, соединенной звездой с нулевым проводом. 2. Исследование влияния симметрии и характера нагрузки на симметрию линейных (фазных) токов и ток в нулевом проводе. 3. Построение векторных диаграмм токов и напряжений для трехфазной цепи.
11.2. Исходные данные
Заданы: 1. Эквивалентная схема исследуемой трехфазной цепи с нагрузкой, соединенной звездой с нулевым проводом (рис. 11.1). На входе схемы действует симметричный трехфазный генератор с напряжением U л / U ф = 127/73В. 2. Комплексные сопротивления фаз для 4 типов нагрузки: 1) симметричная нагрузка RА = RВ = RС = R ф; 2) несимметричная однородная нагрузка RА ¹ RВ ¹ RС; 3) несимметричная неоднородная нагрузка Z А=RА, Z В=RВ+jXВ, Z C=RС+jXС (табл. 11.1). 3. Рабочая схема исследуемой цепи и схемы включения измерительных приборов (рис. 11.2).
|