Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. В результате кровавого переворота в Израиле военачальник Ииуй покончил с династией Амврия
В результате кровавого переворота в Израиле военачальник Ииуй покончил с династией Амврия. Захватив Изреель, он убил Иорама, царя Израиля, Охозию, царя Иудеи, и Иезавель, усилиями которой поклонение Ваалу стало едва ли не главной религией Израиля. Направляясь с войсками к Самарии, Ииуй убил семьдесят сыновей семьи Ахава и руководил казнью всех ревнителей Ваала, когда они совершали массовое празднество в храме, построенном Ахавом. Были истреблены также сорок два человека из окружения Охозии — его родственники и придворные. Так как религия и политика были так тесно связаны в пер и (vi правления династии Амврия, безжалостное уничтожение поклонения Ваалу и сословия его жрецов представлялось Иную весьма целесообразным. У Ииуя было много проблем. Покончив с династией Ам-врия, он потерял расположение Иудеи и Финикии, чьи царствующие семьи были в близком родстве с Иезавелью. Не присоединился он и к новому сирийскому царю Азаилу, когда тому пришлось сдерживать наступление ассирийцев на запад. На знаменитом Черном обелиске, найденном Лэйардом в 1846 году, Салманассар III сообщает, что он получил дань от Ииуя. После пяти безуспешных нападений на Дамаск ассирийский царь двинул свои войска к берегу Средиземного моря севернее Бейрута и собрал дань с Тира и Сидона, а также с израильского царя(Рельефы, изображающие эти деяния Салманассара III, все еще можно увидеть на скале возле устья реки Дог вблизи Бейрута в Ливане). Своим умиротворяющим жестом по отношению к Салманассару III Ииуй предотвратил вторжение Ассирии в Израиль, чем вызвал враждебность Азаила. В ранние годы этого периода (841-837 гг. до Р. X.) Азаил отражал агрессию Ассирии без посторонней помощи. В то время как некоторые города на севере были захвачены, Дамаск успешно сдерживал натиск. Ассирийцы не повторяли своих нападений почти двадцать лет. Это позволило Азаилу направить свою возросшую военную мощь на юг — на возобновление войны с Израилем. Сирийцы оккупировали Галаад и Ва-сан восточнее Иордана (4 Цар. 10: 32-33). Получив израильский престол в результате кровавого восстания, Ииуй, по-видимому, так и не смог объединить народ для противостояния могуществу Азаила. Вряд ли Азаил смог сделать Ииуя вассалом Сирии, но до конца дней Ииуя Израиль подвергался нападениям и разрушениям со стороны этого воинственного сирийского царя. Хотя Ииуй и покончил с поклонением Ваалу, он не был послушен Божьим заповедям (4 Цар. 10: 28-31). Идолопоклонство все еще преобладало от Дана до Вефиля, и потому Бог предупредил его, что сыновья будут царствовать после него только до четвертого поколения.
Иоахаз Иоахаз, сын Ииуя, на протяжении своего правления (814-798 гг. до Р. X.) должен был считаться с тем же сирийским царем, что и его отец. Азаил воспользовался сменой правителя в Израиле и распространил свои владения до холмов Ефрема. Войско Израиля сократилось до 50 всадников, 10 колесниц и 10 000 человек пехоты, тогда как в дни Ахава Израиль мог ввести в сражение при Каркаре
2000 колесниц. Азаил продвинулся дальше Израиля и, захватив Геф, угрожал захватом Иерусалиму во время правления в Иудее царя Иоаса(4Цар. 12: 17). Постепенное поглощение Израиля Сирией ослабило Северное царство так сильно, что Иоахаз не мог противостоять другим захватчикам. Окружающие народы — идумеяне, ам-монитяне, филистимляне и тирские финикийцы — воспользовались бедственным положением Израиля. Это отражено в книгах пророка Амоса (1: 6-15) и пророка Исайи (9: 12). Под давлением внешних угнетателей Иоахаз обратился к Господу, и Израиль не был полностью захвачен сирийцами. Но, несмотря на это облегчение, он не отступил от идолопоклонства Иеровоама и не уничтожил истуканов в Самарии (4 Цар. 13: 1-9).
Иоас Третий царь династии Ииуя, Иоас, правил Израилем шестнадцать лет (792-782 гг. до Р. X.). Со смертью Азаила Дамасского на рубеже веков Израилю представилась возможность восстановления прежнего благополучия под руководством Иоаса. Пророк Елисей был еще в живых, когда Иоас взошел на престол. Молчание Писания наталкивает на мысль, что ни Ииуй, ни Иоахаз не имели никакого общения с пророком Елисеем. Когда пророк был при смерти, Иоас пошел проведать его. В слезах царь выразил свое беспокойство о безопасности Израиля. На смертном одре Елисей заставил царя совершить символические действия — пустить стрелу и бить стрелами по земле. Это символизировало победы Израиля над Сирией. Последнее чудо, связанное с Елисеем, произошло уже после его смерти. Мертвец, брошенный в гробницу Елисея во время нападения моавитян, воскрес. Со сменой царей в Сирии Иоас смог укрепить свою военную мощь. Венадад III окончательно перешел к обороне, когда Иоас возвратил большую часть своих территорий, захваченных Сирией при Азаиле. Возвращение областей восточнее Иордана, видимо, произошло лишь после воцарения следующего царя, но это был подготовительный период, когда начался расцвет Израиля. Во время правления Иоаса царь иудейский Амасия нанял войско израильтян в помощь себе для покорения идуме-ян (2 Пар. 25: 6), однако по совету пророка он отпустил этих воинов прежде, чем началось сражение. Возвращаясь в Израиль, они грабили города от Бефорона до Самарии и убили 3000 человек (2 Пар. 25: 13). Возвратившись с победой над идумеянами, Амасия вызвал на бой Иоаса. Последний ответил притчей об участи терна, который обратился с просьбой к кедру ливанскому. Как видно, Амасия не понял сути притчи. В последовавшей битве Иоас не только поразил Амасию, но вторгся в Иудею, разрушил часть иерусалимской стены, разграбил город и храм и увел заложников в Самарию. Сопоставив хронологические данные, Тиле пришел к выводу, что это сражение произошло в 791/790 году до Р. X. Хотя Иоас огорчился, когда умер Елисей, он не хотел искренне служить Богу и продолжал идолопоклонство. Его короткое царствование отметило поворотный пункт в будущем Израиля, как предсказал Елисей.
|