Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История развития концепций менеджмента качества в Японии
Мы решили посвятить истории развития принципов менеджмента в Японии специальный раздел, так как именно Япония первой преобразила свою послевоенную экономику на основе качества. Сейчас под влиянием натиска японцев весь мир вынужден меняться, приспосабливаясь к концепциям качества. Раздел написан по материалам, любезно пре доставленным автору японским ученым проф. Хирое Цубаки. Мы совместно с проф. X. Цубаки несколько лет ведем российско-японский проект по менеджменту качества, в рамках которого проф. X. Цубаки трижды приезжал в Россию, в Нижний Новгород, где блестяще выступал на семинарах и читал превосходные лекции на различных предприятиях региона. На основе этих выступлений и лекций автор вместе с М. Е. Серовым подготовил брошюру, иллюстрирующую историю японского менеджмента качества [19], часть которой использована в настоящем разделе. Основная информация представлена в виде рисунков и таблиц. Основные исторические события, характеризующие развитие принципов менеджмента качества в Японии, показаны на рис. 1.1.4. Обратим внимание на то, что только в 1997 г. вышла в свет «Декларация основных принципов TQM», характеризующая окончание перехода от TQC к TQM. Это подчеркивает, с какой тщательностью японские специалисты прослеживают процессы развития менеджмента качества в своей стране. В частности, автор был очень удивлен столь поздним появлением Декларации TQM в Японии, так как уже многие годы публикуется огромное число материалов по TQM, и Япония рассматривается в них как родина TQM. Однако тщательность японского стиля работ проявилась и здесь. Японцы поспевают не спеша, без суеты. Только в 1991 г. они приняли стандарты ИСО семейства 9000. Заметим, Советский Союз это сделал в 1988 г. Почти десять лет японские специалисты работали над тем, чтобы интегрировать концепцию стандартов ИСО 9000 в японскую культуру менеджмента качества, с тем чтобы, с одной стороны, подчиниться процессам глобализации мировых экономических процессов, а с другой – не повредить своей экономике. В 50-е годы акцент в управлении качеством, благодаря влиянию доктора Э. Деминга, был сделан на статистический выборочный контроль, как на первый необходимый шаг в освоении статистического управления качеством (SQC). Уже в 60-е годы происходит перемещение акцента работ по качеству с инспекций и выборочного контроля на статистическое управление процессами (SPC). В 70-е годы развивается концепция улучшения качества, в рамках которой разрабатывается техника решения проблем с помощью семи простых (японских) статистических методов, развитых в 60-е годы. Однако в целом интерес к SQC падает в связи с распространением TQC. В 80-е годы применение SQC распространяется на сферу проектирования (методы Г. Тагути), а кроме того, в конце 80-х начинается возврат к использованию статистического управления качеством в компании Toyota (ренессанс SQC). В 90-е годы, которые характеризуются переносом акцента на стадию планирования качества, широкое применение получают так называемые «7 инструментов TQM для планирования» (Р7). На рис. 1.1.5 представлены этапы развития методов статистического управления качеством. Остановимся более подробно на некоторых этапных моментах эволюции методов управления качеством в Японии. Вернемся в 50-е годы – эру инспекции и статистического выборочного контроля. Несмотря на широкое применение инспекций качества и использование выборочного контроля качества готовой продукции, уже в то время стали закладываться предпосылки их полного исключения из производственного цикла (рис. 1.1.6). 60-е годы характеризуются интенсивным использованием семи инструментов контроля качества (07), а также развитием идей и концепций японского стиля управления качеством. Первое поколение ученых и специалистов Японии в области качества, в основном ученики Э. Деминга и Дж. Джурана, формируют первую стадию собственного стиля управления (рис. 1.1.7). Она ориентирована на качество выпускаемой продукции и критерием качества является ее соответствие техническим требованиям. Однако главными элементами первой стадии становятся принципы управления качеством в масштабе всей компании (СWQС), обучение и другие приемы, показанные на рис. 1.1.8. В эти же годы с целью поддержки эффективной работы кружков качества разрабатываются процедуры и методы решения проблем качества, затрагивающие как общие, так и специфические проблемы качества. Большую роль в этом процессе сыграл проф. Н. Кано (N.Каnо). В 70-е годы на сцену выходит второе поколение японских ученых и специалистов – ученики учеников Э. Деминга. Они формулируют японскую концепцию тотального управления качеством для новой эры (рис. 1.1.9). Традиционные методы статистического управления качеством становятся малоэффективными в силу необходимости перехода к принципиально иным уровням несоответствий, для измерения которых начинают применять меру в виде количества дефектных изделий на миллион (РРМ). Основные черты и инструменты японского стиля ТОС показаны на рис. 1.1.10.
К 1987 г. заканчивается вторая стадия разработки японского стиля в управлении качеством (рис. 1.1.11). В 90-е годы в Японию начинают проникать стандарты ИСО 9000. Первая реакция по отношению к ним – отрицательная, защитная. Среди причин конфликта японских подходов и стандартов ИСО 9000 можно выделить следующие: • требования международных стандартов ИСО серии 9000 относительно внешнего обеспечения качества продукции неприемлемы для Японии ввиду их слабости с точки зрения декларируемого уровня качества; поэтому японские предприятия руководствуются японскими стандартами, выпущенными Д5А (1991), где установлены более жесткие требования к качеству продукции; • существует несоответствие между непрерывным улучшением деятельности предприятия и обеспечением качества для соответствия требованиям стандарта; в этом смысле стандарты ИСО 9000 подрывают конкурентоспособность Японии. К середине 90-х заканчивается переход от ТQС к ТQМ. Третье поколение японских ученых и специалистов преодолевает конфликт японского стиля с концепцией стандартов ИСО 9000. Это поколение оказывается способным признать в массовом распространении стандартов ИСО 9000 глобальное явление, важность которого трудно переоценить. Кратко изменение концепции от ТQС к ТQМ отражает рис. 1.1.12. В 1997 г. была опубликована Декларация ТQМ, разработанная исследовательской группой по качеству Японского союза ученых и инженеров. Группу возглавлял профессор Токийского университета г-н И. Изука (Y. Izuka). Главным поворотным моментом стало признание того факта, что цель ТQМ – достижение требуемого качества менеджмента в организации. Декларацию ТQМ мы рассмотрим подробнее в разд. 1.2.
|