![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История развития концепций менеджмента качества в Японии
Мы решили посвятить истории развития принципов менеджмента в Японии специальный раздел, так как именно Япония первой преобразила свою послевоенную экономику на основе качества. Сейчас под влиянием натиска японцев весь мир вынужден меняться, приспосабливаясь к концепциям качества. Раздел написан по материалам, любезно пре Мы совместно с проф. X. Цубаки несколько лет ведем российско-японский проект по менеджменту качества, в рамках которого проф. X. Цубаки трижды приезжал в Россию, в Нижний Новгород, где блестяще выступал на семинарах и читал превосходные лекции на различных предприятиях региона. На основе этих выступлений и лекций автор вместе с М. Е. Серовым подготовил брошюру, иллюстрирующую историю японского менеджмента качества [19], часть которой использована в настоящем разделе. Основная информация представлена в виде рисунков и таблиц. Основные исторические события, характеризующие развитие принципов менеджмента качества в Японии, показаны на рис. 1.1.4. Обратим внимание на то, что только в 1997 г. вышла в свет «Декларация основных принципов TQM», характеризующая окончание перехода от TQC к TQM. Это подчеркивает, с какой тщательностью японские специалисты прослеживают процессы развития менеджмента качества в своей стране. В частности, автор был очень удивлен столь поздним появлением Декларации TQM в Японии, так как уже многие годы публикуется огромное число материалов по TQM, и Япония рассматривается в них как родина TQM. Однако тщательность японского стиля работ проявилась и здесь. Японцы поспевают не спеша, без суеты. Только в 1991 г. они приняли стандарты ИСО семейства 9000. Заметим, Советский Союз это сделал в 1988 г. Почти десять лет японские специалисты работали над тем, чтобы интегрировать концепцию стандартов ИСО 9000 в японскую культуру менеджмента качества, с тем чтобы, с одной стороны, подчиниться процессам глобализации мировых экономических процессов, а с другой – не повредить своей экономике. В 50-е годы акцент в управлении качеством, благодаря влиянию доктора Э. Деминга, был сделан на статистический выборочный контроль, как на первый необходимый шаг в освоении статистического управления качеством (SQC). Уже в 60-е годы происходит перемещение акцента работ по качеству с инспекций и выборочного контроля на статистическое управление процессами (SPC). В 70-е годы развивается концепция улучшения качества, в рамках которой разрабатывается техника решения проблем с помощью семи простых (японских) статистических методов, развитых в 60-е годы. Однако в целом интерес к SQC падает в связи с распространением TQC. В 80-е годы применение SQC распространяется на сферу проектирования (методы Г. Тагути), а кроме того, в конце 80-х начинается возврат к использованию статистического управления качеством в компании Toyota (ренессанс SQC).
На рис. 1.1.5 представлены этапы развития методов статистического управления качеством. Остановимся более подробно на некоторых этапных моментах эволюции методов управления качеством в Японии. Вернемся в 50-е годы – эру инспекции и статистического выборочного контроля. Несмотря на широкое применение инспекций качества и использование выборочного контроля качества готовой продукции, уже в то время стали закладываться предпосылки их полного исключения из производственного цикла (рис. 1.1.6). 60-е годы характеризуются интенсивным использованием семи инструментов контроля качества (07), а также развитием идей и концепций японского стиля управления качеством. Первое поколение ученых и специалистов Японии в области качества, в основном ученики Э. Деминга и Дж. Джурана, формируют первую стадию собственного стиля управления (рис. 1.1.7). Она ориентирована на качество выпускаемой продукции и критерием качества является ее соответствие техническим требованиям. Однако главными элементами первой стадии становятся принципы управления качеством в масштабе всей компании (СWQС), обучение и другие приемы, показанные на рис. 1.1.8. В эти же годы с целью поддержки эффективной работы кружков качества разрабатываются процедуры и методы решения проблем качества, затрагивающие как общие, так и специфические проблемы качества. Большую роль в этом процессе сыграл проф. Н. Кано (N.Каnо). В 70-е годы на сцену выходит второе поколение японских ученых и специалистов – ученики учеников Э. Деминга. Они формулируют японскую концепцию тотального управления качеством для новой эры (рис. 1.1.9). Традиционные методы статистического управления качеством становятся малоэффективными в силу необходимости перехода к принципиально иным уровням несоответствий, для измерения которых начинают применять меру в виде количества дефектных изделий на миллион (РРМ). Основные черты и инструменты японского стиля ТОС показаны на рис. 1.1.10.
К 1987 г. заканчивается вторая стадия разработки японского стиля в управлении качеством (рис. 1.1.11). В 90-е годы в Японию начинают проникать стандарты ИСО 9000. Первая реакция по отношению к ним – отрицательная, защитная. Среди причин конфликта японских подходов и стандартов ИСО 9000 можно выделить следующие: • требования международных стандартов ИСО серии 9000 относительно внешнего обеспечения качества продукции неприемлемы для Японии ввиду их слабости с точки зрения декларируемого уровня качества; поэтому японские предприятия руководствуются японскими стандартами, выпущенными Д5А (1991), где установлены более жесткие требования к качеству продукции; • существует несоответствие между непрерывным улучшением деятельности предприятия и обеспечением качества для соответствия требованиям стандарта; в этом смысле стандарты ИСО 9000 подрывают конкурентоспособность Японии. К середине 90-х заканчивается переход от ТQС к ТQМ. Третье поколение японских ученых и специалистов преодолевает конфликт японского стиля с концепцией стандартов ИСО 9000. Это поколение оказывается способным признать в массовом распространении стандартов ИСО 9000 глобальное явление, важность которого трудно переоценить. Кратко изменение концепции от ТQС к ТQМ отражает рис. 1.1.12. В 1997 г. была опубликована Декларация ТQМ, разработанная исследовательской группой по качеству Японского союза ученых и инженеров. Группу возглавлял профессор Токийского университета г-н И. Изука (Y. Izuka). Главным поворотным моментом стало признание того факта, что цель ТQМ – достижение требуемого качества менеджмента в организации. Декларацию ТQМ мы рассмотрим подробнее в разд. 1.2.
|