![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что дальше? Мы рассмотрели основные тенденции развития ТQМ в XX в
Мы рассмотрели основные тенденции развития ТQМ в XX в. На пороге следующий, XXI век. Какие концепции менеджмента качества нас ждут?
Время пророков прошло и прогнозировать будущее – чаще всего занятие неблагодарное. Однако некоторые осторожные оценки попытаться сделать можно. Первое. По-видимому, основная концепция TQM будет еще долго сохраняться как ориентир развития предприятий, организаций и, может быть, политических структур и администраций различного толка. Основой такого прогноза является то, что в TQM концентрированно выражены цели, альтернативы котором трудно представить. Некоторые авторы говорят, что цели долгосрочного успеха могут стать неадекватными турбулентным процессам бизнеса в XXI в., что предприятия будут создаваться на короткое время и закрываться после достижения целей. Речь идет о предприятиях-проектах, т. е. созданных под проект. Скорее всего, это будут малые компании. Возможный путь, и его предстоит исследовать и понять. Второе. В отношении большинства средних и крупных компаний TQM представляется интегральной общей концепцией успешного развития фирм. TQM является, по существу, открытой рамочной концепцией, объединяющей многие другие вопросы, функции, методы и концепции менеджмента и поглощающей в себя все новые идеи менеджмента, например, «точно вовремя» (JIT), «канбан», бенчмаркинг, структурирование функции качества (ОРО), различные методы мотивации и другие, которые могут рассматриваться и как самостоятельные концепции. Однако TQM занял позицию агрегирующей концепции нового менеджмента и, наверное, по праву, ибо философия качества, при всей размытости этого понятия, отражает растущую сложность мира бизнеса и общественных отношений, требующую некоего общего подхода, позволяющего получить ориентиры, не растеряться и не стать циником в атмосфере сгущающейся сложности, способной разрушить ясные ценности и приоритеты предыдущих поколений. Наверное, поэтому гуманистические, в том числе нравственные, ценности стали заметной частью TQM. Некоторые авторы отмечают квазирелигиозный характер TQM [159]. Наверное, с ними надо согласиться, если признать, что религия – это способ выражения и продвижения в массы нравственного закона. Поэтому и язык (образы, притчи, истории), и технология продвижения TQM в виде ритуалов, флагов, лозунгов, гуру, апостолов будут заимствовать у религии ее приемы. Можно по-разному к этому относиться, но, по-видимому, это неизбежно. Как неизбежны и попытки использовать TQM только как средство манипулирования персоналом. Они опасны, и будут нужны специальные усилия по их разоблачению. Будущее TQM зависит также и от привычки людей менять ключевые слова, когда предыдущие потеряли свои ценности, оказались затертыми, девальвированными. Возможно, что на базе и месте TQM возникнет другая концепция, претендующая на общность подходов, например, это может быть бизнес-совершенство. Людям нужны свежие идеи, и им часто продают свежие слова, отражающие старые идеи. Так, скорее всего, и будет, но сегодня потенциал TQM и способность оставаться свежим у TQM достаточные на многие годы. В статье «Стандарты и TQM на пороге XXI века» [161], отражающей результаты проекта международной академии качества, Норман Бюргесс пишет, что признанной целью TQM остается стремление все большего комплекса различных компаний к бизнесу мирового класса (World Class’ Business). Он же считает, что будущее TQM – в концепциях «совершенство бизнеса», включающих: • самооценку; • измерение характеристик (бизнеса); • баланс интересов различных групп, заинтересованных в результатах деятельности; • человеческий фактор; • бенчмаркинг; • индексы удовлетворенности потребителя; • реинжиниринг процессов. В той или иной степени эти концепции будут обсуждаться, однако каждая из них требует специального изложения. Коллеги автора – известные специалисты в области менеджмента качества Ю. П. Адлер, И. В. Аронов, В. Л. Шпер – опубликовали интересную работу под названием «Что век грядущий нам готовит? Менеджмент XXI века – краткий обзор основных тенденций» [3]. Рассмотрим эту концепцию более детально. Таблица 1.1.1
Ее авторы отмечают главный признак менеджмента XXI в. – переход к новой социально-экономической формации, ключевыми словами которой являются «качество», «знания (информация)», «человек». Это глубокое наблюдение, позволяющее понять TQM как отражение нового подхода к организации производства и общественных отношений. В сфере производства происходит переход от массового производства, характерного почти для всего XX в., к новому, которое получило название «щадящее или рачительное производство» (lean production) [201]. С помощью данных табл. 1.1.1 можно сопоставить характеристики различных типов производств, характерных для соответствующих эпох. Принципы щадящего производства включают [201]: • командную работу; • постоянный обмен информацией; • эффективное использование всех видов ресурсов и исключение отходов и потерь; • непрерывное совершенствование. При этом по сравнению с массовым производством удается примерно вдвое (!) сократить: • затраты человеческого труда на предприятии; • производственные площади; • инвестиции; • время на технологическую подготовку и инженерное сопровождение производства; • время на разработку новой продукции. Сопоставление ремесленного, массового и щадящего (рачительного) производств по основным определяющим параметрам представлено в табл. 1.1.2. В определенном смысле происходит возврат к ремесленнику, мастеру, изготавливающему конкретное изделие под конкретного заказчика (например, рыцарские доспехи, камин или часы), но возврат происходит на новом технологическом уровне, позволяющем, не теряя производительности, характерной для массового производства, выполнять требования на уровне качества, характерном для мастеров прошлого. Таблица 1.1.2
В сфере производственных сношений происходит перемещение от жестких административных структур к гибким, основанным на использовании человеческих ресурсов. В ситуации, когда положение на рынке лучше всего характеризуется словами «изменчивость в условиях острой конкуренции», когда от организации требуется невиданный ранее динамизм, главными словами по отношению к людям становятся «вовлеченность», «соучастие», «преданность». Как же этого добиться? Ответом на этот вопрос служит «мотивация». Мы обсудим понятие «мотивация» в гл. 1.5. Отметим здесь, что дело не сводится только к деньгам, и даже главным образом не к деньгам. Существуют не менее сильные мотиваторы. Одни из самых важных среди них – доверие и сотрудничество. Доверие проявляется прежде всего в глубоком делегировании полномочий и наделении ответственностью. Обучение всех сотрудников в новой парадигме становится обязательным элементом деятельности организации. Такое обучение предполагает систематическое использование принципа «трех китов»: теории, отраслевого опыта и внутреннего опыта, накапливаемого в процессе производства и постоянно осмысливаемого ради совершенствования. Обучение становится формой жизни. Средние расходы американских компаний на обучение составляют около 1, 4% фонда заработной платы (в компании IBM – около 5%, в компании Xerox – около 4%). Существуют прогнозы, согласно которым в таких компаниях, как Motorola, у каждого сотрудника к 2010 г. на обучение будет уходить около месяца ежегодно. Человек – существо творческое. Поэтому важно, чтобы у него не было бездумной механической изматывающей работы. Компании, которые хотят добиться успеха в бизнесе, уже не могут относиться к своим рабочим как к «винтикам» в сложной обезличенной машине. Если от производственников требуется, чтобы они проявляли максимум усилий в сложной обстановке конкуренции, то рабочие должны ощущать себя полноправными партнерами в общем деле. Осознание руководителями предприятий этого факта неизбежно приведет к усилению социальной ориентации технико-экономического преобразования производства, созданию новой техники с учетом особенностей взаимодействия человека с ней. Один из аспектов такой гуманизации связан с формированием культуры безопасности как в сфере производства, так и в обществе в целом. В сфере построения организационных структур происходят также значительные изменения. Прежде всего они относятся к представлениям о размерах компаний. С одной стороны, всегда существовала тенденция к укрупнению организаций. У большой организации больше ресурсов разного рода, сильнее влияние и т. д. С другой стороны, малые фирмы на практике оказались гораздо более гибкими. В них нет обюрокрачивания технологий и процедур принятия решений. Комбинирование достоинств больших и малых структур с учетом специфики деятельности приводит к формированию структур, построенных по семейному принципу: материнская компания – дочерние и внучатые компании. Такие структуры позволяют сделать производственные (теперь малые по численности) подразделения хорошо управляемыми с ориентацией на успех в бизнесе и концентрировать при необходимости нужные ресурсы для новых проектов и инвестиций. Рынок с его жесткостью понуждает к пересмотру традиционно сложных отношений в развитых странах между организацией и ее поставщиками. Важно разрушить представление о противоречивых интересах поставщика и потребителя. На самом деле они совпадают. Чем дешевле поставки сырья, тем дешевле могут быть цены на TQM рынке, где работает покупатель, т. е. у его клиентов. Тогда он получает возможность вытеснить своих конкурентов и расширить рыночную нишу. Как только это случится, он увеличит заказ своему поставщику, поскольку ему теперь надо производить больше продукции. Так начинается установление долговременных партнерских подлинно взаимовыгодных отношений под лозунгом: «Вместе сделаем – вместе выиграем».
Рис. 1.1.13. Внешние взаимоотношения организации
Взаимоотношения вне организации показаны на рис. 1.1.13. В общем виде любая организация имеет показанное здесь окружение. Очевидно, что все группы будут удовлетворены тогда и только тогда, когда потребитель заплатит организации за произведенную продукцию столько, что у нее после уплаты отчислений обществу (государству), акционерам, собственникам и поставщикам останется достаточно средств для собственных нужд. Одним из выводов, выявленных происходящей сейчас НТР, оказалось то, что наиболее эффективным средством достижения такого результата оказывается повышение качества в широком смысле этого слова. Речь идет не только о качестве собственно продукции, а о качестве организации в целом, т. е. о качестве ее взаимодействия с окружающим миром, функционирования и управления, а также о качестве жизни ее сотрудников. Далее авторы работы [3], проводя анализ реинжиниринга и основных тенденций современного менеджмента, приходят к заключению, что практически все основные тенденции укладываются в идеологию и концепцию TQM. С этим согласен и автор. Скорее всего, TQM еще юн, и ему предстоит долгая и интересная жизнь.
|