Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Теория сравнительного преимущества
1.1 Случай абсолютного преимущества. 1.2 Случай сравнительного преимущества. 1.3 Торговля в условиях возрастающих издержек замещения.
Давид Рикардо развил теорию Адама Смита и объяснил, почему страны торгуют между собой при отсутствии абсолютных преимуществ в производстве тех или иных товаров. теория сравнительных преимуществ использует понятие альтернативной цeны - рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара. Теория сравнительных (относительны)) преимуществ заключается в том, что если страны специализируются на производстве тех товаров, которые, они могут производить с относительно более низкими издержками в сравнении с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, имеют они или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров. Рассмотрим следующий пример: Допустим, что страны А и В производят только два товара С и D. В стране А для производства одной единицы товара С требуется 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товара D - 6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требуется 12 единиц затрат, а для производства одной единицы товара D единиц. Страна А имеет абсолютное преимущество при производстве обоих видов товаров. Согласно теории абсолютных преимуществ страна А должна экспортировать эти товары в страну В, а страна В может только импортировать - для экспорта у нее нет возможности. Если же страна А не может торговать со страной В, то на единицу затрат в стране А будет приходиться 1/6 единиц товара D и 1/2 единиц товара с. В стране же В на единицу затрат будет приходиться 1/10 единицы товара D и 1/12 единицы товара С. Относительная цена единицы товара D в стране А, выраженная через стоимость единицы товара с, составляет 6/2 = 3 единицы товара с, а в стране В меньше - 10/12 единицы товара С. Это означает, что производителю товара С страны А по купать товар D на внутреннем рынке невыгодно, поскольку за единицу товара D он будет должен отдать 3 единицы своего товара, в то время как в стране В - только 10/12 единиц товара С. Выигрыш составит: 3 - 10/12 = 26/12 единиц товара С. Поэтому страна А будет импортировать товар D из страны В, поскольку это относительно дешевле. Относительная цена единицы товара С в стране В, выраженная через стоимость единицы товара D, составляет 12/10 = 6/5 единицы товара D, а в стране А меньше - 2/6 =1/3 единицы товара D. Это означает, что производителю товара D страны В покупать товар С на внутреннем рынке невыгодно, поскольку за единицу товара С он будет должен отдать 6/5 единицы своего товара, в то время как в стране А только 1/3 единицы товара D. Выигрыш составит: 6/5 -1/3 = 13/15 единиц товара D. Поэтому страна В будет импортировать товар С из страны А, поскольку это относительно дешевле. Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, равные по уровню экономического развития, то выгоды у них будут равными; если же на мировой рынок выходят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна выигрывает от торговли в меньшей степени, поскольку менее развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны. Условия внешней торговли - это отношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам. Чаще всего, когда речь идет о более широкой номенклатуре товаров, используются индексы экспортных и импортных цен. 1. Индекс, отражающий движение экспортных цен для данной страны: Рх = L, XiPi' где, Xi - доля Рi- товара в суммарном экспорте в базовом году; Р; - отношение текущей цены на данный товар к цене 1-гo товара в базовом году. где mi- доля 1-гo товара в суммарном импорте в базовом году; Pi - отношение текущей цены на данный товар к цене 1-гo товара в базовом году. 3. Условия внешней торговли: Т=Рх/Рт. Динамика этих показателей указывает на улучшение или ухудшение условий торговли для данной страны.
|