![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос ?48. Административно-территориальное деление: понятие, система, конституционно-правовое закрепление
Исторически, административно-территориальное деление – это первый способ территориальной организации управления. В период абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны – систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти (губернаторы, префекты со своими ведомствами и др.). Надо сказать, что деление в большинстве случаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями (хотя иногда бывало и это). Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и административные задачи – интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д. В более крупных государствах административно-территориальное деление становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные, и чиновники, управлявшие мелкими единицами, ставились в подчинение чиновникам, которым вверялось управление соответствующими крупными единицами. Итак, административно-территориальное деление – это совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих деление территории государства на региональные единицы с целью осуществления эффективного управления территорией со стороны верховной (центральной) власти и определяющих статус таких единиц, характерный большей или меньшей степенью самостоятельности в решении вопросов местной жизни. Административно-территориальные единицы – это не имеющие признаков государственных образований составные территориальные части унитарного государства или субъекта федерации. Особый статус у зависимых, заморских, островных территорий, анклавов, резерваций и некоторых других. Правовой статус административно-территориальных единиц определяется центральной властью, она определяет, на какие административно-территориальные единицы делится государство, пределы ведения и компетенцию, сколько ступеней имеет административно-территориальное устройство. Также, центральная власть осуществляет прямой и косвенный контроль за деятельностью органов государственной власти на местах. Число звеньев административно-территориального деления может быть различным. В одних странах оно может быть двухзвенным (например, области и общины в Болгарии), в других – четырёхзвенное (регионы, департаменты, районы, общины во Франции). Наиболее распространено деление типа область – район – община. В каждой из административно-территориальных единиц имеются органы управления: иногда государственные (назначенные сверху губернаторы), иногда избираемые органы местного самоуправления, иногда, как во Франции и Украине, и те, и другие. В административно-территориальных единицах, которые рассматриваются как территориальные коллективы, всегда есть избранные населением органы (иногда вместе с назначенными «сверху» чиновниками), в тех же, которые такого статуса не имеют и не являются общинами, действуют назначенные должностные лица. Основные тенденции: -децентрализация власти. Все больше больше государств предоставляют административно-территориальным единицам возможности действовать самостоятельно с целью улучшения качества жизни -развитие местной автономии. Предоставление одним административно-территориальным единицам больших прав (Гренландия в Дании, Крым в Украине когда-то, лол) -Конституционно-правовой статус особых административно-территориальных единиц (зависимые, островные, заморские и иные территории): эти особые единицы — результат колониального прошлого многих стран. Многие территориальные единицы получили независимость, некоторые до сих пор остаются во владении стран-метрополий. Некоторые заморские департаменты Франции приравнены в правах к регионам. Заморские территории Франции имеют самоуправление. Большинство подобных единиц имеют органы самоуправления и формально принадлежат метрополии.
|