![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос ?51. Федерализм как принцип территориальной организации государственной власти
Федерация – это форма территориального устройства, союзное государство, части (субъекты) которого обладают определенной политической самостоятельностью (государственной автономией). Федерализм – принцип конституционного строя, характеризующий способ территориальной организации государственной власти (1).Как принцип государственного устройства федерализм означает особый характер взаимосвязи государства в целом и его отдельных частей, который отличается самостоятельностью территориальных составляющих в процессе осуществления государственной власти (2). При подходе к определению федерализма имеет смысл связать это понятие: - с идеями, касающимися взаимоотношений двух уровней государственной власти и обеспечения достижения общих целей (при гарантии самостоятельности и учета интересов частей федерации) - с нормативным воплощением этих идей - с практикой реализации таких идей. Таким образом, федерация – «форма», федерализм – «содержание». Конституционное регулирование проблем федерализма включает целый ряд аспектов: ·распределение компетенции между федерацией и ее субъектами; ·гарантии прав субъектов федерации и государственной целостности самой федерации ·механизмы разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами. Происхождение и эволюция федерализма. Существует целый ряд классификаций федераций. 1) В зависимости от юридических оснований образования различают договорные и конституционные федерации. Договорные федерации возникли как результат добровольного соглашения нескольких независимых государств об объединении в одно государство (США). Конституционные появились вследствие возрастания степени самостоятельности местных территориальных единиц высшего уровня и признания за ними в конституции статуса субъектов федерации (Бельгия) либо в результате захвата одного государства другим с сохранением за подчиненным государством определенной степени самостоятельности. 2) По поводу равноправия субъектов: Симметричные – субъекты равны в правах (США, Германия и т.д.) Асимметричные – неравноправие составных частей федерации, разный статус субъектов (Индия, Танзания, Бразилия и т.д.) 3) По распределению властных полномочий – централизованные и децентрализованные. В централизованных (интеграционных) федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных (деволюционных) федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации. 4) По способу образования субъектов федерации выделяют: В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах. Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика, Австрия, ОАЭ, Австралия. В национальных федерациях субъектысоздаются на основе проживающих в них национальностей. В качестве примера национальной федерации можно привести: Бельгию, Индию, в прошлом СССР и Югославию. Особый вид федераций – национально-территориальные в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация, Федеральная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов - земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности), Канада. Исторические волны федерализма: 1 волна: Характерна добрая воля объединения, до начала XX века (США, Швейцария, Канада, Германия, Австралия) 2 волна: Между двумя мировыми войнами (РСФСР, Чехословакия, Австрия) 3 волна: после ВМВ по ее итогам (ФРГ), получение независимости (Индия, Пакистан, Малайзия) 4 волна: 1990е-н.вр. – распад соц. федераций и образование новых (СССР, РСФСР --- РФ), изменение формы (Бельгия), постконфликтные федерации (Эфиопия, Судан, Ирак) Выбор в пользу федерализма при: - демократической ориентации (исключения: ОАЭ, Малайзия) в качестве гарантии от диктатуры (широкая децентрализация власти) - обширной территории - большой численности населения - неоднородном населении, живущем компактными группами - высоком уровне правовой и политической культуры, общих ценностей Цели и выгоды федерализма: 1) примирение единства и разнообразия: ·однородная федерация (схожая идентичность) – центростремительные силы ·разнообразная федерация (раскол идентичности) – центробежные силы ü подавление разнообразия (единый язык, культурная ассимиляция) ü принятие разнообразия (широкая децентрализация) 2) средство защиты от тирания центра
|