Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История возникновения православных храмов.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Билет № 1 Понятие о науке Литургика. Предмет и задача. Литургикой называется наука о Богослужении Православной Церкви. В задачу курса Литургики 1-го класса Семинарии входит: 1) ознакомление с храмом, его устройством (внешним и внутренним), со священными предметами, употребляемыми в православном Богослужении; 2) изучение богослужебных книг и порядка уставного отправления как отдельных элементов Богослужения (чтение Св. Писания, Псалтири, пение стихир, канонов), так и чинопоследований в целом (суточный круг Богослужения).
2. Служебник и его содержание.
Билет № 2 История возникновения православных храмов. Богослужение, как выражение внутреннего нашего богопочитания началось с первых дней бытия человека, которое выражалось в личном общении наших прародителей с Богом, в постоянном прославлении Его и исполнении Его святой воли. Лишились возможности непосредственного общения с Богом после грехопадения и изгнания из рая они и стали благоугождать Ему посредством молитв и жертвоприношений. В Ветхом Завете от Адама до Моисея верующие не имели храмов. Они совершали Богослужение на жертвенниках под открытым небом, на всяком месте. Первым храмом, посвященным истинному Богу была скиния построенная Моисеем в виде палатки которая переносилась с места на место. Она разделялась на три части: святое святых, святилище и двор. Позднее по образу скинии царем Соломоном был построен величественный Иерусалимский храм на горе Мориа. Ветхозаветный храм был только один и служил единственным местом общественного богослужения для всего народа Божия; этим внушалась мысль, что один есть Бог истинный, Которому подобает поклоняться и служить. В Новом Завете Господь наш Иисус Христос, повелевший Апостолам Своим идти в мир проповедовать Евангелие всем народам, не назначал какого-то определенного места для общественного богослужения. Он учил Своих последователей поклоняться Богу и духе и истине и Сам молился на всяком месте (в пустыне, в горах, в саду Гефсиманском). Но хотя Господь наш Иисус Христос учил, что на всяком месте можно поклоняться Отцу Небесному, все-таки для особенного священнодействия, каким была Тайная вечеря, Он избрал особую горницу, которая стала первым новозаветным (христианским) храмом, где впервые была совершена Спасителем Тайная вечеря и установлено таинство Евхаристии. В первые века христиане собирались для Богослужений в различных местах, которые назывались церквами, или собраниями верующих. Первыми христианскими храмами, т.е. местами совершения богослужения, были " икосы", - дома, или фактически залы. Эти дома, как места священные, требовали к себе и особо благоговейного отношения. Местом богослужения могла быть обширная трапезная. В этих горницах для целей богослужения устроялись места для епископов и пресвитеров, для чтения Св. Писания; был также стол для совершения Евхаристии. До торжества христианства при Константине Великом христианские храмы часто находились в частных домах. Необходимо, однако, отметить, что во время гонений и народных волнений в Римской империи христианам было очень трудно собираться для богослужения в храмах и частных домах. Поэтому христиане часто устраивали богослужебные собрания в глухих и отдаленных от жилищ местах (на кладбищах и в катакомбах), которые по римским законам были неприкосновенными. " Катакомбы состоят из сети коридоров, разветвляющихся иногда на большое расстояние и взаимно пересекающихся между собою... В стенах коридоров... встречаются более и менее обширные комнаты. Гробницы мучеников находились под полукруглым сводом. В период относительного спокойствия между полосами гонений христиане опять устраивали богослужебные собрания или в своих частных домах, или в специальных молитвенных зданиях, которые появляются не позднее III века. " В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 г. в одном Риме было более 40 церквей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, Со времени Константина Великого начали строить величественные церкви. Самой употребительной формой церквей была форма базилики. Ими назывались в Греции особые общественные здания, устраиваемые около общественных площадей и предназначенные для судостроительства и для произнесения речей. В IV веке гонения на христиан прекратились и христианство получило полную свободу. После издания Константином Великим в 313 г. Миланского эдикта началось деятельное построение храмов. Запустевшие языческие капища, некоторые дворцы и палаты (базилики) превращались в христианские храмы. Святая равноапостольная Елена. Ею были построены христианские храмы на местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и др.). И в последующее время, чем шире распространялось и укреплялось христианство, тем более умножалось число храмов Божиих. В этот период можно отметить особо величественный храм Софии Премудрости Божией в Константинополе, построенный императором Юстинианом (532-537 гг.). Когда свет веры Христовой проник и к нам, в наше Отечество, то и у нас стали появляться и с течением времени умножаться святые храмы как места общей молитвы православных христиан. К числу замечательных русских храмов, сохранившихся доныне, принадлежат Троицкий и Успенский соборы нашей Лавры, храмы Московского Кремля, храм Покрова на Нерли (1165 г.), Успенский собор во Владимире и бесчисленные другие.
2. Октоих и его содержание.
|