Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные регуляторы первобытного общества. признаки первобытных обычаев






На ранних этапах развития человеческое общество выработало социальные регуляторы, которые были необходимы для удовлетворения потребностей человека и вырабатывались в процессе совместной жизнедеятельности. Первые социальные регуляторы человеческого общества были неразвитыми и отвечали всего на один вопрос «можно ли».

Одним из первых социальных регуляторов стал табу – запрет на совершение каких-либо негативных с точки зрения общества действий.

Другим регулятором общественных отношений был тотем – мифологическая связь рода с каким-либо животным. Также одним из социальных регуляторов был миф.

Важнейшим социальным регулятором первобытной эпохи являлся обычай – сложившиеся исторически универсальное правило поведения.

Признаки (общие черты) социальных регуляторов первобытной эпохи:

1. Тесная взаимосвязь с природными факторами.

2. Общий, универсальный и неоднократный характер социальных регуляторов.

3. Все первобытные социальные нормы являлись мононормами, т.е. одновременно регулировали все стороны общественной жизни.

4. Социальные регуляторы первобытной эпохи были весьма эффективны, так как поддерживались авторитетом отдельных людей и механизмом коллективного принуждения.

С усложнением общественных отношений претерпевала изменение и система социальных регуляторов. Так, постепенно мононормы распадаются на моральные, религиозные и организационные нормы. В настоящее время мы можем говорить о существовании многих видов социальных регуляторов от правовых регуляторов до корпоративных регуляторов.

Признаки первобытных обычаев:

а) привычность реализации, т. е. привычка является внутренней причиной поведения, соответствующего обычаям, что означает: обычаи в соответствующих условиях реализуются как своеобразный результат социализации, воспитания людей, добровольно и механически, без деления поведения на возможное и должное (без различия прав и обязанностей);

б) спонтанность возникновения, т. е. обычаи возникали в первобытном обществе самопроизвольно как объективно необходимое нормативное выражение закономерностей существования общества как единого целого, выражение его общей воли, общих интересов;

в) синкретизм, т. е. обычаи изначально по своему характеру одновременно были нормами организационными, моральными, религиозными (мононормами). В дальнейшем в процессе социального нормообразования происходит видовое обособление норм: появляются нормы религии, нормы морали и т. д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал