Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи. При планировании исследования обязательным является формулирование цели и задач






При планировании исследования обязательным является формулирование цели и задач. Цель исследования – что предполагается узнать или доказать в результате исследования, а именно обосновать научную гипотезу. Также цель исследования может быть сформулирована с ориентацией на разрешение научной проблемы. Большое значение при формулировке цели имеет всесторонний анализ того, что уже достигнуто в изучении исследуемых явлений. Достижение цели исследования представляет собой некоторую последовательность действий. А. Н. Леонтьев указывает, что цель имеет интенциональный аспект (что должно быть достигнуто) и операционные аспект (как это достичь).

Задачи исследования – это те исследовательские действия, ко​ торые необходимо выполнить для достижения поставленной в ра​ боте цели, решения проблемы или для проверки сформулирован​ ной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач, которые связаны с:

1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2) обоснованием способов решения проблемы;

3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.

 

 


 

Структура научно-познавательной деятельности (А. Ф. Корниенко)

 

В структуре научно-познавательной деятельности можно выделить целый ряд процедурных моментов и методологических категорий. Прежде всего, отметим, что речь идет о получении знаний об объектах действительности. Следовательно, в структуре научно-познавательной деятельности мы имеем, с одной стороны, объекты и явления действительности, на познание которых направлена научно-познавательная деятельность и, с другой стороны, знания о них, как конечный результат этой деятельности. Далее, следует отметить, что в основании научно-познавательной деятельности лежит осознание научной проблемы и выдвижение научной гипотезы. Однако формулирование, как научной проблемы, так и выдвигаемой гипотезы требует наличия определенных исходных научных знаний об изучаемой области действительности, совокупность которых представляет собой ни что иное, как теорию. С другой стороны, мы знаем, что эти исходные научные знания (теории) были получены с использованием определенных методов познания и неразрывно с ним связаны. Другие методы познания (исследования) могут дать другие результаты (другие знания) и привести к построению других теорий. Следовательно, в основании цикла научно-познавательной деятельности находится не только научная проблема и соответствующая гипотеза, но и исходная теория и связанные с ней методы познания (исследования). Дальнейшее развертывание научно-познавательной деятельности предполагает выделение предмета научного исследования (того, что будет исследоваться), решение вопроса о том, как будет проводиться исследование, с помощью каких эмпирических и теоретических методов и методик исследования, какие при этом будут использоваться процедуры обработки и интерпретации результатов исследования (эмпирических данных). В результате применения соответствующих методов обработки и интерпретации эмпирических данных предполагается получение новых знаний, которые далее могут быть использование в новом цикле научно-познавательной деятельности. Новый цикл научно-познавательной деятельности. Новый цикл научно-познавательной деятельности будет проводиться уже на новом более высоком витке познания.

Интересно отметить наличие некоторого сходства в структурах научно-познавательной деятельности и познавательных психических процессов, в частности, процессов ощущения. В процессах ощущения и формирования соответствующих сенсорных образов (сенсорных знаний) имеют место два типа процессов: а) собственно сенсорные и б) двигательные, которые, по существу, обеспечивают операционализацию и активизацию сенсорных процессов. В структуре научно-познавательной деятельности также можно выделить два типа процессов:

а) интеллектуальные (аналог сенсорных), образующие линию:

теория => гипотеза => метод интерпретации

б) операциональные (аналог двигательных), образующих линию:

метод познания => методика исследования => метод обработки.

Наличие такого рода параллелей свидетельствует о преемственности научно-познавательной деятельности и познавательных психических процессов, и позволяет рассматривать и то, и другое как последовательные формы эволюционного развития механизма познавательной активности в условиях усложнения характера взаимодействия организма с окружающей его действительностью. С самого начала в генезисе и динамике развития познавательной активности организмов имело место разделения и взаимное обусловливание двух направлений. С одной стороны, это развитие форм чувствительности и процессов отражения (сенсорно-перцептивные процессы), с другой стороны – развитие гностических форм двигательной активности (поисковые движения-таксисы, ориентировочные движения и действия).

Заключение

Познавательная деятельность является непременной и важнейшей составляющей человеческой деятельности, которая обусловливает развитие общества и самого человека.

Новые знания могут дополнить существующую теорию об изучаемом явлении, раскрыв его новые стороны, либо опровергнуть имеющиеся научные знания и лечь в основу новой теории.

В заключение следует отметить, что от правильной последовательности отдельных этапов исследования их взаимной связи зависят объективные результаты исследовательской работы и успешность литературного оформления научного труда

 


 

Использованная литература

1.Солобутина М. М. Методы исследования в психологии., 2015

2.Сорокун П. А. Основы психологии., 2005

3. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Т.3. - М.: Академия, 2003.

4. https://allrefs.net/c1/4da25/p40/

5.Корниенко А. Ф. Теория и практика психологического исследования. – Казань, 2000.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал