Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое положение духовенства в 18 в.




Духовенство как сословие складывалось в процессе зарождения и развития феодализма. Однако его правовая регламентация усилилась в период абсолютизма, когда активно шел процесс подчинения церкви государству, ее вхождения в состав государственного аппарата, т.е. ого­сударствления. Духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Оно было важной политической силой в стране, владело большим количеством земли и крестьян. Эта собствен­ность защищалась тарханными грамотами, освобождавшими от повин­ностей и налогов в пользу государства. Их выдавал царь. Белое духовенство несло повинности и платило налоги в пользу черного. Цер­ковная администрация состояла из представителей черного духовенства. Процесс огосударствления церкви предполагал секуляризацию зе мель, т.е. их изъятие в собственность государства, и бюрократизации) духовенства. Уложение 1649 г. закрывало церковным феодалам все пут к приобретению вотчин и лишало их права иметь слободы и промысли во-торговые заведения на посадах. Во второй половине XVII в. на церковь (как на феодала) распространяются некоторые государственные налоги, такие, как выплата денег на жалованье ратным людям, " ямские" и " полоняничные" деньги. На время военных действий каждый пятый из крестьян духовных вотчин призывался для службы " в пешем строю. Целенаправленное наступление на права церкви усилилось в начале XVIII в. Секуляризации подверглись вотчины патриарха. Окончательно ликвидировалось действие тарханных грамот на торговые промыслы церковников. На безместных (не имевших прихода) священников и их детей с 1705 г. был наложен взамен службы в армии регулярный денежный сбор. С 1706 г. вводился сбор драгунских лошадей, замененный затем деньгами по 15 руб. с прихода. Было широко распространено взимание на военные и строительные нужды крупных сумм из средств монастырей и архиерейских домов. Установлению зависимости духовен­ства от государства служили введенные в 1722 г. штаты, по которым свободными от подушного оклада официально признавались лишь лица духовного сословия, имевшие места в церквах, и их дети. Все прочие члены сословия причислялись к податному состоянию. Однако факти­чески реализовано это мероприятие не было. Значительно скромнее, чем ожидалось, оказались и окончательные итоги церковной реформы Петра I. В первой четверти XVIII в. были проведены преобразования, свидетельствующие о начальной фазе секуляризации1. С целью упорядочения духовенства и подчинения его светским вла­стям с 1722 г. быта установлены жесткие правила вступления в духов­ное сословие. Так, из дворян в него разрешалось принимать только младших детей и притом по достижении ими 40 лет. Из податных соци­альных групп принимались лица только под условием уплаты за них подушного оклада. С 1737 г. стали проводиться разборы, т.е. мобилиза­ция в армию безместного духовенства. Кризис феодализма, наметившийся в России в середине XVIII в., расшатал устои церкви. Это обеспечило успех реализации Указа от 26 февраля 1764 г., согласно которому церковь окончательно лишалась всех вотчин, а епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады. В результате свыше 800 тыс. крестьянских душ муж­ского пола были переведены на положение государственных, хотя первое время они назывались экономическими (от коллегии экономии). Указ 1764 г. оставлял на правах пользования ненаселенные наделы раз­мером в 30 десятин для архиерейских домов и 6-9 десятин для монастырей. Указ 1797 г. увеличил их соответственно до 60 и 30 десятин. Тем самым было ликвидировано феодальное землевладение церкви. Но экономическое положение приходского духовенства не было изменено. Поэтому для его подчинения использовались в основном административные средства. В 1778 г. утверждены новые приходские штаты, по которым проводился разбор 1784 г. Всем безместным церковникам и детям духовенства не моложе 15 лет было предоставлено право по вы­бору поступать " в купечество, в цехи, в крестьянство и в военную службу". Формально юридически выход из сословия становился от­крытым. Однако корпоративные связи оказывались сильнее, и желаю­щих добровольно изменить свой социальный статус, вступив в податное состояние, практически не находилось. Духовенство оставалось замкну­тым, наследственным сословием. 106. Правовое положение мещан (городского населения) в 18 в. Города в этот период развивались как центры торговли и крупного производства, создавались металлургические (особенно на Урале), текстильные и кожевенные предприятия, пороховые заводы, верфи и т.д. До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Пётр хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Пётр расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на “регулярных” и “нерегулярных” (“подлых”) граждан. Регулярные граждане составляли две “гильдии”: в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на “цехи” по ремёслам. Нерегулярными людьми или “подлыми” назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство. Возникающая буржуазия рекрутировала в свои ряды людей из раз личных слоев и групп населения: верхушки посада, ремесленников, от дельных разбогатевших крестьян и т.д. Для преодоления отсталости страны и укрепления обороны правительство стимулировало развитие торговли и промышленности, предоставляя различные льготы. Соз­давались органы городского самоуправления, городское население под лежало их суду. Государство, особенно заинтересованное в развитии промышленности, обеспечивало наибольшие привилегии владельцам мануфактур, которые освобождались от несения различных служб и даже получали право покупать деревни с крепостными крестьянами для использования их труда на мануфактурах. Городское посадское население несло рекрутскую и постойную повинности; из посада вербовали людей на строительство крепостей, кораблей, городов. С него собиралось значительное количество денежных сборов: «стрелецкие деньги», «десятая деньга», сборы с бань, мельниц, постоялых дворов и т.д. Введение подушной подати заменило почти все налоги с посада. Для посадского населения подушная подать устанавливалась в размере 1 руб. 10 коп. с ревизской души, что привело к существенному усилению посадского тягла. На посаде происходила ожесточенная борьба низов с его верхушкой, захватившей городское управление в свои руки. Посадское население избирало свои органы самоуправления - маги­страты. Кроме магистратов существовал посадский сход - собрание населения всего посада, избиравший посадского старосту, членов маги­страта, должностных лиц по различным казенным сборам. Для каждого посада устанавливалась определенная сумма казенных платежей, кото­рые раскладывались внутри посада. Шел процесс оформления городского сословия. Согласно регламен­ту Главного магистрата 1721 г. посадское городское население делилось на знатных, регулярных граждан и " подлых" людей. Регулярные гражда­не, в свою очередь, делились на две гильдии. В первую гильдию входила верхушка посада: банкиры (которые дают на векселя деньги), знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги и которые разными многими товарами во рядах торгуют, город­ские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, золота­ри, серебренники, иконники, живописцы. Ко второй гильдии относились лица, " которые молочными товарами и всякими припасы торгуют, так­же ремесленники, рещики, токари, столяры, портные, сапожники и сим подобные", т.е. мелкие торговцы и ремесленники. Всё остальное население относилось к " прочие же все подлые люди, обретающиеся в наймах и в черных работах, которые нигде между знат­ными и регулярными гражданами не счисляются". Их права были значительно ограничены, в частности, у них отсутствовало право участвовать в городском самоуправлении, они не могли избираться на магистратские должности. Гильдии имели свои органы - гильдейские сходы, где выбирались старшины. Ремесленники, входившие во вторую гильдию, образовывали еще особые корпорации - цехи (полноправными членами которых являлись лишь мастера, имевшие учеников и подмастерьев). В них имелись свои старшины (альдерманы). Разумеется, что все руководящие должности в городском управлении занимали крупные купцы. В 1785 году была опубликована «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Население города (мещане) разделялось на 6 частей. К первой части относились «настоящие» городские обыватели, которые имели в городе землю и другую недвижимую собственность; ко второй – купцы первой (с капиталом 10-50тыс руб.), второй (с капиталом 5-10тыс. руб.) и третьей (с капиталом 1-5тыс. руб.) гильдии; к третьей- ремесленники, записанные в цехи; к четвертой – иностранцы и иногородние записавшиеся в мещане; к пятой – именитые граждане: капиталисты (имевшие не менее 50 тыс. руб.), банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы, а также ученные, художники, музыканты; к шестой – все остальное посадское население, не вошедшее в первые пять частей. Мещане, составлявшие большинство городского населения, являлись податным сословием, должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность и т.д. Купцы освобождались от подушной подати, рекрутской повинности, а купцы первой и второй гильдии и от телесных наказаний. Вместо подушной подати они платили ежегодный сбор в размере одного процента с объявленного капитала, а вместо рекрутской повинности – 500 рублей. Горожане имели свой сословный суд. Создавались и органы город­ского самоуправления: общая городская дума и избираемая ею из своего состава шестигласная городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. Городская дума должна была по­ощрять развитие торговли, заботиться о городских доходах, наблюдать за городским хозяйством, разрешать различные споры горожан по " ремеслам и гильдиям", следить за " порядком и благочинием" и т.п. Вся власть в городе принадлежала полицейским и административным ор­ганам. Рост промышленности, городов, общественного разделения труда вел к усилению политической роли верхов городского населения. Прави­тельство различными льготами поощряло их деятельность. Вполне есте­ственно, что феодально-крепостнические отношения сдерживали разви­тие промышленности, мало было свободных рабочих рук, на мануфактурах в основном применялся труд крепостных крестьян. Основная тя­жесть государственных поборов и повинностей „ падала на средние и низшие слои города. Усиливался процесс расслоения в городах, уве­личивалось количество трудового населения, обострялась классовая борьба. Несмотря на все преобразования, русские города так и остались в том же жалком положении, в каком были и раньше, причина этого - далёкий от торгово-промышленного, строй русской жизни и тяжелые войны. 107. Правовое положение крестьян в 18 в. В первой четверти 18 века выяснилось, что подворный принцип налогообложения не принёс ожидаемого увеличения поступления податей. Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных). Значительная часть крестьянства принадлежала светским и духов­ным феодалам (так, в 1718 г. церковь владела 25% всех крестьянских дворов в России). Она увеличивалась за счет пожалований царя из госу­дарственных земель. Развитие товарно-денежных отношений вело к имущественному рас­слоению среди крестьянства, выделению из их среды торговцев, рос­товщиков. Но основная масса жила плохо, страдая от обременительных поборов. Помещичьи крестьяне несли в пользу хозяина различные повинности: барщину, оброк и т.д. Барщина иногда доходила до 5-6 дней в неделю и обычно применялась в черноземных районах, где помещику более выгодно было использовать труд крестьянина для обработки своих земель. Крестьяне нечерноземной полосы, как правило, платили помещику денежный или натуральный оброк. Развитие промышленности, торговли, денежного обращения вело к постепенному вытеснению натурального оброка денежным. В целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько крестьянских семей на один двор. В результате, во время переписи в 1710 году выяснилось, что число дворов с 1678 года сократилось на 20 % (вместо 791 тыс. дворов в 1678 году - 637 тыс. в 1710). Поэтому был введён новый принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки (“ревизские сказки”), должны были платить по 74 коп. подушной подати в год. В случае смерти записанного, подать продолжали платить до следующей ревизии семья умершего или община, в которую он входил. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. “оброка”, что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих крестьян. Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6 млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого не платили: холопов, “гулящих людей”, однодворцев, черносошенное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству. Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами, так как представление ревизских сказок и сбор подати был поручен помещикам. Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота, строительства столицы и других расходов. Кроме этого государственные крестьяне несли повинности: дорожную - по строительству и содержанию дорог, ямскую - по перевозке почты, казённых грузов и должностных лиц и т.д. Помещики выжимали из крестьянского труда максимальные доходы, не останавливаясь перед самыми жестокими мерами в отношении неплательщиков. Владельческие крестьяне, кроме повинности в пользу помещиков или церкви, несли и государственную повинности. Тяжелым бременем на крестьянские хозяйства ложились рекрутские наборы. Крестьяне должны были ежегодно направлять по одному рекруту с каждых 20 дворов. Кроме того, крестьяне вынуждены были работать на строительстве городов, верфей и т.д. Ведение войн требовало значительных расходов, государство увели чивало налоги, и это прежде всего отразилось на положении крестьян Сава как основного податного сословия. Кроме того, крестьяне выну Бены были работать на строительстве городов, верфей и т.д. Введении и в ноябре 1718 г. подушная подать с помещичьих и монастырских кре­стьян (ее размер составлял 74 коп. с ревизской души, т.е. с мужского населения) значительно ухудшила и без того их тяжелое положение-Введение подушной подати, с одной стороны, и размещение армии по деревням и селам (натуральная постойная повинность), с другой, приве­ли к необходимости выявить лиц мужского пола в государстве и, в конечном итоге, к изменению в правовом положении холопов. Указ от 22 января 1719 г. предписывал учитывать при подушном сборе и холопов (задворных людей), которые имели свою пашню. Но еще оставалась значительная группа дворовых холопов, не связанных с пашней. В указах 1720 и 1723 гг. подушной податью облагались все­лила мужского пола: крестьяне пашенные и не пашенные, холопы, дво­ровые, городские или сельские помещичьи люди. Различие между холопами и крепостными крестьянами окончательно стирается. Таким образом, холопы, существовавшие еще со времен Рус­ской Правды, перестали представлять собой определенную, юридически обособленную группу населения. Введение подушной подати привело к ликвидации и такого разряда населения, как людей вольных или гулящих. Они, как и холопы, не не­сли никаких государственных податей и повинностей, являясь для госу­дарства " опасными элементами", активно участвовали во всяких волне­ниях. Вольных людей забирали в солдаты, а в случае негодности к службе записывали их за тем помещиком, на землях которого их заста­ла перепись. Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочия­ми: распоряжались имуществом своих крепостных, по мелким уголов­ным преступлениям осуществляли над ними суд, разбирали споры и иски между крестьянами, могли их переселять. Они распоряжались кре­стьянами как своей собственностью, могли продавать их, разлучая жен и мужей, родителей и детей, понуждать крестьян к вступлению в брак, закладывать, завещать, менять, дарить, подвергать телесным наказаниям, отдавать в смирительные и арестантские дома, ссылать в Сибирь на по­селение и на каторжные работы. По Указу 1767 г. крестьянам было за­прещено жаловаться на своих помещиков под угрозой тяжких телесных наказаний и каторжных работ. Следует отметить, что в условиях острой классовой борьбы Петр I делал попытки сгладить противоречия, отменить наиболее ужасные формы помещичьего произвола. Так, Указом от 15 апреля 1721 г. запрещалась продажа крепостных " врознь" и без земли. Однако на практике это не применялось, и в стране продолжалась торговля крепостны­ми крестьянами. Также лишь благими пожеланиями остались предписания законодателя, запрещающие помещику принуждать своих крестьян к браку. Феодально-зависимыми являлись и государственные крестьяне. Их экономическая зависимость от государства была не менее тяжелой, чем частновладельческих крестьян от своих помещиков. Они несли различные повинности и платили оброк государству. Но их правовое положе­ние было несколько лучшим. Их не могли продать, но могли отдать и какому-либо частному владельцу. Количество государственных крестьян продолжало сокращаться за счет раздачи их дворянам (особенно в царствование Екатерины II). В это время появилась особая группа крестьян, называемая посесси­онными. В 1721 г. было разрешено купцам покупать населенные име­нии и приписывать их к мануфактурам. Управление этими крестьянами осуществлялось Берг- и Мануфактур-коллегиями. Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от мануфактур. Они подвергались на мануфактурах безудержной эксплуатации. В результате секуляриза­ ции церковных земель появилась особая категория крестьян - экономи­ческих, которые несли в пользу государства денежный оброк и находились под управлением коллегии экономии. После ее упразднения в 1786 г. они вошли в число государственных крестьян. Дворцовые (с 1797 г. - удельные) крестьяне принадлежали императорской фамилии. Хотя их права были ограничены и управление ими осуществлялось департаментом уделов, все же их положение было не­сколько лучше, чем положение помещичьих крестьян. Крестьяне по-разному отвечали на произвол феодалов. Одной из форм протеста являлся побег, получивший массовое распространение. Правительство боролось всеми мерами против беглых крестьян. Только зa первую четверть XVIII в. был издан 41 указ с жестокими мерами наказаний для совершивших побег. Доведенные до отчаяния крестьяне поднимали восстания. Вторая половина XVII-XVIII вв. - период трех мощных крестьян­ских войн против феодалов: под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева. Абсолютистское государство жес­токими мерами подавляло всякие выступления эксплуатируемых масс, карая не только восставших, но и членов их семей: жен, малолетних детей. 108. Правовой статус главы государства в России в 18 в. Особенности российского абсолютизма. Абсолютизм является формой общеевропейской, но в каждой из стран имел свою специфику. В Европе классические формы этого, феодального по своей природе режима, возникли в ситуации относительного " равновесия" сил буржуазии и дворянства. В России этого не было, так как капитализм и буржуазия еще не сформировались. Поэтому российский абсолютизм был типологически отличен от западного. Имея опору прежде всего в дворянстве, в социальном плане он представлял диктатуру крепостнического дворянства. Поэтому одной из главных задач самодержавия была охрана феодально-крепостнического строя. Однако в своей деятельности абсолютистское государство на данном этапе развития решало и жизненно важные общенациональные задачи, прежде всего задачи преодоления отсталости и создания гарантий безопасности страны. Реализация этой задачи потребовала мобилизовать все материальные и духовные ресурсы страны, установить тотальный контроль за подданными. Поэтому если европейский абсолютизм предусматривал автономию общества от власти, то в России абсолютистский режим как бы стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия, мелочно регламентировал все проявления общественной жизни.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал