Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средства массовой информации
Важную роль в развитии современной культуры играет массовая коммуникация. Под коммуникацией ученые понимают передачу и обмен в обществе информации. В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации. Условием осуществления массовой коммуникации является наличие соответствующих технических средств, обеспечивающих ее регулярность и тиражированность. Основным элементом осуществления массовой коммуникации являются средства массовой информации. Под средством массовой информации понимается средство распространения информации, характеризующееся: · обращенностью к массовой аудитории; · общедоступностью; · корпоративным характером производства и распространения информации. К средствам массовой информации относятся: пресса, радио, телевидение; кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи. Массовая коммуникация характеризуется рядом социальных функций: Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации о различных сферах жизни общества. Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая достижением контроля над общественным сознанием. Культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства, оно способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры. У информации как продукта производства есть замечательные качества. Во-первых, в отличие от обычных товаров, тех же станков, приборов, машин, оборудования, она не изнашивается, напротив, в процессе использования в компьютерных сетях она увеличивается, обогащается. Во-вторых, информация в сущности своей не может быть закрытой. Не случайно система Интернет получила название «Царство абсолютной свободы». Свободный обмен информацией подрывает бюрократические устои общества, взрывает деспотию. Информация требует демократии и способствует ее утверждению. Американский ученый Дж. Несбит писал о развитии международных информационных сетей: «Это своего рода страховой полис для демократического государства со стабильным политическим строем. Любое государство сообщества, где к власти придет коммунистическое или фашистское правительство, неминуемо потерпит крах, потому что половина национального богатства этой страны будет переведена с помощью телекоммуникаций за границу уже в первый час пребывания такого правительства у власти». Все прочнее входит в нашу жизнь сеть Интернет. Именно с ее помощью можно быстро связаться с людьми в самых разных уголках мира, получить доступ практически к любой информации. Порой вместо газет и телевизионных новостей люди ныряют в Интернет. Интернет - глобальная информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам. А все ли знают его историю? Впервые эта информационная сеть появилась как канал связи в исследованиях американского военного ведомства — Пентагона. Первое время круг пользователей этой сетью был довольно узким, потому что не было совершенных «интернет-программ» и общение такого уровня требовало специальных знаний. Бум начался после 1994 года, когда стали внедрять так называемые WWW–технологии. Название World Wide Web — «Всемирная паутина» оказалось как нельзя более удачным. Сеть охватила практически все страны мира, количество ее пользователей стремительно растет, их уже десятки миллионов. В Москве к 2000 году было зарегистрировано более 10 тыс. абонентов. Даже многим школьникам знакомы такие слова, как вэбсайты, провайдеры, серверы, послания по е-mail (электронной почте). Интернет стал особым средством передачи информации, в котором объединились текст, звук и изображение. По его каналам можно пересылать картинки и песни, рукописи и чертежи, причем это будет гораздо быстрее и надежнее, чем по почте. Контролировать потоки информации в сети очень сложно, практически невозможно. Чего там только нет: и подробные сведения о создании самодельных взрывных устройств, и порнография, и пропаганда насилия. От этого трудно оградиться. Каждый, видимо, должен сам для себя решить, что не следует отыскивать в сети подобную информацию. Сеть — лишь инструмент, средство, а ответственность за то, что в ней находится, несут люди — те, кто насыщает ее каналы либо замечательными стихотворениями, мелодиями, либо всякой гадостью. А если сайты с запрещенной информацией посещают, то кто же в этом виноват? Интернет активно влияет на формирование взглядов современных людей. Владелец компьютерной империи Б. Гейтс говорит, что юноши и девушки ведут «интернетовский образ жизни». При помощи сети совершаются различные сделки, покупки и продажи. Мы можем, не выходя из дома, приобрести новый магнитофон, телевизор, костюм, даже пиццу. Сеть открывает колоссальные возможности перед людьми в области образования, передачи полезных знаний. Ведь в ней уже сейчас размещено множество архивов и библиотек, музейных коллекций. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ, можно объяснить при помощи отдельных закономерностей, подмеченных и выявленных учеными, изучающими влияние СМИ на общество. Чрезвычайно активно влияние СМИ в политической жизни общества В политической науке даже появился для обозначения этого влияния особый термин - «посредническая осада». Ее задача - во что бы то ни стало, не мытьем так катаньем, добиться от гражданина поддержки своего кандидата и его програмы. Многое в этой стратегии Посреднической осады обманчиво. Во-первых - иллюзия бесплатности информации. Мы платим не столь уж великие деньги за газету, либо ее опускают в наш почтовый ящик и вовсе бесплатно, также, практически бесплатно приходит к нам в дома телевизионная информация. А между тем, по выражению французского политолога Пьера-Анри Шереля «информация не может выйти из властного поля, точно также как вращение планет определяется всемирным тяготением». Любая информация кем-то оплачена. Во-вторых, мы воспринимаем передаваемую информацию как данность, отражение подлинной действительности. Особенно преуспели в этом так называемые «прямые» телевизионные репортажи с места события. Создается устойчивый эффект нашего присутствия, участия в происходящем. А между тем, по выражению того же Шереля «посредник преобразует информацию подобно тому, как игра света в воде преломляет погруженную в нее прямую палку.» В-третьих, это так называемая иллюзия айсберга. Мы полагаем, что средства массовой информации передают нам полную всеобъемлющую характеристику интересующего нас события, объекта. А между тем, это далеко не так. Мы видим лишь вершину айсберга - его малую, надводную часть, а все остальное скрыто в толще вод. Так и в политике - лишь изредка, по случайным прорывам информации мы узнаем о том, какая борьба происходит под водой, до нас доносятся ее отголоски. В-четвертых, следует различать точное, научное изложение фактов и того суждения о нем, которое имеет журналист - автор репортажа или статьи. «Гражданин, подверженный всем этим четырем иллюзиям не может свободно формировать свое мнение, он - непременная жертва средств массовой информации, которые в конце концов будут ему диктовать, Что ему думать.» - П.-А. Шерель. Помимо уже рассмотренных нами четырех иллюзий, создаваемых и поддерживаемых средствами массовой информации выделяют и иные особенности, присущие передаваемым нам сообщениям. Во-первых, это «властное поле, подобно магнитному, притягивающему и располагающему определенным порядком металлические опилки» (П.-А. Шерель). Так и власть ориентирует информацию, дозирует ее, отфильтровывает, подавая в нужном для себя ключе. Не будем утопистами. В любом, даже самом демократическом из государств всегда была, есть и будет цензура. То, что исключает интересы государства и общества, в корне им противоречит, должно изыматься из каналов информации. Находящиеся у власти силы всегда будут внимательно относиться и к информации, содержащей на них нападки. «Свобода прессы» - в принципе - одна из устойчивых иллюзий. Тоже самое можно сказать и о телевидении, радиовещании. В современной России все ведущие телеканалы находятся под неусыпным контролем со стороны властных структур. В политической науке определяется даже несколько правил, которыми руководствуется власть при подаче информации. Любому зрелому гражданину, желающему самостоятельно, а не по чужой подсказке формировать свою политическую волю необходимо ознакомиться с ними. Итак, назовем эти правила: Во-первых - это «правило тайны» из-за которого значительная масса фактов тщательно скрывается от непосвященного. «Тайна - это норма, а информация - исключение, ибо знающий властвует». Но если в цепочке происходит разрыв и часть информации проступает сквозь завесу тайны - значит кому-то эта тайная утечка информации была, что называется «на руку», КТО-ТО дал санкцию на ее прохождение. Случайность здесь маловероятна. Подобные разрывы скорее всего имеют целью подрыв влияния конкурента, его компрометация, устранение с политической арены. Обратите внимание, сколь охотно начинают публиковаться различные разоблачительные скандальные материалы незадолго до выборов. Правда, иногда подобная кампания может вызвать и прямо противоположную реакцию в обществе. Если власть не пользуется доверием избирателя, то любые нападки в официальных каналах СМИ на ее оппонентов могу «пролить воду» именно на мельницу оппонентов. Ага, этих ругают те кого мы не любим, значит они действительно хорошие, заботятся о народе и его благе, пожалуй, за них как раз я и проголосую! Кроме влияния властного поля следует упомянуть и о различных видах самой информации, доходящей до потребителя. Может быть ЗАДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ - сознательно предоставленная распространителем в интересующих его целях. ВЫНУЖДЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ - которую удается добыть без ведома или против воли ее обладателя, так как она может существенно повредить ему. Это может быть результатом похищения документов у владельцев, скрытой съемки, агентурных данных, проведения журналистского расследования. Обнародование подобной информации способно привести к отставке многих влиятельных людей со своих постов, а то и падению целых правительственных кабинетов, в зависимости от того, насколько «свободна» свободная пресса и можно ли считать ее подлинной «четвертой властью». Одним из крупнейших скандалов века в США стал УОТЕРГЕЙТ, приведший к отставке президента Никсона, а также дело ИРАН-КОНТРАС, существенно скомпрометировавшее администрацию президента Рейгана. В нашей стране - России СМИ пока еще не имеют такой силы как в США, не достаточно защищены и наши журналисты. Поэтому, иногда журналистское расследование может закончиться трагически для его инициатора. Информация может быть и НЕЙТРАЛЬНОЙ, то есть явно не служить конкретным целям и задачам. Ее функция - установить контакт с избирателем, привлечь его внимание к определенной проблеме, смоделировать поведение людей в данной ситуации. Следующим фактором, который мы всегда должны учитывать для того, чтобы составить свое мнение, является конфликтность информации. Разные партии и блоки, оспаривающие право на власть стремятся во что бы то ни стало привлечь избирателя на свою сторону. Одно говорят одни, другое говорят другие, при этом объект информации может быть одним и тем же. Например, оппозиции выгоднее завышать численность участников акций протеста, а официальным органам занижать. Разная будет знаковость информации и по всем важнейшим для страны политическим событиям - например, выступление Президента в Федеральном Собрании с ежегодным посланием, отчет Правительства о проделанной работе, обсуждение бюджета на текущий год. Всякая информация оплачена кем-то, ее создают, передают и принимают люди, и на каждой из этих стадий на нас, граждан оказывается могучее воздействие. Словно воля режиссера, продюсера определяет наше поведение на политической сцене, а не наши собственные желания, стремления. Мощным средством воздействия на избирателя, которое способно заставить его поступать вопреки доводам своего рассудка, является чувство страха, ощущение реальной или мнимой угрозы. Если мы чего-то боимся, то во что бы то ни стало постараемся избежать этой угрозы, уклониться от нее. Доводы рассудка могут стать настолько неразличимы, что человек способен «занять позу страуса», то есть как бы опустить голову в песок и сделать вид, что опасности не существует. Именно вызывая и провоцируя страх, легко манипулировать мнением избирателя. Один из ведущих французских политиков начала века - Жорж Клемансо, которого называли не иначе как «тигром» высказывался - «страх - это великий двигатель человеческих действий». Играя на этом чувстве можно вполне добиться желаемых результатов. Так, в июне 1968 года во Франции большинство избирателей высказалось за жестуий курс президента Шарля де Голля из страха перед размахом студенческих волнений, молодежным экстремизмом. Де-Голль предложил нации выбор - «или я или хаос». Подобный же страх позволил президенту США Ричарду Никсону существенно ужесточить внутреннюю политику. Силой были подавлены выступления в университетах против войны во Вьетнаме, многие их зачинщики оказались за решеткой, а руководители экстремистской организации «Черные пантеры» и вовсе были без суда и следствия расстреляны полицией в своих домах. И демократический обыватель самой демократической страны мира все это поддержал, так как боялся, что молодежные движения «раскачают лодку» и пошатнется благополучие страны и его, обывателя. Неоднократно играла на страхе британских избирателей перед ИРА(Ирландской республиканской армией) и Маргарет Тэтчер. Да, у каждого дня свой страх. Так говорят политики. Об этом следует помнить и тем более внимательно следить за политической обстановкой, не обольщаться простыми решениями сложнейших задач, чтобы не превратиться в объект искусных манипуляций со стороны политиков и контролируемых ими средств массовой информации. Нужно вооружить себя знанием о том, что происходит в коридорах власти, представлять себе механизм создания той информации, которую мы черпаем из газетных статей, теле- и радио-репортажей. И не нужно думать, что если мы не будем слушать новости или внимательно вчитываться в комментарии политических обозревателей, у нас больше шансов составить независимое суждение. Это еще большая иллюзия, заблуждение. Нельзя составить мнение о том, чего не знаешь совсем. Не получая информацию вообще мы никогда не составим никакого суждения и ни о чем. Мы станем подобны осиновому листку в быстротекущем ручье. Увы, одного нашего здравого смысла здесь недостаточно. Мы должны воспринимать и постигать информацию, тщательно сортируя, сопоставляя ее различные версии, не ограничиваться одним сообщением, искать второе, третье, четвертое. Из всего этого калейдоскопа оценок можно сложить более или менее приближенную к истине картину происшедшего, выявить систему интересов тех сторон, которые заинтересованы в данном деле. Только тогда наше мнение может быть вполне компетентным, независимым, опираться на знания и разум, а наша гражданская позиция - зрелой. «Качество мнения граждан обусловливает качество демократической жизни в любой стране, являясь целью борьбы всех претендентов на власть» - писал П.- А. Шерель. Знать законы информации крайне важно для молодого гражданина. Это одна из основ его самостоятельной роли в политике. Нам всегда необходимо помнить о том, насколько сложно и ответственно быть избирателем, иметь право голоса и одновременно, исполнять свой гражданский долг.
|