Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство, его формы, основные направления






Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искусство – особый путь познания мира человеком, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что:

— во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание;

— во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы;

— в-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.
В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другой познавательной деятельностью является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой — в процессе создания нового духовного богатства

Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Во многом такое утверждение верно, но законы, по которым происходит это отражение, не каждый понимает. Так, в кинофильме десяток лет может пролететь в одно мгновение, а одна минута растягиваться на полчаса в зависимости от замысла авторов. Через искусство мы познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем непохоже ни на науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных предназначений искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с особым миром прекрасного.

Возвращаясь к поставленному вопросу, перечислим основные функции искусства:

1. Гедонистическая – связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха.

2. Компенсаторная - восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности.

3. Коммуникативная – является средством общения в пространстве культуры различных людей, человека со своим внутренним миром и даже различных народов.

4. Эстетическая – направлена на преобразование мира на основе красоты.

5. Воспитательная - через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам, учит личность человечности, возвышает его, укрепляет волю и разум, наконец, способствует смягчению общественных нравов.

6. Познавательная – способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию.

7. Прогностическая – дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития.

Искусство, также как и религия, сопровождает человечество с далекой древности. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, имели свои ритуальные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (считается, что их было семь, хотя наследие той эпохи значительно богаче). Каждый образованный человек должен знать о них.

Каждая последующая ступень исторического развития вносила дополнительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Живопись Рубенса и Васнецова, музыка Моцарта и Бородина, поэмы Пушкина и Гете, скульптуры Родена и Фальконе стали символизировать творческие возможности человека. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в музеях, в библиотеках, в частных коллекциях - этих кладовых красоты, выраженной в искусстве.

Конечно, все произведения очень разные по своим жанрам, тематике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлежность к общему великому миру искусства. Исторически и довольно условно различные произведения архитектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к определенным стилям, последовательность появления и смены которых Вы изучали на уроках истории, когда говорили о культуре той или иной эпохи. Назовем некоторые из этих стилей – романский, готический («застывшая музыка Европы», в пер. «варварский»), барокко («странный причудливый» с характерной для него пышностью и вычурностью), рококо (декоративность, изящность форм), классицизм (переоценка античного культурного наследия, ясность, гармония, четкость, простота,), сентиментализм (мечтательность, меланхоличность, повышенная чувствительность), романтизм (вольность, индивидуализм, драматизм), реализм (стремление к наиболее точному отражению окружающего мира), модернизм (использование в начале ХХ века новых технологических решений и конструкций), постмодернизм, символизм (стремление к созданию символов, аллегорий), эклектика (смешение различных стилей). Естественно, данный список далеко не исчерпывает все многообразие исторического выражения человека в произведениях искусства.

Существует также и множество видов искусства - форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. Среди основных назовем литературу, театр, графику, живопись, скульптуру, хореографию, музыку, архитектуру, декоративно-прикладное искусство (керамика, резьба по дереву, камню и кости, чеканка, вышивание, икебана и т.п.), цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые - компьютерную графику, дизайн, а некоторые зачисляют и рекламу.

Трудно говорить о классификациях видов культуры, но можно привести две из них, существующие в научном сообществе:

По свойствам:

1. Изобразительное искусство (живопись, скульптура)

2. Неизобразительное искусство (архитектура, музыка)

По родам:

1. Пластические виды искусства (пантомима, балет, акробатика – основаны на пластике человеческого тела)

2. Пространственные виды искусства, в которых художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве (архитектура, скульптура, живопись, графика).

3. Временные виды искусства – здесь художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени (поэзия, музыка, драма, эстрада).

4. Технические или синтетические виды искусства, где образ создается при помощи технических средств, с использованием возможностей, которые дают другие виды искусства (видеографические – телевидение, художественная фотография, компьютерное искусство, кино и др., дизайн).

Восприятие мира через искусство или эстетическое восприятие мира, конечно, не удовлетворяет такие потребности, без которых человек не мог бы биологически существовать (например, жажду или голод). Поэтому некоторые люди считают, что оно только отвлекает человека от “настоящей” жизни. Мир в таком понимании видится через желудок, а человек живет лишь для того, чтобы есть, когда все живые существа в природе едят, чтобы жить. Такой взгляд на искусство показывает примитивность выражающего его человека. Если же духовный мир личности богат, то он не может обходиться без искусства, ведь даже древние люди понимали его законы и стремились к красоте.

В первую очередь, через собственное творчество или творчество других людей человек приобщается к прекрасному. Секрет красоты - секрет жизни, и эта тайна тревожит человечество на протяжении веков. Больше всего споров вызывает соотношение прекрасного и полезного. Кто-то приходил к выводу, что все полезное - прекрасно, но были и те, кто допускал полную бесполезность прекрасного. Наверное, вряд ли найдется на Земле два человека, одинаково воспринимающих красоту. Об одном и том же (предмете или человеке) обязательно возникнут противоположные мнения. Математик признает красивым все соразмерное, четкое, симметричное; философ - заставляющее задуматься; романтик - вызывающее фантазии и мечты; влюбленный юноша видит эталон в своей возлюбленной. В итоге определяющую роль играет личность человека и ее духовный мир, поэтому не следует искать общей для всех истины в этом споре.

Также произведения искусства вызывают в человеке чувство возвышенного. Под этим чувством в истории человечества понималось и проявление величия сил природы; и все, вызывающее в душе человека почтение; и внутренняя красота человека; и образ божественного; и самое сильное из явлений (например, ураган в отличие от ветра). Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека - все это входит в понятие возвышенного. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства.

Среди других воздействующих на человека проявлений искусства назовем трагическое, комическое, безобразное, низменное, ужасное, грациозное, трогательное, прелестное, чудесное. Ежедневно мы испытываем на себе эти влияния, которые подчас недооцениваем. Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление, нравственно возвысить или развратить. Невозможно представить себе человека вне искусства и искусства вне человека, личности творят искусство, а искусство лежит в основе формирования личности. Искусство не обладает способностью из плохого человека делать хорошего, из злого – доброго, но оно побуждает человека занять определенную позицию, заставляет его усвоить и освоить ценности и идеалы культуры.

Приоритет общечеловеческих ценностей - современная идея, важная не только для области политических взаимоотношений и социальных процессов, но особенно существенная для искусства.

Только сочетание национального и общечеловеческого придает искусству народность, которая проявляется в следующих основных моментах: отражение интересов народа, изображение существенных сторон действительности, понятность языка, воспитание творцом вкусов публики. Эта идея противостоит замкнутости, предполагает доступность и массовость.

Современное техническое развитие создало еще один вид искусства, который трудно соотнести с вышеперечисленными - экранное, представляющее собой синтез компьютера с видеотехникой.

С первого дня осмысления феномена искусства в человеческом сообществе идет спор о его соотношении с реальной жизнью. Мы видим в городах многочисленные ветхие или морально устаревшие здания, которые признаны памятниками культуры и находятся под охраной государства. Многие говорят на это, что такие искусственные меры только затягивают агонию перед неминуемой гибелью.

Наверное, нельзя игнорировать веяния времени, но всегда стоит помнить, что с очередным разрушенным памятником искусство от людей уходит частичка жизни наших предков, истории народа, переживаний и потрясений, побед и неудач. Поэтому между старым и новым надо стараться находить золотую середину, которая поможет бережно передать накопленный опыт предшествующих поколений не только в виде рассказов и описаний, но и через дошедшие из глубины веков памятники искусства.

Среди остальных ролей искусства в жизни людей выделим общение, которое объединяет и сплачивает народ; воспитание человека, передача определенных моральных ценностей, что, по словам А.С.Пушкина “сокращает нам опыты быстротекущей жизни”; а также внушение определенных мыслей и чувств.

Российское государство оказывает искусству государственную поддержку, гарантируя свободу творчества. В Конституции РФ в статье 44 провозглашено: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».


 

Наука

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека – без усвоенных им основ научных знаний. Профессиональный успех сегодня во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

Наука – сложное понятие. Также как и другие общественные явления, науку можно трактовать в различных смыслах. Во-первых, наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Во-вторых, сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.

Ученые подразделяют науки на несколько групп. Но мы скажем об основном делении: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако, человека, изучают и науки о природе, например, раздел биологии анатомия человека, и науки об обществе, например, история или социология. Делят науки также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые отдельно указывают точную науку – математику. К примеру, важнейшими естественными науками признаются физика и химия. Социальными науками называют историю, социологию, политологию, экономику, правоведение. Гуманитарными науками признаются психология, филология, языкознание.

Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы. Они реализуют основные уровни научного познания - эмпирический (главная задача - описание предметов и явлений, основная форма получаемого знания - научный факт) и теоретический (главная задача - объяснение изучаемых явлений, формы знания - законы, принципы, научные теории).

Нау­ка ока­зы­ва­ет влия­ние на все сто­ро­ны жиз­ни как об­ще­ст­ва в це­лом, так и от­дель­но­го че­ло­ве­ка. Дос­ти­же­ния со­вре­мен­ной нау­ки пре­лом­ля­ют­ся тем или иным об­ра­зом во всех сфе­рах куль­ту­ры. Нау­ка обес­пе­чи­ва­ет бес­пре­це­дент­ный тех­но­ло­ги­че­ский про­гресс, соз­да­вая ус­ло­вия для по­вы­ше­ния уров­ня и ка­че­ст­ва жиз­ни. Она вы­сту­па­ет и как со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ский фак­тор: го­су­дар­ст­во, об­ла­даю­щее раз­ви­той нау­кой и на ос­но­ве это­го соз­даю­щее пе­ре­до­вые тех­но­ло­гии, обес­пе­чи­ва­ет се­бе и боль­ший вес в ме­ж­ду­на­род­ном со­об­ще­ст­ве.

Сам термин «наука» включает в себя несколько основных смыслов:

1. Систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований (в таком значении говорят о научных взглядах, открытиях, теориях и т.п.);

2. Сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (людей, занимающихся в этой сфере, называют научными работниками);

3. Определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (Академии наук, Министерство образования и науки, научные конференции и круглые столы – все это подразумевает понимание науки в данном смысле).

4. Объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в данном случае речь идет о существовании некоего научного сообщества).

 

Рассмотрим критерии научности знаний:

1. Объективность. Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без всяческих посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя);

2. Рациональность. Т. е. постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки;

3. Нацеленность на восприятие сущности, первостепенных закономерностей объекта.

4. Системность. Т.е. упорядоченность знания по определённым признакам. (система - совокупность взаимосвязанных элементов, которая преставляет единое целое);

5. Проверяемость (верифицируемость). Научные знания должны быть подвержены проверке на практике, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания. Это экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана;

6. Осознание метода, с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследовании объектов, тем отчетливей проявляется необходимость в создании системы особых методов;

7. Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта. В рамках обыденного познания такая подготовка осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида и включения его в различные сферы деятельности

 

Среди ее основных функций науки в обществе ученые выделяют:

- познавательно-объяснительную (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);

- мировоззренческую (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);

- прогностическую (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);

- социальную (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

- производственную (так как современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т.д.

Вместе с тем, ХХ век дал миру предупреждение – наука может быть и носителем смерти и разрушений, ее достижения недобросовестные люди способны обратить во вред человечеству. Поэтому наука не может заменить собой мораль и искусство, а значит спор «физиков» и «лириков» является бессмысленным – все имеет право на существование, а человек не должен превращаться в бездушный механизм наподобие робота. Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность. Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других неизлечимых болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.

Наряду с достижениями, которые научили человека экономить свое время, продлевать срок жизни, спасать новорожденных малышей, передавать наиболее тяжелый и трудоемкий труд машинам, мы знаем о смертоносном оружии, ядовитых материалах, радиоактивных отходах, разрушающих природу «во имя технического прогресса». Подчас человечество платит очень высокую цену за научные достижения. Приведем один из примеров. Андрей Дмитриевич Сахаров был одним из «отцов водородной бомбы», а затем посвятил свою жизнь борьбе с насилием, гонкой вооружений и холодной войной. ХХ век отмечен не только полетами космических кораблей, высочайшими компьютерными технологиями, ростом городов, но и созданием новейшего химического и бактериологического оружия, распространением ядерного оружия, загрязнением мирового океана и исчезновением отдельных видов флоры и фауны.

Поэтому появление новых научных открытий и достижений еще не является однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров. Важно, в этой связи, понимать каждому человеку науки, ученым, свою ответственность перед человечеством за последствия сделанных ими открытий.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал