Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические системы






 

Хо­зяй­ст­вен­ная де­я­тель­ность лю­дей все­гда оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом упо­ря­до­чи­ва­ет­ся, оформ­ля­ет­ся в оп­ре­де­лен­ную си­с­те­му. Для то­го что­бы сде­лать свой вы­бор в ми­ре ог­ра­ни­чен­ных ре­сур­сов, че­ло­век дол­жен знать: что, как и для ко­го про­из­во­дить. Что про­из­во­дить — оз­на­ча­ет при­нять ре­ше­ние о том, ка­кие имен­но бла­га, в ка­ком ко­ли­че­ст­ве и ка­ко­го ка­че­ст­ва долж­ны быть про­из­ве­де­ны. Как про­из­во­дить — ре­шить, с по­мо­щью ка­ких имен­но ре­сур­сов, ка­ких тех­но­ло­гий бу­дут про­из­ве­де­ны бла­га. Для ко­го про­из­во­дить — про­бле­ма, ре­ша­ю­щая, ко­му до­ста­нут­ся про­из­ве­ден­ные бла­га. Ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва да­ет нам при­ме­ры раз­лич­но­го ре­ше­ния этих трех ос­нов­ных хо­зяй­ст­вен­ных за­дач.

Ты­ся­че­ле­ти­я­ми эти эко­но­ми­че­с­кие во­про­сы ре­ша­лись при по­мо­щи тра­ди­ции и обы­ча­ев. На­при­мер, в Древ­ней Гре­ции во вре­ме­на за­ко­но­да­те­ля Со­ло­на на­се­ле­ние бы­ло раз­де­ле­но на зем­ле­дель­цев, ре­мес­лен­ни­ков, тор­гов­цев и зем­ле­вла­дель­цев (бла­го­род­ных). Род за­ня­тий был на­сле­ду­е­мым, из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние пе­ре­да­ва­лись спо­со­бы хо­зяй­ст­во­ва­ния. По­доб­ное хо­зяй­ст­во эко­но­ми­с­ты на­зы­ва­ют тра­ди­ци­он­ным. Оно пре­об­ла­да­ло в Древ­нем ми­ре и в Сред­ние ве­ка.

В эпо­ху Но­во­го вре­ме­ни воз­ник но­вый спо­соб хо­зяй­ст­вен­ной де­я­тель­но­с­ти — ры­ноч­ный. Он ос­но­ван на ини­ци­а­ти­ве и пред­при­им­чи­во­с­ти са­мо­го про­из­во­ди­те­ля, ко­то­рая оце­ни­ва­ет­ся по­тре­би­те­лем про­из­ве­ден­ных то­ва­ров и ус­луг. Имен­но по­тре­би­тель го­ло­су­ет руб­лем, дол­ла­ром, ту­г­ри­ком, мар­кой, ру­пи­ей и т.п. «за» или «про­тив» ка­ко­го-ли­бо то­ва­ра или ус­лу­ги, тем са­мым при­зна­вая или от­ри­цая об­ще­ст­вен­ную зна­чи­мость за­клю­чен­но­го в них тру­да. В дан­ной си­с­те­ме про­из­вод­ст­во ре­гу­ли­ру­ет­ся то­вар­но-де­неж­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми и кон­ку­рен­ци­ей.

Этот спо­соб до­ста­точ­но же­ст­кий, ведь ес­ли про­из­ве­ден­ный или за­куп­лен­ный кем-ли­бо то­вар ни­ко­му не ну­жен, мож­но по­те­рять все, ра­зо­рить­ся. В ус­ло­ви­ях рын­ка пред­при­ни­ма­тель не за­щи­щен, он дей­ст­ву­ет на свой страх и риск, ис­хо­дя из сво­ей соб­ст­вен­ной оцен­ки си­ту­а­ции.

В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения.

Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.

Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

На цену товара на рынке оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:

а) цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;

б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).

Ры­нок об­ла­да­ет глав­ным, не­о­спо­ри­мым преимуществом — он пред­по­ла­га­ет сво­бо­ду про­из­во­ди­те­ля и по­тре­би­те­ля. Имен­но они са­ми де­ла­ют вы­бор, и от­вет­ст­вен­ность за не­го так­же воз­ло­же­на на них са­мих. Че­ло­ве­ка не при­нуж­да­ют свер­ху си­лой, его не за­го­ня­ют в оп­ре­де­лен­ную си­с­те­му. Мож­но ска­зать, что ры­нок бо­лее ес­те­ст­ве­н, так как от­ве­ча­ет при­род­но­му стрем­ле­нию че­ло­ве­ка к сво­бо­де. В ус­ло­ви­ях рын­ка ни­кто, кро­ме са­мо­го про­из­во­ди­те­ля, не ре­ша­ет, ка­кие то­ва­ры и как сле­ду­ет про­из­во­дить. Про­иг­рал — ви­но­ват ты сам, по­то­му что не­вер­но оце­нил об­ста­нов­ку, скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся на рын­ке.

Однако, рыночная экономика не застрахована от недостатков, велик риск банкротства, рынок безразличен к разрешению многих социальных проблем, безработице, обнищанию, развитию фундаментальных наук, всему тому, что не приносит прибыли.

Не­об­хо­ди­мость ус­т­ра­не­ния не­до­стат­ков рын­ка ста­ла при­чи­ной по­яв­ле­ния в XX в. командного (пла­но­во­го) спо­со­ба хо­зяй­ст­вен­ной де­я­тель­но­с­ти. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие решения принимаются центральными государственными органами. Командная экономика пред­по­ла­га­ет ру­ко­вод­ст­во хозяйственной жизнью общества из еди­но­го цен­т­ра. Уп­рав­ле­ние об­ще­ст­вен­ным про­из­вод­ст­вом осу­ще­ств­ля­ет­ся при по­мо­щи ис­хо­дя­щих от не­го ука­за­ний.

Производителю пред­пи­сы­ва­ет­ся, что про­из­во­дить, в ка­ких ко­ли­че­ст­вах, ку­да и по ка­кой це­не по­став­лять про­дук­цию. Это оз­на­ча­ет, что про­из­во­ди­тель и по­став­щик то­го или ино­го то­ва­ра или ус­лу­ги со­вер­шен­но ли­шены ини­ци­а­ти­вы. Та­кая си­с­те­ма тре­бу­ет, что­бы центр за­ра­нее оце­нил и учел об­ще­ст­вен­ные по­треб­но­с­ти, име­ю­щи­е­ся ре­сур­сы, со­ста­вил на этой ос­но­ве план раз­ви­тия эко­но­ми­ки на оп­ре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни, до­вел кон­крет­ные за­да­ния до каж­до­го про­из­во­ди­те­ля и же­ст­ко про­кон­т­ро­ли­ро­вал их ис­пол­не­ние.

Цен­т­ра­ли­зо­ван­ная, пла­но­вая эко­но­ми­ка мо­жет да­вать оп­ре­де­лен­ные по­зи­тив­ные ре­зуль­таты в экс­тре­маль­ных ус­ло­ви­ях (на­при­мер, в ус­ло­ви­ях ин­ду­с­т­ри­а­ли­за­ции в СССР, Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны). Тог­да центр же­ст­ки­ми ме­то­да­ми мо­би­ли­зу­ет ра­бо­чую си­лу и на­прав­ля­ет ее на до­сти­же­ние це­ли. Край­ним про­яв­ле­ни­ем это­го ста­ло ис­поль­зо­ва­ние под­не­воль­но­го и бес­плат­но­го тру­да мил­ли­о­нов лю­дей, со­зда­ние си­с­те­мы ГУ­ЛА­Га в 1930—1950-х гг., ког­да со­вет­ским го­су­дар­ст­вом пра­вил И. В. Ста­лин (1879—1953).

Командно-ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ная эко­но­ми­ка поз­во­ля­ет обес­пе­чить пол­ную за­ня­тость, от­но­си­тель­но ста­биль­ные це­ны, при­бли­зи­тель­но рав­ный (как пра­ви­ло, низ­кий) уро­вень за­ра­бот­ной пла­ты. Но апа­тия и бе­зы­ни­ци­а­тив­ность ра­бот­ни­ков ве­дут к сни­же­нию эф­фек­тив­но­с­ти про­из­вод­ст­ва, к от­ста­ва­нию стра­ны в уров­не раз­ви­тия тех­ни­ки и тех­но­ло­гии. Не­воз­мож­но ос­ва­и­вать до­сти­же­ния на­уч­но-тех­ни­че­с­ко­го про­грес­са, раз­ви­вать про­из­вод­ст­во при от­сут­ст­вии ини­ци­а­ти­вы сни­зу. Однако, плановое хозяйство — это эко­но­ми­ка де­фи­ци­та, ког­да не хва­та­ет все­го и вся, а то, что есть, рас­пре­де­ля­ет­ся по та­ло­нам, по кар­точ­кам, «по бла­ту», «из-под по­лы». Те, кто сто­ит вы­ше на об­ще­ст­вен­ной ле­ст­ни­це, по­лу­ча­ют боль­ше благ, чем те, кто на­хо­дит­ся ни­же.

Ры­нок же, на­про­тив, при всей сво­ей не­пред­ска­зу­е­мо­с­ти, име­ет мас­су плю­сов. Преж­де все­го эта си­с­те­ма ба­зи­ру­ет­ся на прин­ци­пе эко­но­ми­че­с­кой це­ле­со­об­раз­но­с­ти, то есть стре­мит­ся до­стичь мак­си­маль­но­го ре­зуль­та­та при ми­ни­маль­ных за­тра­тах. Ес­ли пред­при­ни­ма­тель хо­чет по­лу­чить боль­шую при­быль, т. е. боль­ше то­го, что за­тра­тил на про­из­вод­ст­во, он дол­жен про­из­ве­с­ти боль­ше, луч­ше, де­шев­ле, чем это сде­лал его кон­ку­рент. Та­кой путь при­во­дит к изо­би­лию то­ва­ров и ус­луг. Есть эко­но­ми­че­с­кие сти­му­лы к ра­бо­те. Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка фор­ми­ру­ет и свой­ст­вен­ный ей тип лич­но­с­ти — энер­гич­ной, твор­че­с­кой, ини­ци­а­тив­ной, спо­соб­ной к ри­с­ку и при­ня­тию на се­бя от­вет­ст­вен­но­с­ти. Ко­неч­но, лю­ди рын­ка не иде­аль­ны — им свой­ст­ве­н эго­изм, пред­по­чте­ние соб­ст­вен­ных ин­те­ре­сов ин­те­ре­сам дру­гих, — но не есть ли это ес­те­ст­вен­ные ка­че­ст­ва че­ло­ве­ка? К то­му же ры­нок вы­ра­ба­ты­ва­ет и свои пра­ви­ла иг­ры, свою эти­ку от­но­ше­ний меж­ду людь­ми. Ес­ли ты хоть раз ко­го-то об­ма­нул, с то­бой боль­ше не бу­дут иметь де­ло ни твои парт­не­ры, ни по­ку­па­те­ли. Ры­нок ра­зо­ря­ет од­них и обо­га­ща­ет дру­гих, мо­жет при­ве­с­ти к со­ци­аль­ным по­тря­се­ни­ям, но это жи­вая, раз­ви­ва­ю­ща­я­ся, ди­на­мич­ная си­с­те­ма.

Современная экономика – это модель смешанного хозяйства, сочетающего в себе как элементы рынка, так и регулирующее воздействие государства.

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал