Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономические системы
Хозяйственная деятельность людей всегда определенным образом упорядочивается, оформляется в определенную систему. Для того чтобы сделать свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек должен знать: что, как и для кого производить. Что производить — означает принять решение о том, какие именно блага, в каком количестве и какого качества должны быть произведены. Как производить — решить, с помощью каких именно ресурсов, каких технологий будут произведены блага. Для кого производить — проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага. История человечества дает нам примеры различного решения этих трех основных хозяйственных задач. Тысячелетиями эти экономические вопросы решались при помощи традиции и обычаев. Например, в Древней Греции во времена законодателя Солона население было разделено на земледельцев, ремесленников, торговцев и землевладельцев (благородных). Род занятий был наследуемым, из поколения в поколение передавались способы хозяйствования. Подобное хозяйство экономисты называют традиционным. Оно преобладало в Древнем мире и в Средние века. В эпоху Нового времени возник новый способ хозяйственной деятельности — рыночный. Он основан на инициативе и предприимчивости самого производителя, которая оценивается потребителем произведенных товаров и услуг. Именно потребитель голосует рублем, долларом, тугриком, маркой, рупией и т.п. «за» или «против» какого-либо товара или услуги, тем самым признавая или отрицая общественную значимость заключенного в них труда. В данной системе производство регулируется товарно-денежными отношениями и конкуренцией. Этот способ достаточно жесткий, ведь если произведенный или закупленный кем-либо товар никому не нужен, можно потерять все, разориться. В условиях рынка предприниматель не защищен, он действует на свой страх и риск, исходя из своей собственной оценки ситуации. В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время. На цену товара на рынке оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены: а) цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар; б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар. Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров. Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы). Рынок обладает главным, неоспоримым преимуществом — он предполагает свободу производителя и потребителя. Именно они сами делают выбор, и ответственность за него также возложена на них самих. Человека не принуждают сверху силой, его не загоняют в определенную систему. Можно сказать, что рынок более естествен, так как отвечает природному стремлению человека к свободе. В условиях рынка никто, кроме самого производителя, не решает, какие товары и как следует производить. Проиграл — виноват ты сам, потому что неверно оценил обстановку, складывающуюся на рынке. Однако, рыночная экономика не застрахована от недостатков, велик риск банкротства, рынок безразличен к разрешению многих социальных проблем, безработице, обнищанию, развитию фундаментальных наук, всему тому, что не приносит прибыли. Необходимость устранения недостатков рынка стала причиной появления в XX в. командного (планового) способа хозяйственной деятельности. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие решения принимаются центральными государственными органами. Командная экономика предполагает руководство хозяйственной жизнью общества из единого центра. Управление общественным производством осуществляется при помощи исходящих от него указаний. Производителю предписывается, что производить, в каких количествах, куда и по какой цене поставлять продукцию. Это означает, что производитель и поставщик того или иного товара или услуги совершенно лишены инициативы. Такая система требует, чтобы центр заранее оценил и учел общественные потребности, имеющиеся ресурсы, составил на этой основе план развития экономики на определенный период времени, довел конкретные задания до каждого производителя и жестко проконтролировал их исполнение. Централизованная, плановая экономика может давать определенные позитивные результаты в экстремальных условиях (например, в условиях индустриализации в СССР, Великой Отечественной войны). Тогда центр жесткими методами мобилизует рабочую силу и направляет ее на достижение цели. Крайним проявлением этого стало использование подневольного и бесплатного труда миллионов людей, создание системы ГУЛАГа в 1930—1950-х гг., когда советским государством правил И. В. Сталин (1879—1953). Командно-административная экономика позволяет обеспечить полную занятость, относительно стабильные цены, приблизительно равный (как правило, низкий) уровень заработной платы. Но апатия и безынициативность работников ведут к снижению эффективности производства, к отставанию страны в уровне развития техники и технологии. Невозможно осваивать достижения научно-технического прогресса, развивать производство при отсутствии инициативы снизу. Однако, плановое хозяйство — это экономика дефицита, когда не хватает всего и вся, а то, что есть, распределяется по талонам, по карточкам, «по блату», «из-под полы». Те, кто стоит выше на общественной лестнице, получают больше благ, чем те, кто находится ниже. Рынок же, напротив, при всей своей непредсказуемости, имеет массу плюсов. Прежде всего эта система базируется на принципе экономической целесообразности, то есть стремится достичь максимального результата при минимальных затратах. Если предприниматель хочет получить большую прибыль, т. е. больше того, что затратил на производство, он должен произвести больше, лучше, дешевле, чем это сделал его конкурент. Такой путь приводит к изобилию товаров и услуг. Есть экономические стимулы к работе. Рыночная экономика формирует и свойственный ей тип личности — энергичной, творческой, инициативной, способной к риску и принятию на себя ответственности. Конечно, люди рынка не идеальны — им свойствен эгоизм, предпочтение собственных интересов интересам других, — но не есть ли это естественные качества человека? К тому же рынок вырабатывает и свои правила игры, свою этику отношений между людьми. Если ты хоть раз кого-то обманул, с тобой больше не будут иметь дело ни твои партнеры, ни покупатели. Рынок разоряет одних и обогащает других, может привести к социальным потрясениям, но это живая, развивающаяся, динамичная система. Современная экономика – это модель смешанного хозяйства, сочетающего в себе как элементы рынка, так и регулирующее воздействие государства.
|