Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Многообразие рынков
Наряду с общим понятием «рынок», являющимся синонимом рыночной экономики в целом, можно выделить множество отдельных рынков — составных частей этой экономики. В структуре рынка ученые выделяют рынок потребительских товаров и услуг. На нем действуют все предприятия, осуществляющие продажу данного вида товаров. Составными частями данного рынка являются товарные биржи, где совершается купля-подажа крупных партий товаров (как правило, биржи специализируются на каком-либо одном товаре), предприятия торговли (торговые компании, магазины), ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором и обработкой информации, касающейся участников рынка товаров. Рынок товаров обеспечивает их продвижение к потребителю. Именно на этом рынке мы приобретаем еду, одежду, бытовые приборы, туристические путевки. Все товарные рынки и рынки услуг – динамично развивающиеся явления. Достаточно, к примеру, случиться стихийному бедствию на популярном курорте, как цены на туристические путевки снизятся, данная услуга будет менее востребована. Обособленно существует рынок факторов (средств) производства. Здесь совершают сделки предприятия, покупая необходимое им оборудование, сырье, материалы (металл, станки, древесину, энергоносители, ткани, зерно). Частью этого сектора является рынок земли. Можно выделить и рынок капиталов. Он состоит из двух частей — кредитного рынка и рынка ценных бумаг, последний называют также фондовым. Кредитный рынок — это прежде всего рынок заемного капитала, главными действующими лицами которого являются банки — учреждения, сосредотачивающие в своих руках денежные средства клиентов (предприятий, организаций и граждан) и предоставляющие займы. На этом рынке действуют также страховые компании, различные фонды, которые располагают свободными деньгами и могут под проценты предоставлять их другим. На рынке ценных бумаг продаются, прежде всего, акции — бумаги, указывающие на принадлежащую их собственнику долю в том или ином предприятии. Они дают их владельцу право на получение части прибыли предприятия, именуемой дивиденд, а также на участие в управлении им. Главным звеном рынка ценных бумаг являются фондовые биржи, или фондовые магазины, на которых осуществляется купля-продажа ценных бумаг. Они являются своего рода центрами прогноза экономической погоды. Если участники торгов стараются продать акции той или иной компании и цена их понижается, это свидетельствует о потере доверия клиентов к этой компании. В России фондовый рынок развит пока еще слабо, а вот в ведущих странах многие люди, такие как мы с вами, являются участниками купли-продажи акций. Однако, существуют и иные виды ценных бумаг – облигации и векселя. Отдельным сегментом рынка выступает рынок труда. Если человек хочет найти работу, он обращается на биржу труда. Составляет резюме — документ, в котором содержатся сведения об образовании, квалификации, предыдущем опыте работы и одновременно высказываются пожелания о характере будущей работы и уровне зарплаты. Современный рынок труда предъявляет к работникам очень высокие требования. Например, если публикуется объявление о наборе сотрудников какой-либо солидной фирмой, то там непременно будет указано, что кандидату необходимо иметь высшее образование, знать иностранные языки, владеть компьютером, обладать опытом работы по данной специальности. Кроме того, на фирме проведут не только собеседование, но и попросят заполнить множество тестов, которые позволят определить, подходит ли кандидат для выполнения данной работы или нет. Подобное положение заставляет каждого из нас, для того чтобы пользоваться спросом на рынке труда, учиться практически всю жизнь, совершенствовать свою квалификацию. Основными признаками свободного рынка являются следующие: 2) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг; 3) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т. д.); 4) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг; 5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями. Подобного свободного рынка в действительности не существует — это идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке.
|