Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовые акты. Нормативно-правовой акт - это властное предписание государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права
Нормативно-правовой акт - это властное предписание государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами: - содержит общеобязательные правила поведения (т.е. нормы права); - односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан; - обладает соответствующей юридической силой; - характеризуется неконкретностью адресата; - действует независимо от своего исполнения; - является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства. Виды нормативно-правовых актов — конституция (основной закон), система законодательства, подзаконные акты (указы, постановления, акты местных органов власти). Конечно, законы являются важнейшими из них. Отличительные признаки закона — публичность (постановление, не обнародованное ко всеобщему сведению, не может иметь силу закона), конкретность (закон выражает норму действительных жизненных отношений, а не отвлеченные истины и идеалы), реальная применимость (угроза принудительными и карательными мерами на случай неисполнения требований или нарушения его запрещений). Законы делятся на две группы — основные и текущие. К основным главным образом относятся конституции, являющиеся фундаментом для всего законодательства. В федеративных государствах, таких как Россия, наряду с общей конституцией основные законы есть и у каждой отдельной территории. Стабильность конституции показывает равномерность развития того или иного государства, его прочность и четкий механизм, а также согласие среди граждан по поводу основных целей и задач развития. Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.Если Президент в течение этого срока отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривает этот закон, если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течении 7 дней и обнародованию (ст.107 Конституции). В России за всю историю ее государственно-правового развития понятие " федеральный конституционный закон" впервые закреплено Конституцией Российской Федерации 1993г. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы. Признание за федеральными конституционными законами принципа верховенства выражается также в том, что, будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они, как и принятые поправки к Конституции, не могут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение, что возможно в отношении федеральных законов. Конституция обязывает Президента России независимо от того, имеются у него возражения по принятому конституционному закону или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят Федеральным Собранием, и обнародовать (ч.2 ст.108 Конституции). Конституция Российской Федерации дает перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 ч.2 Конституции), в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства. Текущие законы принимаются законодательными органами государства и устанавливают правила в важнейших сферах жизни общества. Чаще всего они объединяются в кодексы, каждый из которых имеет свою специфику. Если конституции устанавливают общие принципы, то законы разъясняют их конкретное применение в обществе и меняться они могут значительно быстрее вместе с изменениями в жизни людей. Например, несколько десятков лет назад никто не мог предусмотреть такого преступления как компьютерное пиратство, а сегодня оно представляет огромную опасность. Однако текущие законы также не исчерпывают всех конкретных случаев, возникающих в жизни. Поэтому необходимы подзаконные акты — нормативные документы государственного органа, изданные на основе закона и для его исполнения. К таким актам в нашей стране относятся Указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства РФ, постановления органов правосудия, распоряжения министерств и ведомств и другие нормативные акты органов государственной власти. Все нормативные правовые акты имеют пределы действия. Таким словосочетанием юристы называют порядок, согласно которому важные юридические документы приобретают или прекращают свою силу, распространяются на определенных людей, территорию, ситуации. В юриспруденции выработаны правила пределов действия нормативно- правовых актов. Нормативные правовые акты вступают в силу в следующих случаях: — когда указана конкретная дата вступления в силу. Например, Трудовой Кодекс РФ вступил в силу 1 февраля 2002 г., о чем было заранее обозначено в законе. — когда указаны обстоятельства, с наступлением которых документ приобретает юридическую силу. Например, в некоторых законах может быть записано о том, что он вступает в силу «с момента подписания», «с момента опубликования» или «при вступлении в силу другого нормативно-правового акта». Значит, узнать о том, действует ли такой закон, можно лишь удостоверившись в существовании обстоятельств, которые связаны с его силой. — нередки ситуации, когда принятый закон не содержит информации о том, с какого момента он становится реально действующим, не принимается и других документов по этому поводу. В таких ситуациях юристы руководствуются следующими правилами: законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, а нормативно-правовые акты Президента РФ или Правительства РФ — по истечении 7 дней. Акты министерств — через 10 дней после официального опубликования. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов федерации, муниципальных органов может определяться ими самостоятельно. Нормативные правовые акты прекращают свое действие: — когда истек срок, на который они были приняты. Предположим, Указ Президента РФ о деноминации денежных знаков установил правила обмена денег на территории страны в течение строго определенного времени, по завершении которого его нормы прекратили свою силу. — при отмене специальным актом. Во многих случаях устаревший нормативный акт просто отменяется, ибо теряет свою значимость. — при принятии другого нормативно-правового акта, который регулирует подобную ситуацию. Данное правило позволяет создавать новые нормативные акты, не отменяя при этом те, что существовали по данной проблеме прежде. — при исчезновении обстоятельств, которые регулировались нормативно-правовым актом. К настоящему времени сохранилось множество документов прошлой эпохи. Еще в эпоху римского права была сформулирована аксиома, согласно которой закон не имеет обратной силы. Правила этого принципа прошли сквозь столетия и прочно закрепились с современной юриспруденции. Согласно такой аксиомы закон регулирует только те отношения, которые имеют место на момент его принятия и будут существовать в будущем, если закон станет действовать. Закон «не шагает назад» и не распространяется на те отношения, которые существовали в прошлом. Однако сложно найти в области юриспруденции правила без исключений и здесь они есть также. Закон может регулировать отношения, которые существовали до момента его рождения на свет в том случае, если он смягчает или устраняет наказуемость. Таковы правила действия закона во времени. Однако существуют и определенные правила действия закона в пространстве. Этим словом обозначают территорию, на которую распространяется действие закона. Например, федеральные законы действуют в пределах границ всего российского государства. К территории государства в данном контексте относят и недра, и континентальный шельф, и территориальные воды, и воздушное пространство. Даже судна, находящиеся в водах другого государства под флагом нашей страны, признаются территорией РФ. Законы действуют и по кругу лиц, то есть они имеют определенного адресата или же распространяются на всех граждан страны, лиц без гражданства, юридических лиц, лиц, которые имеют двойное гражданство либо вообще являются иностранцами. Законы субъектов Федерации будет иметь юридическую силу только в пределах территории субъекта Федерации.
|