Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема №2. Социология: развитие социологической науки.
1. Возникновение социологии – результат качественного уровня развития общества и человека как субъекта исторического процесса. 2. Развитие классической социологии. Три центра социологической мысли. 3. Институализация социологической науки в России. n Новая наука – социология стала строится, опираясь на выводы естественных наук и анализируя факты. В 19в. появились различные концепции, стремящиеся объяснить существующую реальность, основываясь на социальных, философских и мировоззренческих идеях. Эпохальные и базисные нововведения, которые повлияли на развитие социологии как науки: n промышленный переворот, развитие капитализма; n политические революции; n урбанизация, рост городов; n изменения в религии; n феминизм, женские движения; n рост науки; n просвещение.
n О.Конт в 1839 г. предложил слово “социология” для обозначения изучающей общество науки. Обосновал закон трех стадий развития человеческого мышления: 1. Теологическая; 2. Метафизическая; 3. Позитивная (научная). Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, К.Маркс, Ф.Энгельс, М.Вебер, В.Зомбарт, Ф.Теннис и другие обосновали социологические идеи как учение, открывающее способ усовершенствования общества. Становление социологии в России происходило в тех же формах и в тот же период, что в Европе и Америке. Важнейший вклад в развитие социологии в России внес М.М.Ковалевский(1851-1916). Организатором преподавания социологии был П.А.Сорокин. Ведущими российскими социологами были: П.Л.Лавров, Н.Я.Данилевский, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, Е.В. де Роберти, Б.Н.Чичерин и другие. Исследовались все возможные аспекты социальных явлений, которые привели к возникновению сложной структуры современной социологии. В 1892г. усилиями А.Смолла в США был открыт факультет в Чикагском университете. Сформировалась эмпирическая школа – Чикагская школа, изучающая ценностные ориентации, образ жизни, адаптации, модели социального взаимодействия и др. П.Сорокин (в США) издал работу “Современные социологические теории” (1928г.), в которой рассматривал общество, как социальное пространство, стратификация и мобильность рассматриваются как два необходимых и взаимосвязанных аспекта социальной жизни. Общесоциологические теории развивали:
Социология в Америке представлена многими именами ученых, которые разработали теории: социальных групп, социальной стратификации, социального конфликта и т.д. …социологической науки началась с периода, когда стало ясно для социологов определение предмета и метода их науки. …представляет процесс определения и закрепления социальных норм, понятий, правил, статусов, ролей, существующих в определенных областях человеческой деятельности – социологии, приведение их в систему. 1. Этап формирования. Созданная О.Кантом социология состояла из “социальной статистики”, “социальной динамики”; социобиологической концепции Г.Спенсера – открывший основной закон социального развития; географическое направление; экономическое направление социологии, основатели К.Маркс, Ф.Энгельс. 2. Этап развития классической зарубежной социологии: основоположник Э.Дюркгейм – он считал предметом интереса социологии должны быть социальные факты, которые отражают социальную реальность. Большим вкладом в развитии науки стала социологическая теория М.Вебера; социологическая система В.Парето; научное наследие П.Сорокина, который обосновал понятийный аппарат интегральной социологи. Этап современной социологии, т.е. социологии XX в., ее основные направления, определяющие лицо современной социологии: неопозитивизм; структурный функционализм (Т.Парсонс); неоэволюционизм; теория социальных изменений (Р.Мертон); теории социальных конфликтов (Ч.Милс, Л.Козер); бихевиоризм; феноменологическая социология (в центре внимания находится не мир в целом, а человек в его специфическом измерении), для этого направления характерны: социология знания и этнометодология. Наибольшее значение приобрели: теории рационального выбора; теория нового институализма; идея о том, что человек вступает как активный социальный субъект (актор); символический интеракционизм.
|