Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рисунки и чертежи
Для правильного размещения и выполнения резного орнамента необходимо на поверхности изделия делать чертеж или рисунок этого орнамента. В этих чертежах и рисунках незачем добиваться высокой точности, если глаз опытного резчика не видит ошибок - значит точность достаточна. Во многих случаях можно делать только схему рисунка - это особенно возможно в геометрической резьбе, когда резчик выполняет один и тот же орнамент много раз. Рисунок или схему его необходимо выполнять чисто и понятно. Делать рисунки следует мягким карандашом, а линии возможно тоньше. Линии, сделанные с нажимом, оставляют на древесине вмятины (особенно на липе) и резьба часто получается грязной. Во время выполнения рисунков, кисть правой руки должна лежать на поверхности не ниже поверхности изделия, карандаш должен быть выпущен из пальцев не менее чем на 5-7 см. Хорошо выполненный рисунок - залог чистого и красивого выполнения орнамента. Сначала рассмотрим отдельные приемы выполнения рисунков. Отводка линии параллельно кромкам бруска или изделия. Основной прием, дающий наиболее быстрые и хорошие результаты, показан на рис. 66. Карандаш держат свободно, без напряжения, средний палец упирается в кромку бруска все время с одинаковой силой, брусок держат прямо и возможно дальше от себя, линию отводят движением правой руки к себе. Карандаш надо держать под большим углом к поверхности бруска - круче (рис. 67). В этом положении он будет оставлять тонкую, четкую линию, а не широкую, расплывчатую. Поэтому, когда линию отводят дальше от кромки, надо упираться в кромку не средним пальцем, а безымянным и даже мизинцем. Линии, расположенные дальше чем на 5-6 см от кромки, лучше отводить с помощью линейки. Около выступающих деталей хорошо пользоваться упоркой (рис. 68). Карандаш вместе с упоркой прижимают к стенке и двигают вдоль угла. При пользовании линейкой приходится отмерять расстояния концов линии от кромки и работа с линейкой получается медленной. Отводка линий, перпендикулярных кромкам. Делается с помощью столярного угольника (рис. 69). Левой рукой сжимают вместе брусок и колодку угольника, а правой отводят линию по наружному ребру пера угольника. Отводка линий, наклонных к кромкам. Под углами в 45 и 135° линии отводятся с помощью ярунка, а наклонные линии под другими углами - с помощью малки. Здесь, как и при работе со столярным угольником, колодку ярунка или малки плотно прижимают к кромке бруска. В углах, около выступающих деталей, перпендикулярные линии и наклонные под углами в 45, 30, 60° отводятся с помощью чертежных угольников, а наклонные под другими углами - с помощью шаблонов из переклейки (рис. 70). Отводка линий на цилиндрических изделиях. Линии, параллельные кромкам, отводят чаще всего основным способом - от руки (рис. 71). При этом левой рукой равномерно вращают изделие от себя. Линии, параллельные оси изделия, отводят с помощью чертежного угольника (рис. 72). Удобно также такие линии отводить в угловом шаблоне (рис. 73). Наклонные линии отводятся с помощью мягкой линейки из картона, толстой бумаги, пластмассы и т. п. Деление линий. В рисунках геометрической резьбы часто приходится делить линию на несколько частей. По возможности это надо делать на глаз. Брусок с делимой линией располагают параллельно своим плечам, дальше от себя. Карандаш ставят на середине линии и глазами сравнивают полученные отрезки. Если не видно ошибки, то делают отметку. Затем полученные отрезки делят опять пополам и т. д. (рис. 74-а). Ошибка при первом делении дробится и после последующих делений практически становится незаметной. При навыке этот способ деления линий на глаз дает быстрые и хорошие результаты. Последние отрезки можно делить и на три части (рис. 74-б). Способом деления на глаз пользуются тогда, когда надо получить мелкие отрезки. На несколько крупных отрезков линию делят с помощью линейки с миллиметрами. Линию измеряют и полученное число миллиметров делят арифметически на желаемое число отрезков. Полученные размеры откладывают по линейке. Когда число миллиметров не делится без остатка, остаток разбрасывают на средние или крайние отрезки (рис.75). Удобно делить линии делителем. Делитель раздвигают и автоматически полученные размеры откладывают на линию (см. рис. 22-5). Линии по окружности на цилиндрических и круглых изделиях делят с помощью бумажной ленты. Ленту обматывают вокруг изделия и полученный размер делят, как обычно, или ленту сгибают пополам, опять пополам и т. д. Затем ленту вновь обматывают вокруг изделия и метки с нее переносят на изделие (рис. 76). Деление углов. Чаще всего углы делят на глаз: пополам, опять пополам и т. д. (рис. 77). В тех случаях, когда окружность или часть ее надо разделить точнее, пользуются транспортиром. Перейдем теперь к расчерчиванию отдельных элементов геометрической резьбы. Квадратики (рис. 78). Сначала отводим крайние линии (жирные), затем на них отмечаем размеры квадратиков или прямоугольников и отводим остальные линии. Сетка (рис. 79). Вычерчиваем прямоугольник и делим его стороны на отрезки желаемой длины. Полученные точки соединяем линиями по диагонали. Треугольники. Отводим ленту, т. е. две параллельные линии, и на одной из них отмечаем на глаз одинаковые отрезки немного меньше ширины ленты (рис. 80, а). Затем на другой линии делаем отметки против середины первых отметок. Соединяем отметки от руки линиями. В дальнейшем, когда резчик приобретает определенный опыт, он делает отметки только на одной линии и сразу чертит треугольники (рис. 80, б), затем чертит треугольники, совсем не делая отметок (рис. 80, в). Когда требуется расчертить треугольники на ленте определенной длины, то сначала всю длину ленты делят на равные отрезки (рис. 81, а). Можно сразу чертить на ленте треугольники слева направо, и если в конце ленты остается остаток, то несколько последних треугольников слегка увеличивают или уменьшают (рис. 81, б). Ромбы, цепочки и др. На ленте - на глаз и от руки - чертят прямоугольники шириной немного меньше ширины ленты (рис. 82). В прямоугольниках чертят диагонали, затем, если надо, отводят среднюю линию. Витейка. Вдоль середины ленты отводим линию и чертим от руки и на глаз квадратики (рис. 83). Затем в этих квадратиках чертим уже треугольники. Сколышки (рис. 84). В размеченных треугольниках делим на глаз стороны пополам и параллельно другим сторонам проводим от руки линии, опять делим пополам или на три части и снова проводим линии и т. д. Чешуйки. Порядок расчерчивания такой же, как и сколышков, он понятен из рисунка 85. При вычерчивании надо следить, чтобы стороны ромбов были разбиты на равные части, а линии были бы параллельны сторонам ромбов. Сияние. Большей частью режется в треугольниках, ромбах, кругах, звездочках. Угол в вершине треугольника делят на глаз пополам, опять пополам и т. д. Делят именно углы, а не получаемые отрезки на основании треугольников (рис. 86). В ромбах, квадратах, прямоугольниках отводят диагонали и полученные углы делят на две, три или другое число частей. Розетки. Шестилепестковая розетка вычерчивается циркулем с постоянным радиусом. На этой основе можно вычертить розетку из прямых линий (рис. 87). Для получения пятиугольной звездочки делят способом подбора вычерченную циркулем окружность на пять частей (рис. 88), затем ставят ножку циркуля в середины полученных дуг и радиусом а-б вычерчивают звездочку. Сколышки и сияния в треугольниках из кривых линий. В орнаментах часто получаются треугольники из кривых линий. Разметка в них сколышков и сияния делается таким образом: две стороны треугольника делят пополам и от руки проводят линию с кривизной примерно как третья сторона треугольника (рис. 89, а). Продолжая так, получают сколышки. Угол делят пополам (рис. 89, б) прямой линией (1), затем новый полученный угол снова делят пополам линией, ведя ее из вершины угла, все время разделяя угол (2). В результате получается линия с меньшей кривизной, чем стороны треугольника. Таким же образом отводят следующие линии (3), это дает сияние. Переходим к расчерчиванию типичных орнаментов в геометрической резьбе. Орнамент по косой сетке. На бруске размером 9 на 25 см, оставляя поля по 10 мм, вычерчиваем рамочку из лент шириной 10 мм. Снова оставляем поля и получаем широкую ленту. Лента разбивается на прямоугольники, в которых проводятся диагонали (рис. 90). На этой схеме уже можно разместить орнамент. В треугольниках можно чертить сияние, сколышки, а в ромбах - чешуйки, крестики, сияние и т. д. В этом случае надо вычертить ромбы меньшего размера, оставляя поля шириной в 3-5 мм. Без полей элементы резьбы будут сливаться и резьбу трудно будет чисто сделать (рис. 91). По этой схеме можно сделать орнамент более мелким. После отводки диагоналей через их пересечения снова отводят перпендикулярные линии и снова диагонали. Если надо, можно отвести через пересечения диагоналей линии вдоль ленты (рис. 92). Эта работа выполняется с помощью линейки и угольника. Эта схема (рис. 93) особенно часто применяется в ленточных орнаментах, она может также применяться в прямоугольных, в квадратных орнаментах и на точеных цилиндрических и конусных изделиях (см. рис. 217). Здесь необходимо понять следующее: все линии отводятся от руки по угольнику или линейке быстро и точно, лента или стороны прямоугольника делятся только один раз, а в дальнейшем новые размеры определяются точками пересечений диагоналей. Таким образом построение схемы орнамента по косой сетке выполняется быстро, хорошо и просто. Надо иметь в виду, что когда ромбы вытянуты вдоль волокон бруска, то резать орнамент по такой сетке легче, чем в том случае когда ромбы вытянуты поперек волокон. Орнамент по сетке из окружностей. Отводят две взаимно перпендикулярные линии и в центре их пересечения чертят окружность (рис. 94). Затем в точках пересечений этой окружности с линиями чертят новые окружности тем же радиусом и т. д. На полученной схеме размещают орнамент. Такую схему применяют в ленточных орнаментах и, особенно часто, в орнаментах, заполняющих квадрат. Главное пятно орнамента обыкновенно обрамляется узкой рамочкой (рис. 95). Следует обращать внимание на углы этих рамочек, в которых орнамент должен быть симметричным относительно осей а-б. Возможны и другие схемы геометрического орнамента (рис. 96 и 232). Но если орнамент назначается для массового производства, то разметка его должна выполняться быстро, точно и с небольшим числом измерений и отмеров. Перевод рисунков. В отличие от рисунков орнаментов геометрической резьбы, которые сразу расчерчиваются, рисунки орнаментов с мотивами растений и животных переводятся с помощью кальки или шаблонов. Рисунок (контур) переводят на кальку мягким карандашом или пером. Надо отметить основные точки орнамента - углы рамки или концы оси. Затем кальку правильно размещают на изделие, пользуясь отметками основных точек, подкладывают под нее копировальную бумагу. Кальку закрепляют кнопками и карандашом или чертилкой переводят рисунок на изделие (рис. 97). Лучше брать копировальную бумагу такую, которая была уже в употреблении, новая сильно грязнит работу. Полученный на кальке рисунок прорисовывают, но не для усиления линий, а для их исправления. Когда орнамент простой и исполняется резчиком много раз, можно прорисовку не делать. С помощью кальки можно переводить рисунок еще проще и быстрее. Контур рисунка, переведенный на кальку, накалывают булавкой примерно через каждый мм, причем накалывать можно сразу несколько листов кальки. Наколотую кальку накладывают на изделие. Берут небольшой тампон из ваты, слегка напитывают его каким-либо маслом и, натерев его о копировальную бумагу, протирают им кальку. Под калькой на поверхности изделия останется рисунок, выполненный точками. Перевод рисунков по шаблону. Когда орнамент исполняется много раз, лучше пользоваться шаблоном. На шаблоне должны быть отмечены основные точки или сделаны остановки, с помощью которых его можно быстро и правильно положить на изделие. Обводку делают тонким карандашом и затем, если это необходимо, прорисовывают пропущенные места (рис. 98 и 23-2). Разметка витья. Делят ножку продольными линиями на желаемое число ниток витья. Затем делят ножку поперек на равные отрезки и в получившихся прямоугольниках проводят диагонали в одном направлении (рис. 99). Не обязательно все линии делать под линейку. Необходимо только соблюдать правильные размеры и правильное их направление. Делают все от руки. Невозможно дать правила разметки на каждый встречающийся орнамент. Здесь описаны типичные приемы расчерчивания геометрического орнамента и перевода рисунков. Обязанность резчика найти наиболее простой и лучший способ разметки орнамента в каждом новом случае.
|