Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заоваленная резьба
Если прорезанные линии контурной резьбы закруглить или, как говорят, " заовалить", то мы получим заоваленную резьбу. На рис. 253 слева показан цветок, вырезанный контурной резьбой, а справа тот же цветок вырезанный заоваленной резьбой. Как правило, со стороны форм орнамента линии режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона - отложе. Заоваленная резьба дает небольшую игру светотени. Как и контурная резьба, она хороша только под полировкой. Благодаря полировке световые блики на мелких блестящих формах орнамента заоваленной резьбы приобретают красивую игру. Заоваленная резьба исполняется обыкновенно на мелких предметах: разных точеных коробках, шкатулках, полочках, шкафчиках, ковшиках, рамках и т. п. На примере цветочка (рис. 253) разберем приемы срезания фасок на готовых линиях контурной резьбы, т. е. приемы заоваливания. Этот цветочек надо выполнить два раза: сначала на липовой и затем на березовой древесине. Работать следует двумя руками, а дощечку повертывать на 180° как можно реже. Заоваливание резаком. Прием заоваливания выпуклой линии носком резака к себе показан на рис. 255. Надо стремиться, чтобы носок резака плавно огибал кривизну линии и снимал беспрерывную фаску пока линия не кончится совсем или резание перейдет от приема " по слою" к приему " против слоя". Тогда носком резака снимают фаску от себя приемом, показанным на рис. 256. Этими приемами снимаются фаски на прямых линиях и на кривых отлогих - с выпуклой и вогнутой сторон. Работать можно и с боковым наклоном резака налево. Носком резака можно заоваливать и более крутые кривые линии. И чем круче заоваливается линия, тем пятку резака поднимают выше, а режут лезвием ближе к носку. На прямых линиях и отлогих кривых можно снимать фаски к себе и от себя и пяткой резака. Резак берется так же. Резьба пяткой получается более чистой. Заоваливание прямой стамеской. Прямые и отлогие кривые линии можно и удобно заоваливать прямой стамеской, особенно в крупной резьбе и на твердых породах. На рис. 257 показан прием заоваливания линии прямой стамеской с левой руки. Лезвием стамески надо резать не перпендикулярно, а немного наискось к направлению линии. Так же заоваливают линии прямой стамеской с правой руки. Заоваливание полукруглыми стамесками. На крутых вогнутых линиях фаски удобней снимать полукруглой стамеской. На рис. 258 показан прием срезания фаски на крутой вогнутой линии полукруглой стамеской с правой руки. Так же работают и с левой руки. Нельзя снимать фаски отдельными резками резака или другой стамески. На левом цветочке рис. 259 на лепестках и горошине эта отдельные резки видны. Такая работа потребует больше времени, а фаски получатся с поперечными рубчиками. Линии правильно срезанной фаски, идущие параллельно основной контурной линии, не портят орнамент, а как бы подчеркивают его рисунок. Наоборот, поперечные рубчики на завале от отдельных резков стамески портят орнамент. Крутые выпуклые линии можно заоваливать и отлогими стамесками. На рис. 260 показан прием заоваливания отлогой стамеской выпуклой линии с правой руки. Так же работают и с левой руки. На рис. 259 - левая половина правого цветка (при рассматривании следует правую половину цветка чем-либо закрыть) - показаны фаски, снятые слишком отлого. Контур лепестков получился очень резким и требует снятия новых фасок. На правой половине цветка фаски сняты до полной глубины прорезанной контурной линии. Получилась та же контурная линия, только слишком широкая, расплывчатая. Итак, вырежем цветок, показанный на рис. 253, техникой заоваленной резьбы сначала на липовой, а затем на березовой древесине. Надо стремиться получить хорошую резьбу не за счет " зализывания", я за счет правильных приемов работы: прорезать линию сразу и точно, снять фаску сразу же и правильно и т. д. После этого можно вырезать несложный орнамент, например как на рис. 261. Он не закончен и, внимательно его рассмотрев, можно понять, в какой последовательности его надо резать. Следует обратить внимание на то, что линии ручки молота пересекают линии серпа. В таких случаях надо сначала резать верхние линии, а затем нижние. Орнамент " колосья" (рис. 262) труднее для исполнения. Работа мельче, но новых приемов или нового метода выполнения работы здесь нет. Сначала, по правилу, режутся верхние линии - горошки внизу орнамента. Затем линии, выходящие из-под горошин, - закругленные листики, или, как называют такую форму листиков, лапки. Затем следующие линии - листья колосьев, стебельки колосьев. После чего вырезаются нижнее среднее зерно, боковые зерна, следующее среднее зерно и боковые зерна и т. д. После удовлетворительного выполнения этих упражнений можно вполне приступить к выполнению орнаментов на изделиях. На рис. 263-272 даны образцы изделий, украшенных заоваленной резьбой. Надо иметь в виду, что заоваленной резьбой украшаются обыкновенно мелкие изделия, поэтому орнамент в заоваленной резьбе имеет довольно мелкие детали и исполнение этой резьбы на изделиях весьма кропотливо.
|