![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как избежать разногласий с детьми
К сожалению, не всегда общение с ребенком выливается в доверительную, задушевную беседу. Что делать, если возник спор, разногласие, вы недовольны друг другом? Мы не беремся разрешить суть Вашей проблемы, они у всех разные. Об их причинах лучше Вам поразмыслить самой. Но мы можем дать несколько советов о форме решения конфликта, о том, как быстрее из него выйти и избежать лишних обид.
- Переводите разговор из прошлого в настоящее, это позволит Вам избежать взаимных упреков и от описания проблемы перейти к ее решению. - Если Вы говорите о том, что произошло, старайтесь “ты”-утверждения заменять “я”- утверждениями (например, если Вы собираетесь сказать: ”Ты опять пришел вчера поздно домой”, лучше выразите свой упрек так: ”Я так волновалась из-за того, что тебя долго не было...”). Тем самым Вы избегаете разговора о праве ребенка приходить поздно и переносите акцент на свои переживания, что трудно опровергнуть. - Пытаясь предложить решение проблемы, старайтесь реже говорить “я” и “ты”, по возможности используя для этого местоимение “мы”: “Мы должны постараться...” - Никогда не обобщайте конфликта (“Ты всегда...”, “Ты и в прошлый раз...”), спорьте о конкретном поводе, говорите только о том, что существует “здесь и сейчас”. - Лучше всего, если во время спора вы не будете стоять друг против друга. Постарайтесь встать или сесть рядом - вы увидете, насколько это снимет остроту спора!
Часто, сами того не ведая, мы навязываем детям тот или иной поступок, провоцируем конфликты. И для того чтобы в дальнейшем избежать возникновения поводов для споров, запомните ПРАВИЛО: сила ожидания, которое мы связываем с человеком, оказывает реальное влияние на его поведение.
Мы называем это явление самоосуществляющимся пророчеством. То, на что мы считаем способным человека (особенно ребенка), нередко с ним и происходит. Приведем простой пример. В одном лагере отдыха собрались 14-летние мальчики и девочки, чтобы научиться плавать. Случайной половине учеников преподаватель сказал, что в их группе - сплошные таланты. И действительно, в конце двухнедельного курса эти молодые люди умели плавать значительно лучше, чем другие. Итак, главное в отношениях с детьми - любовь, уважение и взаимное доверие. Наверное, нет на свете мамы, которая желала бы своему ребенку плохого. Тем не менее иногда случается, что в ситуации послеразводного стресса, стремясь компенсировать детям отсутствие отца, женщины допускают некоторые педагогические просчеты. Скорее всего, эти ошибки были более присущи поколению наших бабушек и мам. Однако проверим на всякий случай, не превышает ли педагогическое усердие Вашего опыта. Правильно ли Вы воспитываете ребенка? Тест для мамы А. 1. Мои дети для меня самое главное в жизни. 2. Ради детей я готова отказаться от личной жизни. 3. Я все время думаю только о детях - их болезнях, делах, друзьях. Б. 1. Мои дети всегда умеют добиться от меня того, что хотят. 2. Я трачу на детей значительно больше денег, чем на себя. 3. Я не понимаю, как можно устать от общества своих детей. В. 1. Мои дети имеют больше домашних обязанностей, чем другие. 2. Мой старший ребенок всегда присматривает за младшим. 3. Я охотно поручаю своему старшему ребенку трудные дела. Г. 1. Главное, чему нужно научить детей, - это слушаться. 2. Дети должны уважать мать больше всех людей на свете. 3. Нельзя проявлять свои слабости при детях. Д. 1. Детям полезно, если они не только любят, но и боятся мать. 2. Ради детей нельзя оставлять их проступки безнаказанными. 3. Случается, что лучшее наказание - это порка.
А теперь отметьте, пожалуйста, те утверждения, с которыми Вы можете согласиться. Если в каком-то из разделов Вы отметили 2 или 3 пункта, существует риск некоторых “перегибов”. А - Возможно, Вы представляете своего ребенка более беспомощным, чем он есть на самом деле. Попробуйте дать ему больше самостоятельности! Б - Не слишком ли Вы балуете своих детей? Вы ведь и сами еще молодая женщина! В - Пожалуй, Вы несколько более требовательны, чем ребенок может вынести. Не ведет ли это к напряжению в семье? Г - Такое впечатление, что Вашим детям “все нельзя”. Постарайтесь выбрать из Ваших требований самые необходимые! Д - Не думайте, что строгие наказания - лучший метод воспитания. Есть риск, что ребенок перестанет отвечать на просьбы, не подкрепленные угрозой. Если Вы обнаружили, что превысили свои полномочия в отношениях с ребенком, радуйтесь хотя бы тому, что это произошло своевременно - внимательная мама всегда готова признать свои ошибки. О других заблуждениях и промахах в процессе воспитания детей мы расскажем в следующих разделах книги.
|