Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 10. 1-2.Что ветхозаветные законные жертвы сами по себе не имели самостоятельного значения, и служили только тенью будущих благ – Будущей Жертвы
1-2. Что ветхозаветные законные жертвы сами по себе не имели самостоятельного значения, и служили только тенью будущих благ – Будущей Жертвы, дарующей людям обещанные им блага искупления – прощения грехов и успокоение совести, это видно из того, что народ каждогодно приносил множество жертв, указанных в законе, и первосвященник каждогодно входил с кровью этих жертв во Святое Святых для очищения народа. Стало быть, жертвы, сами по себе не имели силы сделать совершенными – безгрешными тех, за которых они приносились, потому что, если бы они очищали совесть от скверных дел, то принесшие одну очищающую жертву не имели бы нужды приносить в другой раз те же жертвы. Но жертвы не только не очищали совесть от соделанных грехов, а даже напоминали еще более о них. 3-4. Жертвы ветхозаветные ничего другого не производят, как только напоминание о грехах, то есть обличение. Они не доставляют прощения грехов, но тем, что их всегда приносят, показывают, что грехи народа остаются не отпущенными. Ибо ежегодно, как говорится, за народ приносилась телячья кровь, чем указывалось на то, что грехи были одни и те же, подобно тому, как одно и тоже лекарство, будучи всегда употребляемо, показывает, что одна и та же болезнь мучит больного (Феофл.). Да и само собою очевидно, что кровь козлов и тельцов не может уничтожить – изгладить из сознания и совести совершенные грехи. – Эту недостаточность жертв для успокоения совести сознавали (и изобразили) лучшие люди ветхого завета, Пророки, и, вместе с тем, предизобразили и лучшую Жертву, угодную Господу и могущую успокоить совесть. Так, в Псалме 39 (ст. 7-9) прор. Давид изобразил не угодность Господу жертв ветхозаветных и угодность подчинения человеком своей воли воле Господа, что исполнил вполне только Иисус Христос. 5-7. Так как падший человек не мог подчинить свою волю воле Божией, а без этого жертвы животных не примиряли его с Богом, то Иисус Христос, входя в мир во плоти, говорит устами Давида: Тебе Господи, не угодны были жертвы и приношения законные за грехи людей, поэтому Ты определил, чтобы тело Мое сделалось всесовершеннейшей жертвой (Феофл.). Тебе не угодны были все жертвы законные, тогда Я, как пророчено было в начале книги в Бытии (Быт. 3, 15) о Мне, что семя жены сотрет главу Змия, готов исполнить волю Твою, - совершенно подчинить Свою волю Твоей, и Своею кровью спасти людей, осужденных на смерть за непослушание Твоей воле (Иоан. 4, 34; 6, 38). Из пророчества Давида Св. Павел делает такое заключение. 8-9. И жертвы ветхозаветные учреждены по воле Божией, но не как имеющие в себе силу очищать грехи, а только как прообразы будущей, истинной и совершенной Жертвы. Но когда Еврейский народ начал самим жертвам придавать искупительное значение, тогда Бог чрез прор. Давида объявил, что таких жертв Он не хочет, они не угодны Ему, - противоречат Его воле, и тогда же открыл, что грядущий (Иисус Христос) есть истинная, искупительная Жертва, исполняющая волю Его. Из этого ясно следует, что Бог отменяет первое, то есть законные жертвы, и поставляет второе, то есть – волю Отца, - принесение на кресте тела Христова. – Этой-то жертвой и освящаются христиане. 10. По этой воле Отца мы – христиане были освящены, - нам прощены грехи наши и мы стали безгрешными – святыми. Чем освящены? – Крестною смертью, как единократною жертвою, принесенною за нас Богу Отцу Иисусом Христом телесно. – Вот потому-то жертва Иисуса Христа, хотя и однажды принесенная за нас Богу Отцу, - но соединенная с полною преданностью Его воле, была угоднее Господу множества жертв священников и возвысила принесшего ее и освятила тех, за которых была принесена. 11-14. Священники ветхозаветные, хотя каждый день стоят около жертвенника и приносят законом установленные жертвы, но совершенно бесцельно: их жертвы никогда не могут истребить грехов и освятить людей. Но Иисус Христос одну принес жертву за грехи всех людей, и Бог Его превознес выше всей твари, посадил на престол подле Себя и даровал Ему Божескую власть над всеми, как Богочеловеку, и покорит Ему под ноги всех врагов Его – не верующих в Него, и злых духов, а верующих в Него – одним приношением Себя в жертву навсегда сделал совершенными – Святыми. Об этом свидетельствует Дух Святой устами Пророка Иеремии. 15-17. Об этой жертве Нового завета, вполне примиряющей нас с Богом и возрождающей нас к совершенно новой – духовной жизни, свидетельствует Св. Дух, открывающий тайны домостроительства Божия людям, устами прор. Иеремии, - вот, говорит какой новый завет Господь заключит с людьми после дней ветхого завета: законы Свои Он вложит в очищенные от грехов сердца их и в мыслях их напишет их, так что они не по внешним побуждениям будут исполнять волю Божию, а разумно – по мыслям своим и влечению сердца своего и совести; содеянные ими грехи и беззакония будут прощены им Господом, - не будут более омрачать их ум и сердце своими нечистотами. Отсюда очевидно следует, - 18. Если за одну жертву было даровано отпущение грехов, то какая еще нужда после этого во второй жертве? Таким образом, Иудейские жертвы более не нужны в новом завете. Часть нравоучительная (X, 19-XII 1, 19). Из учения об Иисусе Христе, как Первосвященнике и Жертве совершенной, Св. Павел выводит наставление твердо держаться спасения во Христе Иисусе посредством веры в Него и надежды на обещанное блаженство, чтобы не погибнуть на веки. 1) Увещание неуклонно держаться исповедания – упования Христианского (X, 19-39). 19-23. Так как Иисус Христос, великий Первосвященник над домом Божиим – над верующими в Него, которые суть дом Его (Евр. 3, 6; 2 Кор. 6, 16), открыл нам плотскою смертью Своей новый и живой путь во святилище, ведущий к жизни вечной, блаженной жизни, (чего ранее не было, а открыто вновь (Св. Злат.), как Он Сам сказал: Аз есмь путь и истина, и живот (Иоан. 14, 6)), то мы с дерзновением, - с полною уверенностью и неуклонно, должны следовать по этому пути, с полною непоколебимою верою, (потому что здесь нет ничего видимого) (Св. Злат.), что кровь Иисуса Христа очистит нас от грехов и успокоит совесть, терзаемую сознанием нашей виновности пред Богом, а вода крещения и благодать Св. Духа, подаваемая в этом таинстве, даст нам силы смыть греховность и победить страсти, гнездящиеся в нашем теле, и с непоколебимою надеждою на обетованное нам блаженство; ибо обещавший его верен – истинен Иисус Христос, сказавший: где Я, там и слуга Мой будет (Иоан. 12, 26). Кроме веры, новый путь требует и новой нравственной жизни. 24-25. Так как новый путь, указанный нам Иисусом Христом, требует, кроме веры и надежды, новой нравственной жизни, основанной на любви, то Св. Павел и заповедует Палестинским Христианам быть внимательными друг к другу, как братьям во Христе: «кто добродетелен, тому подражать, смотреть на него, чтобы любить и быть любимым» (Св. Злат.), поощрять друг друга к любви и добрым делом и словом, и своим примером, и не оставлять христианских собраний, как делают некоторые, потому что в собраниях теснее общение друг с другом и больше поощрения к любви и добрым делам. И, кроме того, там совершается служение Богу молитвой и словом назидания, там совершается Святая Евхаристия и вечери любви. Будем говорить, увещевать друг друга к твердому сохранению веры, надежды и любви, ибо пока еще живем здесь, зачем нам разделяться друг с другом? Отпадение же от веры во Христе, или охлаждение, выражающееся в удалении от общения с верующими, как-то замечается между Палестинскими христианами, ведет к окончательной погибели в день оный – судный. 26-27. Ибо если, получив разумение истины веры Христовой и вкусив дара небесного, - сладость благодати Св. Духа и примирения с Богом, снова будем сознательно грешить, пренебрегая законом Христовым, то для нас уже не будет второй жертвы Христовой за наши грехи, а ожидает нас в страшный день суда Христова вечное мучение в огне, который, как лютый зверь, устремится на противников Христовых и будет пожирать их (Св. Злат.). Ибо и по закону Моисея отступивший от закона подвергался смерти. 28-29. Если Закон Моисея наказывает смертью (побиением камнями) доказанное двумя или тремя свидетелями преступление (Втор. 17, 2. 6) против Бога и Его завета: «Богохульство (Втор. 13, 6 – 10), нарушение субботы (Числ. 15, 32-36), обрезания (напр. Быт. 17, 14) и др., то тем более жестокому наказанию подвергается тот, который и словом, и делом с пренебрежением отвернется от Сына Божия: попирает Его ставит Его ни во что, кровь завета Его, которою освящен, не почитает за святыню, пренебрегает ею, и Духа благодати оскорбляет, - служа не Богу, а страстям и дьяволу. «Каким образом кто-либо попирает Сына Божия? Спрашивает Св. Златоуст и отвечает: если, приобщаясь Его в тайнах, он совершает грехи, то скажи мне, не попирает ли Его? Не презирает ли Его? Как попираемых людей мы ставим ни во что, так и согрешающие ставят ни во что Христа, потому и грешат. Ты стал телом Христовым, и отдашь себя дьяволу, чтобы он попирал тебя? Христос пришел поселиться у тебя, а ты попираешь Его объядением, пьянством!» И сам Св. Павел говорит, что принимающий тело и кровь Христову без должного благоговения, причащается ими в суд и в осуждение себе (1 Кор. 12, 27-29). 30-31. Сам Бог сказал устами Моисея: Я сам буду судить и мстить непокорным, противящимся Мне, Я Сам воздам им по делам их! Я сам буду судить народ Свой! Кто устоит пред судом разгневанного и оскорбленного правосудия всеведущего и всемогущего Бога? Страшно впасть в руки Мздовоздавателя Бога – живого – вечно живущего! Поэтому Св. Павел увещевает палестинских христиан быть твердыми в вере и не оскорблять правосудие Божие своею не христианскою жизнью, напоминая им прежнюю их святую жизнь и подвиги. 32-34. Вспомните, говорит, когда вы, быв просвещены верою в Господа Иисуса, какую обнаружили твердость веры, какое мужество и терпение в страданиях, которые приняли от неверующих соотечественников? – то поносили вас тайно, вероятно, домашние, - то вам публично наносили скорби и издевательства над вами, так что вы были зрелищем для других, то сами вы страдали другим страдальцам, помогали им, чем могли. Когда на меня напали в Иерусалиме неверующие Иудеи, ища моей смерти, и когда стража Римская отбила меня у них и заключила в узы, вы одни сострадали мне; за то гнев неверующих Иудеев обрушился еще больше на вас: они расхитили ваше скудное имущество. Но вы приняли это с радостью, зная, что этим вы собираете себе сокровище лучшее и непреходящее на небесах. Таковы были тогда ваша вера и ваше упование! Не оставляйте их теперь. 35. Итак, как прежде с упованием переносили скорби и страдания за свою веру, так и теперь продолжайте переносить их с упованием на великое воздаяние вам за это на небесах, - в будущей жизни. Запаситесь пока еще терпением. 36. «Вам, говорит, не нужно ничего другого, кроме одного, терпения: помните его и тем исполните волю Божию, ибо сам Христос Господь сказал: претерпевший до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22), и тогда вы получите обещанное блаженство в Царстве Христовом (Феоф.). Ибо Праведный Судия близок, чтобы исполнить Свое обетование, только будьте тверды в вере! 37-38. Еще пророку Аввакуму Бог возвестил, что Судия близко – с целью воздать каждому по делам его веры. Но Он же сказал, что праведный, - верующий и исполняющий волю Божию, получит жизнь вечную – блаженную, только чрез твердую, непоколебимую веру в Господа Иисуса Христа. Кто же поколеблется в своей вере, придет в уныние под влиянием искушений, к такому не благоволит Бог, - не радуется, душа Его о нем (Феофл.). Итак 39. Мы, христиане, говорит, призваны не для того, чтобы колебаться в вере и, таким образом, погибнуть, а для того, чтобы выстоять среди искушений, сохранить веру свою непоколебимо, и тем спасти свою душу.
|