Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
22. Хотя Евреям при жизни Иосифа жилось хорошо в Египте (Быт. 47, 1-27), так что лучшего, по-видимому, нельзя было и желать; но Иосиф пред кончиною своею напоминал об исходе из Египта и поселении в земле обетования сынов Израилевых, руководясь верою в обетовании им Богом земли Ханаанской. И сам так глубоко верил в это, что завещал братьям перенести кости его в Палестину и там похоронить их (Быт. 50, 24). «Сказав об Авеле. Ное, Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе, которые все славны и знамениты, Апостол потом еще усиливает утешение, представляя в прочих лица неизвестные. Он начинает с неизвестных родителей Моисея, людей неизвестных и не имеющих ничего такого, что имел сын их» (Св. Злат.). 23. После смерти Иосифа настало для Еврейского народа тяжелое время – рабства. Так, новый царь Египетский, не знавший Иосифа, и опасаясь за безопасность египтян от быстрого размножения евреев, повелел повивальным бабкам умерщвлять родившихся еврейских мальчиков (Исх. 1, 15-17). В такое-то время и родился Моисей. Но Бог, видимо, хранил Его, положив на нем явную печать Своего избрания – мальчик был прекрасен такою красотою, что родители его увидели в этом знамение его избрания Богом и, по вере в Бога, избравшего его, хранили его три месяца в своем доме, как бы пренебрегая царским повелением. Это же, вероятно, знамение Божия избрания мальчика побудило и дочь Фараона усыновить Моисея и воспитать его при дворе совершенно в чужой ему обстановке, так что он мог совсем забыть свой народ. Но Моисей, руководимый Промыслом Божиим, не только не забыл свой народ, но и спас его из рабства. 24-26. Когда Моисей пришел в возраст мужа, - достиг 40 лет, он вышел однажды из дворца посмотреть евреев. – Видя их тяжелое рабство в делании кирпичей (Исх. 1, 1; 2, 11) и заметив, что какой-то египтянин бьет еврея, Моисей заступился за своего единоплеменника, ударил египтянина и убил его (Исх. 2, 12), что было ясным доказательством того, что Моисей веровал в Бога Израилева и тем самым отрекся от сыновства дочери Фараона. Но так как убийство им Египтянина могло быть известно при дворе, то он совсем оставил Египет и удалился в землю Мадиамскую (Исх. 2, 15), предпочитая быть переселенцем и страдать самому, как страдал народ Божий в Египте, чем быть в обществе с язычниками, египтянами, и среди них волей-не-волей предаваться беспечности и бездеятельности и другим временным греховным наслаждениям. Всем сокровищам египетского двора он предпочел, как большее и лучшее, поношение Христово, - то есть временное страдание за веру в Обетованного, чрез Пророческое благословение Иаковом Иуды, Мессию-Христа: не отнимется скипетр (царская власть) от Иуды (его потомства) до времени пришествия Примирителя (Мессии), которому покорятся (духовно) народы (Быт. 49, 10). На воздаяние в этом царстве он и уповал, а не на сокровища земные и временное владение ими. Движимый такой верою, он не убоялся царского гнева. 27. После убийства египтянина, Моисей оставил Египет и удалился в землю Мадиамскую, - в землю совершенно чуждую ему (Исх. 2, 15 и д.), где прожил 40 лет, уповая на Бога и Его Святой Промысел о нем. Но, когда Бог позвал его на предназначенное ему служение, - избавление евреев от рабства египетского, он, уповая на Него, смело пошел в Египет, к народу своему. Не убоявшись царского гнева, предстал пред лицо Фараона и просил его отпустить народ в пустыню для принесения жертвы Богу (Исх. 3 гл. Св. Злат.). Откуда у него была такая смелость? Он верою созерцал Невидимого Бога, Который послал его в Египет, и был тверд надеждою на Его всесильную помощь. Эта вера руководила им во всем деле освобождения им Еврейского народа из рабства. 28-29. Когда Египтяне за свое упорство – отпустить Евреев поражены были (казнями от Бога, Моисей твердо веровал, что последняя, 10 казнь, - избиение всех первенцев египетских, сломит упорство египтян, - они освободят народ Еврейский, поэтому он повелел евреям совершить пасхальный обряд жертвоприношения агнца и пролитие крови, т.е. помазание кровью его на косяках и перекладинах дверей в домах евреев (Исх. 12, 28), чтобы Ангел, истребитель первенцев египетских, не коснулся евреев (Исх. 12, 22-23). Это прохождение «истребителя» мимо домов еврейских, где принесен был в жертву Богу непорочный агнец, и называется, собственно, пасхою. Верою в Божие покровительство все Израильтяне перешли Чермное море как посуху, потому что Моисей, по вере в повеление Божие, ударом жезла своего как бы рассек море и образовал сухое дно. Когда же преследующие их египтяне без веры вступили в него, все потонули (Исх. 14, 6-7, 23). – Так же, чудом по вере взят был Иерихон, окруженный для евреев неприступными стенами. 30. Евреи по истечении 40 летнего странствования по пустыне, подошли, наконец, к пределам земли, обетованной им Богом. Но на самой границе ее находился сильно укрепленный высокими и толстыми стенами город Иерихон, который охранял землю от вторжения неприятелей. Евреи и думать не могли его взять своими силами. Но Бог дал повеление Иисусу Навину, преемнику Моисея, уже умершего, чтобы семь священников, с семью юбилейными трубами, и трубя в них впереди ковчега завета, в течение шести дней обходили по одному разу город Иерихон, а в седьмой день они обошли бы город семь раз. Посредством этого способа падение огромных стен города и взятие его могло показаться всякому невероятным. Но Иудеи веровали словам Божиим, и вера разрушила стены города и овладела городом в седьмой день (Иис. Нав. 6 гл.). – Вера спасла даже язычницу-блудницу Иерихонскую, Раав. 31. Пред чудесным взятием Иерихона Иисус Навин послал туда соглядатаев, которых приняла и укрыла в своем доме Иерихонская блудница, Раав. Почему она укрыла врагов народа своего? Потому, что веровала, что Господь, сотворивший столько знамений и чудес в пустыне для народа Своего, отдаст ему и эту землю, ибо Господь Бог ваш, говорила она соглядатаям, есть Бог на небе вверху и на земле низу (Иис. Нав. 2, 9-11). За эту веру в Бога и за то, что она, по вере своей, спасла соглядатаев от своих сограждан, хотевших убить их, она пощажена была Евреями от смерти, от которой погибли все обитатели города (Иис. Нав. 6, 20-24). Вообще, примеров веры в ветхозаветной истории так много, что не достанет и времени всех перечислить. Поэтому Св. Павел перечисляет действия и следствия веры, которые проявились: то в победе над царями и царствами (Иис. Навин, Давид), то в правосудии (Гедеон), то в получении земных благ (Иосиф, Давид), то в победе над зверями и стихиями, то в избежании опасности, то в победе над смертью, то в перенесении страданий и смерти в надежде на будущее, то в презрении благ этой жизни. 32-34. Св. Павел говорит, что у него не достанет и времени говорить подробно о подвигах веры в ветхом завете даже тех немногих подвижников, о которых он упоминает кратко. И на первом плане ставит тех, которые верою побеждали Царства. Так судья Гедеон с 300 безоружных людей победил царство Мадиамское верою в помощь Божию (Суд. 7 гл.); судья Варак, по вере словам Господа, переданным ему пророчицей Деворрой, с 10000 воинов победил чудесно (Суд. 5 гл.) царство Ханаанское, выступившее против него с многочисленнейшим войском, с железными колесницами и конницей (Суд. Гл. 4). Также и судия Сампсон, уповая на помощь Божию, победил Филистимлян (Суд. 16, 23-30). Судия Иеффай верою победил Аммонитян (Суд. 11 гл.). Из судей Самуил силою веры и своей молитвы к Богу низвел на Филистимлян гром с неба и ужас, а Израильтяне, видя это и веруя в молитвы Самуила, поразили Филистимлян так, что они после этого не смели более ходить в пределы Израилевы (1 Цар. 7 гл.). Царь и пророк Давид одержал несколько побед силою веры своей: над Филистимлянами (2 Цар. 5, 19-25), Моавитянами (2 Цар. 8, 2), Сирийцами (2 Цар. 8, 3-5; 10, 13-19) и Ефремлянами (2 Цар. 20 гл.). Что все эти победы Давид одержал при помощи Божией, по вере в Него, это он сам высказал в своей хвалебной песне Господу (2 Цар. Гл. 22-23). Во-вторых, Св. Апостол говорит о тех, которые верою творили правду, - что относится преимущественно к пророкам, которые возвещали людям правду Божию и сами жили в этой правде, усердно служа Господу. В-третьих, Св. Апостол говорит о тех, которые верою получили обетования. Многие из судей, Царей и Пророков, по вере в Бога получали от Него те, или другие обетования. Но в особенности Царь Давид получил обетование от Бога, что от его семени произойдут цари, имеющие царствовать преемственно до плена Вавилонского (2 Цар. 7, 12-16). В-четвертых, Св. Апостол говорит о тех, кои, поверив в Бога, заградили уста львов. Под ними можно разуметь Самсона, растерзавшего льва (Суд. 14, 5-6), в особенности же пророка Даниила, который дважды заключен был в львиный ров и оба раза львы не причинили ему никакого вреда, ибо Ангел Господень, по вере пророка, заградил им уста (Дан. 6, 12-24; 14, 31-42). В-пятых, Св. Апостол упоминает тех, кои, по вере в Бога, угасили силу огня, под которыми нужно разуметь трех отроков (Ананию, Азарию и Мисаила), которых – вавилонский царь Навуходоносор приказал, за не поклонение их идолу, бросить в огненную пещь, но по вере их в Бога Ангел Господень охладил пламень огня, и они вышли из пещи невредимыми (Дан. 3, 17-94). В-шестых, Св. Апостол упоминает о тех, которые по силе веры избегли острия меча, например, прор. Илия избег угрожавшей от меча смерти по приказанию Иезевели (3 Цар. 2, 3) и др. В-седьмых, Апостол упоминает о тех, что, по силе веры своей, укреплялись в немощах. Так царь Езекия, будучи при смерти, молитвою веры получил исцеление и еще жил 15 лет (4 Цар. 20, 1-11). Так же Иову, по молитве его, Господь возвратил здоровье (Иов. 42, 10). Некоторые (Св. Злат.) под укрепленными в немощах по силе веры, разумеют и возвратившихся из плена Вавилонского, которые были истомлены пленом до того, что стали похожи на кости сухие (Иезек. 37, 11-14). Но и такие, при помощи Божией, построили и храм, и город Иерусалим (1 Ездр. 3. 10-13; 6, 14-17; Неем. 12, 27 и др.) и защищались с успехом от врагов. В-восьмых, Св. Апостол указывает силу веры в тех, которые были сильны на войне и прогоняли полки чужих. Не только во времена судей и царей верующие Иудеи чрез веру в Бога были крепки на войне и прогоняли полки чужих, но и после возвращения из плена были крепки на войне с окружающими их неприятелями и, особенно, в последний период существования ветхого завета, они во время Маккавеев с блестящим успехом сражались с целыми полками египетскими и сирийскими (1 Мак. 6, 28-42; 2 Мак. 8, 1-6; 15, 26-28 и др.). Злострадания ветхозаветных праведников указываются Апостолом тоже, как проявление их веры и мужественного терпения, в надежде на будущее освобождение от всех зол в новой жизни, по воскресении. 35-38. По вере в Бога прор. Илия воскресил из мертвых и возвратил живым матери, вдове Сарептской, умершего ее сына (3 Цар. 17, 20-23); так же прор. Елисей воскресил сына Сонамитянки (4, 32-37). Некоторые же из ветхозаветных праведников замучены были за свою веру, как Елеазар и семь отроков Маккавеев с матерью их, Соломиею (2 Мак. 7, 1-41). Они могли бы избавиться от мучения отречением от своей веры, но, имея страх Божий, захотели лучше умереть за свою веру, чем отказаться от нее (2 Мак. 6, 30-31), чтобы получить лучшее воскресение, - славное и блаженное, ведущее в Царство небесное (2 Мак. 7, 9-29). Весьма многие из ветхозаветных святых за веру испытали поругания и побои, как, например, Самсон от Филистимлян (Суд. 16, 25), послы Седекии царя от народа (2 Пар. 30, 10; 36, 16); особенно во времена Маккавеев верующие Иудеи подвергались жестоким преследованиям от язычников (2 Мак. 6, 30; 3 Мак. 2, 19-20). Иных за веру побивали камнями, как Назуфея (3 Цар. 21, 1-15) и священника Захарию (2 Пар. 24, 20). Иные были перепиливаемы, как, по преданию, прор. Исаия, по приказанию царя Манасии, был перепилен деревянною пилою. Иных Бог подвергал разным искушениям, как Авраама, прор. Иону, и нашел их достойными себя (Прем. Сол. 3, 5). Некоторые верующие были убиты мечем, напр., весь род священника Ахимелеха, по приказанию царя Саула (1 Цар. 22, 17-19); по приказанию Иезавели много было убито пророков Господних (3 Цар. 18, 4. 13; 19, 1. 10. 14; Иер. 26, 23; Плач Иер. 4, 13-14). Иные из ветхозаветных праведников, как прор. Илия и Елисей, всю почти жизнь свою прожили бедственно и зимой, и летом покрывали свою наготу вместо одежды овчиной из козьей кожи, терпели недостатки во всем, скорби и оскорбления (Зах. 13, 9). Такие страдальцы за веру, которые ценнее были в очах Божиих целого мира физического и нравственно грешного (Сир. 16, 3), скитались в горах, пустынях и пропастях земных: они умерли бы с голоду, если бы не питал их Сам Господь (3 Цар. 18, 9). Итак, иных праведников за веру Бог хранил от бедствий, а других, для испытания сил их веры, допускал испытать разные бедствия. «То и другое, говорит Св. Златоуст, - чудеса веры: и то, что она совершает великие дела, и то, что она терпит великие бедствия». Все эти ветхозаветные праведники, хотя получили удостоверение от Бога, что они за свою веру угодны Ему, но не получили обещанного им Отечества, как полной награды за их веру. 39-40. Ветхозаветные праведники получили от Бога свидетельство, что за свою веру они угодны Ему: но они еще не получили обещанной им награды. Это потому, что Бог предусмотрел о нас – Христианах нечто лучшее тем, что не воздал им заслуженных ими наград. Что же это лучшее, предусмотренное Богом в нашу пользу? Дабы они, ветхозаветные праведники, не без нас достигли совершенства. Бог определил для всех людей и даже для всего мира одно время для всеобщего суда, по которому праведники и ветхого и нового завета получат все обещанное им, царство небесное, - совершенную награду за свою веру и добродетельную жизнь, а грешники – муку вечную. До тех же пор ни те, ни другие не достигнут – не получат этого совершенства.
|