Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условия эксплуатации портовых перегрузочных машин в различных климатических условиях
Морские порты РК и стран ближнего и дальнего зарубежья имеются во всех резко различающихся метеорологическими условиями и климатом районах. Неблагоприятные климатические и метеорологические, факторы создают затруднения в эксплуатации машин, вызывают непроизводительные простои, ухудшение технического состояния и даже поломки деталей и узлов неблагоприятно отражаются на трудовой деятельности и здоровье людей. В системе водного транспорта РК простои судов из-за осадков и сильного ветра составляют до 12—15% всего стояночного времени, что ежегодно приносит многомиллионный убыток. В России (РФ), основная часть этих простоев приходится на грузонапряженный летний период, в который в Приморье и на Севере выпадает более 70% годовых осадков. В результате многие суда недогружались либо уходили обратно с частью не выгруженного груза по причине затяжной непогоды. Пагубным является влияние морозов. Когда на Север направлялись те же машины, что и в центральные районы РФ, оказывалось, что количество их поломок в 3—5 и более раз больше, чем в условиях умеренного климата. Потери от использования техники, не приспособленной к условиям Севера, велики. В связи с этим приняты меры к созданию приспособленной для работы на Севере техники, которая регламентируется ГОСТ 15150—89, ГОСТ 14892—89 и др., в том числе техническими условиями, нормалями, Правилами [13]. Под жесткостью климата (жесткостью погоды) понимается неблагоприятное влияние климатических факторов на живую природу, технику и деятельность человека. Для многих устройств и условий труда важно сочетание низких температур со скоростью ветра, когда увеличиваются тепловая отдача и нагрузки, ухудшаются условия для устранения отказов и ТО машин. Пока нет единого критерия жесткости климата (погоды), которая количественно оценивается пока в баллах по формуле Бодмана:
(1)
где — температура среды, °С; — максимальная скорость ветра в момент действия температуры t, м/с. Определенная по формуле Бодмана жесткость соответствует условиям и поведению растительности и в меньшей степени в отношении техники, поскольку в ней весьма велик фактор ветра, например балл жесткости при =-58°С и =0 меньше балла при =-2°С и скорости ветра и =15 м/с. Определенные по этой формуле баллы жесткости для Якутска, Ставрополья и Новороссийска (РФ) оказываются практически равными. Такая оценка для техники непригодна. Возникает необходимость оценивать техническую жесткость холодного климата. Анализ данных о параметрах отказов машин дает возможность предложить формулу:
(2)
где — минимальная из возможных температур воздуха, °С; ср — среднемесячная температура воздуха самого холодного месяца, °С; — средняя скорость ветра за три наиболее холодных месяца, м/с; — наибольшее рассеивание значений суточной температуры в течение наиболее холодного месяца, °С; — относительная влажность воздуха самого холодного месяца в долях единицы. Данные о климатических факторах приведены в Строительных нормах и правилах (СНиП ПА—82). Для их использования указанное выше значение tmtil можно определить по формуле
(3)
где — средняя температура воздуха наиболее холодной пятидневки. Учитывая практическое использование показателя технической жесткости, территорию РК и стран ближнего зарубежья целесообразно разделить на четыре зоны по баллам жесткости (табл. 2). Для каждой из этих зон технической жесткости должны создаваться наиболее приспособленные машины. Можно систематизировать следующие основные явления и факторы, возникающие при низких температурах: снижение ударной вязкости металлов с объемно-центрированной кристаллической решеткой (уменьшается предел выносливости и, следовательно, несущая способность элементов техники); отвердевание и хрупкость полимерных материалов; обледенение и попадание снега и льда в механизм; замерзание или застывание охлаждающих и рабочих жидкостей; снижение смазывающих свойств масел и смазок; усложнение подготовки к работе и запуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Повышение хладостойкости обходится дорого. Так, по некоторым данным, увеличение уровня хладостойкости с -45 до -60°С (на 15°С) повышает их стоимость в среднем на 22—30%. Это объясняется применением высоколегированных сталей и других специальных материалов и улучшением конструкций. Поэтому технические требования к машинам должны быть дифференцированы. Различаются следующие климатические районы земного шара, где климат: умеренный (У), холодный (X), тропический сухой (ТС), тропический влажный (ТВ), тропический морской (ТМ), горы свыше 2200 м (Г). Территория РК и стран ближнего зарубежья характеризуется умеренным и холодным климатом. Тропический климат территорию РК и стран ближнего зарубежья не затрагивает. Поэтому поставка машин для тропиков производится только по указаниям экспортных организаций. Для поставки и последующей эксплуатации машин имеют значение: температура внешней рабочей среды (воздуха, газа, воды, почвы), влажность воздуха, давление воздуха или газа (высота над уровнем моря), солнечная радиация, дождь, снег, иней, пыль, ветер, резкие смены температур, соляной туман, гидростатическое давление воды, действие плесневых грибков, содержание в воздухе коррозионно - активных агентов. Значения климатических факторов различаются: номинальные — нормируемые или заданные техническими условиями; рабочие — естественно изменяющиеся или неизменные, в пределах которых обеспечивается сохранение номинальных параметров и экономически целесообразных сроков службы машин; предельные при эксплуатации — значения факторов, действующих редко (не более 6 ч), когда сохраняется работоспособность и после восстанавливаются номинальные параметры и точность. Для тепловых расчетов в части влияния на длительный срок службы машин принимается так называемая эффективная температура. Машины предназначаются для эксплуатации в одном или нескольких микроклиматических районах: У — с умеренным климатом, где средняя температура воздуха максимум +40°С, минимум —45°С; ХЛ — с холодным климатом--45°С и ниже. Для побережья Охотского и Берингова морей поставляются машины на передвижных установках для холодного климата. Под максимальной минимальной температурой понимают среднюю из ежегодных абсолютных максимумов (минимумов). ТВ — тропический влажный климат, характеризуется сочетанием температуры 20°С (и выше) и относительной влажности 80% (и выше), наблюдаемым примерно не менее 12 ч в сутки за непрерывный период от 2 до 12 мес в году. ТС — тропический сухой климат — температура выше 40°С. ТМ — тропический морской климат, который имеют моря и океаны между 30° северной и 30° южной широт. М — умеренно-холодный морской климат, который имеют моря и океаны севернее 30° северной и южнее 30° южной широт. В связи с эксплуатацией в указанных микроклиматических районах вся техника выпускается в исполнениях, обозначаемых соответственно У, ХЛ, ТВ, ТС, ТМ, М. Исполнения машин, одновременно предназначенных для двух тропических ТВ и ТС, обозначаются Т, всех районов на суше — О, для судов неограниченного плавания — ОМ, машины и установки для всех микроклиматических районов на суше и море — В. По согласованию с заказчиком изделия исполнения У могут эксплуатироваться в южных районах стран ближнего зарубежья с максимумом температуры воздуха не выше -4-40°С и минимумом не менее —40°С или соответственно в тропическом климате. Допускается поставка исполнения У для холодного климата в пределах 50 км от юго-западной и юго-восточной границ стран ближнего зарубежья. В зависимости от места эксплуатации машины указанных исполнений изготавливаются по следующим категориям: 1—для работы на открытом воздухе; 2 — в помещениях, где колебания температуры и влажности воздуха несущественно отличаются от наружных значений; 3 — для закрытых помещений, где воздействие внешних факторов понижено; 4 — для работы в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями (отопление, охлаждение и т. д.); 5 — для работы в помещениях с повышенной влажностью (шахты, подвалы, трюмы судов, цехи с конденсатом влаги и т. д.). В условное обозначение изделия вводят обозначение климатического исполнения, например электродвигатель типа АО2-21-4 в исполнении Т для категории размещения 2 обозначается АО-2-21-4Т2. ГОСТ 15150—89 устанавливает значения температур, влажности и некоторых других параметров как по исполнениям, так и по категориям размещения машин. При этом для нагреваемых солнцем поверхностей значения температур увеличиваются при белом или серебристом цвете на 15°С и на 30°С — для поверхностей, которые имеют иной цвет. Самая низкая температура — 60°С устанавливается для машин исполнения В. За нормальные значения факторов внешней среды при испытаниях машин (нормальные климатические условия) принимаются: температура +25 +Ю°С; относительная влажность воздуха 45—80%; атмосферное давление 630—800 мм рт. ст. При температуре выше 30°С относительная влажность не должна быть выше 70%. Условия эксплуатации металлических деталей и материалов классифицируются по коррозионной активности атмосферы на группы: легкая (Л), средняя (С), жесткая (Ж), особо жесткая (ОЖ). Под эти группы подпадают исполнения: Л—ХЛ, У, ТСУ С—ТВ, Т, М, ОМ, О, В — в основном 2-й — 4-й категорий (работа в помещениях); Ж—ТВ, Т, О, В — в большинстве 1-й — 3-й категорий; ОЖ — все исполнения пяти категорий: ТВ и Т — категория 1, но в помещении; М, ТМ, ОМ — категорий 1, 2. Таблица 2
Аналогичные группы устанавливаются для хранения машин, например группа Л — хранение в отапливаемых (охлаждаемых). помещениях; С — закрытые помещения с естественной вентиляцией; Ж — открытые площадки и навесы при умеренном и холодном климате; ОЖ — открытые площадки и навесы в любых климатических районах территории РК и стран ближнего зарубежья.
|