Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем!
Есть святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери. С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове. По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку… Это хранительница очага, работящая и верная жена, защитница собственных детей и неизменная радетельница за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях. Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке. По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан: И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей всё разумное ногами, Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты – О, мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты! (Из стихотворения «Мать»)
Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», в стихотворении «Внимая ужасам войны», в Поэме «Кому на Руси жить хорошо»… «Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик! Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…» Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «попрежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Есенин с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей». Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей». Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей. Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени! 17 месяцев Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды. Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой… Всё перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать. Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий. Перед этим горем гнутся горы, Не течёт великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска. Мать проходит круги ада. Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»… Да разве об этом расскажешь – В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла! (М, Исаковский). Матери закрывают нас грудью, даже ценой собственного существования от всякого зла. Но не могут матери защитить своих детей от войны, и, пожалуй, войны больше всего направлены против матерей. Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев. Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир.
Так будет. «Они достойны друг друга. Они оба прекрасны» «Евгений Онегин» — роман о любви. Любовь у Пушкина — высокое, свободное чувство. Человек свободен в своем выборе и счастлив этим. Хотя Татьяна и любила Онегина, но она не была с ним счастлива, её любовь была безответной. Проследить тему любви можно по двум встречам Татьяны и Евгения. В лице Татьяны Пушкин воспроизвел тип русской женщины в реалистическом произведении. Татьяна для Пушкина-«милый идеал», но не для Онегина. Поэт наделяет свою героиню простым именем. Татьяна простая провинциальная девушка, не красавица. Задумчивость и мечтательность выделяют ее среди местных обывателей, она чувствует себя одинокой среди людей, не способных понять ее духовных запросов: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива. Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Единственным удовольствием и развлечением Татьяны были романы: Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все. Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо. Натура Татьяны глубока и сильна. У Татьяны «мятежное воображение»умеряется и направляется «умом и волею живой» В ней есть удивительные черты: мечтательность, душевная простота, искренность, безыскусственность, любовь к родной природе и народным обычаям. При встрече с Онегиным, который выглядел особенным среди ее знакомых, она именно в нем видит своего долгожданного героя. Она не ведает обмана И верит избранной мечте. Она желает сама решить свою судьбу, сама определить свой жизненный путь. Татьяна хочет сама избрать себе спутника жизни. Следуя сердечному порыву, она решается признаться Онегину в письме, которое является откровением, признанием в любви. Это письмо проникнуто искренностью, романтической верой во взаимность чувства. Но Онегин, хотя и «тронут был» письмом Татьяны, не ответил на её любовь. Мечты героини о счастье рухнули. Её любовь принесла ей одни страдания. Онегин не смог оценить всю глубину и страстность любящей натуры Татьяны. Ей встретился человек, который был «эгоистом», хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в её жизнь того, о чём она мечтала. Он читает ей суровую отповедь, которая приводит девушку в полное расстройство и душевное смятение. Убив на дуэли Ленского, единственного певца любви среди окружающих его людей, Онегин убивает свою любовь. С этого момента и совершается перелом в жизни Татьяны. Она меняется внешне, ее внутренний мир закрыт для посторонних глаз. Она выходит замуж, становится светской дамой, всеобщее уважение и преклонение встречает она в «высшем свете». Она презирает пошлость светского общества, праздную и пустую его жизнь. Через три года Татьяна вновь встретилась с Онегиным. В Москве встречает Онегина холодная светская дама, хозяйка знаменитого салона. В ней Евгений с трудом узнает прежнюю робкую Татьяну и влюбляется в нее. Он видит то, что хотел видеть в той Татьяне: роскошь, красоту, холодность. Но Татьяна не верит в искренность чувств Онегина, так как не может забыть свои мечты о возможном счастье. В Татьяне говорят оскорбленные чувства, настала ее очередь отчитывать Онегина за то, что не сумел вовремя разглядеть в ней свою любовь. Татьяна несчастна в своем замужестве, слава и богатство не приносят ей удовольствия: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера. Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту роскошь маскарада Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище… В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным ещё полнее раскрываются её высокие душевные качества: нравственная безупречность, правдивость, верность долгу, решительность. Судьба Татьяны трагична не менее, чем судьба Онегина, но трагедия её иная. Жизнь изломала, исковеркала характер Онегина, превратила его в «умную ненужность»(по выражению Герцена). В первой встрече героев автор дает Онегину шанс изменить свою жизнь, наполнив ее смыслом, олицетворением которого является Татьяна. А во второй встрече Пушкин наказывает главного героя тем, что оставляет Татьяну абсолютно недоступной для него.
|