Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место гимнастики в системе физического воспитания
ХАРАКТЕРИСТИКА ГИМНАСТИКИ В системе физического воспитания особое место занимает гимнастика, которая позволяет совершенствовать двигательные способности человека и способствует формированию основ культуры здорового образа жизни (рис. 1, с. 6). Место гимнастики в системе физического воспитания Гимнастика — исторически сложившаяся часть физического воспитания, объединяющая специфические средства и методы, нацеленные на гармоничное развитие человека, находит реализацию в р а з н ы х с ф е р а х: — в физическом воспитании с помощью элементов гимнастики формируется потребность в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительное отношение к физической культуре. Гимнастика является важным разделом государственных программ по физической культуре для образовательных учреждений разного уровня; — в физической рекреации гимнастические упражнения используются для активного отдыха людей всех возрастов, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от труда и быта и т.п.; — в двигательной реабилитации средства гимнастики направлены на восстановление утраченных двигательных способностей. Они формируют моторику и комплексно развивают эстетико-психологические способности людей с различными ограничениями в состоянии здоровья; — в спортивных дисциплинах гимнастики, содержание и направленность которых позволяет привлекать миллионы любителей гим- Рис. 1. Многообразие средств гимнастики для формирования основ культуры здорового образа жизни настики. Огромный арсенал средств помогает оптимально-сбалансированно развивать рекордное проявление координации, силовых способностей, гибкости, прыгучести и равновесия. Приоритетность гимнастики в формировании готовности к использованию ее основных средств и методов при решении социальных и профессиональных задач нацеливает на стремление к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию. Специфика упражнений обусловливает сущность гимнастического метода, который заключается в строгой регламентации двигательной деятельности занимающихся и в возможности применения характерных для гимнастики разновидностей методов и методических приемов для организации учебно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях, государственных учебных заведениях (школах, училищах, колледжах, вузах), оздоровительных группах и клубах с занимающимися разного возраста. При решении педагогических задач, организации и руководстве деятельностью занимающихся выделяют следующие характерные для гимнастики м е т о д и ч е с к и е о с о б е нн о с т и: — возможность логически обоснованного разделения сложного упражнения на отдельные фазы или части, что позволяет предложить доступную для занимающихся последовательность изучения гимнастических элементов; — возможность комплексного и многофункционального характера упражнений, позволяющего использовать их для решения разных педагогических и оздоровительных задач; — возможность объединять различные по двигательной структуре, способам выполнения, энергообеспечению упражнения, конструировать из них комплексы (комбинации) и использовать актуальные дидактические технологии, направленные на решение разных задач; — возможность усложнять или упрощать упражнения за счет изменения внешних характеристик, составляющих их движений (исходного и конечного положения, амплитуды, направления, характера их выполнения и т.п.), что позволяет адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей; — возможность управлять нагрузкой на уроке, учитывая пульсовую стоимость каждого упражнения; — возможность четкой организации занятия и строгой регламентации каждого упражнения, что активизирует и дисциплинирует занимающихся. Тесная взаимосвязь методических особенностей гимнастики позволяет реализовывать различные задачи физического воспитания. Решение любых задач невозможно без главного действующего лица — педагога. Среди общепедагогических (личностных) качеств профессионала в области физической культуры наиболее значимыми являются отзывчивость, требовательность и дисциплинированность. Относительно профессионально-методических качеств отмечено, что его характеризуют в первую очередь: — знания теоретико-методических аспектов гимнастики; — музыкальность; — умение составлять комплексы и комбинации упражнений; — владение техникой и методикой воспитания физических качеств и обучения упражнениям, проведения частей и урока в целом (рис. 2, с. 8). Рис. 2. Характерные показатели педагогического мастерства специалиста по физической культуре Перечисленные качества не исчерпывают всего многообразия специальных способностей и свойств педагогической личности тренера, но они являются тем минимумом, которому должен отвечать каждый профессионал, организующий и проводящий занятия. Компетентность педагога, знание современных концепций обучения, видов гимнастики и особенностей оздоровительной и спортивной тренировки являются важными составляющими его подготовленности.
|