![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЛЕКЦИЯ No 9. Понятие социального конфликта и возможные пути его разрешения
Конфликт — открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия.
Стадии протекания конфликта: 1) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм; 2) переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов; 3) конфликтные действия; 4) снятие или разрешение конфликта. Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, мировоззрением. Конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. В любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых обеими конфликтующими сторонами
Несмотря на то, что большинство людей относятся к конфликту как к чему" то негативному, он имеет конструктивные функции 1 ) конфликт выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция); 2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция); 3) призван разрешить противоречие (инструментальная функция); 4) имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств (перестроечная функция).
Деструктивные функцииконфликта очевидны: 1) в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, подавленность, напряжение; 2 ) нарушается система взаимосвязей; 3 ) понижается эффективность совместной деятельности Существует несколько типологий конфликтных ситуаций Межличностные конфликты — столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют или мешают друг другу. Межгрупповые конфликты возникают из" за противоборства групп в коллективе или социуме. Внутриличностные конфликты— столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека Возможны классификации конфликтов: 1 )горизонтальные (между рядовыми сотрудниками); 2) вертикальные (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу); 3) смешанные (сочетание предыдущих разновидностей)
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные вопросы и разрешение которых выводит организацию на более высокий и эффективный уровень развития Такой конфликт рассматривается как ложный, в отличие от подлинного, при котором реальные противоречия существуют и осознаются обеими сторонами подлинного противоречия. Среди различных типов конфликтов наиболее сложным можно считать так называемый латентный, т. е.
|