Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЛЕКЦИЯ № 11. Проблематика малой группы в социальной психологии
Малая группа — немногочисленная по составу группа, участ" ники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, группо вых норм и групповых процессов. Малая группа — это группа, реально действующая не в ваа кууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности.
Распространены классификации деления малых групп на:
1) «первичные» и «вторичные»; 2) «формальные» и «неформальные»; 3) «группы членства» и «референтные группы». Деление малых групп на первичные и вторичные было предло жено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное разделе ние первичной группы, назвав такие составляющие, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Деление групп на формальные и неформальные было предло жено Э. Мэйо. Классификация групп на группы членства и референтные группы была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы
Выделяют три основных направления в исследовании малых групп:
1) социометрическое; 2) социологическое; 3) школа «групповой динамики»
Социометрия — это и психологическая теория общения и внут ригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений
Каждый индивид в группе имеет свой социометрический ста тус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов.
Самыми высокостатусными являются социометрические звез ды — члены группы, имеющие максимальное количество поло жительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатус ные члены группы, определяемые по числу положительных выбо ров и не имеющие большого числа отрицательных. 1) На более низкой ступени межгрупповых отношений находят" ся изолированные — субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. 2) Далее идут отверженные — такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. 3) На последней ступени социальных предпочтений пренебрегаемые, или изгои — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы выступает важной качественной характеристикой самой группы. Если в группе мало взаимных выборов, то можно сделать вы" вод о неблагополучии ее интегральных психологических характеристик. Вся совокупность этих исследований носила название групповой динамики. Основная проблематика сводилась к следующему: 1) какова природа групп; 2) каковы условия их формирования; 3) какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами; 4) каковы условия их успешного функционирования.
ЛЕКЦИЯ № 12. Лидерство + понятие и классификация Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе В социально психологическом смысле лидерство и руководство — это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. Выделяют два аспекта власти — формальный и психологический — в зависимости от ориентации и лидеров и руководителей. Различия между лидером и руководителем: 1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель — формальные. Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации 2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более вы соком уровне социальных отношений; 3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство; 4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и не формальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только не" формальные санкции; 5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений.
Теория черт включает идею о том, что лидерство — феномен, рождаемый специфическими чертами лидера. Харизма — исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей Ситуационная теория провозглашает значимость ситуации в процессе выдвижения лидера. Лидер — функция ситуации. Типы социальных ситуаций в зависимости от изменения степени формализации отношений и автономии субъектов. 1) внезапные критические ситуации. Они являются непредсказуемыми, возникают как стихийный процесс и способствуют выдвижению нового лидера; 2) критические повторяющиеся, предсказуемые ситуации. Лидеров и руководителей специально готовят для определенных действий в таких ситуациях; 3) типичные повторяющиеся ситуации, в основе которых лежат конвенциональные нормы. Такие ситуации обычно не предполагают наличия лидера 4) типичные повторяющиеся конвенциональные ситуации, возникающие в учреждениях разного вида (все, что связано с работой большинства людей); 5) групповые ритуалы. Это неформальные отношения, определяющие шаблоны социального поведения большинства членов группы Ситуационные теории лидерства повлекли за собой разработку теории определяющей роли последователей. Лидерство — функция от ожиданий (экспектаций) последователей. Лидер не может существовать без социальной группы Поскольку и черты лидера, и ситуация, в которой он действует, и мнение последователей являются значимыми почти во всех условиях деятельности лидера, была разработана комплексная (реляционная) теория лидерства, включающая в себя основные идеи всех трех теорий Стиль лидерства — это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых) Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, отсутствии обсуждения принимаемых решений, управлении группой только одним человеком — руководителем, который сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных. Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных, активным обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрании Попустительский стиль выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы При авторитарном стиле качество решений руководителя зависит от информации, которой он обладает, и от его способности правильно ее интерпретировать. Авторитарный руководитель никогда не дает своим подчинен" ным полной информации о ходе дел, что может вызывать фру" страцию членов группы и ускорить формирование неформальных микрогрупп. При демократическом стиле руководитель имеет больше ин" формации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными ситуации Попустительский стиль встречается реже. При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности
|